Гражданское дело № 2-74/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Макушино Курганской области 12 апреля 2021 года
Макушинский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Бесовой Л.В.
при секретаре Дубовой Е.С.
ответчика Горячова Р.П.
представителя ответчика МУП УК «Жилищник» Кайчева Н.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области к Горячову Роману Павловичу о возмещении вреда, причиненного почве в размере 97 500 рублей,
установил:
Департамент природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области обратился в суд с иском к Горячову Р.П. о возмещении вреда, причиненного почве в размере 97 500 рублей.
В обоснование иска указал, что в ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного специалистом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области на территории, расположенной в 2000 м. северо-восточнее от <адрес> у въезда на закрытый с 01.01.2020г. объект накопления твердых коммунальных отходов в кадастровом квартале № 20.04.2020г. в 12 час. 24 мин. зафиксирован факт несанкционированного размещения жидких коммунальных отходов на почву земельного участка из цистерны автомобиля марки «КАМАЗ 353213» (ассенизационная машина) государственный регистрационный номер №.
Водителем, допустившим несанкционированное размещение жидких отходов на почву, является Горячов Р.П. Согласно карточке учета транспортных средств, представленной УГИБДД УМВД по Курганской области, данный автомобиль принадлежит на правах собственности МУП «УК» Жилищник». Время на опорожнение ассенизационной цистерны составило 10 минут. На почву размещено 15 куб.м. ЖКО при полном напоре из сливной трубы автоцистерны. При вытекании из сливной трубы цистерны содержимого темно-серого цвета наблюдался специфический запах хозфекальных сточных вод – ЖКО. На основании «Федерального классификационного каталога отходов», отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления относится к отходам 4 класса опасности. По фактам выявленных нарушений специалистом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области Горячов Р.П. привлечен к административной ответственности по ч.4 ст.8.2 КоАП РФ. На основании Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, произведен расчет размера вреда. Согласно представленному расчету, ущерб составил 97 500 рублей. На основании вышеизложенного, просит взыскать с Горячова Р.П. в пользу бюджета муниципального образования - Макушинского района в счет возмещения вреда окружающей среде в размере 97 500 рублей.
Представитель истца на судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме.
На предварительном судебном заседании требования по иску поддержал. Пояснил, что в ходе рейда 20.04.2020 года установлено, что Горячовым произведен слив бытовых канализационных отходов на территории возле <адрес>, где слив запрещен. Канализационные отходы относятся к 4 классу опасности. Ущерб почве исчислен на основании Методики исчисления вреда от 08.07.2010 года и составил исходя из емкости бочки 15 кубических метров – 97500 рублей, который просит взыскать в пользу муниципального образования.
Ответчик Горячов Р.П. на судебном заседании с иском согласился. Пояснил, что работает водителем МУП УК Жилищник, в его обязанности входит сбор и вывоз канализационных отходов. Место вывоза отходов было определено и известно ответчику. 20.04.2020 года он произвел слив канализационных отходов в ином месте, а именно на закрытой свалке, поскольку не мог проехать к месту слива. Руководство предприятия и диспетчерскую службу о невозможности проезда к месту слива в известность не поставил. Иск признает частично, поскольку объем бочки КАМАЗа составляет 10 куб. метров, а не 15 как указано в расчете.
Привлеченный в качестве соответчика МУП УК «Жилищник» в лице представителя Кайчева Н.А. иск не признал, пояснил, что вины предприятия в несанкционированном размещении отходов нет. Место слива канализационных отходов определено по согласованию с органами местного самоуправления. Горячов действовал самовольно, слил отходы в ином месте. Об изменении места слива канализационных отходов в известность руководство предприятия и диспетчерскую службу не поставил, разрешения не получал. Полагает, что ответственность в данном случае несет работник Горячов Р.П.
Представитель третьего лица Администрации Макушинского муниципального округа на судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствии не явившихся участников процесса.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. «д» ст. 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Статьей 4 данного Федерального закона предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
Судом установлено, что в ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного специалистом Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области 20.04.2020 года в 12 час. 24 мин. зафиксирован факт несанкционированного размещения жидких коммунальных отходов на почву земельного участка на территории, расположенной в 2000 м. северо-восточнее от <адрес> у въезда на закрытый с 01.01.2020г. объект накопления твердых коммунальных отходов в кадастровом квартале 45:11:030301 из цистерны автомобиля марки «КАМАЗ 353213» (ассенизационная машина) государственный регистрационный номер №. Что подтверждается плановым рейдовым заданием №, протоколом осмотра территории от 20.04.2020 года, планом схемой (л.д.-8-10).
Согласно карточке учета транспортное средство «КАМАЗ 353213» (ассенизационная машина), государственный регистрационный номер № с 21.08.2018г. и по настоящее время зарегистрирован за МУП «УК «Жилищник» (л.д.43-44).
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242 (ред. от 02.11.2018) код 73210101304, «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления». фекальные отходы нецентрализованной канализации, а именно: отходы (осадки) из выгребных ям (7 32 100 01 30 4), отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (7 32 101 01 30 4), - представляют собой отходы IV класса опасности (по последней цифре кода).
Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 20.10.2014 г. № ОД-06-01-36/16371 «О плате за размещение отходов» на официальном сайте Росприроднадзора в разделе «Государственный кадастр отходов» размещен конвертор отходов, позволяющий соотнести наименования и коды видов отходов, которые были включены в ФККО-2002, с наименованиями и кодами видов отходов ФККО-2014.
В введении Конвертора указано, что в 11-ом знаке кода цифра 0 используется для блоков, типов, подтипов, групп и подгрупп; для видов отходов значащая цифра обозначает: 1 - 1-й класс опасности; 2 - II-й класс опасности; 3 - III-й класс опасности; 4 - IV-й класс опасности; 5 - V-й класс опасности. В связи с чем, отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления (код 73210101304) относятся к отходам IV класса опасности.
Таким образом, сточные воды, поступившие на почву из цистерны ассенизационного специализированного автомобиля марки «КАМАЗ 353213» государственный регистрационный номер Е052МК45 являются загрязненными, и как следствие относятся к жидким коммунальным отходам.
Установленный факт несанкционированного размещения жидких коммунальных отходов является нарушением ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», согласно которым отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площадки, в недра и на почву.
В соответствии с требованиями СНиП 2.04.03-85 «Канализация. Наружные сети и сооружения» прием сточных вод от неканализованных районов надлежит осуществлять через сливные станции. Сливные станции предназначены для приема и спуска в канализационную сеть жидких отбросов из неканализованных домовладений.
Согласно требованиям СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ от 28.01.2021 N 3, объекты, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО, должны соответствовать требованиям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", санитарных правил и санитарно-эпидемиологическим требованиям по профилактике инфекционных и паразитарных болезней, а также к организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Не допускается вывоз ЖБО в места, не предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО. Объекты, предназначенные для приема ЖБО из специального транспорта, должны быть оборудованы системами, устройствами, средствами, обеспечивающими исключенние излива ЖБО на поверхность участка приемного сооружения, а также контакт персонала специального транспорта и приемного сооружения со сливаемыми и принимаемыми ЖБО.
Территория, расположенная в 2000 м. северо-восточнее от <адрес> вдоль подъездной дороги (на обочине) у въезда на закрытый с 01.01.2020г. объект накопления твердых коммунальных отходов в кадастровом квартале №, не является официальным объектом размещения жидких коммунальных отходов, размещение отходов на данной территории запрещено.
Согласно сведениям Администрации Макушинского муниципального округа от 29.01.2021г. правообладателем территории, расположенной в 2000 м. северо-восточнее от <адрес> в кадастровом квартале № является Российская Федерация. Сведения об официальном объекте размещения жидких коммунальных о ходов в <адрес> отсутствуют(л.д.61).
Согласно п. 8 раздела 5 Правил благоустройства территории <адрес> запрещено размещение отходов вне объектов размещения (л.д.-83-102).
Из анализа приведенных норм законодательства следует, что сброс жидких коммунальных отходов на почву земельного участка не отвечает экологическим и санитарным нормам и требованиям и является незаконным.
Постановлением Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области № от 22.05.2020г. Горячов Р.П. привлечен к административной ответственности по ст.8.2.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей (л.д.17-21).
Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Статья 42 ЗК РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно п. 1 ст. 77 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 78 указанного выше Федерального закона компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Согласно разъяснениям, указанным в п. 35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 г. № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», в соответствии со ст. 1064 ГК РФ и ст. 77 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению виновным лицом независимо от того, причинен ли он в результате умышленных действий (бездействия) или по неосторожности. Исключение составляют случаи, когда вред причинен юридическими лицами и гражданами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающей среды (ст. 1079 ГК РФ). В указанных случаях ответственность наступает независимо от наличия вины, если причинитель вреда не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Из Устава МУП «УК «Жилищник» следует, что основным видом деятельности предприятия является жилищно-коммунальное обслуживание физических и юридических лиц (л.д.63-72).
