Дело № 2-322/2015
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
р.п. Каргаполье 18 июня 2015 года
Каргапольский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Сычёва В.С.,
при секретаре судебного заседания Жилиной Л.В.,
с участием помощника прокурора Каргапольского района Ивановой К.О.,
представителя ответчика – Администрации Бахаревского сельсовета Каргапольского района Курганской области – Жарова А.Н., действующего на основании решения № 16 от 29.11.2013. «О вступлении в должность»,
представителя ответчика - Администрации Бахаревского сельсовета Каргапольского района Курганской области – Тимошкиной Н.В., действующей на основании доверенности № 1 от 27.01.2015.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-322/2015 по иску прокурора Каргапольского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Бахаревского сельсовета о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда работников,
установил:
Прокурор Каргапольского района, действуя в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Бахаревского сельсовета о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда работников Администрации Бахаревского сельсовета. Указывал, что прокуратурой Каргапольского района проведена проверка соблюдения трудового законодательства об охране труда в деятельности Администрации Бахаревского сельсовета, в результате которой было установлено, что Администрацией Бахаревского сельсовета в нарушение положений Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013. «О специальной оценке условий труда» и положений ст. ст.21, 211, 212 Трудового кодекса Российской Федерации не проводится аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда рабочих мест и в ближайшее время не запланирована, чем нарушаются права и законные интересы работников Администрации Бахаревского сельсовета Каргапольского района Курганской области, в связи с чем прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Бахаревского сельсовета и обязать Администрацию Бахаревского сельсовета в срок до 30.10.2015. провести специальную оценку условий труда работников.
В судебном заседании прокурор Иванова К.О. исковые требования изменила, просила признать бездействие Администрации Бахаревского сельсовета незаконным, возложить обязанность провести специальную оценку условий труда: уборщицы 1 единица, электрик 1 единица, слесарь – 1 единица, водитель 1 единица, в срок до 01.02.2016.
Представители ответчика – Администрации Бахаревского сельсовета - Жаров А.Н. и Тимошкина Н.В., с иском согласились, пояснили, что законом предусмотрена обязанность проводить специальную оценку условий труда, не оспаривали, что Администрацией Бахаревского сельсовета до обращения прокурора с настоящим иском в суд не принимались действия по проведению специальной оценки условий труда работников, при этом обязанность по проведению оценки прямо предусмотрена законом.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
Статьей 21 Трудового кодекса Российской Федерации закреплены основные права и обязанности работодателя, в том числе, обязанность обеспечить безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.
В соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в Трудовой кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые упраздняют процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда и вводит процедуру специальной оценки условий труда.
Как следует из ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан обеспечить: безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов; создание и функционирование системы управления охраной труда; применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников; соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; режим труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением; обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте и проверки знания требований охраны труда; недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда; в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований; недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний; информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты; предоставление федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органам профсоюзного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, информации и документов, необходимых для осуществления ими своих полномочий; принятие мер по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работников при возникновении таких ситуаций, в том числе по оказанию пострадавшим первой помощи; расследование и учет в установленном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставку работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи; беспрепятственный допуск должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также представителей органов общественного контроля в целях проведения проверок условий и охраны труда и расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; выполнение предписаний должностных лиц федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и рассмотрение представлений органов общественного контроля в установленные настоящим Кодексом, иными федеральными законами сроки; обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; ознакомление работников с требованиями охраны труда; разработку и утверждение правил и инструкций по охране труда для работников с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов; наличие комплекта нормативных правовых актов, содержащих требования охраны труда в соответствии со спецификой своей деятельности.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Аттестация рабочих мест по условиям труда проводится в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
В соответствии с действующим законодательством, аттестация рабочих мет по условиям труда с 01.01.2014. заменена на специальную оценку условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда регулируются Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», вступившим в законную силу с 01.01.2014.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федерльным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Согласно ст. 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
В состав комиссии включаются представители работодателя, в тои числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
Комиссию возглавляют работодатель или его представитель.
Комиссия до начала выполнения работ по проведения специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мет, на которых будет проводится специальная оценка условий труда, указанием аналогичных рабочих мест.
Таким образом, вышеприведенные положения Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязывают работодателя провести ряд мероприятий в рамках подготовки проведения специальной оценки условий труда.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям ст. 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора.
Итоги специальной оценки условий труда применяются, в частности, для предоставления работникам гарантий и компенсаций, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что прокуратурой Каргапольского района проведена проверка соблюдения Администрацией Бахаревского сельсовета законодательств об охране труда.
В результате проверки установлено, что в Администрации Бахаревского сельсовета по состоянию на 08.12.2014. не проведена специальная оценка условий труда, предусмотренная Федеральным законом «О специальной оценке условий труда», введенным в действие с 01.01.2014., что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.
Согласно штатному расписанию Администрации Бахаревского сельсовета, штатная численность работников по состоянию на 01.01.2015. составляет 4 единицы.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел свое подтверждение факт бездействия со стороны ответчика, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда в Администрации Бахаревского сельсовета, в результате которого были нарушены трудовые права работников. Отсутствие специальной оценки условий труда может повлечь за собой неблагоприятные последствия в связи с отсутствием у работников достоверной информации об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Кроме того, не проведение специальной оценки условий труда может лишить работников, работающих в Администрации Бахаревского сельсовета, уволенных, либо вновь принятых, на получение дополнительных льгот, связанных с работой, возможно с вредными и опасными условиями труда.
При таких обстоятельствах, установив, что Администрацией Бахаревского сельсовета не исполняются требования законодательства об охране труда имеются основания для удовлетворения требований прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Бахаревского сельсовета и возложении обязанности на ответчика по проведению специальной оценки условий труда в срок до 01.02.2016., против которого в судебном заседании стороны не возражали.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора Каргапольского района Курганской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Бахаревского сельсовета Каргапольского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности, удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие Администрации Бахаревского сельсовета Каргапольского района Курганской области по не проведению специальной оценки условий труда.
Возложить на Администрацию Бахаревского сельсовета Каргапольского района Курганской области обязанность в срок до 01.02.2016. провести специальную оценку условий труда: уборщица 1 единица, электрик 1 единица, слесарь-водопроводчик 1 единица, водитель МППО 1 единица.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Каргапольский районный суд в течение месяца со дня вынесения.
Судья В.С. Сычёв