Дело № 2-285/2021
74RS0019-01-2021-000319-51
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
14 мая 2021 года г.Касли
Каслинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Тропыневой Н.М.,
при секретаре Тимофеевой И.В.,
с участием истца прокурора Каслинской городской прокуратуры Балчуговой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каслинского городского прокурора Челябинской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МУП «Булзинский эксплуатационный участок жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л :
Каслинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Булзинский эксплуатационный участок жилищно-коммунального хозяйства» (далее - МУП «Булзинский ЭУЖКХ») законодательства об охране недр, в ходе которой выявлены нарушения закона. Установлено, что МУП «Булзинский ЭУЖКХ» имеет №, зарегистрировано и осуществляет деятельность по адресу: <адрес> Основным видом деятельности МУП «Булзинский ЭУЖКХ» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд в <адрес>. Министерством имущества и природных ресурсов <адрес> ДД.ММ.ГГГГ МУП «Булзинский ЭУЖКХ» выдана лицензия на пользование недрами №; с целевым назначением и видами работ: добыча подземных вод на участке Булзинский для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения <адрес>. Срок действия лицензии до ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п.4 ч.1, ч.4 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), п.3 ст.5 Устава Каслинского муниципального района к вопросам местного значения района относится организация в границах сельских поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных, законодательством Российской Федерации. Во исполнение ч.4 ст.15 Закона администрацией Каслинского муниципального района с администрацией Булзинского сельского поселения ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение №-ПП (далее - Соглашение), согласно п.п.2 п.2 которого район передает, а поселение принимает на себя осуществление полномочий по организации в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения. По договору о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ №, акту приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ МУП «Булзинский ЭУЖКХ» на праве хозяйственного ведения передано муниципальное имущество, в том числе скважины в количестве 3 единиц, расположенные по адресу: <адрес> С использованием указанных скважин МУП «Булзинский ЭУЖКХ» осуществляет добычу подземных вод для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения <адрес>. Закон Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года № 2395-1 (далее Закон № 2395-1) регулирует отношения, возникающие в связи с использованием и охраной недр на территории Российской Федерации, включая подземные воды. В соответствии со ст.1.2 Закона № 2395-1 недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Согласно п.п.6, 11 ст.23 Закона № 2395-1 одними из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых; предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения. В соответствии «г» и «д» п.2 Правил охраны подземных водных объектов, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 года № 94 (далее - Правила), охрана подземных водных объектов осуществляется путём проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов. В соответствии с п.2 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Согласно ч.1 ст.59 ВК РФ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземны водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты. В силу п.13 Правил охрана месторождений подземных вод осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СаНПиН 2.1.4.1110-02» (далее - СанПиН 2.1.4.1110-02). Указанные СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны. В нарушение указанных требований закона на водозаборных скважинах, расположенных по адресу: <адрес> зоны санитарной охраны не установлены. Городским прокурором по результатам проверки директору МУП «Булзинский ЭУЖКХ» ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране недр, которое рассмотрено и удовлетворено. Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес> начальника отдела регионального надзора Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ директор МУП «Булзинский ЭУЖКХ» МРА привлечен к административной ответственности по ст. 8.9 (нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки), ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 тысяч рублей. Вместе с тем, меры по устранению нарушений закона МУП «Булзинский ЭУЖКХ» до настоящего времени не приняты. Несоблюдение МУП «Булзинский ЭУЖКХ» требований законодательства об охране недр создает потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан. В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законны интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. На основании изложенного, истец просит возложить обязанность на МУП «Булзинский ЭУЖКХ» в течение 1 года с момента вступления решения в законную силу организовать зоны санитарной охраны на водопроводных скважинах, расположенных по адресу: <адрес>
В судебном заседании помощник Каслинского городского прокурора Балчугова Н.В. на иске настаивала, просила требования удовлетворить в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика - МУП «Булзинский эксплуатационный участок жилищно-коммунального хозяйства» не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В судебное заседание представители третьих лиц - администрации Булзинского сельского поселения, администрации Каслинского муниципального района не явились, о дате и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав помощника прокурора Каслинской городской прокуратуры Балчугову Н.В., исследовав все материалы дела, оценив доказательства по делу в их совокупности, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с п.4 ст.27, ч.3 ст.35 "О прокуратуре РФ" прокурору предоставлено право обратится в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц, если в ходе прокурорской проверки установлено, что их права нарушаются действиями (бездействием) граждан или организаций.
В судебном заседании установлено, что Каслинской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения МУП «Булзинский эксплуатационный участок жилищно-коммунального хозяйства» (далее - МУП «Булзинский ЭУЖКХ») законодательства об охране недр, в ходе которой выявлены нарушения закона. Основным видом деятельности МУП «Булзинский ЭУЖКХ» является распределение воды для питьевых и промышленных нужд в <адрес>. В нарушение указанных требований закона на водозаборных скважинах, расположенных по адресу: <адрес>
По данному факту Каслинским городским прокурором ДД.ММ.ГГГГ директору МУП «Булзинский ЭУЖКХ» МРА внесено представление об устранении нарушений законодательства об охране недр (л.д.8-10).
Согласно, письма директора МУП «Булзинский ЭУЖКХ» МРА от ДД.ММ.ГГГГ №, представление Каслинского городского прокурора от ДД.ММ.ГГГГ об устранении законодательства об охране недр рассмотрено, обратились в районную администрацию, где было обещано, что будут выделены средства на ЗСО (л.д.11).
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>, начальником отдела регионального надзора Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № директор МУП «Булзинский ЭУЖКХ» МРА привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.8.9 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей (л.д.16-18).
В соответствии со ст.37 ФЗ от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий установленных законодательством Российской Федерации.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.
Согласно ч.4 ст.15 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Булзинского сельского поселения и МУП «Булзинский ЭУЖКХ» заключен договор № о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения - водопроводные скважины, расположенные по адресу: <адрес> (л.д.19-23, л.д.24-25 акт приема-передачи имущества).
Отношения, возникающие в связи с использованием и охраной недр на территории РФ, включая подземные воды, регулируются Законом Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1.
В соответствии со ст.1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1, недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Согласно частей 6, 11 ст.23 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1, одними из основных требований по рациональному использованию и охране недр являются достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых;предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения или резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.
Согласно ст.11 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21.02.1992 года №2395-1, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
В соответствии с пп. «г» и «д» п.2 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 года № 94 (далее - Правила), охрана подземных водных объектов осуществляется путём проведения мероприятий по предупреждению загрязнения, засорения подземных водных объектов, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов.
В силу ч.2 ст.43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с ч.1 ст.59 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.
В силу п.13 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.02.2016 года №94, охрана месторождений подземных вод осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года №10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02».
Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностны, так и из подземны источников.
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения.
Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории зоны и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов зоны санитарной охраны.
На основании п.3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория первого пояса зоны санитарной охраны должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие.
Как следует из материалов дела, вопреки требованиям действующего законодательства на водопроводных скважинах, расположенных по адресу: <адрес>
Следовательно, бездействием МУП «Булзинский ЭУЖКХ» нарушаются права неопределенного круга лиц, в том числе несоблюдение МУП «Булзинский ЭУЖКХ» требований законодательства об охране недр создает потенциальную опасность причинения вреда окружающей среде, ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан.
Выявленные нарушения законодательства свидетельствуют о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами МУП «Булзинский ЭУЖКХ».
Учитывая вышеизложенное, а также то, что для реального исполнения решения суда для организации зоны санитарной охраны на водопроводных скважинах, расположенных по адресу: в <адрес>, требуется значительный промежуток времени, исходя из целесообразности и разумности, суд считает необходимым определить ответчику срок для исполнения удовлетворенных исковых требований в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Каслинского городского прокурора Челябинской области, поданного в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Булзинский эксплуатационный участок жилищно-коммунального хозяйства» о возложении обязанности, - удовлетворить.
Возложить обязанность на Муниципальное унитарное предприятие «Булзинский эксплуатационный участок жилищно-коммунального хозяйства» в течение одного года с момента вступления решения в законную силу организовать зоны санитарной охраны на водопроводных скважинах, расположенных по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда в течение месяца с даты вынесения решения в окончательной форме, через Каслинский городской суд Челябинской области.
Председательствующий судья: Тропынева Н.М.