Дело № 2а-311/2022
УИД 65RS0011-01-2022-000189-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2022 года г. Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области
в составе: председательствующего судьи Венек И.В.,
при секретаре судебного заседания Илюшиной И.О.,
с участием представителя административного истца Наумовой Н.В., действующей в порядке ч. 5 ст. 57 КАС РФ,
представителя административного ответчика Шелешковой О.Ю., действующей на основании доверенности от дата ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по исковому заявлению Гончаровой А.В. к администрации Поронайского городского округа о признании заключения № 05/22 от 02.02.2022, постановления № 104 от 07.02.2022 незаконными, возложении обязанности по признанию малоимущей и нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Гончарова А.В. обратилась в суд с административным иском к администрации Поронайского городского округа, в котором просит признать заключение № 05/22 от 02.02.2022 незаконным, возложить обязанность по признанию ее малоимущей с даты обращения, то есть с 27.12.2021.
18.03.2022 от административного истца поступило заявление об изменении предмета иска, согласно которому просит признать постановление администрации Поронайского городского округа № 104 от 07.02.2022 незаконным, возложить обязанность по признанию нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом 1 группы, 27.12.2021 обратилась в администрацию Поронайского городского округа с заявлением о признании ее малоимущей для предоставления по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда, в чем ей было отказано на том основании, что ею не предоставлены документы, подтверждающие доходы ее сына Гончарова В.А.. Сын не является членом ее семьи, он совершеннолетний и совместно с ней не проживает.
Протокольным определением суда от 18.03.2022 к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Гончаров В.А., Ларионова Е.А., Алатарцев А.В..
В судебном заседании представитель административного истца Наумова Н.В. иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в нем.
Заинтересованное лицо Гончаров В.А. суду показал, что он является собственником квартиры, расположенной по адресу: *. С августа 2019 года в данной квартире проживает его мама Гончарова А. В. Он проживает с этого же времени с супругой по иному адресу. Маму только навещает.
Заинтересованное лицо Алатарцев В.В. суду показал, что он является собственником квартиры, расположенной в *. В квартире зарегистрирована и проживает его
дочь Ларионова Е.А., которая попросила зарегистрировать женщину, за которой она осуществляет уход.
Заинтересованное лицо Ларионова Е.А. суду показала, что она осуществляла уход за Гончаровой А.В. в период с июля по ноябрь 2021 года по месту своего проживания по *.
Свидетель Я.В.А. суду показал, что он проживает в *, расположенной на одной лестничной площадке с квартирой, в которой проживает Гончаров В.А. с супругой и ребенком с 2019 года по настоящее время.
Свидетель М.Е.В. суду показала, что она является супругой Гончарова В.А., который проживает с ней с августа 2019 года по настоящее время. Мама супруга проживает отдельно по адресу: *
Представитель административного ответчика Шелешкова О.Ю. с иском не согласилась по доводам, изложенным в возражениях на иск, согласно которым истцом не предоставлены документы, подтверждающие родство с Ларионовой Е.А., а также доходы Гончарова В.А..
В судебное заседание административный истец, заинтересованные лица не явились, извещены надлежащим образом, не ходатайствовали об отложении рассмотрения дела, причины их неявки суду неизвестны.
На основании ст. 150 КАС РФ суд принял решение о рассмотрении дела в отсутствие вышеуказанных лиц.
Выслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.11 ч. 1 ст. 12 Закона Сахалинской области от 28.12.2010 № 127-ЗО "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Сахалинской области" единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Сахалинской области, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (для инвалидов I и II групп, нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации).
Согласно части 2 статьи 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Законом Сахалинской области от 01 июня 2018 года № 36-ЗО «О порядке определения размера дохода семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда» (далее –Закон № 36-ЗО) определен порядок признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии со ст. 2 Закона № 36-ЗО члены семьи - супруг (супруга), несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные, пасынки и падчерицы) независимо от раздельного или совместного проживания, а также совместно проживающие родители, совершеннолетние дети, иные лица, признанные членами семьи в соответствии с частью 1 статьи 31 и частью 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Расчетный период - период времени, равный 12 месяцам, непосредственно предшествующий месяцу подачи гражданином заявления о признании его малоимущим в целях предоставления по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно ч.1 ст. 7 Закона № 36-ЗО для признания граждан малоимущими в целях предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда гражданин или уполномоченное в установленном законом порядке лицо представляет в орган местного самоуправления заявление о признании гражданина малоимущим и документы, указанные в части 2 настоящей статьи.
В силу ч.2 ст. 7 Закона № 36-ЗО определение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи или одиноко проживающего гражданина, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи или одиноко проживающего гражданина, осуществляется органами местного самоуправления на основании, в том числе, следующих документов:
1) документов о составе семьи гражданина (свидетельство о рождении ребенка (детей), свидетельство о заключении брака, свидетельство об усыновлении (удочерении) - при отсутствии сведений о гражданине и членах его семьи в свидетельстве о рождении ребенка, судебное решение о признании членом семьи, паспорт (паспорта всех членов семьи);
1-1) справки с места жительства с указанием совместно зарегистрированных и постоянно проживающих лиц (всех членов семьи) или справки с места жительства одиноко проживающего гражданина.
В соответствии с п.1 ч.5 ст. 8 Закона № 36-ЗО основанием для принятия уполномоченным органом местного самоуправления решения об отказе в признании гражданина малоимущим является непредставление документов, указанных в части 2 статьи 7 настоящего Закона.
Из материалов дела следует, что Гончарова А.В. является инвалидом 1 группы, что подтверждается справкой МСЭ. Инвалидность установлена впервые 31.08.2021(л.д.63).
Гончарова А.В. обратилась в администрацию Поронайского городского округа с заявлением о признании малоимущей 30 декабря 2021 года. Заявление датировано 27.12.2021.
Соответственно, расчетный период составляет с 30 ноября 2020 года по 30 ноябрь 2021 года.
В вышеуказанном заявлении указан адрес ее регистрации: * 05.10.2021, в качестве члена семьи указана Ларионова Е.А. – осуществляет уход (л.д.49).
Из выписки из финансово-лицевого счета следует, что в период с 22.08.2019 по 05.10.2021 Гончарова А.В. была зарегистрирована по адресу: *. Совместно с ней зарегистрирован Гончаров В.А. (л.д.98).
Вышеуказанный документ не был предоставлен заявителем, а был запрошен в рамках межведомственного информационного взаимодействия, что соответствует требованиям ч.3 ст. 7 Закона № 36-ЗО согласно которой органы местного самоуправления запрашивают необходимые документы и (или) сведения, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций, в рамках межведомственного информационного взаимодействия, осуществляющегося в соответствии с требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", в случае если указанные документы и (или) сведения не представлены заявителем. Перечень необходимых документов и (или) сведений, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления, подведомственных им организаций и получение которых осуществляется в рамках межведомственного информационного взаимодействия, определяется органами местного самоуправления.
Постановлением администрации Поронайского городского округа № 696 от 28.06.2018 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда».
Пунктам 2.2. данного регламенты определены органы, участвующие в предоставлении муниципальной услуги, в том числе, муниципальное унитарное предприятие "Расчетно-кассовый центр" (МУП "РКЦ"), которое предоставило вышеуказанный документ.
В соответствии с заключением № 05/22 от 02.02.2022 Гончаровой А.В. отказано в признании малоимущей в связи с тем, что ею не предоставлены сведения о доходах и стоимости имущества Гончарова В.А., являющегося ее совершеннолетним сыном (л.д.15-16).
Постановлением администрации Поронайского городского округа № 104 от 07.02.2022 Гончаровой А.В. отказано в признании малоимущей со ссылкой на п.1 ч.5 ст. 8 Закона № 36-ЗО.
В соответствии с п. 3.2.2.2 вышеуказанного Административного регламента специалист Отдела осуществляет проверку полноты и достоверности представленных документов заявителем путем направления межведомственных запросов, приобщает к пакету документов полученные на межведомственные запросы ответы.
Основаниями для отказа в признании граждан малоимущими в целях предоставления им по договору социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда в соответствии с п. 5 ст. 8 Закона Сахалинской области от 01.06.2018 № 36-ЗО "О порядке определения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда" являются:
1) непредставление документов, предусмотренных пунктом 2.6.1 административного регламента;
Пунктом 2.6.1 Административного регламента и ч.2 ст. 7 Закона № 36-ЗО предусмотрено предоставление сведений о доходах и стоимость имущества, находящегося в собственности члена семьи заявителя.
Между тем, как следует из содержания заявления Гончаровой А.В. от 30.12.2021 о признании ее малоимущей и материалов учетного дела, административный истец при обращении Гончарова В.А. не указала в качестве члена семьи, несмотря на регистрацию с ним по иному адресу в расчетном периоде. Информацию о том, что она с ним совместно не проживает, что ее совершеннолетний сын проживает с семьей по иному адресу заявитель не предоставляла.
Обстоятельства проживания Гончарова В.А. по иному адресу впервые стали известны администрации Поронайского городского округа из представления Поронайского городского прокурора от 25.03.2022 года, соответственно, данные доводы не могли быть учтены администрацией при принятии оспариваемого заключения и постановления.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о законности оспариваемого заключения и постановления администрации Поронайского городского округа, которая принимала решения исходя из имеющихся на момент принятия решений сведений и документов, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований о признании заключения № 05/22 от 02.02.2022, постановления № 104 от 07.02.2022 незаконными, возложении обязанности по признанию заявителя малоимущей.
В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Из пояснений представителя административного ответчика Шелешковой О.Ю., а также из возражений на иск следует, что основанием для отказа Гончаровой А.В. малоимущей послужило, в том числе, отсутствие судебного решения о признании Ларионовой Е.А. членом семьи Гончаровой А.В..
Из оспариваемого заключения следует, что данное обстоятельство не учитывалось. Из буквального толкования заключения следует, что заявителем не были представлены сведения о доходах и имуществе Гончарова В.А.. Иные основания не указаны.
Поскольку данные обстоятельства не были положены в основу оспариваемого заключения, суд не проверяет их законность.
В силу ст. 52 ЖК РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет.
Административным истцом заявлено административное исковое требование о возложении обязанности на администрацию Поронайского городского округа по признанию нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма жилого помещения.
Данное административное исковое требование не подлежит удовлетворению, поскольку административным истцом и его представителем не представлены доказательства обращения в администрацию с соответствующим заявлением (заявление о принятии на учет граждан, признанных нуждающихся в жилом помещении) и о принятии административным ответчиком решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещения.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст. 174-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Гончаровой А.В. к администрации Поронайского городского округа о признании заключения № 05/22 от 02.02.2022, постановления № 104 от 07.02.2022 незаконными, возложении обязанности по признанию малоимущей и нуждающейся в получении жилого помещения по договору социального найма – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 01 августа 2022 года.
Судья Поронайского городского суда: И.В.Венек