Решение по делу № 33-12964/2023 от 16.06.2023

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

№ 33 –12964/2023 (2-22/2023)

14 сентября 2023 г.                      г. Уфа

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

    председательствующего                Валиуллина И.И.

    судей                                Ломакиной А.А.

                                    Демяненко О.В.

при секретаре                        Габдулиной Р.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, ФИО1 о возмещении материального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Валиуллина И.И., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

        ФИО2 обратился в суд с иском к ФИО3, ФИО1 о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП.

      Иск мотивирован тем, что дата на 7 км автодороги Подгороное-адрес Республики Башкортостан произошло ДТП с участием автомобиля Хенде Туссан госномер №..., принадлежащего истцу ФИО2, которым он же и управлял и лошадьми, по мнению истца принадлежавшими ФИО3 и ФИО1 Определением старшего инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по адрес в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 отказано за отсутствием события административного правонарушения, иные лица также к какой-либо ответственности не привлечены, материалы в отношении них не рассматривались. В результате ДТП автомобиль истца получил механические повреждения, которые описаны в заключении, проведенном истцом у независимого оценщика.

     Просил суд взыскать с ответчиков в счет возмещения вреда, причиненного в результате ДТП сумму 1227790 руб., расходы на оценку автомобиля 12000 руб., компенсацию морального вреда 100 000 руб., расходы по оплате госпошлины 14339 руб., услуги представителя 30 000 руб.

        Определением суда к участию в деле в качестве соответчиков, по ходатайству истца, привлечены ООО «Тавакан» и Администрация сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.

      Решением Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата исковые требования ФИО2 к ФИО3, ФИО4, Обществу с ограниченной ответственностью «Тавакан», Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет Муниципального района Кугарчинский район РБ о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, произошедшего дата оставлены без удовлетворения.

      Не согласившись с вынесенным решением, ФИО2 обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить по мотивам незаконности и необоснованности.

Определением Верховного Суда Республики Башкортостан от               13 июля 2023 г. судебная коллегия перешла к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции, поскольку судом первой инстанции не привлечена к участию в деле Администрация муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения гражданского дела.

        Информация о месте и времени рассмотрения дела заблаговременно была размещена на интернет сайте Верховного Суда Республики Башкортостан.

        Не явившиеся лица о причинах уважительности неявки не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев дело по правилам производства в суде первой инстанции, изучив и исследовав материалы дела, выслушав представителя истца, представителей ответчиков, возражавших по иску, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (пункт 2).

В силу пункта 1 статьи 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 данного кодекса.

При взаимодействии источника повышенной опасности с объектом, не являющимся таковым, ответственность их владельцев за причиненный друг другу в результате такого взаимодействия вред наступает по разным правилам - на основании статей 1079 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации соответственно.

Данное различие в правовом регулировании обусловлено именно свойствами источника повышенной опасности, использование которого не только увеличивает риск причинения вреда окружающим, но и увеличивает риск повреждения самого источника повышенной опасности и размер ущерба, причиненного его владельцу.

В силу пункта 2 статьи 1083 Гражданского кодекса Российской Федерации, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное.

Как следует из материалов дела, дата около 21 часов 50 минут на 7 км автодороги Подгороное-адрес Республики Башкортостан произошло ДТП с участием автомобиля Хенде Туссан госномер №..., принадлежащего истцу ФИО2, и 2 лошадьми, которые в результате ДТП погибли, а автомобилю истца причинены механические повреждения.

Согласно заключению экспертизы ООО «СПЕКТР» сумма ущерба, причиненного автомобилю истца марки Хенде Туссан госномер №... составляет в виде рыночной стоимости восстановительного ремонта 1 227 790 рублей, без учета износа.

Из объяснений истца, фотографий с места ДТП, сбитые лошади имели маркировочные чипы с номерами №..., №...                   (т.2, л.д.1,2).

Согласно объяснениям ФИО2, данным инспектору ОГИБДД ОМВД России по Кугарчинскому району, ДТП произошло в 21 час. 50 мин., он двигался со скоростью 90 км./ч., было темное время суток. При подъезде к д. Бекечево он увидел, что по дороге передвигается табун лошадей, в количестве 10 голов. Лошади переходили дорогу без пастуха. При столкновении автомобиль задел двух лошадей.

Определением старшего инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по адрес старшего лейтенанта полиции ФИО10 в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 отказано за отсутствием события административного правонарушения.

Собственники сбитых лошадей не обнаружены, что следует из материала проверки №... по факту ДТП КУСП №... от дата

В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что ДТП произошло на территории сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан.

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец предъявил требования о возмещении ущерба к ФИО3, ФИО1, полагая их законными владельцами сбитых сельскохозяйственных животных со слов прибывшего на место ДТП ветеринарного врача.

Согласно пояснениям ФИО3 он выезжал на место ДТП, установил, что это не его лошади, погибшие лошади были чипированы, а имеющиеся у него в хозяйстве лошади не чипированы. Он проверил в этот день своих лошадей, они все были в наличии. У него было трое лошадей на август 2022 г., они все были не чипированы (т.1 л.д. 144).

Согласно пояснениям ответчика ФИО1, на дата у него в хозяйстве было 3 лошади, они все были не чипированы, в последующем двоих лошадей он продал. Он действительно отвез одну из лошадей после ДТП на скотомогильник, однако, сделал это по ошибке. В последующем узнал, что лошадь погибшая была чипирована, тогда как принадлежащие ему лошади не были чипированы. В день ДТП все его лошади были на месте (т.1 л.д. 145).

Как следует из справки ГБУ Кугарчинская районная ветеринарная станция, в хозяйстве ФИО3 отсутствуют чипированные лошади, в хозяйстве ФИО1 имеется одна лошадь (чип 900217000499642).

Администрацией сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района адрес осуществлен выход на место с целью предоставления суду справок на граждан, имеющих в хозяйствах лошадей (том 1 л.д.153-164).

В ходе результате судебного разбирательства к участию в деле были привлечены все собственники, имеющие лошадей и потенциально осуществляющие их выпас близ места ДТП, а именно д. адрес Республики Башкортостан.

В дальнейшем с согласия истца исключены из числа соответчиков, поскольку необходимые номера чипов не обнаружены.

ГБУ Кугарчинская районная ветеринарная станция Республики Башкортостан предоставлен список всех чипированных животных, введенных в систему Регагро, необходимые чипы (900119000538252, 900032002343672) не обнаружены.

ООО «Тавакан» предоставило отдельный список чипированных животных из системы Регагро, а также сведения о выбывших по различным причинам из хозяйства лошадей.

Данных о принадлежности лошадей с маркировочными чипами 900119000538252, 900032002343672 ООО «Тавакан» не установлено.

Согласно ответу Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан от 6 июля 2023 г. 7 км автодороги Подгорное-Бекечево находится в границах межмуниципального значения, находится на балансе Управления дорожного хозяйства Республики Башкортостан.

В соответствии с соглашением между муниципальным районом Кугарчинский район Республики Башкортостан и Сельским поселением Тляумбетовский сельсовет МР Кугарчинский район от 18 декабря 2020 г. введении сельского поселения передана дорожная деятельность в отношении автомобильных дорого местного значения в границах населенных пунктов и обеспечении безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта.

Согласно распоряжению Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район от 4 августа 2023 г. в связи с неустановлением собственником чипированных лошадей специалистами ветеринарной станции ГБУ Кугарчинского района РБ, участвовавших в ДТП на автодороге Подгорное-Бекечево                                           5 августа 2022 г. произвели проверку принадлежности лошадей, выявления собственников лошадей нарушивших порядок выпаса скота, произвели осмотр пастбищ лошадей Бекечево, осмотр подсобных хозяйств жителей деревни Бекечево, осмотр пастбища ООО «Тавакан» на предмет исполнения порядка выгула скота на территории сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район.

Согласно позиции сельского поселения в ходе рассмотрения дела, лошади не являлись бесхозными, обязанность по возмещению ущерба, должна быть возложена на ООО «Тавакан», поскольку у данного Общества имелись лошади со схожими идентификационными номерами, сбитые лошади паслись на арендованных ООО «Тавакан» землях.

