Судья Тузовская Т.В. | Дело № 33-989/2024 |
Дело № 2-682/2024УИД 41RS0001-01-2023-001754-79 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в составе:
председательствующего | Полозовоой А.А. |
судей | Володкевич Т.В., Вербицкой Е.В., |
при секретаре | Ящук Ю.Н. |
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 30 мая 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе Поляковой Веры Ивановны на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 февраля 2024 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Поляковой Веры Ивановны к директору КГКУ «Центр выплат» Ким И.В. о признании ответа незаконным, возложении обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда, отказать.
Заслушав доклад судьи Володкевич Т.В., объяснения представителя Краевого государственного казенного учреждения «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» Егоровой Т.И., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Полякова В.И. обратилось в суд с иском к Краевому государственному казенному учреждению «Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий» (далее по тексту КГКУ «Центр выплат») в лице руководителя Ким И.В. о признании ответа незаконным, возложении обязанности произвести компенсацию расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг, взыскании компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указала на то, что с 2014 года она (истец) является получателем ежемесячной денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и (или) коммунальных услуг по категории «инвалид».
В декабре 2022 года она обратилась в Мильковский филиал КГКУ «Центр выплат» с заявлением о компенсации ей коммунальной услуги, предоставленной КГУП «Камчатский водоканал» по договору от 23 октября 2017 года № 45 на оказание услуг по сбору и вывозу сточных вод за период с декабря 2021 года по декабрь 2022 года из расчета 832 рубля 44 копейки за разовый сбор.
Решением руководителя Мильковского филиала КГКУ «Центр выплат» от 17 января 2023 года № 113 в предоставлении ей такой компенсации было отказано со ссылкой на то, что такая услуга не подлежит компенсации.
Не согласившись с указанным решением, истец обратился к ответчику.
Рассмотрев её (истца) обращение, руководитель КГКУ «Центр выплат» Ким И.В. в письме от 23 января 2023 года № 1726 сообщила истцу об отсутствии оснований для компенсации расходов за сбор и вывоз сточных вод из расположенного на придомовом участке истца септика, не подключенного к централизованной системе водоотведения (канализации).
Истец полагает, что отказ КГКУ «Центр выплат» в лице его руководителя является незаконным, поскольку действующим законодательством предусмотрена компенсация расходов на плату коммунальных услуг в размере 50%, включающих услугу по водоотведению, в данном случае сбор и вывоз сточных вод из жилого помещения.
На основании изложенного, истец, уточнив требования, просила суд признать ответ директора КГКУ «Центр выплат» Ким И.В. от 23 января 2023 года № 1726 незаконным, возложить на ответчика обязанность произвести компенсацию расходов, связанных с предоставлением коммунальных услуг, а также взыскать компенсацию морального вреда за нарушение ее прав представителем государственного органа в размере 50 000 рублей.
Истец Полякова В.И. участие в судебном заседании не принимала
Представитель ответчика КГКУ «Центр выплат» по доверенности Егорова Т.И. в судебном заседании возражала против заявленных требований.
Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.
В апелляционной жалобе Полякова В.И., полагая означенное решение незаконным, просит его (решение) отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для компенсации произведённых ею расходов по сбору и вывозу сточных вод из септика дома, настаивая на том, что оказываемые ей услуги относятся к коммунальным услугам по водоотведению.
В возражениях на апелляционную жалобу КГКУ «Центр выплат» в лице руководителя Ким И.В. полагает доводы апелляционной жалобы Поляковой В.И. необоснованными, а решение суда законным и отмене не подлежащим.
Проверив законность и обоснованность оспариваемого судебного акта исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (ч. 1 ст. 7) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
В соответствии с ч. 1 ст. 160 ЖК РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В силу ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов:
- платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
- платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
- платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
- оплаты стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива - при проживании в домах, не имеющих центрального отопления.
Согласно ст. 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Российская Федерация передает для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Средства на реализацию передаваемых для осуществления полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
Подпунктом «в» п. 4 определено, что потребителю могут быть предоставлены коммунальные услуги в том числе: в) водоотведение, то есть отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ ((ст. 1) (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ).
Согласно положениям статьи 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод, а централизованная система водоотведения поселения, муниципального округа или городского округа - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения с территории поселения, муниципального округа или городского округа (пункты 9, 28.1 Федерального закона N 416-ФЗ).
Пунктом 23 статьи 2 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что сточные воды - это принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей (пункт 26 Федерального закона N 416-ФЗ).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 12 Федерального закона N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 7 Федерального закона N 416-ФЗ абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают с гарантирующими организациями договоры водоотведения. Абоненты, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к централизованной системе водоснабжения и не подключены (технологически не присоединены) к централизованной системе водоотведения, заключают договор водоотведения с гарантирующей организацией либо договор с организацией, осуществляющей вывоз жидких бытовых отходов и имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией.
Исходя из изложенного, водоотведение подразумевает транспортировку сточных вод от внутридомовых инженерных систем до очистных сооружений посредством канализационной сети с использованием централизованной системы водоотведения.
Следовательно, необходимым условием для оказания услуги водоотведения является наличие присоединенной сети объекта к централизованным сетям водоотведения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Полякова В.И., ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрирована и проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>
Канализационная система указанного жилого дома не присоединена к централизованной системе водоотведения (канализации), сброс сточных вод осуществляется в придомовой септик (выгребную яму), где происходит их (сточных вод) накопление.
С ДД.ММ.ГГГГ Поляковой В.И., как инвалиду, назначена ежемесячная денежная компенсация части расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в размере 50%.
23 октября 2017 года истец заключила с КГУП «Камчатский водоканал» договор № 45 на оказание услуг по сбору и вывозу сточных вод специализированным автотранспортом с объекта абонента, расположенного по указанному выше адресу.
Согласно представленным кассовым чекам разовая стоимость услуг по указанному договору составляет 832 рубля 44 копейки.
В декабре 2022 года истец обратилась в Мильковский филиал КГКУ «Центр выплат» с заявлением о возмещении расходов по оплате услуг по сбору и вывозу сточных вод с объекта по адресу проживания за период с декабря 2021 года по декабрь 2022 года в размере 832 рубля 44 копей (за разовое оказание услуги).
Решением руководителя Мильковского филиала КГКУ «Центр выплат» от 17 января 2023 года №113 истцу отказано в испрашиваемой компенсации со ссылкой на то, что расходы по оплате услуг по сбору и вывозу сточных вод специализированным транспортом не подлежат компенсации как затраты на водоотведение.
Не согласившись с принятым решением, истец обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила признать неправомерным отказ Мильковского филиала КГКУ «Центр выплат» в предоставлении компенсации и возместить ей понесенные расходы на водоотведение.
Ответчиком КГКУ «Центр выплат» в лице директора Ким И.В. в адрес истца направлено письмо от 23 января 2023 года № 1726, в котором ей (истцу) разъяснено о том, что услуги по сбору и вывозу сточных вод из септика специализированным автотранспортном не относятся к услугам по водоотведению с использованием централизованной системы, а потому понесенные Поляковой В.И. расходы компенсации не подлежат.
Не согласившись с решением ответчика, истец обратилась с настоящим иском в суд, в котором настаивает на том, что сбор и вывоз сточных вод с объекта является элементом технического процесса водоотведения.
Возражая против удовлетворения заявленных требований, ответчик указывает на то, что законом и иными нормативными актами не предусмотрены льготы на оплату расходов по откачке сточных вод из септика частного домовладения.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что компенсация расходов по оплате услуги за сбор и вывоз сточных вод и септика (выгребной ямы) не предусмотрена положениями ч. 13 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
По мнению судебной коллегии, перемещение КГУП «Камчатский водоканал» транспортными средствами и слив их из бочек ассенизаторских машин в точке приема на очистных сооружениях канализации, не следует расценивать как транспортировку сточных вод в том понимании, которое вкладывает в это понятие ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Как указывалось судебной коллегией выше, Полякова В.И. проживает в доме, не подключенном к централизованной системе водоотведения (канализации) и имеет индивидуальный выгреб (септик).
В силу приведенных выше норм материального права, а также, принимая во внимание то, что для осуществления сбора и вывоза сточных вод из септика дома используется иной технологический процесс, без использования централизованной сети, оказываемая истцу услуга по сбору и вывозу сточных вод не является коммунальной услугой, расходы по оплате которой подлежат компенсации.
С учетом изложенного, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции, разрешив спор, правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, не допустил недоказанности установленных юридически значимых обстоятельств и несоответствия выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, правомерно учел положения подлежащих применению норм закона.
По сути, все доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, повторяют позицию истца, изложенную при рассмотрении дела судом первой инстанции, основаны на неверном толковании положений законодательства, направлены на переоценку доказательств, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали бы изложенные выводы, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 15 февраля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Судьи