Решение по делу № 33а-3879/2017 от 30.10.2017

Судья Сиренев М.И.

№ 33а-3879/2017

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

23.11.2017

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.,

судей Щепалова С.В., Кудряшовой Е.П.

при секретаре Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Медвежьегорского районного суда Республики К.. от 06.09.2017 по административному иску Благодарова А. В. к ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия о признании незаконным отказа в приобретении электронного устройства,

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что Благодаров А.В., являющийся инвалидом (...), отбывает наказание в виде лишения свободы в ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия (далее – исправительное учреждение). Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида административному истцу должно предоставляться специальное устройство для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. (.....) Благодаров А.В. обратился к начальнику исправительного учреждения с заявлением о разрешении на приобретение для личного использования специального устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах. Решением административного ответчика, оформленным письмом от (.....)(...), Благодарову А.В. отказано в удовлетворении заявления в связи с тем, что согласно приказу Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» электронные носители и накопители информации запрещены к хранению осужденными. Полагая, что административным ответчиком нарушаются его права и законные интересы, административный истец просил суд признать оспариваемое решение незаконным.

Решением суда административный иск удовлетворен. Признан незаконным отказ ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия в предоставлении Благодарову А.В. специального устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-карте в количестве 1 шт. Суд обязал административного ответчика выдать разрешение Благодарову А.В. для приобретения в пользование специального устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-карте в количестве 1 шт.

С принятым судебным постановлением не согласен административный ответчик, в апелляционной жалобе просит его отменить. В обоснование жалобы указывает, что флэш-карта является электронным носителем информации, что попадает в перечень вещей, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Закервашевич А.Н. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Благодаров А.В. отбывает наказание в виде лишения свободы, извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, своего представителя для участия в деле не направил, ходатайство об участии в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи не заявил.

Заслушав объяснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что Благодаров А.В. отбывает наказание в ФКЛПУ РБ-2 УФСИН России по Республике Карелия, является инвалидом первой группы, в том числе по зрению.

Согласно индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (далее – ИПРА) от (.....)(...) Благодаров А.В. должен обеспечиваться УФСИН России по Республике Карелия с (.....) до (.....) (...) специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах (1 шт.), (...)

(.....) административный истец обратился к начальнику исправительного учреждения с заявлением о разрешении на приобретение для личного использования специального устройства для чтения «говорящих книг» на флэш-картах в соответствии с ИПРА.

(.....) административным ответчиком вынесено решение, оформленное письмом № (...), об отказе в удовлетворении заявления по тем основаниям, что согласно пункту 17 приложения № 1 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденным приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 (далее – Правила), осужденным запрещено приобретать, изготавливать, хранить и пользоваться электронными носителями и накопителями информации.

Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из обязанности исправительного учреждения, в котором отбывает наказание осужденный, являющийся инвалидом, предоставлять осужденным возможность пользования техническими средствами реабилитации в соответствии с ИПРА.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, учитывает следующее.

Согласно части 6 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 7 статьи 101 УИК РФ).

Пунктами 2, 5 Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от (.....) (.....), установлено, что условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения. Администрацией исправительного учреждения обеспечиваются условия пользования техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, в соответствии с назначением и порядком использования указанных технических средств, а также условиями их хранения.

Пунктами 192, 194 Правил обеспечение осужденным-инвалидам равных с другими осужденными возможностей в реализации прав осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ). Администрация исправительного учреждения обеспечивает осужденных-инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации необходимым объемом реабилитационных мероприятий, предоставляет возможность пользования техническими средствами реабилитации.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона № 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы могут при необходимости привлекать к разработке индивидуальных программ реабилитации инвалидов организации, осуществляющие деятельность по реабилитации инвалидов. Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации инвалида и ее форма определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации имеет для инвалида рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством реабилитации или видом реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру, сигнализаторы, видеоматериалы с субтитрами или сурдопереводом, другими аналогичными средствами.

Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (части 1-2, 4-6 статьи 11 Федерального закона № 181-ФЗ).

Таким образом, анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что индивидуальная программа реабилитации в отношении Благодарова А.В. носит для административного ответчика обязательный характер и должна надлежащим образом исполняться. Если инвалид не был обеспечен предусмотренными ИПРА техническими средствами реабилитации, он имеет право самостоятельно приобрести соответствующее техническое средство реабилитации и получить компенсацию.

Технические средства реабилитации, которыми инвалид не был обеспечен своевременно, необходимы ему в соответствии с их предназначением в том количестве, которое предусмотрено ИПРА.

В связи с тем, что административным ответчиком не предпринято мер для надлежащего исполнения ИПРА в части обеспечения Благодарова А.В. специальным устройством для чтения «говорящих книг» на флэш-картах в количестве 1 шт., административный истец имеет право на его самостоятельное приобретение, в связи с чем оспариваемое решение исправительного учреждения является незаконным.

С учетом изложенного, поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную им в суде первой инстанции, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвежьегорского районного суда Республики Карелия от 06.09.2017 по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-3879/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Благодаров А.В.
Ответчики
ФКУ ЛПУ РБ-2 УФСИН России по РК
Суд
Верховный Суд Республики Карелия
Судья
Данилов Олег Игоревич
Дело на сайте суда
vs.kar.sudrf.ru
31.10.2017[Адм.] Передача дела судье
23.11.2017[Адм.] Судебное заседание
27.11.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.12.2017[Адм.] Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее