Дело № 2-3745/2022
64RS0043-01-2022-004843-23
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 сентября 2022 года город Саратов
Волжский районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Михайловой А.А.,
при секретаре Кучуковой Ж.Р.,
с участием помощника прокурора города Саратова ФИО3,
представителя ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО4,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению и.о. заместителя прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности провести межевание самовольно занятого захоронениями земельного участка, осуществить постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности,
установил:
и.о. заместителя прокурора города Саратова обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, в котором просит обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» провести межевание самовольно занятого захоронениями земельного участка с координатами №, ориентировочно площадью 25000 кв.м в <адрес>, площадь которого не разграничена, осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на данный земельный участок, занятый захоронениями.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой города Саратова проверки был установлен факт допущения нарушений требований земельного законодательства при использовании земельного участка с координатами №, ориентировочно площадью 25000 кв.м в <адрес>, вошедшем в состав территории муниципального образования «Город Саратов» в виде осуществления самовольного захоронения в отсутствие оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов.
В судебном заседании помощник прокурора города Саратова ФИО3 исковые требования поддержал в полном объеме, дав объяснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика администрации муниципального образования «Город Саратов» ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал. Не оспаривая факт осуществления захоронения на указанном прокурором земельном участке без надлежащего его оформления, представитель ответчика указал на то, что администрацией предпринимаются меры, направленные на межевание земельного участка и постановку его на кадастровый учет.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, комитета по управлению имуществом города Саратова ФИО5 в судебном заседании поддержал позицию, изложенную представителем администрации муниципального образования «Город Саратов».
Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежаще извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в связи с чем с учетом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Из акта обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, проведенного заместителем начальника отдела муниципального земельного надзора комитета муниципального контроля администрации муниципального образования «Город Саратов» следует, что на территории ориентировочной площадью 25000 кв.м между земельными участками с кадастровыми номерами № и № с координатами № около <адрес> расположены намогильные архитектурно-скульптурные сооружения, содержание мемориальную информацию и представляющие собой памятника и виде стел, плит (исламское захоронение). К данному акту также приложены соответствующие фотографии.
Согласно сведениям, представленным Муниципальным казенным учреждением «Администрация кладбищ», данный земельный участок в перечень земельных участков, занимаемых кладбищами, расположенными в городских и сельских населенных пунктах, входящих в состав территории муниципального образования «Город Саратов» не входит, соответственно, данный земельный участок не сформирован и на государственный кадастровый учет в качестве земельного участка, занятого захоронениями, не поставлен.
Факт наличия самовольных захоронений на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, с координатами №, ориентировочно площадью 25000 кв.м в <адрес> лицами, участвующими в деле, не оспаривался.
Согласно сообщению комитета по управлению имуществом города Саратова ДД.ММ.ГГГГ в адрес комитета по архитектуре муниципального образования «Город Саратов» направлена геодезическая съемка территории, занимаемой захоронениями в <адрес>, в целях внесения изменений в Генеральный план города Саратова в части изменения функциональной зоны.
В соответствии с пунктом 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Согласно статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления.
На основании п. п. 1 и 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров.
Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Согласно пунктам 3, 4 статьи 17 Федерального закона N 8-ФЗ для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Обстоятельством, предопределяющим порядок использования земельного участка, предназначенного для указанных выше целей, является определение границ этого земельного участка с учетом сложившейся застройки территории, поскольку это делает невозможным в дальнейшем соблюдение нормативов при установлении санитарно-защитных зон.
Также этому обстоятельству должна быть дана оценка с точки зрения положений Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", который направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
С учетом вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что администрация муниципального образования «Город Саратов» должные меры по реализации полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения не принимала. Непроведение межевания занятого под кладбище земельного участка, неприведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, может привести к обезличиванию территорий данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права на территорию кладбища. При этом указанным бездействием администрации муниципального образования «Город Саратов» нарушаются интересы неопределенного круга лиц, что приводит к возможности самовольного расширения границ кладбища, нарушению требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и, как следствие, создает угрозу жизни и здоровью гражданам. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения.
По указанным основаниям суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Доводы администрации муниципального образования «Город Саратов» о совершении действий, направленных на постановку данного земельного участка на кадастровый учет основанием для иного вывода являться не могут, поскольку свидетельствуют лишь о фактическом признании администрацией обоснованности предъявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования и.о. заместителя прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Город Саратов» о возложении обязанности провести межевание самовольно занятого захоронениями земельного участка, осуществить постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности - удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Город Саратов» провести межевание самовольно занятого захоронениями земельного участка с координатами №, ориентировочно площадью 25000 кв.м в <адрес>, площадь которого не разграничена, осуществить постановку на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права муниципальной собственности на данный земельный участок, занятый захоронениями.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд города Саратова в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме – 29 сентября 2022 года.
Судья А.А. Михайлова