№ 2-722/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата года -...- МО
Истринский городской суд -...- в составе:
председательствующего судьи Михайловой Л.Н.,
при секретаре Савонь М.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Згардан Ю.В. об оспаривании отказа органа местного самоуправления в изменении вида разрешенного использования земельного участка,
у с т а н о в и л:
Згардан Ю.В. обратился с вышеуказанным заявлением, просит признать отказ Администрации -...- оформленный письмом от дата в изменении вида разрешенного использования земельного участка незаконным, мотивируя свои требования тем, что на праве собственности владеет земельными участками: с кадастровым номером № площадью 1598 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...- ; с кадастровым номером № площадью 1595 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...- ; с кадастровым номером № площадью 1598 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...-
В своих обращениях в орган местного самоуправления просил согласовать и утвердить акты комиссии по изменению вида разрешенного использования принадлежащих земельных участков с «под огород» на « для ведения личного подсобного хозяйства».
Решением органа местного самоуправления от дата отказано в удовлетворении просьбы со ссылкой на то, что расстояние от границ участков до -...- составляет менее 100 метров, вследствие чего участки расположены в водоохранной зоне, правовой режим которых предусматривает возможность капитального строительства на расстоянии не мнее 100 метров от уреза воды не допускается.
С данным отказом не согласен, считает отказ незаконным и нарушающим его права.
Заявитель Згардан Ю.В. в судебное заседание не явился.
Представитель заявителя Иванова Е.Ю. в судебном заседании заявление поддержала.
Представитель Администрации -...- по доверенности Донских Н.В. в судебном заседании относительно заявленных требований пояснила, что отказ, выданный заявителю поддерживает, но если с учетом представленных доказательств будет установлено, что участок не относится ко второму поясу зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, администрация разрешение вопроса оставляет на усмотрение суда.
Представитель Министерства имущественных отношений -...- в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, приходит к следующему.
В силу с. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействиям) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия ( бездействие) в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, и др.
В силу ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Одним из основополагающих принципов земельного законодательства, прямо закрепленных в п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В ст. 42 ЗК РФ закреплена обязанность собственников земельных участков использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
В соответствии со ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории.
В силу п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли населенных пунктов, как и другие категории земель, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Из приведенных положений закона следует, что право выбора разрешенного использования не может быть реализовано произвольно при том, что возможность выбора вида разрешенного использования поставлена законом в зависимость от видов разрешенного использования, предусмотренных зонированием территорий.
Согласно с ч. 3 ст. 4 ФЗ от дата N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" на органы местного самоуправления возложена обязанность разработать правила землепользования и застройки.
В соответствии со ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки включают в себя порядок их применения и внесения изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты. При этом в градостроительных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков в пределах соответствующей территориальной зоны (п. 6 ст. 30 ГрК РФ).
В ч. 3 ст. 37 ГрК РФ предусмотрено, что изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 4 Закона "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний.
В силу п. 9 ст. 1 ГрК РФ виды разрешенного использования земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны предусматриваются градостроительным регламентом.
Таким образом, действие п. 3 ч. 1 ст. 4 ФЗ от дата о праве глав местных администраций в определенных случаях принимать решения об изменении вида разрешенного использования земельных участков законодатель соотнес с моментом принятия органами местного самоуправления правил землепользования и застройки, которые должны содержать градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в границах соответствующих территориальных зон. То есть, действие данной нормы призвано обеспечить разрешение вопросов о видах разрешенного использования соответствующих земельных участков в отсутствие утвержденных градостроительных регламентов.
В соответствии со ст. 15 ЗК РФ собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу п.п. 14 п. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственного водоснабжения, ограничиваются в обороте, и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны.
В соответствии со ст. 18 ФЗ от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно- бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно- эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Указанные санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается "Проект зон санитарной охраны Московского водопровода", в которых устанавливаются точные границы зон санитарной охраны.
Таким образом, необходимым условием отнесения территории к водоохранной зоне, является установление точных границ санитарной охранной зоны.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от дата № утверждены Санитарно- эпидемиологические правила 2.1.4.2625-10 «Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения -...-», на основании которых должен быть разработан проект зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения.
Сведения о разработке и утверждении проектных материалов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого водоснабжения -...-, нанесении на землеустроительные планы или схемы землепользования границ зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, как установлено судом, отсутствуют.
Согласно ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Перечень ограничений хозяйственной и иной деятельности в границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос является исчерпывающим и указан в ч.15, ч.17 ст. 65 Водного кодекса РФ.
Согласно материалам дела, Згардан Ю.В. на праве собственности принадлежат следующие земельные участки: с кадастровым номером № площадью 1598 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...- ; с кадастровым номером № площадью 1595 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...- ; с кадастровым номером № площадью 1598 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...- с видом разрешенного использования « под огород».
Согласно выписок из протокола заседания комиссии при администрации -...- по координации земельных отношений на территории района комиссия не возражала в изменении вида разрешенного использования земельных участков, принадлежащих заявителю на праве собственности, для дальнейшего оформления документов в установленном порядке.
В рамках процедуры оформления документов были получены заявителем разрешения и согласования, необходимые для изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Подготовлен акт комиссии по выбору земельного участка, схема расположения земельного участка.
Согласно заключению кадастрового инженера изменение вида разрешенного использования земельных участков возможно, главного архитектора -...-, земельные участки пригодны для использования под заявленные цели.
Решением администрации -...- от дата в удовлетворении просьбы Згардан Ю.В. отказано.
Отказ Администрации мотивирован тем, что участок расположен в водоохранной санитарно- защитной зоне основного водотока источника питьевого водоснабжения -...-.
Утверждение заинтересованного лица о нахождении земельных участков, принадлежащих заявителю в водоохранной зоне основано на предположениях, доказательств проведения каких либо исследований, расчетов в подтверждение данного факта, суду не представлено.
Вместе с тем, доводы заинтересованного лица, содержащиеся в основаниях отказа, опровергаются представленными доказательствами.
В целях определения нахождения земельных участков в водоохранной зоне судом в порядке ст. 79 ГПК РФ по делу была проведена экспертиза.
Из выводов экспертов следует, что земельные участки, принадлежащие заявителю не располагаются в границах второго пояса зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения -...-.
Представленное экспертное заключение судом принимается, оснований не доверять выводам эксперта у суда не имеется. Заключение не оспорено.
Поскольку судом не установлено, а заинтересованным лицом не представлено доказательств, что земельный участок входит в водоохранную зону, суд находит оспариваемый отказ не соответствующим закону и нарушающим права заявителя. Иных оснований для отказа органом местного самоуправления, не приведено.
При таких обстоятельствах, суд находит требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В целях устранения допущенных прав и интересов заявителя, суд считает необходимым возложить на Администрацию -...- -...- обязанность рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков и принять решение в соответствии с действующим законодательством.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Згардан Ю.В. удовлетворить.
Признать отказ Администрации -...- оформленный письмом от дата № незаконным.
Обязать Администрацию -...- повторно рассмотреть вопрос об изменении вида разрешенного использования принадлежащих Згардан Ю.В. земельных участков с кадастровым номером № площадью 1598 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...- ; с кадастровым номером № площадью 1595 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...- ; с кадастровым номером № площадью 1598 кв. м., земли населенных пунктов по адресу: -...- с вида разрешенного использования « под огород» на « для ведения личного подсобного хозяйства» и принять решение в соответствии с действующим законодательством..
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Истринский городской суд, в течение месяца, со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено дата года.