Решение по делу № 2-2596/2013 от 10.10.2013

Дело № 2- 2596/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 октября 2013 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Коробейникова А.А.,

при секретере Умаровой А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело иску Тихоновой Е.И. к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя о признании незаконным отказа, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, обязании произвести перерасчет ранее уплаченной суммы земельного налога

У С Т А Н О В И Л :

Тихонова Е.И. обратилась в суд с исковым заявлением к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя о признании незаконным отказа, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, обязании произвести перерасчет ранее уплаченной суммы земельного налога, обосновав свои требования тем, что истица является собственником земельного участка, с кадастровым номером --, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от -- ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя в её адрес направляла налоговые уведомления на уплату земельного налога № 158911 (за 2010 год) и № 533163 (за 2011 год), № 674610 (2012 год) о необходимости уплаты земельного налога, в размере 441566.58, с указанием кадастровой стоимости участка в размере 29437 771, 50 коп, установленной в кадастровом паспорте земельного участка, с кадастровым номером ---. Требования налоговой службы выполнялись истицей своевременно. Обратившись за правовой помощью касательно перерасчета кадастровой стоимости земельного участка, истице порекомендовали провести рыночную оценку этого участка, и обратиться в соответствующие органы или суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и произвести перерасчет земельного налога.02.07.2013 ООО «Деловой партнер» по заказу истицы проведена оценка рыночной стоимости данного земельного участка, пл. 1065,00 кв.м., которая согласно отчету об определении рыночной стоимости недвижимого имущества составила 1659717,30 (определена на 21.04.2009 – дата возникновения права собственности на земельный участок). Обратиться же в ФГБУ «ФКП Росреестра по Ставропольскому краю», далее – (бюджетное учреждение) с заявлением о внесении изменений в части кадастровой стоимости на земельный участок, с кадастровым номером ---, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка, она не имеет возможности, поскольку утверждена и установлена в 2013 году новая кадастровая оценка в отношении данного земельного участка. Таким образом, рыночная стоимость указанного земельного участка была определена ниже в несколько раз его кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр объекта недвижимости, что послужило основанием для принятия решения обратиться в суд с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка согласно рыночной за предыдущие годы с момента возникновения права собственности на земельный участок и на все последующие годы. Письмом от ---- бюджетное учреждение отказало в удовлетворении указанного заявления, пояснив, что законодательством РФ не установлена возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в заявительном порядке. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков могут оспорены в суде. Усомнившись в достоверности размера кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с положениями Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» она обратилась к ООО «Деловой партнер» для определения реальной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ---, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа. Из отчета ООО «Деловой партнер» об определении рыночной стоимости недвижимого имущества на 21.04.2009 – дату возникновения права собственности) рыночная стоимость данного земельного участка, пл. 1065,00 кв.м., составила 1659717,30 коп. Из отчета ООО «Деловой партнер» об определении рыночной стоимости недвижимого имущества на 01 января 2012 года – дату проведения новой кадастровой стоимости земельного участка. Рыночная стоимость этого же участка составила 1880 087,10 коп. Таким образом, отказ о внесении в государственный кадастр недвижимости достоверных сведений о земельном участке с кадастровым номером -- нарушают права и законные интересы истицы как собственника указанного земельного участка. Просила суд признать незаконным отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по СК, выразившийся в письме от --- в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ---, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, равной его рыночной стоимости, с 21 апреля 2009 года в размере 1659 717,30 коп. по 31 декабря 2012 года, с 31 декабря 2012 года в размере 1880087,10 коп.; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером -- площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, установив кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной его стоимости с 01 января 2013 года в размере 1880087,10 коп.; обязать ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя произвести перерасчет ранее уплаченной суммы земельного налога, с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером --, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, равной его рыночной в размере 1659 717,30 коп, за налоговые периоды начиная с 21 апреля 2009 года по 31 декабря 2012 года, с 01 января 2013 года в размере 1880087,10 коп.

Истица Тихонова Е. И. просила суд о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель истицы Есакова О.А., действующая на основании доверенности от 18.06.2013 года, исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в иске. Пояснила, что сведения об экономических характеристиках земельного участка, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости внесены 21.02.2013 года согласно результатам государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Ставропольском крае, утвержденным Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 года № 203, в связи с чем уточнила исковые требования в части сроков и просила суд признать незаконным отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по СК, выразившийся в письме от -- в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости; установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером -- площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, равной его рыночной стоимости, с 21 апреля 2009 года в размере 1659 717,30 коп. по 20 февраля 2013 года, с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером --, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, установив кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной его стоимости с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.; обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю произвести перерасчет ранее уплаченной суммы земельного налога, с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером --, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, равной его рыночной в размере 1659 717,30 коп, за налоговые периоды начиная с 21 апреля 2009 года по 20 февраля 2013 года, с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.

Представитель ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по СК Сулименко И.А., действующая на основании доверенности от 18.07.2013 года, исковые требования не признала. Просила суд в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

Представитель ответчика Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю в судебное заседание не явился, о дне, месте, времени слушания дела был извещен судом надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщил, возражений относительно заявленных требований не представил.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников судебного процесса в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства, их относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.

В силу пунктов 2, 4, 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В 2012 году в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 г. № 316 на территории Ставропольского края проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 г. № 203 (опубликован в газете «Ставропольская правда», № 9, 15.01.2013).

Сведения об экономических характеристиках земельного участка с кадастровым номером --, расположенного: --, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости внесены 21.02.2013 года согласно результатам государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в Ставропольском крае, утвержденным Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 25.12.2012 года № 203. Кадастровая стоимость установлена в размере 12093522 руб. 30 коп., удельный показатель кадастровой стоимости равен 11355.42 (руб/кв.м.)

В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Судом установлено, что Тихонова Е.И. является собственником земельного участка, с кадастровым номером --, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от --

ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя в ее адрес направляла налоговые уведомления на уплату земельного налога № ---- о необходимости уплаты земельного налога, в размере 441566.58, с указанием кадастровой стоимости участка в размере 29437 771, 50 коп, установленной в кадастровом паспорте земельного участка, с кадастровым номером --. Требования налоговой службы выполнялись Тихоновой Е.И. своевременно.

Как пояснила в суд представитель истицы, обратившись за правовой помощью касательно перерасчета кадастровой стоимости земельного участка, Тихоновой Е.И. порекомендовали провести рыночную оценку этого участка, и обратиться в соответствующие органы или суд за установлением кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости и произвести перерасчет земельного налога.

02.07.2013 ООО «Деловой партнер» проведена оценка рыночной стоимости данного земельного участка, пл. 1065,00 кв.м., которая согласно отчету об определении рыночной стоимости недвижимого имущества составила 1659717,30 (определена на 21.04.2009 – дата возникновения права собственности на земельный участок).

Обратиться же в ФГБУ «ФКП Росреестра по Ставропольскому краю», далее – (бюджетное учреждение) с заявлением о внесении изменений в части кадастровой стоимости на земельный участок, с кадастровым номером 26:12:011203:0008, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа в соответствии с отчетом об оценке рыночной стоимости указанного земельного участка, истица не имеет возможности, поскольку утверждена и установлена в 2013 году новая кадастровая оценка в отношении данного земельного участка.

Таким образом, рыночная стоимость указанного земельного участка была определена ниже в несколько раз его кадастровой стоимости, внесенной в государственный кадастр объекта недвижимости, что послужило основанием для принятия решения обратиться в суд с требованиями установить кадастровую стоимость земельного участка согласно рыночной за предыдущие годы с момента возникновения права собственности на земельный участок и на все последующие годы.

Письмом от 18.07.2013 № 07494/2.13/13 бюджетное учреждение отказало в удовлетворении указанного заявления, пояснив, что законодательством РФ не установлена возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости в заявительном порядке. Результаты определения кадастровой стоимости земельных участков могут оспорены в суде.

После рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости, орган осуществляющий функции по государственной кадастровой оценки, направляет сведения о кадастровой стоимости в орган кадастрового учета, который осуществляет их внесение в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в п. 13 - 20 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона сведений (сюда входит и разрешенное использование земельных участков - п. 14) осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

К данному земельному участку был применен предельный показатель кадастровой стоимости земельного участка 27641,10 коп.

Однако данный удельный показатель кадастровой стоимости на кадастровый квартал 608 был определен непосредственно для всех земельных участков, расположенных в его границах без учета индивидуальных особенностей каждого земельного участка.

В силу п.1 статьи 387 Налогового кодекса РФ, земельный налог устанавливается Налоговым кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии со ст. 394 Налогового кодекса РФ, на все земли, не отнесенные к землям сельскохозяйственного назначения, землям занятым жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры, жилищно-коммунального комплекса, земель приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства устанавливается земельный налог в размере 1,5%.

На основании п.5 ст. 65 Земельного кодекса РФ, для целей налогооблажения и иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

На основании п. 1 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Статьей 66 Земельного кодекса Российской Федерации, установлено, что рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности.

Статья 3 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» выделяет два вида стоимости объекта: рыночную стоимость и иную его стоимость.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» исходя из наиболее эффективного использования земельного участка, то есть наиболее вероятного его использования, являющегося физически возможным, экономически оправданным, соответствующим требованиям законодательства. Наиболее эффективное использование земельного участка определяется с учетом возможного обоснованного его разделения на отдельные части, отличающиеся формами, видом и характером использования.

Как указано выше, усомнившись в достоверности размера кадастровой стоимости земельного участка, в соответствии с положениями Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» Тихонова Е.И. обратилась к ООО «Деловой партнер» для определения реальной рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером ---, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа.

Из отчета ООО «Деловой партнер» об определении рыночной стоимости недвижимого имущества на 21.04.2009 – дату возникновения права собственности) рыночная стоимость данного земельного участка, пл. 1065,00 кв.м., составила 1659717,30 коп.

Из отчета ООО «Деловой партнер» об определении рыночной стоимости недвижимого имущества на 01 января 2012 года – дату проведения новой кадастровой стоимости земельного участка. Рыночная стоимость этого же участка составила 1 880 087,10 коп.

В соответствии с п. 3 ст. 66 Земельного кодекса в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, из чего следует, что кадастровая стоимость не может превышать рыночную стоимость земельного участка.

Таким образом, поскольку кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости, то размер земельного налога, принадлежащего Тихоновой Е.И. на праве собственности земельного участка, должен рассчитываться исходя из рыночной стоимости земельного участка, что является основанием для проведения перерасчета размера земельного налога ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя за предыдущие налоговые периоды с даты, определенной в отчете об оценке рыночной стоимости земельного участка, в установленном законом порядке.

Пунктом 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316 установлено, что споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Письмом Минфина России от 01.11.2012 № 03-05-05-02/112 разъяснено, что если в результате судебного решения кадастровая стоимость земельного участка, утвержденная субъектом Российской Федерации и установленная на начало налогового периода, признается равной рыночной стоимости земельного участка, применение которой улучшает положение налогоплательщика, то ранее уплаченная сумма земельного налога подлежит перерасчету. Аналогичная позиция представлена в Письме Минфина России от 30.10.2012 № 03-05-05-02/111.

Таким образом, если в результате решения суда произошло изменение кадастровой стоимости земельного участка на рыночную и данное изменение распространяется с начала налогового периода, то при улучшении положения налогоплательщика сумму земельного налога за этот период следует рассчитать исходя из рыночной стоимости земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 3 ГПК РФ любое заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 ГК РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Истица, заявив свои требования, по сути, ссылается на несоответствие определенной и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости.

В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ (в редакции на момент заключения договора аренды) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 ЗК РФ действует в редакции Закона № 167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Данная норма как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

Нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью. Исходя из пункта 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000 г., государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, иных методов массовой оценки недвижимости. Согласно пункту 10 ФСО № 2 «Цель оценки и виды стоимости», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.07.2007 № 255, при определении кадастровой стоимости объекта оценки определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки.

Следовательно, законодательство, подлежащее применению к спорным правоотношениям, не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.

Согласно части 3 статьи 123 Конституции РФ, частью 1 статьи 12 ГПК РФ судопроизводство, в том числе по гражданским делам, осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон. В силу части 1 статьи 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. При этом в соответствие со статьей 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

По смыслу правовой позиции Постановления Президиума ВАС РФ № 913/11 от 28.06.2011 г. установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ). В соответствии со статьей 3 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости. Согласно статье 4 Закона субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями настоящего Закона (далее - оценщики).

Суд не может самостоятельно определять рыночную стоимость земельного участка и вторгаться в сферу полномочий оценщика. Отчет оценщика является документом доказательственного значения, которым устанавливается определенное стоимостное значение вещи, и сам по себе не влечет возникновения каких-либо правовых последствий (Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда РФ № 92 от 30.05.2005 г. «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимыми оценщиками»). Суд, реализуя предоставленные ему дискреционные полномочия в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, оценивает данный отчет как доказательство по делу на предмет его относимости и допустимости.

Статья 56 ГПК РФ закрепляет общий принцип распределения обязанностей по доказыванию, устанавливая, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно статье 12 Закона «Об оценочной деятельности» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете независимого оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством РФ не определено или в судебном порядке не установлено иное. В соответствии со статье 13 Закона в случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной в отчете независимого оценщика, в том числе в связи с имеющимся иным отчетом об оценке того же объекта, указанный спор подлежит рассмотрению судом, арбитражным судом в соответствии с установленной подведомственностью, третейским судом по соглашению сторон спора или договора либо в порядке, предусмотренном законодательством РФ, регулирующим оценочную деятельность.

В ходе судебного разбирательства представитель ответчика не опровергал правильность определенной величины рыночной стоимости земельного участка; не представлен отчет оценщика с определением другой рыночной стоимости спорного земельного участка, которая бы не соответствовала содержанию отчетам представленными истицей; величину рыночной стоимости не оспаривал. Ответчик не просил суд в соответствии со статьей 17.1 «Об оценочной деятельности» провести экспертизу отчета оценщика, представленного истцом. В силу части 2 статьи 12 ГПК РФ стороны несут правовые последствия, вызванные несовершением процессуальных действий или отказа от реализации процессуальных прав.

Поскольку доказательств незаконности отчетов оценщика не представлено, суд признает их достоверными, а определенное им значение рыночной стоимости земельного участка - установленным.

Истица не имеет возможности использовать другой способ определения кадастровой стоимости земельного участка при несогласии с ее величиной, определенной средствами массовой оценки.

Суд приходит к выводу о том, что права истицы, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.

Федеральным законом от 22.07.2010 № 167-ФЗ были внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в который была включена глава III.1 “Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения, которые на спорные правоотношения не распространяются.

Согласно Определению Конституционного суда РФ от 1 марта 2011 г. № 281-О-О (пункт 2), закрепление в статье 66 ЗК РФ двух моделей исчисления кадастровой стоимости земельного участка - либо в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 года № 316 (действовало до вступления в силу Федерального закона «О внесении изменений в Закон «Об оценочной деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»), либо путем установления рыночной стоимости, определенной индивидуально для объекта недвижимости, - было обусловлено сложностью стоявших перед законодателем задач в условиях несформированного рынка земли в России.

Правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методов массовой оценки, но не исключающее в некоторых случаях использование и индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушение принципа равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу. Пункт 3 статьи 66 ЗК РФ в новой редакции предусматривает, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Действующее в настоящее время правовое регулирование допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Физические и юридические лица, чьи права и обязанности затрагивают результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, в том числе арендаторы земельных участков в случаях, когда кадастровая стоимость используется для расчета годовой арендной платы, не лишены возможности доказывать в суде необоснованность и произвольность отказа органов исполнительной власти от пересмотра кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований в части установления кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ----, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, равной его рыночной стоимости, с 21 апреля 2009 года в размере 1659 717,30 коп. по 20 февраля 2013 года, с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером --- площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, установив кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной его стоимости с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.; обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю произвести перерасчет ранее уплаченной суммы земельного налога, с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером ----площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, равной его рыночной в размере 1659 717,30 коп, за налоговые периоды начиная с 21 апреля 2009 года по 20 февраля 2013 года, с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.

В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, согласно правилам пункта 3 статьи 66 ЗК РФ установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для обязания органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта. Решение суда по настоящему спору будет являться правоустанавливающим документом для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости также в части внесения на основании установленной рыночной стоимости удельного показателя кадастровой стоимости спорного земельного участка.

При этом суд не находит законных оснований для удовлетворения исковых требований Тихоновой Е. И. в части признания незаконным отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по СК, выразившийся в письме от -- так как указанные требований истицей не обоснованны. Более того, письмо от --- ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по СК носит разъяснительный характер и фактически не нарушает права и законные интересы Тихоновой Е.И.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Тихоновой Е.И к ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю о признании незаконным отказа, об установлении кадастровой стоимости земельного участка, обязании внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости, обязании произвести перерасчет ранее уплаченной суммы земельного налога – удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ----, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, равной его рыночной стоимости, с 21 апреля 2009 года в размере 1659 717,30 коп. по 20 февраля 2013 года, с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.; обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю внести изменения в сведения государственного кадастра недвижимости в отношении земельного участка с кадастровым номером --, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, установив кадастровую стоимость земельного участка равной рыночной его стоимости с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.; обязать межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 12 по Ставропольскому краю произвести перерасчет ранее уплаченной суммы земельного налога, с кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером --, площадью 1065 кв.м. под автозаправочной станцией стационарного типа, равной его рыночной в размере 1659 717,30 коп, за налоговые периоды начиная с 21 апреля 2009 года по 20 февраля 2013 года, с 21 февраля 2013 года в размере 1880087,10 коп.

В удовлетворении исковых требований Тихоновой Е И о признании незаконным отказ ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по СК, выразившийся в письме от -- в установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суда через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение отпечатано в совещательной комнате.

Судья А.А. Коробейников

решение суда не вступило в законную силу

2-2596/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Тихонова Е.И.
Ответчики
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии"
ИФНС России по Промышленному району г. Ставрополя
Суд
Октябрьский районный суд г. Ставрополя
Дело на сайте суда
oktyabrsky.stv.sudrf.ru
10.10.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.10.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2013Передача материалов судье
10.10.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.10.2013Судебное заседание
21.10.2013Дело сдано в канцелярию
21.10.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее