Решение по делу № 2-65/2021 от 06.11.2020

мотивированное решение составлено

19 мая 2021 года

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Тавда                              12 мая 2021 года

Тавдинский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Федотовой Н.С.,

при секретаре Кесарецких К.Е.,

с участием представителя ответчика Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 7 Кригер М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Борщевской ФИО17 к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №7 о включении в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с целью получения жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области,

УСТАНОВИЛ:

Борщевская А.А. обратилась в Тавдинский районный суд Свердловской области с исковым заявлением к ответчику Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №7, в котором просит включить Борщевскую А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с целью получения жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

В обоснование иска истец указала, что она относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», так как её отец ФИО1Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась под опекой и была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом доме, принадлежащем её отцу ФИО2. Опекун ФИО3 вела работу по её вступлению в наследство, когда она была несовершеннолетней, на вышеуказанное жилое помещение. Однако жилое помещение по адресу: <адрес> было списано на основании акта от ДД.ММ.ГГГГ по причине «полного износа».

Из справки от ДД.ММ.ГГГГ администрации ГАПОУ СО «СТАЭТ» документального подтверждения действий о постановке на учет ФИО1, в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении или для предоставления жилого помещения, в архиве ГАПОУ СО «СТАЭТ» нет.

05.06.2017 года она подала заявление о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес>. Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> от 09.06.2017г. ей было отказано в приёме заявления о принятии её на учёт по предоставлению жилого помещения, по причине достижения истцом 23 летнего возраста.

Считает отказ преждевременным, поскольку не были учтены уважительные причины несвоевременной постановки на учет, а именно, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав в тот период, когда она была несовершеннолетней, её опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными учреждениями, в которых она обучалась и воспитывалась.

Учитывая все обстоятельства дела, истец полагает, что органами государственной власти в области защиты прав детей-сирот не были учтены имеющиеся в рассматриваемом деле упущения в работе органов опеки и попечительства, иных специализированных органов, ответственных за выявление и учет льготников в качестве уважительного основания для восстановления права детей-сирот, лиц из их числа на жилищное обеспечение. Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом РФ от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.

Считает, что у неё есть право на обеспечение жилым помещением в льготном порядке из специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Истец Борщевская А.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания была извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без ее участия. Представила в суд заявление на адрес электронной почты суда, в котором указала, что в собственности жилых помещений не имеет. В январе 2021 года повторно обратилась с заявлением о включении в список в Управление социальной политики министерства социальной политики Свердловской области №7, но вновь получила отказ, который считает незаконным. Просила суд признать ее нуждающейся в жилом помещении, как относящуюся к категории детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет, обязать Министерство социальной политики Свердловской области № 7 включить ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Указала, что единственной причиной несвоевременного обращения является не информирование ее уполномоченными органами о наличии соответствующего права, а также халатности со стороны опекунов и органов опеки в защите ее прав и интересов до достижения совершеннолетия, поскольку исходя из запросов опекуна ФИО7 и отсутствия каких-либо данных в органах опеки и попечительства о закрепленной за ней жилой площади или же постановке на учет. Позднее, когда она уже получила отказ в признании права на жилое помещение выяснилось, что жилье по адресу регистрации было признано списанным под снос в связи с износом 100 % еще в 2008 году, в то время она являлась несовершеннолетней и не имела никаких документов. Ее права были незащищены и нарушены опекунами и органами опеки и попечительства г. Тавды. Просила учесть все обстоятельства дела, законодательство, а также то факт, что в собственности жилых помещений она не имеет и не имеет возможности приобрести жилье за счет собственных денежных средств.

Указанное в заявлении Борщевской А.А. требование признать ее нуждающейся в жилом помещении, не может быть расценено судом как самостоятельное исковое требование, поскольку подлинной подписи, электронной подписи истца Борщевской А.А. на данном заявлении нет. В судебное заседание Борщевская А.А. не явилась, данное требоваие, как самостоятельное исковое требование, не поддержала, на момент рассмотрения гражданского дела заявление с подлинной подписью истца в суд не поступало. В соответствии с требованиями Гражданского законодательства Российской Федерации исковое заявление должно быть подано в оригинале и содержать собственноручную подпись истца либо его представителя. В связи с чем, гражданское дело было рассмотрено судом по первоначальным исковым требованиям.

Представитель ответчика Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 7 Кригер М.В. с исковыми требованиями Борщевской А.А. была не согласна. Суду пояснила, что Управлением повторно был вынесен приказ об отказе включения Борщевской А.А. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с целью получения жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. Были выяснены причины несвоевременного обращения с заявлением, запрошены документы. Борщевская А.А. никаких документов подтверждающих уважительность несвоевременного обращения не представила, только пояснила, что находилась в декретном отпуске и не могла обратиться. Первоначально Борщевская А.А. обращалась в Управление в 2017 году, но ей было отказано в приеме заявления, второй раз она обратилась в Управление только в январе 2021 года. В соответствии с законом Борщевская А.А. должна была обратиться с соответствующим заявлением в срок до 6 мая 2014 года, но данным правом она не воспользовалась. Приказ от 09 апреля 2021 года № 248/1-ОП является законным и действующим, обжалован истцом не был.

Изучив доводы, изложенные в заявлении, заслушав представителя ответчика, изучив письменные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Российская Федерация является социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 7, пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище установлена Конституцией Российской Федерации (часть 3 статьи 40).

Согласно части 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяющий общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

Согласно абз. 4 ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии с п. 1 ст. 8 указанного закона (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

Таким образом, дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21.12.1996 года, в том числе и по обеспечению жилым помещением специализированного жилищного фонда, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа до достижении ими возраста 23 лет.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 24.01.2013 N 120-О, в исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18-летнего возраста (пункт 1 статьи 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие названного Федерального закона на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.

Такое правовое регулирование осуществлено в интересах названных лиц с целью предоставления им дополнительной социальной поддержки с учетом имевшегося у них ранее статуса детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права тех граждан, на которых действие данного Федерального закона не распространяется, в том числе тех, кто к моменту вступления в силу данного Федерального закона достиг возраста 23 лет.

Как следует из материалов дела, Борщевская А.А., родилась ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении VIII-АИ от ДД.ММ.ГГГГ, в графе мать указана ФИО6, в графе отец указан ФИО1Ф.

ФИО1Ф. умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти I-АИ от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о смерти II-АИ от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, истец, являясь несовершеннолетней, относилась к категории детей-сирот.

Постановлением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ над малолетней Борщевской А.А. была установлена опека, опекуном назначена ФИО8.

Постановлением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 освобождена от исполнения обязанностей попечителя над ФИО9

Постановлением Главы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлено попечительство над несовершеннолетней Борщевской А.А., попечителем назначена ФИО3

На основании приказа Управления социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 освобождена от исполнения обязанностей попечителя над несовершеннолетней ФИО1. Поручено решить вопрос о передаче несовершеннолетней Борщевской А.А. на полное государственное обеспечение в ГОУНПО Слабодотуринское профессиональное училище.

Приказом от ДД.ММ.ГГГГ ГОУ НПО <адрес> Профессионального училища «Учагрополис» с ДД.ММ.ГГГГ Борщевская А.А. поставлена на полное государственное обеспечение.

В январе 2009 года директором ГОУ НПО СО ПУ «Учагрополис» в Управление социальной защиты населения <адрес> направлен запрос с просьбой, сообщить состояние жилого помещения закрепленного за Борщевской А.А. по адресу: <адрес>.

В феврале 2010 года директором ГОУ НПО СО ПУ «Учагрополис» в Управление социальной защиты населения <адрес> вновь был направлен запрос, где было указано, что Борщевская А.А. заканчивает обучение ДД.ММ.ГГГГ в учебном заведении и возвращается на постоянное проживание по закрепленному за ней адресу: <адрес>. Указана просьба проверить состояние жилья.

С ДД.ММ.ГГГГ Борщевская А.А. проходила обучение в ФГО УСПО «Екатеринбургский техникум химического машиностроения» по очной форме обучения, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании приказа У от ДД.ММ.ГГГГ выданного ФГО УСПО «Екатеринбургский техникум химического машиностроения» Борщевской А.А. был предоставлен академический отпуск в связи с беременностью. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ академический отпуск был продлен до марта 2015 года.

Директором ФГО УСПО «Екатеринбургский техникум химического машиностроения» Борщевской А.А. был дан ответ, в котором было разъяснено, что согласно (ст.1 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ , п.2 ч.2 ст. 57 ЖК РФ) она, как обучающаяся из числя детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могла воспользоваться данной гарантией на получение жилья вне очереди, так как относится к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Указан перечень необходимых документов. Кроме того, отражено, что в момент поступления в техникум, на ДД.ММ.ГГГГ она была совершеннолетней, а каждый человек, который достиг возраста 18 лет, а при этом относится к категории детей-сирот и, детей оставшихся бет попечения родителей, имеет право встать в очередь на получение квартиры от государства, и самостоятельно подготовить необходимую документацию для этого, узнавать в органах опеки и попечительства но месту жительства о том, на каких условиях происходит выдача квартир, а также что для этого нужно сделать с их стороны. Отмечено, что встать в очередь необходимо до того, как исполнится 23 года.

ДД.ММ.ГГГГ Администрацией Слободо - Туринского муниципального района Борщевской А.А. был дан ответ, из которого следует, что из информации предоставленной Управлением социальной политики по Слободо - <адрес> Борщевекая А.А. в списке детей-сирот, детей, оставшихся без попечении родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечении родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении но Слободо-Туринскому муниципальному району, не числится.

Из ответа ГАПОУ СО «СТАЭТ» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Борщевская А.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в ГАПОУ СО «СТАЭТ» по основной профессиональной образовательной программе. Документального подтверждения действий постановке на учет Борщевской А.А., в качестве лица нуждающегося в жилом помещении или для предоставления жилого помещения, в архиве ГАПОУ СО «СТАЭТ» нет.

24 мая 2016 года Управлением социальной политики Министерства социальной политики СО по Тавдинскому району на обращение Борщевской от 29 апреля 2016 года дан ответ, в котором указано, что в Управлении социальной политики по Тавдинскому району на учете для целей предоставления жилого помещения дли детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области она не состоит. С заявлением о принятии на учет ни она, ни кто либо другой в отношении нее не обращались. По документальной базе, хранящейся в органе опеки и попечительства Управления, информация о закреплении жилого помещения за ней отсутствует.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством социальной политики <адрес> на обращение Борщевской А.А. о реализации ее права на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей-сирот, дан ответ, в котором указано, что она была вправе обратиться в органы опеки и попечительства по месту жительства с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения до достижения возраста 23 лет. По информации Управления социальной политики по Тавдинскому и Таборинскому районам Борщевская А.А. с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда Свердловской области в Управление не обращалась. Указано, что решение предоставлении ей жилых помещений специализированного жилищного фонда Свердловской области как лицу из числа детей-сирот возможно исключительно в судебном порядке.

Приказом Управления социальной политики министерства социальной политики Свердловской области по Тавдинскому и Таборинскому районам от 09 июня 2017 года Борщевской А.А. было отказано в приеме заявления о принятии на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в связи с отсутствием права на предоставление жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. В п. 2 приказа, разъяснено права на оспаривание данного приказа в судебном порядке.

Данный приказ Борщевской А.А. в судебном порядке не оспаривался. Права Борщевской А.А. на объекты недвижимости в ЕГРН не зарегистрированы, что подтверждается уведомлением об отсутствии сведения в ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки ОВМ МО МВД России «Тавдинский» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Борщевская А.С. состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес>А, <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Из справки ФКУ ИК-24 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2 от ГУП Учреждения И-299/2 выделялось жилье для постоянного проживания по адресу: <адрес> представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации основных средств: жилой дом по адресу: <адрес> А - полный износ 100% (полный адрес объекта не указан).

Согласно справке представленной Азанковской сельской администрацией по адресу: <адрес>А, общей площадью 54,9 кв.м. и жилой площадью 36,05 кв.м., зарегистрированы по месту жительства Борщевская А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 (сестра) с ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств тому, что проживание истца в этой квартире невозможно, и не возможно проживание было в ней ранее, истцом не представлено.

В ответе на судебный запрос Азанковской сельской администрацией указано, что акт жилого осмотра <адрес>, расположенной по адресу: <адрес> предоставить не представилось возможным, так как длительное время (с 2007 года и по настоящее время) в доме никто не проживает, попасть внутрь помещения не имелось возможности. Дом многоквартирный, одноэтажный, щитовой (финского исполнения, постройки примерно 1950-60 годов), не на фундаменте. Кровля покрыта шифером. Имеются надворные постройки. Представлены фотографии.

Квартира в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, Тавдинский городской округ, <адрес>А, в базе данных реестра объектов муниципальной собственности Тавдинского городского округа отсутствует.

Из информации Тавдинского БТИ установлено, что по данным технической инвентаризации по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом (литера «А»), расположенный по адресу: <адрес>А, имел общий процент физического износа – 42%, год постройки <адрес> год.

В период производства по данному делу - 27 января 2021 года Борщевская А.А. вновь обратилась в Управление социальной политики с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

29 января 2021 года Управлением социальной политики № 7 в адрес Борщевской А.А. направлен уточняющий запрос, в котором указано, что Борщевской А.А. необходимо представить сведения: обращалась ли она в период с 06 мая 2009 по 06 мая 2014 года (с 18 до 23 лет соответственно) в орган местного самоуправления - администрацию Тавдинского городского округа, с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении по договорам социального найма жилых помещениях во внеочередном порядке. Указано, что в случае обращений, к информации необходимо приложить ответы (копии ответов) органа местного самоуправления, если не обращалась, необходимо указать причину не обращения.

