УИД 21RS0024-01-2021-006070-57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ6 июня 2022 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Карлинова С.В.,
судей Филимоновой И.В., Стародубцевой Л.И.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к федеральному казенному учреждению (ФКУ) «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии о понуждении к исполнению обязанности, поступившее по апелляционной жалобе представителя ответчика федерального казенного учреждения (ФКУ) «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Леванова Д.С. на решение Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 марта 2022 года.
Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Чебоксарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики с учетом уточнений обратился в суд с иском к федеральному казенному учреждению (ФКУ) «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии (далее ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии), УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, ФСИН России о возложении обязанности на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу осуществить подводку горячего водоснабжения к производственным моечным ваннам в овощных, мясном и рыбном цехах, оборудовать овощные, мясной и рыбной цехи пищеблока умывальниками для мытья рук, оборудовать моечные ванны в моечной столовой и кухонной посуды смесителями (литера Л) в соответствии с требованиями подп. 4 ч. 2 ст. 14 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» 021/2011 и п. 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения», обеспечить защищенность автоматической установкой пожарной сигнализации помещений деревообрабатывающего (литеры Ц, Ц1, ц2,ц3,ц4) и швейного цехов (литеры ч1,ч2,Ч3,ч5) в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, расположенных по адресу: г. Чебоксары, ул.Якимовская, д. 90. Заявленные требования мотивированы тем, что истцом проведена проверка соблюдения условий содержания осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии, входе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца – старший помощник Чебоксарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чувашской Республики Платонов А.В. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков Романов С.Н. и представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Крюков А.Ю. исковые требования не признали.
Остальные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении в судебном заседании участия не принимали, представителей не направили.
Решением Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 16 марта 2022 года постановлено:
«Возложить на федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанность осуществить подводку горячего водоснабжения к производственным моечным ваннам в овощных, мясном и рыбном цехах; оборудовать овощные, мясной и рыбный цехи пищеблока умывальниками для мытья рук; оборудовать моечные ванны в моечной столовой и кухонной посуды смесителями (столовая осужденных - литера Л) в соответствии с требованиями подп. 4 ч. 2 ст. 14 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» 021/2011 и п. 2.15 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания населения»; обеспечить защищенность автоматической установкой пожарной сигнализации помещений деревообрабатывающего (производственный корпус № 2 – литеры Ц, Ц1, ц2,ц3,ц4) и швейного (производственный корпус № 1 – литеры ч1,ч2,Ч3,ч5) цехов в соответствии с п. 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, расположенных по адресу: г. Чебоксары, ул. Якимовская, д. 90».
Не согласившись с решением суда первой инстанции, представитель ответчика ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Леванов Д.С. подал апелляционную жалобу на предмет его отмены по мотиву неправильного определения обстоятельств, имеющих значение по делу, и применения норм материального права, указывая, что понуждение УФСИН, как распорядителя (получателя) бюджетных средств, либо ФСИН России, как главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, к выделению финансирования, установление временных рамок организации финансового обеспечения соответствующих расходов, является ограничением прав распорядителя и главного распорядителя средств федерального бюджета на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данных органов, и нарушает установленный ст.10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей. Кроме того, считает, что возложение на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии обязанности по проведению мероприятий по оборудованию пожарной сигнализации и проведению работ по подводке горячего водоснабжения, оборудования умывальниками т смесителями в столовой учреждения, является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственного органа.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчиков Романова С.Н. апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам, ссылаясь на добровольное производство ремонта и закупку оборудования.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Верховного Суда Чувашской Республики. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем в соответствии с нормами статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Положения статьи 32 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 "О прокуратуре РФ" устанавливают, что предметом надзора является, в том числе, соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания.
На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Обязанность по обеспечению надлежащих материально-бытовых условий содержания арестованных (осужденных), а также соблюдению требований санитарии возлагается законодателем на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.
Статья 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (УИК РФ) устанавливает, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в ходе проверки прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях было установлено, что в нарушение требований п. 3.3 СП 2.3.6.1079-01 горячая вода не подведена к производственным моечным ваннам в овощных цехах, мясном цехе, рыбном цехе. Овощные цехи, мясной цех, рыбный цех не оборудованы раковинами для мытья рук. Моечные ванны в моечной столовой и кухонной посуды не оборудованы смесителями, к 2-хсекционной моечной ванне для мытья столовых приборов не подведена холодная и горячая вода. Кроме того, нарушения требований Правил противопожарного режима в РФ.
Согласно ч. 3 ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Приказом Минюста Российской Федерации от 02 июня 2003 года № 130-ДСП в целях обеспечения условий содержания осужденных в исправительных учреждениях в соответствии с требованиями Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и обязательствами, принятыми Российской Федерацией при вступлении в Совет Европы, утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ (Инструкция СП 17-02 Минюста России).
Согласно п. 1.1 Инструкции СП 17-02 Минюста России ее положения должны соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
В соответствии с п.п. 19.2.1 и 19.2.5 свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации № 1454/пр от 20 октября 2017 года, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы горячим водоснабжением, подводку горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Согласно требованиям п. 2.15 СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 октября 2020 года № 32, предприятия общественного питания должны быть оборудованы исправными системами холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, вентиляции и освещения, которые должны быть выполнены так, чтобы исключить риск загрязнения пищевой продукции. Допускается использование автономных систем и оборудования для обеспечения горячего водоснабжения и теплоснабжения.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 14 технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), утв. Решением Комиссии таможенного союза Евразийского экономического сообщества от 09 декабря 2011 года № 880, предусмотрено, что производственные помещения, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны быть оборудованы умывальниками для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, со средствами для мытья рук и устройствами для вытирания и (или) сушки рук.
Кроме того, в силу ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу п. п. 1.5, 1.6 Правил пожарной безопасности на объектах учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденных приказом ФСИН России от 30 марта 2005 года № 214 (далее - Правила), начальник учреждения отвечает за обеспечение противопожарной безопасности объектов учреждения и обеспечивает организацию и выполнение работ по пожарной безопасности.
В соответствии с п. 13.24 вышеуказанных Правил, здания, помещения и сооружения учреждения должны оборудоваться системами автоматической пожарной защиты.
В силу п. 3.1.5 Правил противопожарные системы и установки (противодымовая защита, средства пожарной автоматики, системы противопожарного водоснабжения, противопожарные двери, клапаны, другие защитные устройства) помещений, зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии.
Частями 1 и 2 ст. 54 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта; системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и гибели людей.
Пунктом 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390, на руководителя организации возложена обязанность обеспечить исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта и организовать не реже одного раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод об удовлетворении исковых требований прокурора об осуществлении проводки горячего водоснабжения к производственным моечным ваннам в овощных, мясном и рыбном цехах, оборудовать овощные, мясной и рыбной цехи пищеблока умывальниками для мытья рук, оборудовать моечные ванны в моечной столовой и кухонной посуды смесителями, обеспечить защищенность автоматической установкой пожарной сигнализации помещений деревообрабатывающего и швейного цехов.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных в ходе судебного разбирательства, и соответствуют требованиям закона, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку всем представленным сторонами доказательствам по делу в их совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Частью 2 статьи 1 УИК РФ предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации
Исходя из требований статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года за № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" указанного Закона, учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации, создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать режим содержания подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, а также соблюдение их прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 101 УИК РФ администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с ч. 1 ст. 24, ч. 2 ст. 25 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52- ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о необоснованном возложении названых обязанностей на ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии являются несостоятельными, поскольку в соответствии со ст.11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания» предусмотрена ответственность учреждений по обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган управления уголовно-исполнительной системы. При этом финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации (ст. 9 Закона).
Согласно п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В соответствии с п.7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, ФСИН России осуществляет следующие полномочия, в том числе: материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; организацию бухгалтерского и статистического учета в уголовно-исполнительной системе; создает, реорганизует и ликвидирует предприятия учреждений; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Рассматривая доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда о наличии оснований для возложения на ФКУ обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по ремонту здания и помещений, судебная коллегия приходит к следующему.
Создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов, относится к компетенции ФСИН России, а также ФКУ ИК-4. Деятельность ответчика, в том числе по обеспечению надлежащими материально-бытовыми условиями содержания осужденных, в основном зависит от лимитов, выделяемых из средств федерального бюджета, поскольку иных источников финансирования у ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике не имеется.
Согласно ст. 38 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования. Таким получателем является и ответчик.
Следовательно, для устранения выявленных нарушений действующего законодательства ответчик имеет право на специально выделяемые из федерального бюджета денежные средства.
Однако указанное не может повлечь отмену или изменение состоявшегося решения суда, в полном объеме соответствующего требованиям законности и обоснованности.
Согласно ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования бюджетных ассигнований, соответственно ФКУ ИК-1 УФСИН России по Чувашской Республике не имеет возможности произвести ремонтные работы, если выделенные ему денежные средства специально не предназначены для этих целей.
По закону при недостаточности у учреждения денежных средств, ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст. 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
В силу ч. 5 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, отвечают по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельности, находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности у учреждений, исполняющих наказания, денежных средств ответственность по их обязательствам несут соответствующие территориальные, а также федеральный орган уголовно-исполнительной системы.
При таких обстоятельствах доводы, приведенные ФКУ ИК-4 УФСИН России по Чувашской Республике в апелляционной жалобе о недостаточности у учреждения денежных средств, судебная коллегия полагает необходимым отклонить, поскольку требования прокурора по делу рассмотрены с привлечением ответчиков по делу ФСИН России и УФСИН России по Чувашской Республике в строгом соответствии с требованиями ч. 3 ст. 196 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы ФКУ об отсутствии необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений судебной коллегией признается несостоятельным, поскольку соблюдение пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического законодательства, охрана прав и законных интересов осужденных не могут быть поставлены в зависимость только от данного обстоятельства.
Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылки на обстоятельства и доказательства, которые влияли бы на обоснованность и законность решения, поэтому не могут быть основанием для отмены решения суда.
Ссылка в жалобе на то, что прокурор не вправе вмешиваться в административно-хозяйственную деятельность государственных органов и подведомственных им учреждений, безосновательна, т.к. суд возложил на ответчиков выполнение лишь тех обязанностей, которые предусмотрены действующим законодательством, но не исполняются ответчиками, что приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц.
При разрешении спора судом первой инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, правильно применены нормы материального и процессуального права, собранным по делу доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда в полной мере соответствуют обстоятельствам дела.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение суда обоснованным, а доводы апелляционной жалобы не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 16 марта 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика федерального казенного учреждения (ФКУ) «Исправительная колония № 4» УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии Леванова Д.С. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и в течение трех месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) через суд первой инстанции.
Председательствующий С.В. Карлинов
Судьи: Л.И. Стародубцева
И.В. Филимонова
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 7 июня 2022 года.