Согласно ответу на запрос судебной коллегии Государственный комитет Республики Башкортостан по ветеринарии сообщил, что по вопросу о причинах не внесения Кугарчинской районной ветеринарной станцией сведений о лошадях с номерами чипов 900119000538252, 900032002343672 в систему учета и регистрации животных, согласно Федеральному закону от 28 июня 2022 г. № 221-ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О ветеринарии» на владельцев животных и производителей животного происхождения возложена обязанность обеспечить маркирование животных, а также представлять сведения, необходимые для учета животных, лицам, осуществляющим учет животных, по перечню и в сроки, которые установлены ветеринарными правилами маркирования животных, федеральным органом исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии не утверждены. Кугарчинская районная ветеринарная станция вышеуказанных лошадей не маркировала, они были чипированы владельцами животных, которые сведения о животных в ветеринарную станцию для учета животных не представили.

Согласно показаниям главы сельского поселения на момент ДТП - ФИО11, дата в районе 22.00 часов он прибыл на место дорожно-транспортного происшествия, обнаружил погибших лошадей. На месте ДТП присутствовали сотрудники ДПС, прибыл также ветеринар Кугарчинской ветеринарной станции из села Подгорное, сканирование чипов мертвой лошади провел сам ветеринар, к живой лошади подойти боялся, сканирование провел, при сканировании чипов видны были номера. Собственники лошадей на месте выявлены не были. Тушу мертвой лошади с места ДТП забрал ФИО1, которую он отвез в скотомогильник. Кто забрал тушу разделанной лошади неизвестно.

Согласно показаниям представителя Кугарчинская районной ветеринарной станции ФИО12, он выехал на место ДТП, и просканировал погибших лошадей, были установлены номера. Однако, принадлежность лошадей по этим номерам установить не удалось. В учетных данных эти номера не значатся. На момент ДТП обязательное чипирование лошадей законом не было предусмотрено.

Как следует из ответа Государственного комитета по ветеринарии Республики Башкортостан, лошадей со средствами маркирования с идентификационными номерами 900119000538252 и 900032002343672 в региональной системе учета и идентификации не установлены.

Согласно ответу на судебный запрос ООО «Агросервис» от 10 августа 2023 г., в программе для электронных вычислительных машин «Автоматизированная система учета и регистрации сельскохозяйственных животных «REGAGRO» правообладателем которой является ООО «АгроСервис» в соответствии со свидетельством о государственной регистрации программы для ЭВМ по состоянию на 10 августа 2023 г. отсутствует информация об учете (идентификации) животных средствами маркирования с идентификационными номерами 900119000538252 и 900032002343672. Сведения о средствах маркирования с идентификационными номерами 900119000538252 и 900032002343672, как и информация в целях учета животных в систему «REGAGRO» не вносились. Уникальные идентификационные номера 900119000538252 и 900032002343672 на средства маркирования не наносились, средства маркирования с такими номерами не реализовывались.

Согласно ответу ООО «АГРОМАРКЕТ» от 14 августа 2023 г. сообщил, что не располагает информацией о принадлежности средств маркирования (чипах) с идентификационными номерами 900119000538252, 900032002343672. Информация в целях учета животных предоставляется владельцами животных специалистам в области ветеринарии, которые осуществляют учет маркированных животных. Учет идентификационных номеров средств маркирования при их реализации ООО «Агромаркет» не ведется, в связи с чем предоставить сведения о реализации в адрес каких-либо средств маркирования с нанесенными конкретными идентификационными номерами на эти средства маркирования не представляется возможным.

Согласно ответу ГАУ Центр компетенции Республики Башкортостан по коневодству и конному спорту «Акбузат» от 29 августа 2023 г. об отсутствии информации о маркировочных чипах с номерами 900119000538252, 900032002343672, сведений о маркировке, изготовлении и реализации указанных маркировочных чипов. Данная информация также отсутствовала в электронной базе данных лошадей башкирской породы «ПОМКОМ-РЕГИОН» на информационном портале htptps://base.pomkon.ru позволяющего собирать данные непосредственно в хозяйствах, и предназначенного для использования в региональных информационно-селекционных центрах.

Согласно ответу Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства РФ от 7 сентября 2023 г. информация о лошадях с чипами № 900119000538252 и №900032002343672 отсутствует в компоненте Хорриот ФГИС «ВетИС». Информация о производителе средства маркирования не вносится в состав номера средства маркирования.

По данным ГБУ «Государственная конюшня с ипподромом «Оренбургская», Главного управления ветеринарии Республики Татарстан, Управления ветеринарии Челябинской области, информации о лошадях с маркировочными чипами 900119000538252, 900032002343672 не имеется.

ООО «Тавакан» также не подтвердило факт принадлежности лошадей с номерами 900119000538252, 900032002343672 Обществу. В представленном ООО «Тавакан» поименном списке лошадей, сведений о данных лошадях не имеется.

В связи с произошедшим ДТП от дата, отсутствует сведения о привлечении каких – либо лиц к административной ответственности за нарушение порядка выпаса сельскохозяйственных животных.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела не установлена принадлежность лошадей ФИО3 или ФИО1, либо иным лицам, в том числе, по данным изготовителей средств маркирования, в связи с чем, суд не усматривает оснований для возложения ответственности по возмещению ущерба на ФИО3, ФИО1,                       ООО «Тавакан».

Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. По смыслу п. 1 ст. 15 ГК РФ в удовлетворении требования о возмещении убытков не может быть отказано только на том основании, что их точный размер невозможно установить. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела, исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению.

В силу абзаца 1 статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации к животным применяются общие правила об имуществе постольку, поскольку законом или иными правовыми актами не установлено иное.

На основании пункта 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории поселения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Гражданского кодекса Российской Федерации на органы местного самоуправления возлагается обязанность принимать меры к розыску собственников безнадзорных животных.

Согласно пункту 1 статьи 231 Гражданского кодекса Российской Федерации, если в течение шести месяцев с момента заявления о задержании безнадзорных домашних животных их собственник не будет обнаружен или сам не заявит о своем праве на них, лицо, у которого животные находились на содержании и в пользовании, приобретает право собственности на них. При отказе этого лица от приобретения в собственность содержавшихся у него животных они поступают в муниципальную собственность и используются в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

Согласно п. 25.4. Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 «О Правилах дорожного движения» животных по дороге следует перегонять, как правило, в светлое время суток. Погонщики должны направлять животных как можно ближе к правому краю дороги.

Водителям гужевых повозок (саней), погонщикам вьючных, верховых животных и скота запрещается:

оставлять на дороге животных без надзора;

прогонять животных через железнодорожные пути и дороги вне специально отведенных мест, а также в темное время суток и в условиях недостаточной видимости (кроме скотопрогонов на разных уровнях) (п. 25.6. ПДД).

В статье 1 Закона Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 404-з                  «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Республики Башкортостан», указано, что под сельскохозяйственными животными понимаются: лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, птицы и другие животные, содержащиеся в личных подсобных хозяйствах граждан и у юридических лиц, используемые в целях производства животноводческой продукции, необходимым условием содержания которых является выпас.

В силу ст. 2 указанного Закона, прогон сельскохозяйственных животных осуществляется под обязательным надзором владельцев сельскохозяйственных животных либо лиц, ими уполномоченных, по маршрутам, установленным органом местного самоуправления с учетом требований законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Башкортостан.

Выпас сельскохозяйственных животных осуществляется на огороженных или неогороженных пастбищах на привязи либо без нее под надзором владельцев или лиц, ими уполномоченных. Порядок выпаса и прогона сельскохозяйственных животных определяется органами местного самоуправления.

Согласно статье 3 Закона от 30.05.2011 № 404-з, для идентификации лошадей и крупного рогатого скота по решению органов местного самоуправления может осуществляться их мечение. Для мечения сельскохозяйственных животных используется любой доступный метод (таврение, биркование, чипирование, татуировка, выжигание номеров на рогах и другие методы, обеспечивающие идентификацию).

Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривалось стороной ответчика, место ДТП относится к территории сельского поселения Тляумбетовский сельский совет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан.

Таким образом, как прямо указано в пункте 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", органы местного самоуправления сельского поселения наделены полномочиями на осуществление деятельности по обращению с животными без владельцев.

На территории сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан принят Порядок выпаса и прогона сельскохозяйственных (утвержден решением Совета сельского поселения №116 от 13 мая 2014 г.) согласно которому: пп. 1.2. в настоящих правилах используются следующие понятия: сельскохозяйственные животные – лошади, крупный рогатый скот, овцы, козы, птицы и другие животные, содержащиеся в личных подсобных хозяйствах граждан и у юридических лиц, используемые в целях производства животноводческой продукции, необходимым условием содержания которых является выпас;

Безнадзорные животные – животные, находящиеся в общественном месте без сопровождающего лица (за исключением оставленного владельцем на привязи);

Владелец животных – физическое или юридическое лицо, которое владеет, распоряжается и (или) пользуется сельскохозяйственными животными на праве собственности или на основании иных вещных прав;

Прогон сельскохозяйственных животных – передвижение сельскохозяйственных животных от места их постоянного нахождения до места выпаса и обратно;

Выпас сельскохозяйственных животных – контролируемое пребывание на пастбище сельскохозяйственных животных в специально отведенных местах.

Согласно п.п. 5.1 Правил, прогон осуществляется под обязательным надзором владельцев сельскохозяйственных животных либо лиц ими уполномоченных. Владельцы животных обязаны принимать необходимые меры при прогоне скота, обеспечивающие безопасность окружающих людей.

Согласно п.п. 5.2 Правил, выпас сельскохозяйственных домашних животных осуществляется в специально отведенных местах пастьбы – пастбищах, под надзором владельцев или лиц ими уполномоченных – пастухами. Владельцы сельскохозяйственных животных, имеющие в пользовании земельные участки, могу пасти своих животных на привязи или в свободном выгуле при условии надлежащего надзора, владельцами. Запрещается выпускать сельскохозяйственных животных для пастьбы без присмотра.

Согласно п. 6 действия (бездействия) расценивающиеся как нарушение правил содержания, прогона и выпаса сельскохозяйственных животных: 1) отклонение от установленного маршрута при прогоне сельскохозяйственных животных; 2) оставление без присмотра сельскохозяйственных животных при осуществлении прогона и выпаса; 3) выпас сельскохозяйственных животных на не отведенных для пастьбы территориях в том числе в береговой полосе водных объектов общего пользования, придорожных полосах автомобильных дорог.

Согласно п.п. 7.2 Правил, владельцы безнадзорных животных устанавливаются по установленным метам (клеймению) для чего заинтересованные лица с описанием меты (тавро, татуировки, номера и др.) обращаются с заявлением в администрацию или милицию.

Согласно п.п. 7.3 Правил, не меченные безнадзорные животные могут быть задержаны гражданами либо муниципальными или другими хозяйствующими субъектами при наличии соответствующих условий для временного содержания сельскохозяйственных животных.

Таким образом, из содержания указанных Правил прямо следует, что создание специально отведенных мест для выпаса сельскохозяйственных животных относится к полномочиям сельского поселения.

Судебная коллегия, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, приходит к выводу, что причинение истцу имущественного вреда имело место в результате виновного бездействия со стороны ответчика, выразившегося в невыполнении возложенных на администрацию сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан полномочий по организации, контролю и порядком содержания, выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории сельского поселения, что прямо предусмотрено Законом Республики Башкортостан от 30.05.2011 № 404-з «Об упорядочении выпаса и прогона сельскохозяйственных животных на территории Республики Башкортостан».

При этом в нарушение указанного Закона, не осуществлялись мероприятия по идентификации лошадей, в целях исключения причинения ущерба имуществу физических и юридических лиц.

Несоблюдение администрацией муниципального образования своих обязанностей, привело к бесконтрольному нахождению бесхозных лошадей на автомобильной дороге вне установленных маршрутов выпаса, в результате чего произошло дорожно – транспортное происшествие с причинением ущерба имуществу истца.

Данные обстоятельства являются достаточным основанием для возложения на ответчика Администрацию сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан ответственности по возмещению причиненного ФИО2 имущественного вреда.

При этом, то обстоятельство, что на лошадях имелись средства маркирования с определенными номерами, само по себе не свидетельствует об их принадлежности определенным лицам, поскольку установлено, что животные находились в темное время суток на автомобильной дороге без присмотра пастуха, владельцы лошадей не установлены.

Вопреки доводам указанного ответчика факт принадлежности автомобильной дороги межмуниципального значения на праве постоянного бессрочного пользования Управлению дорожного хозяйства Республики Башкортостан не является основанием для возложения на данное лицо ответственности по возмещению ущерба, причиненного вследствие дорожно – транспортного происшествия с участием бесхозных животных.

Также судебная коллегия не находит оснований для возложения ответственности по возмещению ущерба на органы государственной власти Республики Башкортостан, исходя из следующего.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Башкортостан от                    29 июня 2020 г. № 289-з «Об ответственном обращении с животными в Республике Башкортостан» (далее - Закон РБ об ответственном обращении с животными) к полномочиям Правительства Республики Башкортостан относятся, в том числе, установление порядка организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них в соответствии сутвержденными Правительством Российской Федерации методическимиуказаниями по организации деятельности приютов для животных и нормамсодержания животных в них.

Постановлением Правительства РБ от 28 февраля 2020 г. N 117 утвержден Порядок осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев в Республике Башкортостан (далее - Порядок).

В силу пункта 1.2 Порядка органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным осуществлять организацию мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, является Управление ветеринарии Республики Башкортостан                  (в настоящее время Государственный комитет по ветеринарии).

Данные региональные нормативные акты приняты во исполнение Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Основные понятия, используемые в нормативно – правовых актах Республики Башкортостан, применяются в том же значении, в каком они определены Федеральным законом "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ к сфере правового регулирования указанного закона не относятся отношения в области содержания и использования сельскохозяйственных животных. В связи с чем, принятые во исполнение данного федерального закона республиканские нормативные акты, предусматривающие проведение мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев не подлежат применению к спорным правоотношениям.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, относится осуществление деятельности по обращению только с животными без владельцев, не относящихся к сельхозяйственным животным.

Доводы Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет об ответственности ООО «Тавкан» о том, что животные находились на выпасе на арендованных Обществом землях, отклоняются как необоснованные, поскольку данное обстоятельство в причинно – следственной связи с ДТП не состоит, факт принадлежности лошадей                 ООО «Тавакан» не установлена. Доказательств того, что вдоль автомобильной дороги ООО «Тавакан» созданы места выпаса ответчиком не представлено.

Также не могут служить основаниям для возложения ответственности на ООО «Тавакан» доводы администрации сельского поселения о наличии у ООО «Тавакан» лошадей с номерами чипов (900032002343672) схожих с номерами, обнаруженными на сбитой в ДТП от 5 августа 2022 г. лошади (90003200234360). В ходе рассмотрения дела судом исследованы представленные ООО «Тавакан» сведения о маркировании принадлежащих Обществу лошадей, поименный список лошадей, однако, животных с номерами, которые были обнаружены на сбитых животных не установлено.

Вопреки доводам Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет, убедительных доказательств того, что ответчик ФИО1 получил в счет заработной платы именно лошадь, сбитую в день ДТП, материалы дела не содержат.

По общему правилу для наступления деликтной ответственности необходимо наличие совокупности следующих условий: наступление вреда, противоправность причинителя вреда, причинная связь между действиями причинителя вреда и наступившими вредными последствиями, вина причинителя вреда. По смыслу приведенных норм права в их совокупности следует, что истец должен доказать факт причинения убытков, его размер, неправомерность действий (бездействия) ответчика, прямую причинно-следственную связь между неправомерными действиями (бездействием) ответчика и наступившими последствиями (вредом), ответчик должен доказать, что вред причинен не по его вине.

В силу статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком Администрацией сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, в нарушение статьи 56 ГПК РФ какие-либо доказательства, свидетельствующие об отсутствии вины, наличия иных обстоятельств, освобождающих его от возмещения вреда, объективно опровергающих установленные судом фактические обстоятельства дела, в суд не представлены.

Судебная коллегия не усматривает оснований для возложения обязанности по возмещению ущерба на Администрацию Муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан, поскольку Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность по обращению с животными без владельцев не относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района (статья 15).

Ответчиком размер причиненного истцу ущерба в результате столкновения с безнадзорным животным, а также факт дорожно-транспортного происшествия на территории сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан в судебном заседании не оспаривался.

Как указывалось выше при взаимодействии источника повышенной опасности с объектом, не являющимся таковым, ответственность владельца такого объекта наступает по правилам статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу пункта 10.1 Правил водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенность и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Данное требование Правил обязывает водителя выбирать скорость с учетом времени суток, видимости в направлении движения.

Судебная коллегия, учитывая положения пункта 2 статьи 1083 ГК РФ, исходит из того, что в действиях водителя автомобиля Хенде Туссан, государственный регистрационный знак У860ТВ102,ФИО2 также имеется вина в дорожно-транспортномпроисшествии, как лица управляющего источником повышенной опасности, время суток, плохую видимость в направлении движения. Избранная водителем ФИО2 не обеспечила ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства.

При таких данных, судебная коллегия считает возможным                        снизить размер ответственности Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан до 50%.

Согласно представленному истцом заключению ООО «СПЕКТР»                     № Э11-10/22 согласно стоимость восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа на дата составляет 1 227 790 руб., с учетом износа – 932 685 руб.

Данное заключение принимается судебной коллегией как относимое и допустимое доказательство размера ущерба.

Учитывая изложенное, с Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан в пользу истца подлежит взысканию сумма причиненного ущерба в размере 613 895 руб., а также 50% от суммы убытков в виде расходов по оплате стоимости экспертизы в размере 6000 руб.

Оснований для удовлетворения требований о взыскании расходов на услуги представителя судебная коллегия не установлено, поскольку истцом не представлено доказательств несения данных расходов.

Требование о компенсации морального вреда в связи с причинением материального ущерба не подлежит удовлетворению. Действующим законодательством по данной категории дел возможность возмещения морального вреда не предусмотрена.

Требования, заявленные ФИО13 к другим ответчикам, подлежат оставлению без удовлетворения.

В силу ст. 98 ГПК РФ, пропорционально удовлетворенным требованиям, подлежат взысканию с ответчика Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 169,5 руб.

Руководствуясь статьями 327 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

        ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кугарчинского межрайонного суда Республики Башкортостан от дата отменить.

Принять новое решение.

Исковые требования ФИО2 о возмещении материального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия - удовлетворить частично.

Взыскать с Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан (ИНН 0232001999) в пользу ФИО2 (паспорт №...) сумму ущерба в размере 613 895 рублей, расходы на оценку в размере 6 000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 7 169,5 рублей.

В остальной части исковых требований ФИО2 к ФИО3, ФИО4, Обществу с ограниченной ответственностью «Тавакан», Администрации сельского поселения Тляумбетовский сельсовет муниципального района адрес Республики Башкортостан, Администрации муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан о возмещении материального вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия, компенсации морального вреда – отказать.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 20 сентября 2023 г.

33-12964/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Исанбеков Мирас Гумарович
Ответчики
АСП Тляумбетовский сельский совет МР Кугарчинский район РБ
Ишемгулов Надир Бареевич
ООО Тавакан
Администрация муниципального района Кугарчинский район Республики Башкортостан
Кильсенбаев Азамат Альбертович
Другие
Бикмухаметов Венер Уралович
Адвокат Сагитов И.А.
ГБУ Кугарчинская районная ветеринарная станция РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Валиуллин Ильмир Ильдарович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
19.06.2023Передача дела судье
13.07.2023Судебное заседание
13.07.2023Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
03.08.2023Судебное заседание
10.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
15.08.2023Судебное заседание
07.09.2023Судебное заседание
14.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.10.2023Передано в экспедицию
14.09.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее