К делу № 2-2325-19
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе:
Председательствующего судьи Полиёвой О.М.,
при секретаре Чеченевой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Скрипиной Валентины Поликарповны к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периода работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Скрипина В.П. обратилась в суд с иском к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периода работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости. В обоснование заявленных требований указала, что <дата> она обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Таганроге с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1.2 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением УПФР № от <дата> в назначении страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия требуемого стажа 37 лет. В стаж работы не был включен период с <дата> по <дата> (в данный период она находилась в отпуске по уходу за ребенком).
Истица с решением не согласна, просит суд признать решение УПФР в г. Таганроге № от <дата> незаконным, включить период с <дата> по <дата> в общий страховой стаж, обязать ГУ УПФ РФ в г. Таганроге назначить ей страховую пенсию по старости с даты приобретения права на ее назначение.
В судебном заседании Скрипина В.П. исковые требования поддержала, пояснила, что <дата> ей исполнилось 55 лет, она имеет трудовой стаж 37 лет 2 месяца и 22 дня. Ей была назначена пенсия, выдана справка о том, что она является пенсионером. Денежные средства переводили ей на карту, а потом выплату пенсии прекратили. Просила иск удовлетворить.
Представитель ГУ УПФ РФ в г. Таганроге – Бублий А.А., действующий по доверенности № от <дата>, возражал против удовлетворения исковых требований, представил возражения на иск, в которых указано, что <дата> истице было отказано в назначении пенсии, т.к. она не достигла возраста 55 лет 6 месяцев. В иске Скрипина В.П. указывает, что она имеет 37 лет страхового стажа и страховая пенсия по старости должна быть ей назначена в порядке ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» до достижения возраста 55 лет 6 месяцев. Требования являются безосновательными. Так, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ Федеральным законом от 03.10.2018 № 350-ФЗ и действующими с 01.01.2019, предусмотрено поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста на 5 лет – до 65 и 60 лет для мужчин и женщин соответственно. Гражданам, которые указаны в части 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Федеральным законом, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста, либо наступления таких сроков, т.е. родившимся в 1 полугодии 1959 и 1964 г.г. мужчинам и женщинам соответственно, при достижении возраста 60 лет 6 мес. и 55 лет 6 мес. и наличии 10 лет страхового стажа и ИПК 16.2.
Истец родилась <дата>, следовательно, право на страховую пенсию по старости у нее возникнет по достижении возраста 55 лет 6 месяцев. На дату подачи заявления о назначении страховой пенсии (<дата>) истец не достигла требуемого возраста 55 лет 6 месяцев, следовательно, права на назначение страховой пенсии по старости не имеет.
Истец указывает на то, что у нее имеется страховой стаж продолжительностью 37 лет, и она имеет право на досрочное назначение страховой пенсии – на 24 месяца ранее наступления возраста, предусмотренного ч. 1 и ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ. При этом истец просит суд включить в ее страховой стаж период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>. Однако возможность включения периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в требуемый ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ стаж законом не предусмотрена. Страховой стаж истца составил 35 лет 9 месяцев 14 дней. При наличии страхового стажа указанной продолжительности истец не имеет права на досрочное назначение страховой пенсии в порядке ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ.
Также представитель ответчика пояснил, что пенсия истице была назначена ошибочно и после проведения проверки соблюдения нового законодательства выплаты были прекращены.
Представитель ответчика просил в удовлетворении иска отказать.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Конституции РФ все граждане Российской Федерации имеют право на социальное обеспечение по возрасту.
Из материалов дела следует, что <дата> Скрипина В.П. обратилась в ГУ УПФ РФ в г. Таганроге с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФ в г. Таганроге от <дата> № Скрипиной В.П. отказано в назначении страховой пенсии в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Закона № 400-ФЗ от <дата>, поскольку на дату обращения не выработан стаж 37 лет. В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ от 03.10.2018 право на назначение страховой пенсии по старости в 2019 г. имеют женщины, достигшие возраста 55 лет 6 мес.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в редакции, действовавшей до 01.01.2019 г., право на страховую пенсию по старости имели мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. В редакции закона, действующей с 01.01.2019 г., право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
При этом в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Из изложенной нормы следует, что право на назначение страховой пенсии ранее установленного законом 60-тилетнего возраста имеют женщины, которые в период времени с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигли возраста 55 лет 6 месяцев.
Как установлено в судебном заседании <дата> истица достигла возраста 55 лет, что в силу указанных выше норм не дает ей права на получение пенсии по старости с 55 лет.
В соответствии с п. 1.2 ст. 8 указанного закона, лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В обоснование заявленных требований истица ссылается на то, что на дату обращения с заявлением о назначении пенсии она имела страховой стаж необходимой продолжительности. Однако ответчиком в страховой стаж не был включен период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата>.
Вместе с тем порядок исчисления страхового стажа, который необходим для приобретения права на данную досрочную пенсию, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяющихся при определении права на обычную страховую пенсию по старости, в сторону более жестких условий, что обусловливается льготным характером данного подвида пенсии и его целевым предназначением.
На основании части 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 этого Закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ.
В силу ч. 1 ст. 11 в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 12 указанного закона, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Законом предусмотрена возможность включения в страховой стаж периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона (п. 3 ч. 1 статьи 12). Однако ч. 9 ст. 13 закона не предусматривает возможность зачета указанного периода при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 ст. 8.
Таким образом, по состоянию на <дата> продолжительность страхового стажа истицы составляет 35 лет 09 месяцев 14 дней. Следовательно, у истицы отсутствует право на назначение пенсии как в порядке ч. 1 ст. 8, так и в порядке ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Доводы истицы о том, что ей была назначена страховая пенсия с <дата> по <дата> в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях», произведены выплаты, однако впоследствии выплаты прекратились, что является незаконным, судом отклоняются как необоснованные.
Тот факт, что при рассмотрении вопроса о назначении истице пенсии была допущена ошибка и в страховой стаж при назначении досрочной пенсии за длительную работу был включен «нестраховой» период, предусмотренный ст. 12 Закона № 400-ФЗ, не свидетельствует о правомерности заявленных истицей требований.
Предусмотренных законом оснований для включения в страховой стаж Скрипиной В.П. для досрочного назначения пенсии периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с <дата> по <дата> не имеется.
При таком положении, суд приходит к выводу, что отказ ГУ УПФ РФ в г. Таганроге в назначении пенсии Скрипиной В.П. является законным, а исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Скрипиной Валентины Поликарповны к ГУ УПФ РФ в г. Таганроге Ростовской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, включении периода работы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий
Решение изготовлено в окончательной форме 30.04.2019 г.