Из материалов дела следует, что Горячов Р.П. состоит в трудовых отношениях с МУП «УК «Жилищник», что подтверждается приказом о приеме на работу № от 15.06.2018г., трудовым договором № от 15.06.2018г. (л.д.75,76). Согласно должностной инструкции водитель обязан соблюдать требования пожарной безопасности, охраны окружающей среды. (л.д.-77)
На основании ст.40 ГПК РФ МУП «УК «Жилищник» был привлечен в качестве соответчика.
В соответствии со ст.1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Из пояснений Горячова Р.П. в судебном заседании следует, что слив канализационных бытовых отходов в неустановленном месте произведен им самовольно, без согласования с руководством организации.
Руководитель МУП УК Жилищник ФИО6 в предварительном судебном заседании пояснил, что место слива канализационных отходов было определено и согласовано с Департаментом природных ресурсов. Горячов произвел слив в другом месте, о чем не поставил в известность руководство МУП УК «Жилищник», разрешения на слив в указанном месте не получал. Аналогичные пояснения даны представителем ответчика в судебном заседании.
Анализируя изложенное выше, суд приходит к выводу, что оснований для применения положений ст.1068 ГК РФ и возложении на МУП УК «Жилищник» обязанности по возмещению ущерба окружающей среде не имеется, поскольку в круг должностных обязанностей Горячова Р.П. не входило причинение вреда окружающей природной среде.
В связи с чем ущерб подлежит возмещению ответчиком Горячовым Р.П.
Истцом представлен расчет размера ущерба, выполненный в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде (ч. 3 ст. 77 Федерального закона г. № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды»), Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 г. № 238 «Об утверждении методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды».
Согласно формуле, приведенной в п.9 Методики, расчет размера вреда в результате несанкционированного размещения отходов производства и потребления производится в стоимостной форме путем умножения массы отходов, таксы для исчисления вреда и показателя в зависимости от категории земель, на котором расположен загрязненный участок.
Согласно расчету истца сумма вреда, причиненного почвам как объекту окружающей среды в результате несанкционированного размещения жидких коммунальных отходов составляет 97 500 рублей. Данный расчет был представлен исходя из того, что объем жидких коммунальных отходов из цистерны ассенизаторного автомобиля марки «КАМАЗ 353213» составляет 15 куб.м.
Ответчик с данным расчетом не согласился, пояснил, что объем цистерны, установленной на данном автомобиле составляет 10 куб.м.
Согласно справке МУП «УК «Жилищник» №3 от 28.01.2021г. на транспортном средстве «КАМАЗ 353213» (ассенизационная машина), государственный регистрационный номер № установлена бочка объемом 10 куб.м. (л.д.81).
Таким образом, согласно формуле, приведенной в Методике, расчет суммы вреда, причиненного почвам, будет выглядеть следующим образом:
10 тонн (объем отходов) * 5000 руб./тонну (такса для исчисления размера вреда для отходов 4 класса опасности) * 1,3 (показатель категории земель населенных пунктов) = 65 000 рублей.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, о частичном удовлетворении исковых требований Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области о взыскании с Горячова Р.П. в счет возмещения вреда окружающей среде 65 000 рублей.
Поскольку п.22 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, суд находит обоснованным требование истца в части взыскания суммы вреда в доход бюджета муниципального образования - Макушинский муниципальный округ Курганской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет.
Таким образом, с Горячова Р.П. в доход бюджета муниципального образования Макушинский муниципальный округ Курганской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 150 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> к Горячову Роману Павловичу о возмещении вреда, причиненного почве, удовлетворить частично.
Взыскать с Горячова Романа Павловича в бюджет муниципального образования – Макушинский муниципальный округ Курганской области в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде 65 000 рублей по нормативу 100 процентов.
Взыскать с Горячова Романа Павловича в доход бюджета муниципального образования – Макушинский муниципальный округ Курганской области государственную пошлину в размере 2 150 рублей.
В остальной части иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Курганский областной суд в месячный срок со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Макушинский районный суд.
Судья: Л.В. Бесова