УИД 34RS0001-01-2021-005516-91 Административное дело № 2а-108/2022
Судья Юдкина Е.И. № 33а-7153/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Волгоград 29 июня 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сергеева С.С.
судей Еромасова С.В., Гоношиловой О.А.
при ведении протокола помощником судьи Собяниной Т.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области к Васильевой Г.Н. о взыскании пени по транспортному налогу,
по апелляционной жалобе представителя административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 10 по Волгоградской области
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 февраля 2022 года, которым отказано в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области к Васильевой Г.Н. о взыскании пени по транспортному налогу за 2016, 018, 2019 годы в сумме 11029 рублей 86 копеек.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сергеева С.С., судебная коллегия
установила:
Межрайонная ИФНС России № 10 по Волгоградской области обратилась в суд с административным иском к Васильевой Г.Н. о взыскании обязательных платежей и санкций. В обоснование заявленных требований указано, что Васильева Г.Н., являясь собственником транспортного средства, состоит на учете в Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области в качестве налогоплательщика. В налоговые периоды 2016, 2018, 2019 годов обязанность по уплате транспортного налога в установленные сроки административным ответчиком не исполнена. В этой связи в адрес Васильевой Г.Н. направлялись Требования об уплате пени в размере 11029 рублей 86 копеек, которые оставлены без исполнения. Судебный приказ о взыскании с Васильевой Г.Н. указанной суммы пени отменен определением мирового судьи от 20 сентября 2021 года.
Поскольку обязанность по уплате пени за нарушение срока уплаты транспортного налога не исполнена, налоговый орган просит взыскать с Васильевой Г.Н. пеню, начисленную на недоимку по транспортному налогу за 2016, 2018, 2019 годы в общей сумме 11029 рублей 86 копеек.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ставит вопрос об отмене постановленного по делу решения, указывает на неправильное применение норм материального права, а именно положений пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ без учета абзаца 3 пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ. Заявитель полагает, что поскольку оплата недоимки по транспортному налогу в полном объеме произведена за 2016 и 2018 годы 1 сентября 2020 года и 22 марта 2020 года соответственно, то направление Требования № <...> 24 февраля 2022 года соответствует положениям абзаца 3 пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ.
Выслушав представителя административного истца Межрайонной ИФНС России № 10 по Волгоградской области Комарову А.О., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части взыскания пени в размере 63 рубля 75 копеек начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2019 год по Требованию № <...> сформированному по состоянию на 17 декабря 2020 года, суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом не соблюдена процедура взыскания налоговой задолженности в судебном порядке, поскольку не представлены доказательства направления налоговым органом в адрес налогоплательщика указанного Требования.
Данные выводы суда являются ошибочными, основанными на неправильном применении норм процессуального права.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 287 КАС РФ в административном исковом заявлении должны быть указаны сведения о направлении требования об уплате платежа в добровольном порядке.
Согласно части 2 указанной статьи к административному исковому заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагаются документы, подтверждающие указанные в административном исковом заявлении обстоятельства, включая копию направленного административным истцом требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно разъяснениям, данным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2016) направление административным истцом административному ответчику требования об уплате платежа в добровольном порядке является обязательным условием для обращения в суд.
В случае если в административном исковом заявлении отсутствуют сведения о направлении требования административному ответчику либо такие сведения указаны, но не приложены соответствующие документы, судье надлежит оставить заявление без движения для устранения данного недостатка (ч. 1 ст. 130 Кодекса).
Непредставление названных документов в срок, указанный в определении судьи, является основанием для возвращения административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций (п. 7 ч. 1 ст. 129 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок.
Поскольку административное дело было возбуждено судом с нарушением статьей 125, 126 КАС РФ, то суду следовало оставить требования административного иска в указанной части без рассмотрения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
В связи с указанным судебная коллегия приходит к выводу об отмене постановленного по делу решения в части отказа в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области к Васильевой Н.Г. о взыскании пени в размере 63 рубля 75 копеек и оставлении административного иска в указанной части без рассмотрения.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части взыскания с Васильевой Н.Г. пени в размере 10966 рублей 11 копеек по Требованию № <...> сформированному по состоянию на 19 февраля 2021 года, суд первой инстанции исходил из того, что транспортный налог за 2016 год добровольно уплачен по истечении срока для принудительного взыскания 01 сентября 2020 года, тогда как требование выставлено по состоянию на 19 февраля 2021 года, то есть по истечении трех месяцев полной уплаты транспортного налога. Так же судом принято во внимание, что пеня является обеспечивающим обязательством и, поскольку налоговый орган утратил право на взыскание налога за 2016, 2018 годы, то соответственно утрачено право на взыскание пени на недоимку за указанные налоговые периоды.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
Как следует из административного искового заявления и приложенного к нему расчета взыскиваемой суммы, налоговый орган просит взыскать пеню на недоимку по транспортному налогу за три налоговых периода, а именно за 2016 год – 7771 рубль 12 копеек, за 2018 год – 2813 рублей 99 копеек, за 2019 год – 12 рублей 75 копеек.
Из материалов дела усматривается, что за Васильевой Г.Н. в период с 2016 по август 2019 годов было зарегистрировано транспортное средство <.......>; государственный регистрационный знак № <...>
Административному ответчику направлялось налоговое уведомление № <...> от 29 июля 2017 года об уплате, в том числе, транспортного налога в размере 45000 рублей за 2016 год (л.д. 94), а также налоговое уведомление № <...> от 30 декабря 2017 года о перерасчете транспортного налога за 2016 год в котором налогоплательщику предложено в срок до 28 февраля 2018 года уплатить налог в размере 45000 рублей (л.д. 9).
Также Васильевой Г.Н. направлялось налоговое уведомление № <...> от 15 августа 2019 года с предложением уплатить, в том числе, транспортный налог за 2018 год в размере 45000 рублей в срок до 2 декабря 2019 года.
Помимо этого, Васильевой Г.Н. направлялось налоговое уведомление № <...> от 30 августа 2020 года с предложением уплатить, в том числе, транспортный налог за 8 месяцев 2019 год в размере 30000 рублей.
24 февраля 2022 года Васильевой Г.Н. направлено Требование № <...> сформированное по состоянию на 19 февраля 2021 об уплате пени по транспортному налогу в общей сумме 10966 рублей 11 копеек.
Из представленного расчета пени следует, что транспортный налог за 2016 год уплачен Васильевой Г.Н. единоразово и в полном объеме 1 сентября 2020 года. За период с 1 марта 2018 года по 21 марта 2020 года на сумму недоимки 45000 рублей начислена пеня 7771 рубль 12 копеек. При этом, как следует из расчета, Васильевой Г.Н. выставлялось Требование № <...> от 03 апреля 2018 года об уплате транспортного налога и пени.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу пункта 4 статьи 69 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Из положений пункта 1 статьи 72 Налогового кодекса РФ следует, что пени, как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, носят акцессорный характер и в силу пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Согласно правовой позиции приведенной в в Постановлении от 17 декабря 1996 года № 20-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75); порядок исполнения обязанности по уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц налогоплательщиком - физическим лицом предполагает обязанность налогового органа исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику уведомление, а впоследствии, если налог не был уплачен, требование об уплате (статьи 45 и 52). Принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48). С учетом изложенного, оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, не предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом утрачено. Это обусловлено тем, что пени по своей природе носят акцессорный характер и не могут быть взысканы в отсутствие обязанности по уплате суммы налога, равно как и при истечении сроков на ее принудительное взыскание.
Таким образом, пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Из материалов дела не следует, что налоговым органом принимались меры к принудительному взысканию с Васильевой Н.Г. транспортного налога за 2016 год. С учетом того, что все нормативно установленные сроки для взыскания недоимки за указанный налоговый период истекли, налоговый орган утратил право на ее взыскание в судебном порядке.
В такой ситуации, факт уплаты Васильевой Н.Г. в добровольном порядке 1 сентября 2020 года транспортного налога за 2016 год не является основанием для удовлетворения заявленных налоговым органом требований о взыскании пени за нарушение срока исполнения налоговой обязанности, поскольку в силу приведенной правовой позиции Конституционного Суда РФ, утрата права на взыскание налога в принудительном порядке влечет утрату права на взыскание пени.
В этой связи, судебная коллегия приходит к выводу о правомерности выводов суда первой инстанции об отсутствии оснований для взыскания с Васильевой Г.Н. пени в размере 7771 рубль 12 копеек, начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2016 год
Аналогичным образом, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения административного иска в части взыскания с Васильевой Г.Н. пени в размере 2813 рублей 99 копеек на недоимку по транспортному налогу за 2018 год.
Как следует из представленного административным истцом по запросу судебной коллегии Требования № <...> от 30 января 2020 года об уплате транспортного налога за 2018 год, срок его исполнения истек 11 марта 2020 года.
Налоговым органом доказательства принудительного взыскания указанной налоговой задолженности в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ, не представлено.
Учитывая, что пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (пункт 5 статьи 75 НК РФ), а в материалы дела какие-либо сведений об уплате Васильевой Г.Н. транспортного налога за указанный налоговый период в добровольном порядке в пределах нормативно установленного срока для принудительного взыскания налоговой задолженности не представлено, то требование административного истца о взыскании с административного ответчика пени в размере 2813 рублей 99 копеек являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований налогового органа о взыскании с Васильевой Г.Н. пени за нарушение срока уплаты транспортного налога за 2019 год в размере 12 рублей 75 копеек.
В соответствии с пунктом 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Из материалов дела следует, что транспортный налог за 8 месяцев 2019 года Васильевой Г.Н. уплачен 19 декабря 2020 года, т.е. с нарушением установленного законом срока.
В связи с указанным налоговым органом 17 декабря 2020 года сформировано Требование № <...> об уплате пени в размере 63 рубля 75 копеек рассчитанной за период с 2 декабря 2020 года по 16 декабря 2020 года.
Как указано выше, поскольку доказательств направления данного Требования в адрес налогоплательщика не представлено, исковые требования налогового органа в этой части оставлены без рассмотрения.
Так же налоговым органом за период с 17 декабря 2020 года по 19 декабря 2020 года произведен расчет пени в размере 12 рублей 75 копеек.
Указанная сумма пени включена в Требование № <...> сформированное по состоянию на 19 февраля 2021 года с установленным сроком его исполнения до 30 марта 2021 года. Данное Требование направлено в адрес налогоплательщика 24 февраля 2021 года.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Васильевой Г.Н. налоговой задолженности, в том числе, на основании указанного Требования, налоговый орган обратился 29 июня 2021 года.
22 июля 2021 года мировым судьей судебного участка № 75 Ворошиловского судебного района Волгограда Волгоградской области вынесен судебный приказ о взыскании с Васильевой Г.Н. налоговой задолженности.
Определением мирового судьи судебного участка № 75 Ворошиловского судебного района Волгограда Волгоградской области от 20 сентября 2021 года указанный судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника относительно его исполнения.
С административным иском Межрайонная ИФНС России № 10 по Волгоградской области обратилась в суд 26 октября 2021 года.
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для принятия решения об отказе в удовлетворении административного иска в части взыскания с Васильевой Г.Н. пени в размере 12 рублей 75 копеек за нарушение срока уплаты транспортного налога за 2019 год. В этой связи постановленное по делу решение в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска о взыскании с Васильевой Г.Н. пени в размере 12 рублей 75 копеек.
Доводы апелляционной жалобы о неправильном применении судом норм материального права, а именно положений пункта 5 статьи 75 Налогового кодекса РФ без учета абзаца 3 пункта 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ судебная коллегия находит не состоятельными к отмене постановленного по делу решения по вышеизложенным основаниям.
На основании части 3 статьи 111, частей 1, 2 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, абз. 2 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с административного ответчика также подлежит взысканию сумма государственной пошлины в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 -311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 февраля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области к Васильевой Г.Н. о взыскании пени в размере 63 рубля 75 копеек, в указанной части административный иск оставить без рассмотрения.
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 февраля 2022 года отменить в части отказа в удовлетворении административного иска Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области к Васильевой Г.Н. о взыскании пени в размере 12 рублей 75 копеек.
В указанной части принять новое решение.
Взыскать с Васильевой Галины Николаевны в пользу Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области пеню в размере 12 рублей 75 копеек за период с 17 декабря 2020 года по 19 декабря 2020 года за нарушение срока уплаты транспортного налога за 2019 год.
Взыскать с Васильевой Г.Н. в доход бюджета городского округа город-герой Волгоград государственную пошлину в размере 400 рублей.
В остальной части решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Межрайонной ИФНС России №10 по Волгоградской области – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий судья
Судьи