Копия
УИД:66RS0029-01-2020-001074-59
Дело № 2а-807/2020
Мотивированное решение изготовлено 20 августа 2020 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2020 г. г. Камышлов Свердловская область
Камышловский районный суд Свердловской области
в составе: председательствующего судьи Сейдяшевой Н.В.,
при секретаре Куракиной Н.Ю.
рассмотрев в предварительном судебном заседании заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области о восстановлении срока на взыскание задолженности по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пене,
УСТАНОВИЛ:
В Камышловский районный суд Свердловской области поступило административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пене. Определением суда от 23.06.2020 г. возбуждено административное дело.
Одновременно с административным исковым заявлением административный истец обратился в суд с ходатайством о восстановлении срока на взыскание указанной задолженности, указав, что срок исполнения требования об уплате задолженности № 2628 по состоянию на 15.08.2016 г. истёк 23.09.2016 г., срок для подачи в суд заявления о взыскании задолженности - не позднее 24.03.2020 г.
Срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа пропущен Межрайонной ИФНС России № 19 по Свердловской области в связи с высокой загруженностью, ежегодным возрастанием количества должников и передачей с 01.01.2017 г. налоговому органу полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Просит удовлетворить заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание задолженности. Взыскать с ФИО2 задолженность в бюджет Камышловского городского округа задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. в размере 93 руб. 00 коп., пене - 08 руб. 42 коп.
Всего к взысканию: 101 руб. 42 коп.
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 19 по Свердловской области в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве представитель Межрайонной ИФНС № 19 по Свердловской области просит рассмотреть ходатайство о восстановлении срока и административное исковое заявление без участия представителя инспекции, на заявлении о восстановлении срока и на исковых требованиях настаивает.
Административный ответчик ФИО2 в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункта 2 статьи 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц относится к местным налогам.
Основные положения, касающиеся налога на имущество физических лиц, закреплены в Законе Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» до 31.12.2014 г. (далее - Закон от 09.12.1991 № 2003-1) и с 01.01.2015 г. Главой 32 «Налог на имущество физических лиц» части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Налог на имущество физических лиц устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц установлен и введен в действие на территории Камышловского района Решением Думы Муниципального образования «Камышловского городского округа» от 21.11.2013 г. № 276.
Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения (пункт 3 статьи 3 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1, пункт 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1 налогоплательщиками налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе (пункт 2 статьи 1 абз. 2 пункт 2 статьи 5 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1).
ФИО2 являлся в 2014 г. плательщиком налога на имущество физических лиц, поскольку согласно сведений, представленных в налоговый орган на электронных носителях в порядке статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации, ему принадлежит недвижимое имущество.
Налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 01.03.2013 г. (статья 404 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 5 Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1).
Изменения в Закон от 09.12.1991 г. № 2003-1, согласно которым предусматривалось исчисление налога на имущество физических лиц с учетом коэффициента-дефлятора, внесены федеральным законом от 02.11.2013 г. №306-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 306-ФЗ). При этом указанные изменения согласно пункту 2 статьи 8 Федерального закона № 306-ФЗ вступают в силу только с 01.01.2014 г. Поскольку коэффициент-дефлятор на следующий год устанавливается в предшествующем году, правовые основания для установления коэффициента-дефлятора в целях применения Закона от 09.12.1991 г. № 2003-1 на 2014 год в 2013 году отсутствовали. Таким образом, учитывая действующий порядок установления коэффициентов-дефляторов, а также сроки вступления в силу изменений, предусмотренных Федеральным законом № 306-ФЗ, коэффициент-дефлятор, применяемый в целях исчисления налога на имущество физических лиц, был установлен только в 2014 на 2015 год и последующие годы. Налоговая база по налогу на имущество физических лиц за 2014 г. исчислялась без учета коэффициента - дефлятора исходя из инвентаризационной стоимости объекта.
Ставки налога установлены в Решение от 21.11.2013 г. №276.
Налоговым периодом признается календарный год (статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).
Лица, имеющие право на льготы, указанные в статье 407 Налогового кодекса Российской Федерации, самостоятельно представляют необходимые документы, подтверждающие право на льготу, в налоговые органы.
ФИО2 право на льготы по уплате налога на имущество физических лиц за 2014 год не заявлял, документов, подтверждающих льготу, в налоговый орган не представлял.
Сумма налога к уплате за 2014 год в бюджет Камышловского городского округа составляет 93 руб. 00 коп.
В соответствии с пунктом 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.11.2015 г. № 320-ФЗ) налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговое уведомление об уплате налога на имущество физических лиц направлено налогоплательщику за 2014 №586413 от 18.04.2015 г. почтой 16.05.2015 г., что подтверждается списком заказных писем № 1267.
В добровольном порядке сумма налога не уплачена.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации на неуплаченную (несвоевременно уплаченную) сумму налога налоговым органом за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начислена пеня за 2014 г. в размере 08 руб. 42 коп..по процентной ставке, равной одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
31.08.2016 г. ФИО2 направлено требование №2628 по состоянию на 15.08.2016 г., что подтверждается списком заказных почтовых отправлений № 59305.
Требование в добровольном порядке не исполнено.
В соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим кодексом страховые взносы.
В силу части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании - подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раненого требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 руб.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раненого требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 руб., налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
В соответствии с абз. 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях: принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно пункта 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В силу части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В силу части 5 статьи 138 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в предварительном судебном заседании суд может выяснять причины пропуска административным истцом установленного настоящим Кодексом срока обращения в суд. В случае установления факта пропуска указанного срока без уважительной причины суд принимает решение об отказе в удовлетворении административного иска без исследования иных фактических обстоятельств по административному делу.
В соответствии с частью 5 статьи 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
В соответствии счастью 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, пропущенный процессуальный срок не подлежит восстановлению независимо от причин его пропуска.
Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска указанного срока, вопрос решается с учетом обстоятельств дела по усмотрению суда.
Налоговый орган МИФНС № 19 по Свердловской области обратился в суд с административным иском к административному ответчику ФИО2 о взыскании задолженности в бюджет Камышловского городского округа по налогу на имущество физических лиц в размере 93 руб. 00 коп., пени - 08 руб. 42 коп.
Всего к взысканию: 101 руб. 42 коп.
Срок исполнения требования об уплате задолженности № 2628 по состоянию на 15.08.2016 г. истёк 23.09.2016 г. Учитывая положения пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, срок для подачи в суд заявления о взыскании задолженности - не позднее 24.03.2020 г.
Срок для подачи заявления о вынесении судебного приказа пропущен Межрайонная ИФНС России № 19 по Свердловской области в связи с высокой загруженностью, ежегодным возрастанием количества должников и передачей с 01.01.2017 г. налоговому органу полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
Налоговым органом указанное исковое заявление подано после указанной даты, то есть, с пропуском предусмотренного законом срока для обращения в суд, что в силу действующего законодательства является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований. Уважительных причин пропуска установленного законом срока судом не установлено, не относится к таким причинам высокая загруженность, ежегодное возрастание количества должников и передача с 01.01.2017 г. налоговому органу полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.
При этом суд считает возможным указать, что согласно подп. 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в том числе, в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе, вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Поскольку, с учетом установленных судом обстоятельств, срок на взыскание в судебном порядке налоговым органом пропущен, взыскание задолженности является невозможным по причине утраты налоговым органом соответствующей возможности, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного срока, и об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьями 95, 138, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области о восстановлении срока на взыскание задолженности по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 19 по Свердловской области к ФИО2 о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пене отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд Свердловской области.
Судья. Подпись
Копия верна. Судья Н.В. Сейдяшева