Дело № 2а-2754/2021
89RS0004-01-2021-004689-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 ноября 2021 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Осмоловской А. Л.,
при секретаре судебного заседания Юзеевой А. А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Свириденко В.А. к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО Газибагандовой З.М.-Р., ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу, судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО Набиевой Т. А. к., судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО Ширеевой Д.С.
об оспаривании бездействий судебного пристава-исполнителя,
УСТАНОВИЛ:
Свириденко В.А. обратилась в Новоуренгойский городской суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО Газибагандовой З.М.-Р. об оспаривании бездействий судебного пристава-исполнителя.
В обоснование административный истец указала, что является взыскателем по исполнительному производству [суммы изъяты]-ИП от 16.10.2019 г. Административный истец 24.03.2021 г. направила административному ответчику заявление от 10.03.2021 г., содержащее ходатайство об увеличении размера задолженности на размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга. ОСП по г. Новый Уренгой письмо получено 30.03.2021 г. Порядок рассмотрения заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве, которые могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства, определяется статьёй 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ: заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трёхдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (ч.3); должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе щ удовлетворении заявления, ходатайства (ч.5); копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч.7). При этом в силу ч.2 ст. 15 ФЗ-229 в сроки, исчисляемые днями, не включаются нерабочие дни. Из данных норм следует, что административный ответчик должен был не позднее 16.04.2021 г. вынести постановление по результатам рассмотрения заявления. Однако этого сделано не было, что также подтверждается фактом отсутствия отправки копии постановления взыскателю (оно должно было быть направлено взыскателю не позднее 19.04.2021 г.). Бездействие административного ответчика нарушает мои права административного истца как взыскателя в рамках исполнительного производства, так как судом истцу присуждены проценты за пользование чужими денежными средствами по день их фактической уплаты, однако административный ответчик самостоятельно не осуществляет их расчёт и при этом не рассмотрел ходатайство по существу. Просит суд признать незаконным бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП по г. Новый Уренгой Газибагандовой З. М-Р., выразившееся в не рассмотрении в установленный Федеральным законом от 02.10.2007 г. №229-ФЗ срок ходатайства взыскателя по исполнительному производству [суммы изъяты]-ИП от 16.10.2019 г., и обязать административного ответчика рассмотреть ходатайство взыскателя в заявлении от 10.03.2021 г. по исполнительному производству [суммы изъяты]-ИП от 16.10.2019 г.
Определением судьи Новоуренгойского городского суда от 10 сентября 2021 года, к участию в деле качестве административных соответчиков привлечены ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу.
Определением судьи Новоуренгойского городского суда от 04 октября 2021 года, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО Набиева Т. А. к.
Определением судьи Новоуренгойского городского суда от 28 октября 2021 года, к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Новый Уренгой УФССП России по ЯНАО Ширеева Д.С.
В судебном заседании административный истец Свириденко В.А. участия не принимала, извещена надлежащим образом, направила в судебное заседание своего представителя Алексеева А.П.
Представитель административного истца Алексеев А.П., действующий на основании доверенности от 04.10.2021 г., участвующий в судебном заседании по видеосвязи посредством программы «Skype», на удовлетворении иска настаивал, по основаниям, изложенным в иске.
Представитель УФССП России по ЯНАО Чехонина А.Н., действующая н основании доверенности от 25.01.2021 г., направила возражения на иск, согласно которым в удовлетворении административных исковых требований Свириденко В.А. просила отказать, по основаниям, изложенным в возражениях.
Представитель УФССП России по ЯНАО, ОСП по г. Новый Уренгой – судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Новый Уренгой Ширеева Д.С., действующая на основании доверенности от 28.10.2021 г., в судебном заседании 28.10.2021 г., возражала против удовлетворения административного искового заявления. Ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствии представителя ОСП по г. Новому Уренгою УФССП России по ЯНАО.
Судебные приставы-исполнители отдела судебных приставов по г. Новый Уренгой Газибагандова З.М.-Р., Набиева Т. А. к., Ширеева Д.С., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
На основании п. 6 ст. 226 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть заявление в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со ст. 13 Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2019) "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" сотрудник органов принудительного исполнения обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций
Исходя из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, действия могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ лицо, обратившееся в суд, доказывает, нарушены ли права, свободы и законные интересы его или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также соблюдены ли сроки обращения в суд. Все иные обстоятельства, которые выясняет суд в ходе судебного разбирательства, доказывает орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Порядок принудительного исполнения судебных постановлений регламентируется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В силу положений статьи 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Обязанность принятия мер по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов возложена на судебных приставов-исполнителей в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах».
Непосредственное исполнение функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (ст. 5 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Из вышеуказанных норм следует, что судебный пристав-исполнитель, реализуя объем предоставленных ему законом полномочий, обязан обеспечить исполнение исполнительных документов в сроки, установленные законом.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона № 118-ФЗ судебный пристав-исполнитель в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов, а также рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления.
В ходе исполнения требований исполнительных документов судебный пристав-исполнитель вправе совершать исполнительные действия, предусмотренные частью 1 статьи 64 Федерального закона № 229-ФЗ. Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона № 229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Таким образом, из содержания указанных норм права следует, что судебный пристав-исполнитель обязан предпринимать предусмотренные действующим законодательством меры, обеспечивающие выполнение требований исполнительного документа, при этом, не совершение таких действий, направленных на своевременное и полное исполнение требований исполнительного документа, может быть признано судом незаконным бездействием.
Пунктом 62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» предусмотрено, что при проверке решений, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя, совершаемых им в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом, суд не осуществляет проверку их целесообразности.
Бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Статья 64 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень исполнительных действий, которые вправе совершать судебный пристав-исполнитель, направленных на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Этот перечень не является исчерпывающим.
Статья 64.1 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закона об исполнительном производстве), определяет порядок рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве.
В соответствии с положениями вышеназванной статьи, заявления, ходатайства лиц, участвующих в исполнительном производстве (далее - заявления, ходатайства), могут быть поданы на любой стадии исполнительного производства ( ч. 1); заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, предусмотренными настоящим Федеральным законом (ч. 2); заявление, ходатайство передаются должностным лицам службы судебных приставов в трехдневный срок со дня поступления в подразделение судебных приставов (ч. 3); в случаях, если должностное лицо службы судебных приставов, получившее заявление, ходатайство, не правомочно их рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить заявление, ходатайство должностному лицу службы судебных приставов, правомочному их рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее заявление, ходатайство (ч. 4); если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должностное лицо службы судебных приставов рассматривает заявление, ходатайство в десятидневный срок со дня поступления к нему заявления, ходатайства и по результатам рассмотрения выносит постановление об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства (ч. 5); в случае удовлетворения заявления, ходатайства должностное лицо службы судебных приставов в постановлении указывает, какие исполнительные действия совершены (подлежат совершению) и (или) какие меры принудительного исполнения применены (подлежат применению), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч. 6); копия постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства не позднее дня, следующего за днем его вынесения, направляется заявителю, должнику, взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 7).
Как следует из материалов административного дела, заявление от 10.03.2021 г. содержащее ходатайство об увеличении размера задолженности на размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга, взыскатель по исполнительному производству [суммы изъяты]-ИП от 16.10.2019 г. Свириденко В.А. направила в ОСП по г. Новый Уренгой 24.03.2021 г.
Отправление с почтовым идентификатором 64400157017193 получено ОСП по г. Новый Уренгой 30.03.2021 г.
Первоначально административное исковое заявление Свириденко В.А. согласно, печати поступило в Новоуренгойский городской суд 12 мая 2021 года.
Апелляционным определением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 августа 2021 года, определение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 мая 2021 года об оставлении административного искового заявления Свириденко В.А. без движения, определение Новоуренгойского городского суда ЯНАО от 04 июня 2021 года о возвращении административного искового заявления отменено, административный иск направлен в Новоуренгойский городской суд ЯНАО.
08 сентября 2021 года материал по частной жалобе Свириденко В.А. с административным иском возвращен в Новоуренгойский городской суд для рассмотрения вопроса о принятии его к производству.
Определением судьи Новоуренгойского городского суда от 10 сентября 2021 года, административное исковое заявление Свириденко В.А. принято к производству и назначено судебное заседание.
Из материалов исполнительного производства следует, что 16.10.2019 года судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Новый Уренгой Голышевым И.В., на основании исполнительного листа серии [суммы изъяты] от 06.09.2019 г. выданного судебным участком №1 судебного района города окружного значения Новый Уренгой по делу [суммы изъяты] вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства [суммы изъяты]-ИП в отношении должника ФИО, взыскателем по исполнительному производству является административный истец Свириденко В.А.
Копии постановления о возбуждении исполнительного производства направлены сторонам исполнительного производства посредством почтовой связи. Одновременно информация о возбуждении ИП размещена в открытом доступе на официальном сайте ФССП России.
ОСП по г. Новый Уренгой 01.04.2021 г. зарегистрировано заявление взыскателя Свириденко В.А. от 10.03.2021 г. об увеличении размера задолженности на размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга.
По правилам, предусмотренным ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве, заявления, ходатайства рассматриваются должностными лицами службы судебных приставов в соответствии с их полномочиями, в десятидневный срок со дня их поступления с вынесением постановления об удовлетворении полностью или частично либо об отказе в удовлетворении заявления, ходатайства.
Вместе с тем не подлежат регистрации в качестве заявлений (ходатайств), в том числе содержащие ссылку на ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве: заявления о возбуждении исполнительного производства, содержащие ходатайства в соответствии с ч. 2 ст. 30 названного Закона; заявления (ходатайства) обращения, в которых отсутствуют конкретные требования о совершении исполнительных действий или применении мер принудительного исполнения, обращения лиц, участвующих в исполнительном производстве, с требованиями сообщить о ходе исполнительного производства (п. 2.1 Методических рекомендаций по определению порядка рассмотрений заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве (утв. ФССП России 11.04.2014 № 15-9).
Таким образом, ходатайство взыскателя – административного истца Свириденко В.А., указанные в административном исковом заявлении, не подлежали разрешению в порядке ст. 64.1 названного Закона.
Поступившее ходатайство, исходя из содержания было квалифицировано и зарегистрировано в программном комплексе АИС ФССП России в порядке Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно ст. 12 названного закона, письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в части 1.1 настоящей статьи.
Ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, полупившему в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в форме электронного документа, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме. Кроме того, на поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в частности на обращение, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц, ответ, в том числе с разъяснением порядка обжалования судебного решения, может быть размещен с соблюдением требований части 2 статьи 6 настоящего Федерального закона на официальном сайте данных государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (п. 4 ст. 8 Закона № 59-ФЗ).
12.04.2021 судебным приставом-исполнителем был направлен запрос в Центральный банк РФ о предоставлении сведений по ключевой ставке Банка России на текущий период, для расчета задолженности.
26.04.2021 г. за исходящим [суммы изъяты] в адрес Свириденко В.А. направлен ответ на заявление от 10.03.2021 г. посредством электронной почты, согласно которому сообщено, что в рамках исполнительного производства направлен запрос в Центральный банк РФ о состоянии ключевой ставки на текущий период для расчета размера процентов, а также досылом посредством простой почтовой корреспонденции, что подтверждается реестром простых отправлений писем от 27.04.2021 г.
Учитывая, что заявление Свириденко В.А. от 10.03.2021 г. рассмотрено должностным лицом ОСП по г. Новый Уренгой в порядке и сроки, установленные действующим законодательством. В этой связи доводы административного истца о нарушении судебным приставом-исполнителем положений ст. 64.1 Закона об исполнительном производстве не состоятельны и удовлетворению не подлежат.
Кроме того, на основании информации, поступившей из Центрального банка РФ, судебным приставом-исполнителем произведен расчет задолженности на размер процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму основного долга по исполнительному производству[суммы изъяты]-ИП от 16.10.2019 г.
При таких обстоятельствах, поскольку бездействие со стороны пристава-исполнителя отсутствует, оснований для удовлетворения настоящего административного искового заявления у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Свириденко В.А. отказать.
Решение может быть обжаловано в Суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течении одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Новоуренгойский городской суд.
Судья А. Л. Осмоловская
Решение в окончательной
форме изготовлено 30.11.2021 г.