Приказом -ОП от ДД.ММ.ГГГГ Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 7 Борщевской А.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию Тавдинский городской округ, в связи с отсутствием оснований для обеспечения жилым помещением.

В обоснование отказа ответчиком указано, что на момент обращения Борщевская А.А. достигла возраста более 23 лет, согласно акту передачи учетных дел детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до ДД.ММ.ГГГГ на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда <адрес> социального использования администрацией Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ учетное дело Борщевской А.А. в Управление социальной политики по <адрес> не передавалось, следовательно, Борщевская А.А. не была поставлена на учет нуждающейся в жилом помещении, как лицо, оставшееся без попечения родителей. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Борщевская А.А. не обращалась в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, заявителем не указаны уважительные причины пропуска срока обращения в уполномоченные органы с заявлением о постановке на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, таким образом ФИО1 не имеет оснований для обеспечения жилым помещением по муниципальному образованию Тавдинский городской округ.

Данный приказ Борщевской А.А. в судебном порядке не оспаривается, требований по оспариванию данного приказа истцом не предъявлено.

Согласно обзору практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 года, отсутствие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения.

Уважительными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, служащими основанием для защиты в судебном порядке права обеспечение жильем, являются, в частности, ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы.

Судом установлено, что Борщевская А.А. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находились под опекой, была зарегистрирована по адресу: <адрес>А, <адрес>, предоставленном для проживания ее отцу ФИО2, который умер ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке Азанковской сельской администрации, по адресу: <адрес>А, общей площадью 54,9 кв.м. и жилой площадью 36,05 кв.м., зарегистрированы по месту жительства Борщевская А.А. с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 (сын) с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 (сестра) с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако по месту регистрации Борщевская А.А. не проживает, фактически в настоящее время проживает по адресу: <адрес>, причину проживания по этому адресу и право пользования этим жилым помещением, истец не указала.

Доказательств тому, что проживание истца в <адрес>А в <адрес>, где зарегистрирована, невозможно, а также невозможно проживание было в этой квартире ранее, и истец является нуждающейся в жилом помещении из государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, не представлено.

Из ответа Администрации Тавдинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ на запрос Управления социальной политики от ДД.ММ.ГГГГ , следует, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не признавался. Жилое помещение (<адрес>) в данном доме непригодным для проживания не признавалось.

В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса РФ норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения устанавливается органом местного самоуправления. Для отдельных категорий граждан законами субъектов РФ могут устанавливаться иные нормы предоставления и учетные нормы площади жилого помещения.

В соответствии с нормами предоставления и учетными нормами площади жилого помещения в Свердловской области установлено, что на территории Тавдинского городского округа норма предоставления 18 кв. м., учетная норма 15 кв. м. (Постановление Администрации Тавдинского городского округа от 06.11.2013 N 2274).

Таким образом, общая площадь жилого помещения, где зарегистрирована Борщевская А.А., приходящаяся на одно лицо, проживающее (зарегистрированное) лицо в данном жилом помещении, больше учетной нормы площади жилого помещения.

Судом установлено, что в момент обращения в 2017 году с первым заявлением к ответчику Борщевская А.А. не относилась к категории лиц, имеющих право на государственную поддержку в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", поскольку ей было более 23 лет, а именно 26 лет. В суд с настоящим исковым заявлением, а также повторно в Управление социальной политики №7 Борщевская А.А. обратилась в возрасте 29 лет, на момент вынесения данного решения возраст истца составил полных 30 лет. При таких обстоятельствах на неё не распространяются меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без печения родителей, в связи с чем, приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> -ОП от ДД.ММ.ГГГГ было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по муниципальному образованию Тавдинский городской округ.

Судом учтено, что 18-летнего возраста истец достигла в мае 2009 года, 23-летнего - в мае 2013 года. Между тем, впервые Борщевская А.А. обратилась с заявлением о принятии на учет в целях предоставления жилого помещения, как ребенок, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей только в мае 2017 года.

Суд принимает во внимание, что отсутствие истца на учете для получения жилья до достижения 23 лет как лица, из числа детей-сирот, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требований об обеспечении жильем.

Вместе с тем, истцом были заявлены как уважительные причины пропуска срока подачи заявления нахождение ее в период с декабря 2011 года по март 2015 года в отпуске по уходу за ребенком, неисполнение обязанности опекунами ее жилищных прав.

Данные обстоятельства не являются уважительными причинами пропуска срока для подачи заявления, препятствующими подаче такого заявления, поскольку в 18 лет Борщевская А.А. стала совершеннолетней, обладающей всеми правами в полном объеме, поскольку данным правом на обращение Борщевская А.А. обладала и после 18 лет, в силу ст. 8 вышеуказанного закона. Как следует из материалов дела, Борщевская А.А. на момент достижения возраста 18 лет в мае 2009 года не находилась отпуске по уходу за ребенком и имела реальную возможность воспользоваться гарантией на получение жилого помещения вне очереди, так как в тот период относилась к категории детей-сирот.

Однако в данный период Борщевская А.А. в уполномоченные органы с заявлением не обращалась.

Таким образом, суд приходит к выводу, что истцом не доказан факт уважительности несвоевременного обращения в соответствующий орган с заявлением о включении в список детей - сирот детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Определяя заявленную нуждаемость истца в жилом помещении, суд принимает во внимание следующее.

Согласно п. п. 1, 3 п. 4 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

- проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

- общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В правоприменительной практике по делам данной категории Верховный Суд Российской Федерации исходит из того, что если при рассмотрении дела будет установлено, что возвращение детей-сирот в ранее занимаемые и сохраненные за ними жилые помещения противоречит их интересам (например, в связи с тем, что данном жилом помещении проживают лица, лишенные в отношении этих детей родительских прав, либо лица, страдающие алкоголизмом или наркоманией), то данное обстоятельство является основанием для удовлетворения требований детей-сирот об обеспечении их жилым помещением вне очереди.

Также если за детьми-сиротами было закреплено жилое помещение, однако общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, была менее учетной нормы, то за детьми-сиротами признается право на обеспечение жилой площадью вне очереди независимо от того, были ли такие лица признаны малоимущими. (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013).

Установленные обстоятельства по настоящему делу в своей совокупности не свидетельствуют о нуждаемости истца в жилом помещении, поскольку жилое помещение за истцом не закреплялось, зарегистрирована истец с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, общая площадь жилого помещения 54,9 кв.м, жилая площадь 36,05 кв.м., зарегистрированы в настоящее время три человека: истец, ее сын - ФИО12 с ДД.ММ.ГГГГ, ФИО13 (сестра) с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, общая площадь этого жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее (зарегистрированное) в данном жилом помещении, более учетной нормы.

Доводы истца о том, что жилое помещение непригодно для проживания, не подтверждены соответствующими доказательствами.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания отнесено к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" установлены требования к жилому помещению, порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (пункт 33).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает принятие соответствующим органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии (пункт 44).

В обоснование непригодности жилого помещения представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ о ликвидации основных средств, 100% износе дома по адресу: <адрес> поселок (город), область не указаны в акте.

Данный акт не подтверждает аварийность многоквартирного дома, непригодность для проживания жилого помещения (квартиры), в котором зарегистрирована истец.

Из сообщения Азанковской сельской администрации (Территориального органа Администрации ТГО) в <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, длительное время: с 2007 года и по настоящее время никто не проживает, дом многоквартирный, одноэтажный, щитовой (финского исполнения, постройки примерно 1950-60 годов), кровля покрыта шифером, имеются надворные постройки. Представлены фотографии дома.

Учитывая отсутствия уважительности причин пропуска истцом срока для своевременной постановки на учет, возраст истца на момент обращения в уполномоченный орган (подтвержденного соответствующими доказательствами), отсутствие доказательств о непригодности жилого помещения, нуждаемости истца в жилом помещении из государственного специализированного жилищного фонда <адрес>, с учетом имеющейся судебной практики (определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу , определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ по делу , определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от ДД.ММ.ГГГГ ), суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для возложения на Управление социальной политики Министерства социальной политики <адрес> обязанности включить ФИО1 в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с целью получения жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда <адрес>.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать Борщевской ФИО18 в удовлетворении исковых требований к Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №7 о возложении обязанности включить Борщевскую А.А. в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, с целью получения жилого помещения из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тавдинский районный суд Свердловской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения, то есть с 19 мая 2021 года.

Решение изготовлено машинописным способом.

Председательствующий                         Федотова Н.С.

2-65/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Борщевская Александра Александровна
Ответчики
Управление социальной политики
Суд
Тавдинский районный суд Свердловской области
Судья
Федотова Наталия Сергеевна
Дело на сайте суда
tavdinsky.svd.sudrf.ru
06.11.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.11.2020Передача материалов судье
12.11.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.01.2021Судебное заседание
02.02.2021Судебное заседание
30.04.2021Производство по делу возобновлено
12.05.2021Судебное заседание
19.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.05.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее