Докладчик Фомина Н.Э апелляционное дело № 33а-5048/2021

Судья Лушникова Е.В. административно дело № 2а-525/2021

УИД 21RS0012-01-2021-000601-28

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2021 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего судьи Орловой И.Н.

судей Фоминой Н.Э., Ленковского С.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному иску Андреевой Татьяны Германовны к администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики о признании незаконным уведомления от 18.01.2021 № 20, поступившее по апелляционной жалобе Андреевой Т.Г. на решение Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 06 сентября 2021 года.

Заслушав доклад судьи Фоминой Н.Э., судебная коллегия

установила:

Андреева Т.Г. (далее административный истец) обратилась в суд с административным иском к Администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики

о признании незаконным уведомления от 18 января 2021 года № 20 «Об отказе в выдаче уведомления о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства и на земельном участке»;

о возложении обязанности выдать уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером --, общей площадью 4500 кв.м., расположенный по адресу: --.

В обоснование заявленных требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером № --, общей площадью 4500 кв.м. расположенного по адресу: --. 10 января 2021 года административный истец обратилась с заявлением в администрацию Москакасинского сельского поселения о строительстве (реконструкции) жилого дома. 18 января 2021 года ответчик отказал в выдачи уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, так как границы принадлежащего ей земельного участка не определены. Истец полагает, что у ответчика не имелось основания для отказе в выдаче Уведомления, т.к. нарушаются ее права собственника земельного участка, поскольку она не может использовать указанный земельный участок в соответствии с его назначением. Кроме того, административный истец ссылается на то обстоятельство, что письмо администрации Москакасинского сельского поселения не соответствует форме предусмотренной приказом Минстроя России «Об утверждении форм уведомлений, необходимых для строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома».

Административный истец Андреева Т.Г., представитель административного истца Михайлов В.Н., участвуя в судебном заседании суда первой инстанции, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме по доводам изложенным в нем.

Администрация Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, извещенная о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, явку представителя в судебное заседание суда первой инстанции не обеспечила.

Иные лица, извещенные о дате и времени судебное разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание суда первой инстанции не явились, явку представителей не обеспечили.

Решением Моргаушского районного суда Чувашской Республики от 06 сентября 2021 года в удовлетворении заявленных исковых требований Андреевой Т.Г. к Администрации Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики отказано.

Не согласившись с данным решением, административный истец Андреева Т.Г. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, полагает решение постановленным при неправильном применении норм материального права, просит принять по делу новое решение, удовлетворив исковые требования. В обоснование доводов изложенных в апелляционной жалобе административный истец приводя положение статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ указывает, что таких оснований для отказа в выдачи Уведомления, как отсутствие установленных координат границ земельного участка, не содержится.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

Административный истец, извещенный о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, реализовав свои процессуальные права через участие представителя.

Представитель административного истца Михайлов В.Н., участвуя в судебном заседании суда апелляционной инстанции, доводы апелляционной жалобы поддержал, просил жалобу удовлетворить.

Административный ответчик, извещенный о дате и времени судебного разбирательства в установленном законом порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции явку представителя не обеспечил.

Остальные лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. Информация о дате и времени рассмотрения дела заблаговременно размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем, судебная коллегия признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца, признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных неявившихся лиц, участвующих в деле, поскольку в силу ст. 150, части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка не служит препятствием к рассмотрению дела в апелляционном порядке, проверив законность и обоснованность судебного решения судебная коллегия приходит к следующему.

Частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства РФ установлено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Андреева Т.Г. является собственником 1/2 доли земельного участка с кадастровым номером --, площадью 4500 кв.м., расположенного по адресу: --, категория земель: земли населенных пунктов; вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Андреевой Т.Г. на основании апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики от 29 ноября 2017 года, свидетельства о праве на наследство по закону от 07 октября 2014 года, выданного нотариусом Моргаушского нотариального округа Чувашской Республики.

Согласно выписки из ЕГРН граница земельного участка с кадастровым номером -- не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные ранее учтенные".

12 января 2021 года Андреева Т.Г. обратилась в Администрацию Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики с уведомлением о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

18 января 2021 года административный истец уведомлен о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке со ссылкой на то обстоятельство, что границы земельного участка не определены и отказал в выдаче уведомления.

Разрешая требования административного истца, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что данное уведомление является законным, поскольку планируемое административным истцом строительство объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке не соответствует предельным параметрам разрешенного строительства, установленным правилами землепользования.

Судебная коллегия полагает, что эти выводы постановлены без учета следующих положений Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее также - уведомление о планируемом строительстве), содержащее сведения, предусмотренные подпунктами 1 - 9 части 1 статьи 51.1 названного Кодекса.

Уведомление направляемое застройщиков в том числе должно содержать сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка (пункт 6 части 1 статьи 51 названного Кодекса).

В случае отсутствия в уведомлении о планируемом строительстве сведений, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, или документов, предусмотренных пунктами 2 - 4 части 3 настоящей статьи, уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве возвращает застройщику данное уведомление и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается ненаправленным (часть 6 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

В течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (пункт 1 части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

На основании пунктов 1, 2 части 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если:

1) указанные в уведомлении о планируемом строительстве параметры объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве;

2) размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Уведомляя Андрееву Т.Г. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта, административный ответчик исходила из того, что границы земельного участка с кадастровым номером -- не определены.

В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости ( часть 4 статьи 69).

В соответствии со статьей 8 данного закона в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. К основным сведениям, помимо иного, относятся: вид объекта недвижимости (земельный участок или иной вид), кадастровый номер объекта недвижимости и дата его присвоения; описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок.

Таким образом, тот факт, что границы ранее учтенного земельного участка не установлены (отсутствуют сведения о координатах характерных точек таких границ), сам по себе не свидетельствует о том, что этот земельный участок не может быть идентифицирован в качестве индивидуально-определенной вещи.

Так на основании частей 1 и 3 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ в уведомлении о планируемом строительстве заявитель, помимо иного, указывает кадастровый номер земельного участка (при его наличии), адрес или описание местоположения земельного участка; сведения о планируемых параметрах объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, в целях строительства или реконструкции которых подано уведомление о планируемом строительстве, в том числе об отступах от границ земельного участка, прикладывая правоустанавливающие документы на земельный участок в случае, если права на него не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости.

Анализ этих положений в совокупности с нормами части 6 и части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ свидетельствует о том, что в отсутствие необходимых для проведения проверки соответствия заявленных параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства уведомление подлежит возвращению без рассмотрения. В этом случае уведомление о планируемом строительстве считается не поданным. При соответствии содержания уведомления и приложений к нему установленным требованиям оно должно быть рассмотрено по существу с приведением - в случае установления таковых - конкретных данных, свидетельствующих о несоответствии заявленных параметров объекта индивидуального жилищного строительства предельным параметрам разрешенного строительства или иным требованиям (часть 10 статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ).

Из материалов дела следует, что в направленном административным истцом Уведомлении отсутствовали сведения об отступах планируемого к реконструкции объекта недвижимости от границ земельного участка (в отсутствие установленных границ данного земельного участка), с учетом данных обстоятельств уполномоченный орган руководствуясь положением частью 6 статьи 51.1 Градостроительного кодекса обязан был принять соответствующее решение.

Установленные при рассмотрении дела обстоятельства указывают на несоответствие уведомления администрации Москакасинского сельского поселение Моргаушского района Чувашской Республики от 18 января 2021 года требованиям Градостроительного кодекса РФ, поскольку уведомление Андреевой Т.Г. о планируемом строительстве фактически не было рассмотрено административным ответчиком.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства РФ основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права.

Принимая во внимание, что по делу не требуется проведение подготовки его к слушанию, обстоятельства дела установлены в полном объеме, суд первой инстанции допустил ошибку в применении норм материального закона к имеющим место правоотношениям, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований Андреевой Т.Г. в части признания уведомления незаконным.

Административным истцом, в том числе заявлено требование о возложении на административного ответчика обязанности выдать «Уведомление…», однако судебный контроль ограничен принципом разделения властей (статья 10 Конституции Российской Федерации), который препятствует вмешательству в сферу исключительной компетенции соответствующих органов и должностных лиц. В связи с чем, суд не полномочен возлагать на орган обязанности, напрямую вытекающие из исключительной компетенции данного субъекта.

Таким образом, суд не вправе подменять собой орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит принятие решения о выдаче «Уведомления…».

С учетом изложенного, судебная коллеги полагает необходимым возложить на администрацию Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики обязанность устранить в полном объеме нарушение прав и законных интересов Андреевой Т.Г. путем рассмотрения ее «Уведомления…» в соответствии с требованиями статьи 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 06 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ 18 ░░░░░░ 2021 ░░░░ № 20 «░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ (░░░) ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░».

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░. ░░░░░░) ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░. 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░

░░░░░ ░.░.░░░░░░

░.░.░░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

33а-5048/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Андреева Татьяна Германовна
Ответчики
администрация Москакасинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики
Другие
Администрация Моргаушского района Чувашской Республики
ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Чувашской Республике
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике-Чувашии
Михайлов Валерий Николаевич
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Фомина Н.Э.
Дело на сайте суда
vs.chv.sudrf.ru
15.11.2021Передача дела судье
13.12.2021Судебное заседание
13.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее