Решение по делу № 2а-607/2020 от 15.09.2020

                    Дело № 2а-607/2020

25RS0017-01-2020-001144-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13 октября 2020 года                         поселок Кавалерово

    Кавалеровский районный суд Приморского края в составе председательствующего судьи Клемешевой Н.С.,

при секретаре Кожемякиной О.В.,

с участием представителя административного ответчика Воронько А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Чистяковой Людмилы Николаевны к администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия разрешения,

Установил:

Чистякова Л.Н. обратилась в суд с административным иском к администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края о признании незаконным решения об отказе в продлении срока действия разрешения.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании свидетельства о праве на наследство является собственником 2/3 доли в праве общей долевой собственности на объект незавершённого строительства с кадастровым номером 25:04:000000:1456, расположенного по адресу: <адрес>.

9 июня 2020 года она обратилась в администрацию Кавалеровского муниципального района с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство указанного объекта, в связи с продлением срока действия такого разрешения в соответствии с постановлением Правительством Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной документации в 2020 году».

Однако администрацией Кавалеровского муниципального района в продлении срока действия разрешения на строительство от 6 мая 2011 года ей было отказано.

23 июня 2020 года административным истцом направлено повторное заявление в администрацию Кавалеровского муниципального района Приморского края о внесении изменений в разрешение на строительство.

Административный ответчик вновь отказал Чистяковой Л.Н. в продлении срока действия разрешения, поскольку право собственника незавершённого строительства на заключение (однократную пролонгацию) договора аренды было уже использовано и последующее продление аренды возможно только на торгах.

Административный истец считает такой отказ незаконным, поскольку в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 8 июня 2020 года № 166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных, на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции», а также соглано ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»: арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды.

Чистякова Л.Н. просит признать решение администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство от 6 мая 2011 года (в редакции от 18 декабря 2019 года) , выданного отделом по управлению имуществом и архитектуры администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края незаконным и отменить его; обязать администрацию Кавалеровского муниципального района Приморского края продлить на 1 год срок действия разрешения на строительство от 6 мая 2011 года (в редакции от 18 декабря 2019 года) , выданного отделом по управлению имуществом и архитектуры администрации Кавалеровского муниципального района, для осуществления завершения строительства объекта незавершённого строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и. <адрес>, <адрес>.

В ходе подготовки дела к судебному разбирательству, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Присмицкая Т.С.

В судебное заседание административный истец, заинтересованное лицо не явились, о времени, дате и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительной причине неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении слушания дела не заявляли.

Представитель административного ответчика – администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края в судебном заседании против удовлетворения административного иска не возражала.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст. 8 ГрК РФ выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства относится к полномочиям органов местного самоуправления (п. 5 ч. 1).

На основании ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 2 ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами (ч. 4 ст. 51 ГрК РФ).

В силу ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» или Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в случае, помимо прочего, расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки (п. 3).

Как установлено, 6 мая 2011 года отделом по управлению имуществом и архитектуры администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края Присмицкой Т.С. и Чистякову А.В. выдано разрешение на строительство № объекта капитального строительства - здания культурно-оздоровительного центра, расположенного по адресу: <адрес>, со сроком действия разрешения до 1 июля 2020 года (л.д. 34-36).

1 июня 2017 года между администрацией Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района Приморского края в лице главы администрации Кавалеровского городского поселения Яковенко П.М. (арендодатель), Присмицкой Т.С. и Чистяковым А.В. (арендаторы) заключен договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора № 4-17, на основании которого арендаторы приняли в аренду земельный участок с кадастровым номером , местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка. Ориентир объект незавершенного строительства. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, под объект рекреационного назначения – культурно-оздоровительный комплекс, общей площадью 1 344,00 кв.м., с целью завершения строительства объекта незавершенного строительства. Сроком на 3 года, по 1 июля 2020 года (л.д. 19-25).

Арендатор Чистяков А.В. ДД.ММ.ГГГГ умер (свидетельство о смерти от ДД.ММ.ГГГГ серия II-ВС , запись акта о смерти ).

Согласно завещанию от 4 декабря 2007 года наследником к имуществу Чистякова А.В. является его супруга Чистякова Л.Н.

На основании свидетельства о праве на наследство по завещанию от 29 мая 2020 года серии <адрес>6, Чистякова Л.Н. является собственником ? доли в праве собственности на 2/3 доли в праве общей долевой собственности на объект незавершённого строительства с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес> (л.д. 26).

9 июня 2020 года Чистякова Л.Н. обратилась в администрацию Кавалеровского муниципального района Приморского края с заявлением о внесении изменений в разрешение на строительство указанного объекта исключительно в связи с продлением срока действия такого разрешения сроком на 12 месяцев, в качестве причин неисполнения сроков строительства указала на предпринимаемые меры по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с распространением коронавирусной инфекции (л.д. 12 ).

Однако администрацией Кавалеровского муниципального района Приморского края 17 июня 2020 года в продлении срока действия разрешения на строительство от 6 мая 2011 года ей было отказано, поскольку срок действия договора аренды истек, ей было рекомендовано решить вопрос о заключении либо продлении договора аренды (л.д. 13-14).

Вместе с тем, согласно выписке из ЕГРН филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Приморскому краю от 28 сентября 2020 года, срок действия указанного договора аренды с 1 июля 2017 по 1 июля 2020 года.

23 июня 2020 года административным истцом направлено повторное заявление в администрацию Кавалеровского муниципального района Приморского края о внесении изменений в разрешение на строительство (л.д. 15, 16).

29 июня 2020 года администрацией Кавалеровского муниципального района Приморского края Чистяковой Л.Н. вновь было отказано в продлении срока действия разрешения на строительство от 6 мая 2011 года, поскольку в связи с истечением договора аренды, она не являлась правообладателем земельного участка, административный ответчик указал на то, что право собственника незавершённого строительства на заключение (однократную пролонгацию) договора аренды было использовано и последующее продление аренды возможно только на торгах (л.д. 17-18).

Согласно ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» до 1 марта 2021 года арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе потребовать от арендодателя заключения дополнительного соглашения к договору аренды такого земельного участка, предусматривающего увеличение срока действия такого договора, независимо от оснований заключения данного договора аренды, наличия или отсутствия задолженности по арендной плате при условии, что:

1) договор аренды земельного участка заключен до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации;

2) на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек либо в суд арендодателем не заявлено требование о расторжении такого договора аренды;

3) на дату обращения арендатора с указанным требованием у уполномоченного органа отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и не устраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Срок, на который увеличивается срок действия договора аренды земельного участка в соответствии с дополнительным соглашением, указанным в части 6 настоящей статьи, определяется арендатором, но не может превышать срок действия договора аренды земельного участка, согласованный сторонами до его увеличения, или три года, если срок действия договора составляет более чем три года. Арендодатель обязан без проведения торгов заключить соглашение, указанное в части 6 настоящей статьи, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней со дня обращения арендатора с требованием о его заключении (ч. 7 Федерального закона от 1 апреля 2020 года № 98-ФЗ).

Постановлением Губернатора Приморского края от 18 марта 2020 года № 21-пг «О мерах по предотвращению распространения на территории Приморского края новой коронавирусной инфекции (COVID-2019)» на территории Приморского края введен режим повышенной готовности, а также установлено, что распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) является в сложившихся условиях чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельством, повлекшим введение режима повышенной готовности в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который является обстоятельством непреодолимой силы (п. 1).

Как установлено, договор аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора № 4-17 был заключен 1 июня 2017 года до введения в Приморском крае режима повышенной готовности, сроком действия до 1 июля 2020 года.

С заявлением о заключении договора аренды земельного участка с кадастровым номером Чистякова Л.Н. обратилась в администрацию Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района Приморского края 25 мая 2020 года (л.д. 33), то есть на дату обращения арендатора с указанным требованием срок действия договора аренды земельного участка не истек.

Таким образом, Чистякова Л.Н. как арендатор спорного земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, вправе была требовать от администрации Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района Приморского края продления договора аренды земельного участка до 1 марта 2021 года.

Сведений о том, что администрацией Кавалеровского городского поселения Кавалеровского муниципального района Приморского края (арендодателем) было заявлено требование о расторжении договора аренды, в рамках государственного земельного надзора были выявлены и не устранены нарушения законодательства Российской Федерации при использовании указанного земельного участка, стороной административного ответчика не представлено.

Кроме того, продление действия разрешения на строительство, сроки которого истекают в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, прямо предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (в ред. от 1 октября 2020 года). Сроки действия таких разрешений подлежат продлению на 12 месяцев.

Также при разрешении данного дела суд учитывает, что срок аренды земельного участка со множественностью лиц на стороне арендатора № 4-17 от 1 июня 2017 года продлен на основании решения Кавалеровского районного суда Приморского края от 1 октября 2020 года.

Следовательно, решение администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство от 6 мая 2011 года № выданного отделом по управлению имуществом и архитектуры администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края является незаконным.

При таких обстоятельствах, административный иск Чистяковой Л.Н. подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180, 227 КАС РФ,

Решил:

Административный иск Чистяковой Людмилы Николаевны удовлетворить.

Признать решение администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство от 6 мая 2011 года (в редакции от 18 декабря 2019 года) № , выданного отделом по управлению имуществом и архитектуры администрации Кавалеровского муниципального района Приморского края незаконным.

Обязать администрацию Кавалеровского муниципального района Приморского края продлить на 1 год срок действия разрешения на строительство от 6 мая 2011 года (в редакции от 18 декабря 2019 года) , выданного отделом по управлению имуществом и архитектуры администрации Кавалеровского муниципального района; для осуществления завершения строительства объекта незавершённого строительства с кадастровым номером , расположенного по адресу: Приморский край, <адрес>, <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Кавалеровский районный суд Приморского края.

Судья                                Н.С. Клемешева

Копия верна:

Судья Н.С. Клемешева

Секретарь О.В. Кожемякина

2а-607/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Чистякова Людмила Николаевна
Ответчики
Администрация Кавалеровского муниципального района
Другие
Присмицкая Татьяна Сергеевна
Суд
Кавалеровский районный суд Приморского края
Судья
Клемешева Надежда Станиславовна
Дело на сайте суда
kavalerovsky.prm.sudrf.ru
15.09.2020Регистрация административного искового заявления
15.09.2020Передача материалов судье
15.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
15.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2020Подготовка дела (собеседование)
01.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее