АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. Герцена, д. 1 «а», Вологда, 160000
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
23 августа 2012 года город Вологда Дело № А13-7990/2012
Арбитражный суд Вологодской области в составе судьи Селивановой Ю.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ананьевой М.А., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о привлечении индивидуального предпринимателя Румянцевой Натальи Валерьевны к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии от заявителя Поповой А.А. по доверенности от 06.12.2011 № 57,
у с т а н о в и л:
Управление государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением о привлечении предпринимателя Румянцевой Натальи Валерьевны (далее – предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью третьей статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), на основании протокола об административном правонарушении от 28.06.2012 № 136 и приложенных к нему документов.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал.
Предприниматель Румянцева Н.В. о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, в связи с чем дело рассмотрено в порядке статей 156, 205 АПК РФ в ее отсутствие.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя заявителя, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела, государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления Третьяковой Ю.Л. на основании приказа от 05.06.2012 № 188 проведена внеплановая документарная проверка соблюдения предпринимателем лицензионных требований и условий при осуществлении деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более восьми человек (за исключением случая, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее – лицензируемая деятельность).
По результатам проверки административным органом оформлен акт проверки от 28.06.2012 № 104 и государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления Третьяковой Ю.Л. составлен протокол об административном правонарушении от 28.06.2012 № 136, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как следует из протокола об административном правонарушении, предприниматель Румянцева Н.В., осуществляя предпринимательскую деятельность, допустила нарушение законодательства о лицензировании, а именно: пункта 1 статьи 20, статьи 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ); пункта 5.2 Положения о порядке проведения служебного расследования дорожно-транспортных происшествий, утвержденного приказом Минтранса РСФСР от 26.04.1990 № 49 (далее – Приказ Минтранса РСФСР от 26.04.1990 № 49); пункта 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 (далее – приказ Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2); пункта 2.3.7 Требований по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденных приказом Минтранса России от 30.03.1994 № 15 (далее – приказ Минтранса России от 30.03.1994 № 15); подпункта 2 пункта 7, пунктов 13, 16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – приказ Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152); части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта).
За данные нарушения предусмотрена административная ответственность по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Предприниматель Румянцева Н.В. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 311352518000052 и на основании лицензии серии ДА № 105035 (регистрационный № АСС-35-684) на перевозку пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации с бессрочным сроком действия осуществляет предпринимательскую деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек.
В соответствии с частью третьей статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Управления государственного автодорожного надзора по Вологодской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью третьей статьи 14.1 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении от 28.06.2012 № 136 составлен государственным инспектором отдела автотранспортного, автодорожного надзора и контроля международных автомобильных перевозок Управления Третьяковой Ю.Л. в пределах полномочий.
Статьей 2 Федерального закона от 08.08.2001 № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что лицензионные требования и условия – это совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 № 637, лицензионными требованиями и условиями являются соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров, соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров.
Пунктом 1 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» определено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.
В силу пункта 5.2 Приказа Минтранса РСФСР от 26.04.1990 № 49, акт служебного расследования должен состоять из следующих основных разделов:
в первом разделе указывается состав комиссии, проводящей служебное расследование, марки, модели и номера транспортных средств, участвовавших в дорожно - транспортном происшествии, их принадлежность, вид перевозок, фамилия, имя, отчество водителя, место происшествия, обстоятельства происшествия и его последствия;
во втором разделе акта «Условия, предшествующие происшествию» указываются действия водителя до момента происшествия. Кто и в какое время выпустил его в рейс, проходил ли он медосмотр, соблюдался ли скоростной режим и маршрут движения и др;
третий раздел акта «Сведения о дорожных условиях» должен содержать данные о ширине дороги, обочин, покрытии, их дефектах, условиях видимости в момент совершения дорожно - транспортного происшествия, а также наличии недостатков в обустройстве, оборудовании дороги и несоответствии дорожных элементов требованиям СНиПа (если таковое имеется);
в четвертом разделе «Сведения о водителе» указывается возраст водителя, классность, разрешающие отметки, стаж работы водителем и в данном АТП, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку, его состояние здоровья в момент совершения дорожно - транспортного происшествия, проходил ли перед выездом медосмотр, на каком часу работы произошло происшествие, были ли ранее у него взыскания от администрации и ГАИ (если были, - за что), участвовал ли ранее в дорожно - транспортных происшествиях и т.д.;
в пятом разделе «Сведения о транспортном(ых) средстве(ах)» отражаются сведения о техническом состоянии транспортного средства, участвовавшего в происшествии, в частности: его тип, марка, модель, год выпуска, пробег общий и после ТО-2 с указанием времени его проведения, своевременно ли выполнялись заявочные ремонты и т.д. Сведения о другом транспортном средстве(ах), участвовавшем в происшествии;
в шестом разделе «Состояние профилактической работы по безопасности движения» дается оценка работы, проводимой в целях предотвращения дорожно - транспортного происшествия, и указываются выявленные в процессе проверки недостатки.
в седьмом разделе «Заключение» или «Выводы» указываются причины происшествия по мнению комиссии и предлагаются меры по устранению недостатков, выявленных в результате проверки.
Дата проведения разбора, количество и категория работников, присутствовавших при разборе.
К акту прилагаются:
копия протокола осмотра места дорожно - транспортного происшествия и осмотра транспорта;
копия схемы дорожно - транспортного происшествия;
объяснения водителей и должностных лиц предприятия, организации с выводами и конкретными мероприятиями по предупреждению дорожно - транспортных происшествий, дисциплинарными взысканиями в отношении должностных лиц, допустивших нарушения, и другие документы, уточняющие или дополняющие обстоятельства дорожно - транспортного происшествия;
список погибших и пострадавших с указанием фамилий, инициалов, года рождения, пола, диагноза (по заключению врача) и других данных.
Проверкой установлено, что предпринимателем нарушен порядок оформления результатов служебного расследования дорожно-транспортного происшествия, совершенного 18.05.2012 водителем Кузнецовым А.Ю. на автобусе ПАЗ 320402-05, государственный регистрационный знак В979СМ/35, в которого пассажир получил телесные повреждения, а именно: в акте служебного расследования ДТП от 19.05.2012 не указано кто и в какое время выпустил водителя в рейс, возраст водителя, классность, стаж работы водителя у предпринимателя, какое время работает на данной марке транспортного средства, когда проходил переподготовку; дата проведения последнего ТО-2 автобуса. К акту служебного расследования ДТП не приложено (отсутствует) объяснение водителя автобуса, данные о пострадавшем с указанием фамилии, инициалов, года рождения.
В соответствии со статьей 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании и переосвидетельствовании кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел Российской Федерации и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания первой помощи лицам, пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Согласно пункту 2.2 приказа Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
В соответствии с пунктом 2.3.7 приказа Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15 при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают надежность водительского состава в том числе за счет обеспечения своевременного прохождения водителями медицинского освидетельствования, контроля состояния водителей перед выездом на линию.
В ходе проверки установлено, что предпринимателем Румянцевой Н.В. не организован контроль за своевременным прохождением водителями медицинского освидетельствования.
Проверке представлена справка № 845 о прохождении медицинского освидетельствования 12.05.2009 водителем Зубовым С.В. Очередное переосвидетельствование в 2012 году. Срок действия медицинской справки истек 12.05.2012. В ходе проверки представлена ещё одна медицинская справка (серия 1910 № 0025804) о прохождении водителем Зубовым СВ. очередного медицинского освидетельствования. Дата выдачи медицинской справки 09.06.2012. Однако данный водитель осуществлял перевозку пассажиров по маршруту в период с 13.05.2012 по 08.06.2012 без прохождения очередного медицинского освидетельствования (путевые листы № 153 от 30.05.2012, № 189 от 05.06.2012, № 201 от 07.06.2012).
Согласно части 1 статьи 6 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 7 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 в путевом листе сведения о водителе включают дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.
Даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя (пункт 13 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152).
Даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества (пункт 16 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152).
При проверке установлено, что предпринимателем Румянцевой Н.В. допущены нарушения при оформлении путевых листов, а именно: не указаны дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового медицинского осмотра водителя (путевые листы № 207 от 08.06.2012, № 245 с 14 по 15 июня 2012 года); даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку заверены подписями уполномоченных лиц без указания инициалов и фамилий (путевые листы № 201 от 07.06.2012, № 207 от 08.06.2012, № 245 с 14 по 15 июня 2012 года); в штампе, подтверждающем прохождение водителем послерейсового медицинского осмотра отсутствует подпись медицинского работника, проводившего соответствующий осмотр (путевые листы № 153 от 30.05.2012, № 189 от 05.06.2012, № 201 от 07.06.2012, № 207 от 08.06.2012, № 245 с 14 по 15 июня 2012 года).
Указанные нарушения зафиксированы в протоколе об административном правонарушении.
Событие правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 28.06.2012 № 136, актом проверки от 28.06.2012 № 104, актом служебного расследования, медицинскими справками, путевыми листами. Суд считает, что вина предпринимателя в совершении правонарушения доказана административным органом.
Таким образом, в действиях предпринимателя Румянцевой Н.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 14.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах требование заявителя о привлечении Румянцевой Н.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ подлежит удовлетворению.
Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.
В силу части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются обстоятельства как смягчающие, так и отягчающие административную ответственность.
В силу статьи 4.2 КоАП РФ суд признает в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, совершение правонарушения впервые, признание предпринимателем вины. Отягчающих ответственность обстоятельств, предусмотренных статьей 4.3 КоАП РФ, судом не установлено.
С учетом изложенного, принимая во внимание обстоятельства и характер совершенного правонарушения, в соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ суд назначает наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Вологодской области
р е ш и л:
привлечь индивидуального предпринимателя Румянцеву Наталью Валерьевну (18.06.1977 года рождения; место рождения: город Вологда; место жительства: Вологодская область, город Вологда, улица Проектируемая, дом 4, квартира, 6, запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей от 29.06.2011, основной государственный регистрационный номер 311352518000052, ИНН 352521511720), к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Назначить индивидуальному предпринимателю Румянцевой Наталье Валерьевне (18.06.1977 года рождения; место рождения: город Вологда; место жительства: Вологодская область, город Вологда, улица Проектируемая, дом 4, квартира, 6, запись в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей от 29.06.2011, основной государственный регистрационный номер 311352518000052, ИНН 352521511720), наказание по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде предупреждения.
Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия.