Судья Юрченко Д.А. № 33-4394/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕОПРЕДЕЛЕНИЕ
21 апреля 2022 года г. Волгоград
Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Жабиной Н.А.,
судей: Грымзиной Е.В., Бурковской Е.А.,
при секретаре Пахотиной Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-2455/2021 по иску Кошкарёвой Т.В. к публичному акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ворошиловского района» о признании задолженности отсутствующей,
по апелляционной жалобе Кошкарёвой Т.В. в лице представителя С.М.
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 14 декабря 2021 года, которым постановлено:
«Кошкарёвой Т.В. в удовлетворении исковых требований к публичному акционерному обществу «Волгоградэнергосбыт», обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Ворошиловского района» о признании задолженности отсутствующей, возложении обязанности аннулировать задолженность, произвести перерасчет платежей, выдать справку об отсутствии задолженности по лицевому счету № <...>, исключить из платежного документа сведения о наличии задолженности, взыскании компенсации морального вреда в сумме 10 000 рублей, взыскании расходов на оплату услуг представителя в сумме 5000 рублей – отказать».
Заслушав доклад судьи Грымзиной Е.В., выслушав объяснения Кошкарёвой Т.В. и её представителя С.М.., поддержавших доводы жалобы, представителя ПАО «Волгоградэнергосбыт» П.М.., возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам
установила:
Кошкарева Т.В. обратилась в суд с иском к ПАО «Волгоградэнергосбыт», ООО «Управляющая компания Ворошиловского района» о признании задолженности отсутствующей.
В обоснование исковых требований указала, что зарегистрирована и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Ответчиком начислена задолженность по оплате за электроэнергию, однако истец с размером задолженности не согласна, полагает, что он подлежит перерасчету с учетом фактического потребления ресурса, произвести который ответчик в добровольном порядке отказывается.
Просила суд признать задолженность по оплате коммунальных платежей отсутствующей, возложить на ПАО «Волгоградэнергосбыт» обязанность произвести перерасчет платежей по оплате электроэнергии, аннулировать задолженность, выдать справку об отсутствии задолженности по лицевому счету № <...>, возложить на ООО «УК Ворошиловского района» обязанность привести в соответствие платежные документы по лицевому счету № <...> путем исключения из нее сведений о наличии задолженности, взыскать с ПАО «Волгоградэнергосбыт» и ООО «УК Ворошиловского района» компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей, а также судебные расходы по оказанию юридической помощи в размере 5 000 рублей.
Ворошиловским районным судом г. Волгограда постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Кошкарёва Т.В. в лице представителя С.М.. оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения, просит его отменить в части отказа в удовлетворении требований к ПАО «Волгоградэнергосбыт», принять в указанной части новое решение об удовлетворении требований истца. В обоснование жалобы указано на нарушение судом норм материального и процессуального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом апелляционной инстанции установлено, что Кошкарёва Т.В. является потребителем коммунальной услуги по энергоснабжению, поставляемый ПАО «Волгоградэнергосбыт» по адресу: <адрес>. По данному адресу на имя истца открыт лицевой счет № <...>.
24 сентября 2020 года сотрудниками сетевой организации АО «ВМЭС» по указанному адресу был осуществлен контрольный съем показаний прибора учета, показания которого составили «8097».
При этом в связи с отсутствием сведений о показаниях счетчика в период с марта 2020 года по август 2020 года включительно ежемесячные начисления по электроэнергии по указанному адресу формировались расчетным методом, по которым последними были показания «1924».
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу пункта 1 статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно части 1 статьи 153, части 3 статьи 154 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 (п. 1 Правил).
В соответствии с пунктом 42 Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно пункту 80 Правил № 354, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил № 354 в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев.
В пункте 61 указанных Правил предусмотрено, что если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 539, 544 Гражданского кодекса РФ, статей 30, 153 Жилищного кодекса РФ, Правил № 354, и исходил из того, что расчет задолженности истца по оплате за электроэнергию производился ответчиком на основании показаний прибора учета, представляет собой разницу между фактически предоставленной истцу коммунальной услуги в виде электроэнергии и отраженных в платежных документах показаниях, выставляемых в связи с отсутствием сведений о показаниях прибора учета со стороны плательщика, в связи с чем, отказал в удовлетворении заявленных Кошкаревой Т.В. требований.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и представленных сторонами в суд первой инстанции доказательствах, которые всесторонне исследованы судом.
Согласно пункту 84 Правил № 354, при непредставлении потребителем исполнителю показаний индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в течение 6 месяцев подряд, исполнитель не позднее 15 дней со дня истечения указанного 6-месячного срока, иного срока, установленного договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, и (или) решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, обязан провести указанную в пункте 82 настоящих Правил проверку и снять показания прибора учета.
Материалами дела подтверждено, что доначисление истцу платы за электроэнергию произведено ответчиком в соответствии с Правилами № 354 после проведения 24 сентября 2020 года сотрудниками сетевой организации контрольного снятия показаний прибора учета электроэнергии в квартире истца, в ходе которого было установлено, что объем потребленной электроэнергии, зафиксированный прибором учета истца, составил «8097» кВтч, тогда как последние для учета оплаты потребляемой электроэнергии показания составили «1924». Факт безучетного потребления электроэнергии в отношении истца не устанавливался, соответствующая плата не начислялась.
Таким образом, установив расхождение между показаниями прибора учета электроэнергии, потребляемой истцом, и показаниями, учитываемыми для оплаты электроэнергии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у ответчика имелись основания для расчета задолженности в отношении Кошкаревой Т.В. по оплате электроэнергии исходя из разницы между оплаченным объемом электроэнергии и фактическим.
Доказательств иного объема потребленной истцом электроэнергии, неверного расчета ответчиком задолженности, истцом, вопреки положениям статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, не представлено, в связи с чем оснований для удовлетворения её требований не имелось.
Ввиду отсутствия оснований для удовлетворения требований Кошкаревой Т.В. о признании задолженности отсутствующей и её аннулировании, а так же о выдаче соответствующей справки, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения производных требований истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, а так же о взыскании с него судебных расходов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истец оплатила задолженность по электроэнергии, отмены решения суда не влекут, ввиду отсутствия соответствующих доказательств.
Оснований для применения к настоящим правоотношениям положений статьи 333 Гражданского кодекса РФ не имеется, поскольку какие-либо суммы с истца в рамках разрешения настоящего спора не взыскивались, при том, что по смыслу указанной статьи, уменьшена может быть неустойка, подлежащая взысканию. В этой связи доводы апелляционной жалобы к отмене решения суда не состоятельны.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
При рассмотрении настоящего спора судом первой инстанции нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено. С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 328Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 14 декабря 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кошкарёвой Т.В. в лице представителя С.М. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: