Дело № 2а-950/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 марта 2022 года г. Севастополь
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
Председательствующего Степановой Ю.С.,
при секретаре Мартьяновой А.В.
с участием прокурора отдела (на правах управления прокуратуры города) Колбиной Ю.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Заместителя прокурора города Севастополя о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец – Заместитель прокурора города Севастополя, обратился в суд в защиту интересов прав и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, с административным исковым заявлением, в котором просит, признать информацию размещенную на интернет-странице: <данные изъяты> о возможности приобретения диагностической карты без фактической проверки технического состояния транспортного средства, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В обоснование административного иска указано, Прокуратурой города Севастополя в ходе мониторинга информационно телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице: <данные изъяты> информации о возможности приобретения диагностической карты без фактической проверки технического состояния транспортного средства.
В судебном заседании представитель административного истца – прокурор отдела (на правах управления прокуратуры города) Колбиной Ю.С. поддержала доводы административного иска по указанным в нем основаниям.
Заинтересованное лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю, в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной), вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон от 27.07.2006 №149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В соответствии с ч. ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа.
В целях защиты основ конституционного строя, жизни и здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.
Согласно ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.
Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ основанием для включения сайта в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, может являться вступившее в законную силу решение суда о признании распространяемой посредством сети «Интернет» информации запрещенной к распространению.
Согласно п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.03.2009 № 228, полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Прокуратурой города Севастополя в ходе мониторинга информационно телекоммуникационной сети «Интернет» выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-странице: <данные изъяты> информации о возможности приобретения диагностической карты без фактической проверки технического состояния транспортного средства, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Доступ к размещенной информации имеет неопределенный круг лиц.
Установить владельцев указанных интернет-страниц не представляется возможным.
Доступ к информации о возможности приобретения диагностической карты без фактической проверки технического состояния транспортного средства угрожает безопасности дорожного движения, негативно влияет на жизнь населения, криминогенную ситуацию в регионе, нарушает нормы нравственности в обществе, права и законные интересы граждан, в том числе несовершеннолетних, круг которых определить невозможно, а также подрывает авторитет государства, гарантирующего соблюдение этих прав.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Обращаясь с настоящим заявлением, прокурор реализует полномочия по обращению в суд в защиту неопределенного круга лиц, предоставленные ему частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), поскольку круг лиц, права которых нарушены, индивидуализировать невозможно.
В соответствии с ч. 1 ст. 265.1 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационнотелекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Целью обращения прокурора с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации, является последующее включение в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации как незаконной.
Признание тех или иных информационных материалов запрещенными для распространения означает констатацию того факта, что они нарушают запреты, установленные федеральным законодательством, и уже в силу этого представляют реальную угрозу от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.
По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федераций юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещённой информации.
Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространённой в сети «Интернет», запрещенной.
Вместе с тем, проведенным мониторингом сети «Интернет», в т.ч. с использованием специальных сервисов «whois-service», администратор домена (электронного адреса) <данные изъяты> - не установлен.
В соответствии с п. 2 ч.5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, являются:
1) решения уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, принятые в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в отношении распространяемых посредством сети «Интернет»:
а) материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних и (или) объявлений о привлечении несовершеннолетних в качестве исполнителей для участия в зрелищных мероприятиях порнографического характера;) информации о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений;
в) информации о способах совершения самоубийства, а также призывов к совершению самоубийства;
г) информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), распространение которой запрещено федеральными законами;
д) информации, нарушающей требования Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 244-ФЗ «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» и Федерального закона от 11 ноября 2003 года № 138-ФЗ «О лотереях» о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети «Интернет» и иных средств связи;
е) информации, содержащей предложения о розничной продаже дистанционным способом алкогольной продукции, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, и (или) этилового спирта, и (или) спиртосодержащей непищевой продукции, розничная продажа которой ограничена или запрещена законодательством о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции;
ж) информации, направленной на склонение или иное вовлечение несовершеннолетних в совершение противоправных действий, представляющих угрозу для их жизни и (или) здоровья либо для жизни и (или) здоровья иных лиц;
В связи с этим основанием для внесения сайта по электронному адресу: <данные изъяты> в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является исключительно вступившее в законную силу решение суда.
Одним из способов защиты гражданских прав в силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав неопределённого круга граждан, в том числе несовершеннолетних, пресечению совершения административных и уголовных правонарушений и во исполнение действующего законодательства, суд приходит к выводу, что информация размещённая на вышеуказанном сайте признается запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, а исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Поскольку информация, размещённая на указанной интернет-странице, угрожает нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, суд, полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст.ст. 175-189, 219 КАС Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск заместителя прокурора города Севастополя о признании информации запрещенной к распространению на территории РФ – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную на интернет-странице: <данные изъяты> о возможности приобретения диагностической карты без фактической проверки технического состояния транспортного средства, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение суда является основанием для включения Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополю указателей страниц сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в интернете и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 02.03.2022 года.
Судья Ю.С. Степанова