РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 14 декабря 2012 года
Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края - Кобзев А.В.,
при секретаре – Ляшевой О.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Квасневскому Д.Г. , администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Квасневскому Д.Г., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
В судебном заседании помощник прокурора Немтинов А.В. исковые требования поддержал и суду пояснил, что на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 05 октября 2009 года № 2380 «О предоставлении земельного участка в аренду Квасневскому Д.Г. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, между лиманами Соленым и лиманом Иршин» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее – «Арендодатель»), и Квасневскому Д.Г. (далее – «Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05.10.2009г. №.
Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № под домик охотник-рыбак. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 05 октября 2058г.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 03.10.2012 за Квасневскому Д.Г. зарегистрировано права аренды рассматриваемого земельного участка 19.11.2009г. (№), основание государственной регистрации – договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от 05.10.2009.
Согласно ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 №, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 01.10.2012 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером № входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером №, предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Квасневскому Д.Г., входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Проверкой, проведенной совместно с Приморско-Ахтарским районным отделом Управления Росреестра по КК 04.10.2012г. установлено, что указанный земельный участок огорожен забором из метало профиля, имеется вагончик, территория участка покрыта бетонной стяжкой.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Поэтому помощник прокурора Немтинов А.В. просит суд признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05 октября 2009 года №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Квасневским Д.Г., а также погасить регистрационные записи в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05 октября 2009 года №. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Квасневского Д.Г. освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, между лиманами Соленым и лиманом Иршин, с кадастровым номером № а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить Квасневскому Д.Г. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05 октября 2009 года № за период действия договора. Признать недействительным зарегистрированное право аренды Квасневского Д.Г. на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, между лиманами Соленым и лиманом Иршин, с кадастровым номером №.
Представитель ответчика Квасневского Д.Г. – Маркелов В.А., действующий на основании нотариально удостоверенной доверенности, заявленные требования не признал, требования считает незаконными и необоснованными на основании следующего.
Спорный земельный участок имеет кадастровый номер № и расположен по адресу: <адрес>. Согласно справки Департамента природных ресурсов и государственного надзора Краснодарского края №.1 от 16.04.2012 года этот земельный участок расположен вне особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Согласно справки Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Краснодарскому краю и Республики Адыгея этот же земельный участок находится вне особо охраняемых природных территорий федерального значения. Следовательно, заявление прокурора о том, что этот земельный участок подпадает в категорию земель особо охраняемых территорий, ошибочно.
Таким образом, при заключении договора аренды на этот земельный участок никакого согласования с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования не требуется.
Поэтому представитель ответчика просит суд заявленные исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района оставить без удовлетворения.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – Никифоров С.Ю., действующий на основании доверенности, иск не признал и суду пояснил, что считает заявленные исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
На основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 05 октября 2009 года № 2380 «О предоставлении земельного участка в аренду Квасневскому Д.Г. и заключении договора аренды на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Квасневским Д.Г. заключен договор аренды земельного участка от 05 октября 2009 года №.
Данное постановление издано на основании статей 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и заявления Квасневского Д.Г. о предоставлении земельного участка в аренду на основании опубликованной информации в газете Приазовье «Вестник» администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район.
Предметом договора является предоставление земельного участка в аренду площадью 800 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, кадастровый № под домик рыбака и охотника.
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский» (Краснодарский край) признаны водно-болотными угодьями, имеющими международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050, издано постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года», которым утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Указанным положением водно-болотные угодья были выделены в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Постановлением были утверждены условные границы угодий с указанием необходимости их уточнения и проведения инвентаризации. Однако, на сегодняшний день указанные мероприятия не выполнены, точные границы и площадь угодий не установлены.
Приблизительная площадь угодий составляла 173 000 га, из них 88 400 га на территории Темрюкского и Славянского районов, 84 600 га - на территории Приморско-Ахтарского района.
Положением в нарушение статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории не присвоена категория (заказник, заповедник, парк и т. д.), не указано ее значение (федеральное или региональное), не создана дирекция особо охраняемой территории.
Раздел положения о запрещенных видах деятельности в границах угодий содержит перечень потенциально вредных видов деятельности и носит не запретительный, а рекомендательный характер, не позволяющий однозначно установить, что можно и что нельзя делать на территории угодий.
Пунктом 11 положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья включая государственный заказник «Приазовье», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 установлено, что регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения на территории водно-болотных угодий согласовываются с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (постановление правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400)).
Данная формулировка опять же обтекаема и не отражает реалий действующего законодательства, так как на основании статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий является объектами государственной экологической экспертизы (в данном случае проводимой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
Таким образом, водно-болотные угодья, как особо охраняемые территории должны иметь федеральный статус, в отношении которых на основании статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решение должно приниматься на уровне Правительства РФ. Так же, на основании пункта 2 статьи 24 этого же закона, положение о задачах и особенностях режима особой охраны территорий федерального значения должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а не постановлением региональных органов исполнительной власти.
Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 года предусмотрена территориальная охрана водно-болотных угодий в виде природных резерватов (п. п. 2, 3 ст. 4). В соответствии со статьей 1 данной Конвенции понятие водно-болотных угодий включает в себя, в том числе морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров.
Согласно статье 8 Водного кодекса РФ водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7, 94 Земельного Кодекса РФ земли особо охраняемых территорий составляют отдельную категорию земель РФ, полностью или частично изымаемые из хозяйственного использования или оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
В то же время, в земельном балансе Приморско-Ахтарского района земли особо - охраняемых природных территорий Ахтаро-Гривенской системы лиманов отнесены к категориям земель запаса, промышленности и землям сельскохозяйственного назначения, которые не имеют ограничений в хозяйственном использовании и особого правового режима. Соответственно, их предоставление для хозяйственных нужд не требует проведения государственной экологической экспертизы и согласования с органами по надзору в сфере природопользования.
В 2010 году приказом Минприроды Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 201 было утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» устанавливающее особый режим его охраны. Заказник 42 200 га расположен на территории Славянского района и входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Режим особой охраны оставшейся территории водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов примерной площадью 130 800 га (из них на территории Темрюкского и Слявянского райна - около 46 200 га, на территории Приморско-Ахтарского района - около 84 600 га) по прежнему регулируется положением, утвержденным вышеуказанным постановлением главы Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413.
Таким образом, в нарушение международных обязательств по Рамсарской Конвенции 1971 года на федеральном уровне не принято Решение о создании заказника (заповедника) водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов, (на федеральном уровне) не принято положение об особом порядке охраны его территории, не создана дирекция заказника (заповедника). Как следствие этого, земельно-правовая документация по особо охраняемой территории не приведена в соответствие с требованиями земельного законодательства РФ. В результате, проектная документация по предоставлению земельных участков на этих землях не направляется на государственную экологическую экспертизу в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 1 июня 2007 года № 1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района» были определены рекреационные зоны на землях особо охраняемых территорий и объектов на территории Приморско-Ахтарского района, перевод земель из одной категории в другую данным постановлением не осуществлялся. Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанной нормой не предусмотрены иные документы, которые определяют категорию земель.
В связи с этим утверждения прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о том, что приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Федеральной службы земельного кадастра России от 18 июля 2001 года № 103-П кадастровый квартал № был определен как земли запаса, не соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 года № 660 «Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации», во исполнение которого был вынесен вышеуказанный приказ, постановлением Правительства РФ от 14 июня 2011 года № 469 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 года № 660» признано утратившим силу.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2011 года № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» предусмотрено, что ранее присвоенные кадастровые номера сохраняются только за земельными участками, а не кадастровыми кварталами. Руководствуясь названными нормами можно сделать вывод, что ранее предусмотренное кадастровое деление, в части кадастровых кварталов, признано утратившим силу.
На основании изложенного полагаем, что нарушений норм федерального законодательства в области земельного законодательства администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район допущено не было.
По вопросу предоставления спорного земельного участка находящегося в водоохранной зоне, относящегося к федеральному уровню собственности поясняем следующее.
Прокурор в своем исковом заявлении указывает на то, что спорный земельный участок входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Данный довод о том, что водоохранная зона моря (лимана) составляющая в силу части 8 статьи 65 Водного кодекса РФ 500 метров является неотъемлемой частью водного объекта, связанная с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое как природный комплекс и поэтому является в силу прямого указания закона федеральной собственностью, не основан на нормах закона, так как с 1 января 2007 года земли водоохранных зон водных объектов исключены из состава земель водного фонда (статья 102 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ»).
Так, статья 5 Водного кодекса РФ определяет понятие водного объекта, как поверхностный водный объект, состоящий из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.Таким образом, законодатель четко обозначил границы водного объекта, а именно в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ границы водного объекта (лиманов Азовского моря) находящегося в федеральной собственности оканчиваются 20-ти метровой зоной береговой полосы, определяемой для моря или его части (лимана) - по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды - по линии максимального отлива.
По мимо этого, Постановлением Верховного Совета от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрен исчерпывающий перечень объектов относящихся исключительно к федеральной собственности.
В данном перечне отсутствуют водоохранные зоны, в том числе Азовского моря и его частей - лиманов, а так же принимая во внимание, как было указано выше, что так как до настоящего времени Российской Федерацией не создан заказник (заповедник) водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов, территорию указанных угодий так же нет оснований относить к федеральной собственности.
На основании изложенного администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации», правомерно приняла решение о предоставлении спорного земельного участка в аренду и считает, что нарушений требований земельного, водного и природоохранного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район, при предоставлении спорного земельного участка допущено не было.
Так же, в соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 6 июня 1996 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», в редакции действующей на момент принятия постановления главы администрации Краснодарского края № 413, нормативно правовой акт администрации края - это акт, принятый главой администрации края или органом управления администрации края в рамках их компетенции и содержащий правовые нормы.
Указанной нормой Закона Краснодарского края так же дается определение правовой нормы - это официально установленное правотворческим органом края, предписание, рассчитанное на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией.
Правотворческий орган края, в соответствии с названным законом, - это государственный орган края (Законодательное Собрание, глава администрации края, орган управления администрации края), правомочный принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты края в соответствии с установленной компетенцией.
Принимая во внимание нормы названного Закона Краснодарского края, и учитывая, что Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 было принято правотворческим органом края (главой администрации края) содержит предписание, рассчитанное на многократное применение, соблюдать особый режим, установленный утверждаемым Положением для неопределенного круга лиц (природопользователи, земли- и водопользователи), то есть затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район полагает, что постановление от 24 июля 1995 года № 413 имеет признаки нормативного правового акта.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», в редакции действующей на момент издания Постановления № 413 и на момент заключения спорного договора аренды земельного участка, нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти края, в обязательном порядке публикуются в газете «Кубанские новости».
Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» до настоящего времени в установленном порядке не опубликовано.
Согласно статье 44 вышеуказанного Закона, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (указанная норма права действовала и на момент принятия вышеуказанного Постановления, и на сегодняшний день).
Учитывая изложенное, применять ограничения предусмотренные Постановлением главы администрации края № 413 возможно только после выполнения условий статьи 44 вышеуказанного Закона, то есть после опубликования его в газете «Кубанские новости». В связи с этим, администрация района полагает, что ссылка Истца на то, что спорный земельный участок находится в границах водно-болотных угодий не обоснованным и не соответствующим действительности.
В связи с этим администрация района считает, что согласование предоставления спорного земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству для использования в сельскохозяйственных целей с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея не требовалось. Выдача соответствующего согласования не входит в компетенцию Управления, так как такие полномочия не предусмотрены положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 (ред. от 24 марта 2011 года).
Помимо изложенного, вышеуказанным Положением, в нарушение статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории не присвоена категория (заказник, заповедник, парк и т. д.), не указано ее значение (федеральное или региональное), не создана дирекция особо охраняемой территории.
Раздел Положения, о запрещенных видах деятельности в границах угодий содержит перечень потенциально вредных видов деятельности и носит не запретительный, а рекомендательный характер, не позволяющий однозначно установить, что можно и что нельзя делать на территории угодий.
Пунктом 11 положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовье», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 установлено, что регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения на территории водно-болотных угодий согласовываются с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400).
Данная формулировка опять же обтекаема и не отражает реалий действующего законодательства, так как на основании ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий является объектами государственной экологической экспертизы (в данном случае проводимой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
Таким образом, водно-болотные угодья, как особо охраняемые территории должны иметь федеральный статус, в отношении которых на основании статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решение должно приниматься на уровне Правительства РФ. Так же, на основании пункта 2 статьи 24 этого же закона, положение о задачах и особенностях режима особой охраны территорий федерального значения должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а не постановлением региональных органов исполнительной власти.
На основании вышеизложенного администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации», правомерно приняла решение о предоставлении данного земельного участка в аренду.
Кроме того, договор аренды зарегистрирован в отделе по Приморско-Ахтарскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, то есть в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Поэтому представитель ответчика Администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район просит суд отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилась. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца–филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, решение относит на усмотрение суда. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Территориального Управления Росимущества по Краснодарскому краю в судебное заседание не явилась. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, просит исковые требования удовлетворить. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах не явки не сообщил. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца - Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрение дела в его отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента имущественных отношений по Краснодарскому краю.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца – Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края, в судебное заседание не явился, о слушании дела был уведомлен надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление о рассмотрение дела в его отсутствие. Поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента природных ресурсов и государственного экологического надзора Краснодарского края.
Суд, выслушав помощника прокурора Немтинова А.В. действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, представителя ответчика Квасневского Д.Г. – Маркелова В.А., представителя ответчика – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район – Никифорова С.Ю., и исследовав материалы гражданского дела, находит исковые требования прокурора Приморско-Ахтарского района, в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, к Квасневскому Д.Г., Администрации Муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, подлежащим удовлетворению, на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании постановления главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 05 октября 2009 года № «О предоставлении земельного участка в аренду Квасневскому Д.Г. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: <адрес> между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее – «Арендодатель»), и Квасневскому Д.Г. (далее – «Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05.10.2009г. №.
Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № под домик охотник-рыбак. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 05 октября 2058г.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 03.10.2012 за Квасневскому Д.Г. зарегистрировано права аренды рассматриваемого земельного участка 19.11.2009г. (№), основание государственной регистрации – договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения № от 05.10.2009.
Согласно ст. 1 Земельного Кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, в том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В тоже время, при предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требований природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р. Кубань и р. Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 01.10.2012 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером № входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером №, предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Квасневскому Д.Г., входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Проверкой, проведенной совместно с Приморско-Ахтарским районным отделом Управления Росреестра по КК 04.10.2012г. установлено, что указанный земельный участок огорожен забором из метало профиля, имеется вагончик, территория участка покрыта бетонной стяжкой.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения. Пункт 11 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип земельного законодательства - сочетание интересов общества и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере оборота и использования земель, то есть интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить иск прокурора Приморско-Ахтарского района к Квасневскому Д.Г., Администрации МО Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки по которому каждая сторона обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05 октября 2009 года №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Квасневским Д.Г..
Погасить регистрационные записи в Едином государственном реестре прав о регистрации договора аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05 октября 2009 года №.
Применить последствия недействительности ничтожной сделки.
Обязать Квасневскому Д.Г. освободить и вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Взыскать с администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район в пользу Квасневскому Д.Г. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 05 октября 2009 года № за период действия договора.
Признать недействительным зарегистрированное право аренды Квасневскому Д.Г. на земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов площадью 800 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: