Судья Купцова Г.В. Дело № 33-31813/2022
Уникальный идентификатор дела
50RS0044-01-2022-002689-89
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С.,
судей Гирсовой Н.В., Колотовкиной Е.Н.,
при помощнике судьи Арышевой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании от 05 октября 2022 года апелляционную жалобу Б.А.П. на решение Серпуховского городского суда Московской области от 30 июня 2022 года по гражданскому делу по иску Б.А.П. к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России №4 по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет пенсии,
заслушав доклад судьи Гирсовой Н.В.,
объяснения истца Б.А.П.
УСТАНОВИЛА:
Б.А.П. обратился в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Главному управлению Пенсионного фонда Российской Федерации <данные изъяты> по г. Москве и Московской области об обязании произвести перерасчет назначенной ему пенсии, с января 2021 года, (с момента назначения страховой пенсии по старости) с учетом ИПК равным 111.132 баллов, обязании произвести перерасчет назначенной ему пенсии с декабря 2021 года, как пенсионеру, прекратившему осуществление работы, обязании произвести перерасчет назначенной ему пенсии, с учетом индексации, проведенной в начале 2022 года.
Требования мотивировал тем, что он <данные изъяты> подал в пенсионный фонд заявление и полный комплект документов на получение страховой пенсии по старости, и ему была назначена пенсия в размере 9667 рублей 67 копеек с учетом ИПК равным 97,787 (выплатное дело <данные изъяты>). Оформив пенсию, он продолжал осуществлять работу до ноября 2021 года. После прекращения трудовой деятельности, он <данные изъяты> предоставил в ПФР №4 (г. Серпухов) документы, свидетельствующие о прекращении трудовой деятельности для оформления доплаты по ФЗ <данные изъяты> от <данные изъяты> и проведения перерасчета пенсии как уволившемуся пенсионеру. Однако, перерасчет ему произведен не был. Истец еще раз обратился в Пенсионный фонд по вопросу перерасчета пенсии, но ответа не получил. Полагает, что отказ в перерасчете пенсии с декабря 2021 года является незаконным. Считает, что данными действиями ответчик нарушил конституционные и гражданские права истца.
В заседании суда первой инстанции истец просил заявленные требования удовлетворить.
Представитель ответчика в заседании суда первой инстанции возражала против удовлетворения иска.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 30.06.2022 исковые требования Б.А.П. оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, по доводам которой по своей сути просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
Истец в заседании суда апелляционной инстанции свою жалобу поддержал, просил решение суда отменить.
В заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика не явился, извещен надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Судебная коллегия, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истца, судебная коллегия, с учетом положений ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не находит оснований для отмены решения по доводам жалобы, полагая решение суда законным и обоснованным, вынесенным в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гражданину РФ гарантируется социальное обеспечение по возрасту. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
С 01 января 2002 года пенсии в Российской Федерации устанавливались в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (архивами). При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п. 6 ст. 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" военнослужащие (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) при наличии условий для назначения им страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливаемой на условиях и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В силу ст. 7 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" лица, указанные в ст. 1 настоящего Закона, при наличии условий для назначения страховой пенсии по старости имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности, предусмотренных настоящим Законом, и страховой пенсии по старости (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости), устанавливаемой в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 4 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», определен порядок определения размера страховой пенсии, а также порядок установления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, приведены формулы расчета.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года. Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется за каждый календарный год, начиная с 01.01.2015 г. с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» нормы Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», регулирующие исчисление размера трудовых пенсий, подлежат применению с 01 января 2015 года в целях определения размера страховых пенсий. При осуществлении трудовой деятельности до 2015 года, сформированные пенсионные права граждан фиксируются, сохраняются и гарантированно исполняются, а также производится их конвертация в индивидуальные пенсионные коэффициенты (баллы).
В соответствии с ч. 1 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным в соответствии с ч. 2, 5 - 8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
На основании ч. 2 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.
На основании ч. 3 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом N 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным в соответствии с частями 2, 5 - 8 ст. 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством РФ, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности.
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ).
Судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства установлено, что пенсия по старости назначена Б.А.П. в соответствии с п. 1 ст. 7.2 Федерального закона от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ч. 1ст.31 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с <данные изъяты>. Истец также является получателем пенсии по линии Министерства обороны РФ, данного обстоятельства не оспаривает.
Как указывает истец, после назначения страховой пенсии по старости он осуществлял трудовую деятельность до ноября 2021 года.
По окончании трудовой деятельности, истец неоднократно обращался в ГУ – Главное управление ПРФ №4 по г. Москве и Московской области с заявлениями о перерасчете пенсии, с просьбой разъяснить причину несоответствия ИПК, который учтен при назначении пенсии и который указан в сведениях о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица. На все обращения истца пенсионным органом даны соответствующие ответы (л.д. 31-61).
По сведениям персонифицированного учета истец осуществлял трудовую деятельность по ноябрь 2021. Факт увольнения Б.Л.II. с работы в ноябре 2021 работодатель отразил в ежемесячном отчете в ПФР за декабрь 2021, который поступил в ПФР в феврале 2022.
Перерасчет страховой пенсии в связи с увольнением согласно п. 3 ст. 26.1 ФЗ №400 произведен Б.А.П. с <данные изъяты>. с доплатой за период с <данные изъяты> по <данные изъяты>, что подтверждено решением ГУ-Главному управлению Пенсионного фонда России №4 по г. Москве и Московской области от <данные изъяты> (л.д. 29-30), распоряжением о перерасчёте размера пенсии (л.д. 28).
Как усматривается из справки об истории выплат (л.д. 27) выплата страховой пенсии в увеличенном размере произведена в марте 2022 и доплата за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> осуществлена в марте 2022 в сумме 1662,38 руб. (размер пенсии в декабре 2021 - 9667,22 руб., размер пенсии в январе 2022 - 10498,41 руб.
Разрешая спор, и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности, правильно истолковав и применив к спорным отношениям нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для перерасчета страховой пенсии по старости, поскольку на дату рассмотрения спора пенсия выплачивается истцу в надлежащем размере, расчет пенсии произведен с учетом периодов работы и иной деятельности, а также поступивших на индивидуальный лицевой счет взносов. Оснований полагать, что страховые взносы либо периоды трудовой деятельности истца не учтены в полном объеме при расчете пенсии не имеется.
Изложенные истцом в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда, изложенным в обжалуемом судебном постановлении.
Вместе с тем, нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного решения, по делу не допущено.
Довод апелляционной жалобы истца о наличии у него права на перерасчет размера пенсии судебная коллегия отклоняет, поскольку он основан на неверном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, также приходит к аналогичному выводу о том, что при установлении страховой пенсии по старости военнослужащим, получающим пенсию за выслугу лет по линии Министерства обороны РФ, суммы страховых взносов, имеющиеся на их индивидуальных лицевых счетах по состоянию на дату назначения страховой пенсии по старости, за периоды работы и иной деятельности, совпадающие по времени с периодами военной службы, учтенными при установлении пенсии за выслугу лет, не учитываются при исчислении величины ИПК, для определения права на страховую пенсию по старости. И в связи с тем, что период военной службы истца учтен при назначении ему пенсии по линии Министерства обороны, правовых оснований для учета начисленных за эти периоды страховых взносов при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) при назначении страховой пенсии не имеется.
Перерасчет назначенной истцу пенсии произведен с декабря 2021 года, как пенсионеру, прекратившему осуществление работы.
Учитывая изложенное, а также отсутствие в жалобе правовых оснований к отмене или изменению оспариваемого решения суда, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены (изменения) постановленного по делу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Электростальского городского суда Московской области от 12 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Б.А.П. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: