РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
19 марта 2018 года г.Троицк
Троицкий РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ СЃСѓРґ Челябинской области РІ составе председательствующего Фроловой Рћ.Р–., РїСЂРё секретаре Назаровой Рќ.Р“., СЃ участием представителя истца Р—СЏР·РёРЅР° Р”.Р‘., ответчика Пацыной Р•.Рћ., представителя ответчика Целищевой Р.Рђ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании гражданское дело РїРѕ РёСЃРєСѓ Министерства здравоохранения Челябинской области Рє Пацыной Екатерине Олеговне Рѕ взыскании части единовременной компенсационной выплаты,
Сѓ СЃ С‚ Р° РЅ Рѕ РІ Рё Р»:
Министерство здравоохранения Челябинской области обратилось в суд с иском к Пацыной Екатерине Олеговне о взыскании части единовременной компенсационной выплаты в размере 955665, 02 руб.
В обоснование исковых требований истец указал, что на основании трудового договора от 29.03.13г. № Пацына Е.О. была принята на работу в МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» на должность врача-терапевта.
12.04.13 г. Министерство здравоохранения Челябинской области заключило с Пацыной Е.О. договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, как медицинскому работнику, переехавшему на работу в сельский населенный пункт, в соответствии с которым она обязалась отработать в МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» в течение 5 лет на условиях трудового договора от 29.03.13г. №. Платежными поручениями от 13.06.13 г. ответчику произведена единовременная компенсационная выплата в размере 1 000 000руб. На основании приказа МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» от 01.07.13г. № Пацына Е.О. уволена с должности врача-терапевта переводом в МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» с 01.07.13г. Согласно распоряжению Администрации Троицкого муниципального района от 02.07.13г. № Пацына Е.О. принята в МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» на должность главного врача. Об увольнении ответчика из МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» истцу стало известно 20.07.15г. из информации МБМУ «Амбулатория Троицкого муниципального района». Письмами от 24.07.15г., 13.09.16г. ответчик была извещена о необходимости возвратить единовременную компенсационную выплату, однако, до настоящего времени указанная выплата Пацыной Е.О. не возвращена.
Представитель истца Министерства здравоохранения Челябинской области Зязин Д.Б. в судебном заседании заявленные требования поддержал в объеме и по основаниям, указанным в иске.
Ответчик Пацына Е.О. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований по доводам изложенным в отзыве (л.д.77-82).
Представитель ответчика Целищева Р.Рђ. просила РІ удовлетворении РёСЃРєР° отказать.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 12.1 ст. 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», в редакции действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, в 2013 году осуществлялись единовременные компенсационные выплаты в размере одного миллиона рублей медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2013 году после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок или переехавшим на работу в сельский населенный пункт либо рабочий поселок из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор.
Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2013 году осуществлялось в равных долях за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Челябинской области от 26 января 2012 года № 6-П с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Челябинской области от 28 декабря 2012 года № 739-П, было утверждено Положение о порядке заключения договоров с медицинскими работниками на получение единовременной компенсационной выплаты в 2012-2013 годах (далее по тексту - Положение).
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения полномочиями по заключению с медицинскими работниками договоров на получение единовременной компенсационной выплаты было наделено Министерство здравоохранения Челябинской области.
Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты являлось трудоустройство и переезд на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений, поскольку иное противоречило бы целям, заложенным законодателем при принятии указанного выше Федерального закона, призванным с учетом компенсационной природы спорной единовременной выплаты, стимулировать медицинских работников к переезду на работу в сельские населенные пункты и компенсировать связанные с переездом и обустройством затраты, а также неудобства, обусловленные менее комфортными, по сравнению с иными (не сельскими ) населенными пунктами, условиями проживания.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 29 марта 2013 года между Муниципальным бюджетным медицинским учреждением «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» и Пацыной Е.О. был заключен трудовой договор №, согласно которому Пацына Е.О. была принята на должность врача-терапевта в Муниципальное бюджетное медицинское учреждение «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» с 29 марта 2013 года на неопределенный срок (л.д. 38-39,31-37,43).
05 апреля 2013 года Пацына Е.О. обратилась в Министерство здравоохранения Челябинской области с заявлением о предоставлении ей единовременной компенсационной выплаты в соответствии со статьей 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (л.д. 23).
12 апреля 2013 года между Министерством здравоохранения Челябинской области и Пацыной Е.О. был заключен договор на получение единовременной компенсационной выплаты №, согласно пунктам 1.1, 2.1.1 которого Министерство здравоохранения Челябинской области взяло на себя обязанность предоставить ей, как медицинскому работнику, единовременную компенсационную выплату в размере 1 000 000 руб., а она в свою очередь обязалась отработать в течение пяти лет по основному месту работы в Муниципальном бюджетном медицинском учреждении «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» на условиях, установленных трудовым договором от 29 марта 2013 года № (л.д. 20-22).
Условиями вышеуказанного договора (пункт 1.3) предусмотрено, что исчисление пятилетнего срока начинается с момента заключения договора.
Согласно платежным поручениям от 13 июня 2013 года № и № Министерство здравоохранения Челябинской области перечислило на счет Пацыной Е.О. единовременную компенсационную выплату в общей сумме 1 000 000 руб. (л.д.12.14).
В связи с предстоящей реорганизацией МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» путем присоединения к МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района», проводимого на основании Постановления главы администрации Троицкого муниципального района № от 15 мая 2013 года, приказом главного врача МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» от 01 июля 2013 года № Пацына Е.О. была уволена переводом в МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района», на основании п.5 ч.1 ст.77 ТК РФ (л.д. 44, 105,123-124).
02 июля 2013 года Пацына Е.О. принята на должность главного врача МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» ( л.д.45).
12 ноября 2013 года МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» реорганизовано путем присоединения к МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района», 27 ноября 2013 года МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» переименовано в МБМУ «Амбулатория Троицкого муниципального района» (л.д.42,117-118,155).
Приказом от 20 мая 2015 года № л/с Пацына Е.О. была уволена с должности главного врача МБМУ «Амбулатория Троицкого муниципального района» с 30 июня 2015 года по собственному желанию, на основании п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ (л.д.16).
20 июля 2015 года в адрес Министерства здравоохранения Челябинской области поступило уведомление о прекращении в 2013 году трудовых отношений между Пацыной Е.О. и МБМУ «Амбулатория Троицкого муниципального района» (л.д. 11).
РР· пояснений представителя истца Рё уведомления РѕС‚ 24 июля 2015 РіРѕРґР° в„– (Р».Рґ. 10) следует, что Министерством здравоохранения Челябинской области РІ адрес Пацыной Р•.Рћ. было направлено уведомление РѕС‚ 24 июля 2015 РіРѕРґР° в„– Рѕ необходимости возврата РІ областной бюджет единовременной компенсационной выплаты РІ размере 556650,25 СЂСѓР±. Рё уведомление РѕС‚ 13 сентября 2016 РіРѕРґР° в„– Рѕ необходимости возврата РІ областной бюджет единовременной компенсационной выплаты РІ размере 936669,27 СЂСѓР±., получение указанных уведомлений ответчиком РЅРµ отрицалось.
Доказательств возврата в областной бюджет единовременной компенсационной выплаты ответчиком в суд не представлено.
В соответствии со статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Как положения ст. 51 Федерального закона «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», так и Положение о порядке заключения договоров с медицинскими работниками на получение единовременной компенсационной выплаты возлагают на медицинского работника обязанность работать в течение пяти лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в соответствии с трудовым договором, заключенным медицинским работником с государственным учреждением здравоохранения субъекта Российской Федерации или муниципальным учреждением здравоохранения, а в случае прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить в бюджет субъекта Российской Федерации часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Пунктом 3.2 договора на получение единовременной компенсационной выплаты от 12 апреля 2013 года №, заключенного между Министерством здравоохранения Челябинской области и Пацыной Е.О. была предусмотрена обязанность медицинского работника в случае прекращения трудового договора с учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации) возвратить часть единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с даты прекращения трудового договора пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Учитывая то, что Пацына Е.О. обязалась отработать в сельском населенном пункте в течение 5 лет, а именно до 12 апреля 2018 года включительно, вместе с тем уволилась 30 июня 2015 года, требования истца о взыскании части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной с момента прекращения трудового договора (с 01 июля 2015 года), пропорционально неотработанному медицинским работником периоду, являются законными и обоснованными.
Определяя размер единовременной компенсационной выплаты, подлежащей взысканию с Пацыной Е.О. в пользу истца, суд исходит из следующего: размер полученной ответчиком компенсационной выплаты составляет 1 000 000 руб., 5 лет составляют 1 827 дней, ответчиком не отработано 1017 дней ( с 01 июля 2015 года по 12 апреля 2018 года), таким образом, размер единовременной компенсационной выплаты подлежащий
взысканию с Пацыной Е.О. в пользу Министерство здравоохранения Челябинской области составляет 556650,25 руб. ( 1000000:1827х1017).
Требования Министерства здравоохранения Челябинской области о взыскании с ответчика единовременной компенсационной выплаты в остальной части, а именно за период за период с 02 июля 2013 года по 30 июня 2015 года, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
При реорганизации в форме присоединения деятельность присоединяемой организации прекращается, а ее права и обязанности переходят к присоединяемому юридическому лицу (п. 2 ст. 58 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно ч. 5 ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации, если они согласны работать в новых условиях.
РР· РґРѕРіРѕРІРѕСЂР°, заключенного между Министерством здравоохранения Челябинской области Рё Пацыной Р•.Рћ. следует, что предметом РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° является предоставление компенсационной выплаты РїСЂРё условии, что ответчик обязана отработать РІ течение 5 лет РїРѕ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРјСѓ месту работы РІ МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» РЅР° условиях, установленных трудовым РґРѕРіРѕРІРѕСЂРѕРј РѕС‚ 29 марта 2013 РіРѕРґР° в„– (Р».Рґ.20).
С 15 мая 2013 года на основании постановления главы администрации Троицкого муниципального района № от 15 мая 2013 года началась реорганизация МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» путем присоединения к МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» (л.д.123-124).
Пунктом 2 указанного постановления установлено, что МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» является правопреемником МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» по всем правам и обязанностям.
Реорганизация МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» закончилась 12 ноября 2013 года (л.д.42).
Таким образом, учитывая то, что увольнение Пацыной Е.О. переводом в МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» произошло в процессе реорганизации МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» и по этой причине, т.е. было вызвано обстоятельствами, независящими от волеизъявления Пацыной Е.О., вопросы ее перевода согласовывались между работодателями до подачи ее заявления об этом и ее увольнения, 12 ноября 2013 года прежний работодатель - МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района» перестал существовать, МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» является правопреемником МБМУ «Кособродская участковая больница Троицкого муниципального района», суд считает, что увольнение Пацыной Е.О. переводом на работу в МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» основанием для возврата единовременной компенсации не является.
Указанные обстоятельства не оспариваются и представителями истца, из пояснений которых следует, что если бы Пацына Е.О. 02 июля 2013 года была принята на работу в МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» в должности врача-терапевта, то оснований для взыскания с нее части единовременной компенсации за период со 02 июля 2013 года до дня увольнения не было бы.
Также суд не считает основанием для взыскания единовременной компенсации и то обстоятельство, что со 02 июля 2013 года Пацына Е.О. стала занимать должность главного врача МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района», а не врача-терапевта.
Так, суд считает необходимым отметить, что основной целью правовой нормы, установленной частью 12.1 статьи 51 Федерального закона № 326-ФЗ, является привлечение медицинских работников в сельские населенные пункты. Обязательным условием для предоставления медицинским работникам единовременной компенсационной выплаты является трудоустройство на работу в сельский населенный пункт в качестве новых специалистов, в целях восполнения кадрового дефицита сельских медицинских учреждений.
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 20 декабря 2012 года №н утверждена Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников.
Должность "главный врач (начальник) медицинской организации" относится к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) медицинская деятельность - профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Пунктом 4 статьи 2 Федерального закона N 323-ФЗ установлено, что медицинские услуги представляют собой медицинские вмешательства или их комплекс, выполняемые для лечения, диагностики заболеваний, профилактики, медицинской реабилитации.
Согласно трудовому договору от 02 июля 2013 года № № и дополнительному соглашению к трудовому договору от 18 ноября 2013 года (л.д.106-113,114-115), заключенным с Пацыной Е.О., на нее были возложены обязанности, в том числе по:
осуществлению квалифицированного ухода за пациентами ;
организации транспортировки пациентов внутри медицинской организации, при вызовах скорой медицинской помощи;
соблюдение в медицинской организации лечебно-охранительного и санитарно-эпидемиологического режима;
осуществление систематического контроля качества обследования и ухода за больными и их лечения;
осуществление организации медицинского обеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций.
Кроме того, согласно распоряжению администрации Троицкого муниципального района от 02.08.2013 года № Пацына Е.О. как главный врач МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» введена в состав врачебной комиссии при отделе здравоохранения администрации Троицкого муниципального района в качестве заместителя председателя (л.д.119).
Положение о врачебной комиссии при отделе здравоохранения администрации Троицкого муниципального района утверждено распоряжением администрации Троицкого муниципального района от 03.10.2012 года № (л.д.120-121).
Согласно указанному Положению врачебная комиссия создается в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи гражданам, что соответствует ст. 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка создания и деятельности врачебной комиссии медицинской организации», в функции врачебной комиссии входит в том числе принятие решений по вопросам профилактики. диагностики, лечения, медицинской реабилитации граждан, определение трудоспособности граждан, продление листков нетрудоспособности, проведение экспертизы профессиональной пригодности и другое.
Выполнение данных трнудовых функций никем не оспаривается, подтверждается журналом учета клинико-экспертной работы ( л.д.159-173).
Распоряжением администрации Троицкого муниципального района от 22.11.2013 года № Пацына Е.О. назначена председателем врачебной комиссии при администрации Троицкого муниципального района с 26.11.2013 года (л.д.116).
На основании приказа МБМУ «Амбулатория Троицкого муниципального района» от 18.02.2014 года № Пацына Е.О. является ответственным за организацию проведения диспансеризации взрослого населения Троицкого муниципального района (л.д.96).
Постановлением администрации Троицкого муниципального района от 05.08.2013 года № Пацына Е.О. включена в состав межведомственной комиссии по социальной патологии в Троицком муниципальном районе (л.д.95).
Кроме того, из медицинских карт больных следует, что Пацына Е.О. будучи главным врачом по совместительству в качестве врача-терапевта осуществляла непосредственное лечение больных в терапевтическом отделении МБМУ «Амбулатория Троицкого муниципального района» (л.д.86,87,143-149,175-233).
Таким образом материалами дела подтверждается факт осуществления главным врачом Пацыной Е.О. своих обязательств по договору от 12 апреля 2013 года: после перевода в МБМУ «Нижнесанарская участковая больница Троицкого муниципального района» она продолжила работать в сельском населенном пункте и осуществлять медицинскую деятельность, то есть цель, предусмотренная частью 12.1 статьи 51 Федерального закона №326-ФЗ, в данном конкретном случае достигнута.
То обстоятельство, что Пацына Е.О. не обратилась в Министерство здравоохранения Челябинской области для внесения изменений в условия заключенного с истцом договора в части места ее работы также основанием для удовлетворения иска не является, поскольку неисполнение обязанностей по внесению изменений в договор не может повлечь наступление неблагоприятных последствий для второй стороны, не являвшейся изначально инициатором изменений, которые неизбежно влекли для нее невозможность исполнения условий договора в части места работы.
Кроме того, неисполнение обязанности по внесению изменений в договор, как условие для возврата полученной компенсации в договоре не указано.
При таких обстоятельствах, у суда не имеется оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации за период с 02 июля 2013 года по 30 июня 2015 года.
Доводы ответчика и ее представителя о том, что истцом пропущен срок исковой давности для обращения с иском в суд несостоятельны.
Согласно ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности, который применяется к указанным правоотношениям, составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 200 указанного кодекса, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Учитывая то, что Р¤РРћ1 уволилась РёР· МБМУ «Амбулатория Троицкого муниципального района» СЃ 01 июля 2015 РіРѕРґР°, то именно СЃ этого момента Сѓ истца возникло право РЅР° взыскание единовременной компенсационной выплаты. РЎ РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ истец обратился 08 сентября 2017 РіРѕРґР°, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем, СЃСЂРѕРє давности РЅР° момент обращения СЃ РёСЃРєРѕРј РІ СЃСѓРґ РЅРµ истек.
Учитывая положение ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о взыскании с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, государственной пошлины, от уплаты которых истец был освобожден, с ответчика подлежит взысканию в доход местного бюджета государственная пошлина в размере 8766 рубля 50 копеек, исчисленная в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
СЂ Рµ С€ Рё Р»:
Рсковые требования Министерства здравоохранения Челябинской области Рє Пацыной Екатерине Олеговне Рѕ взыскании единовременной компенсационной выплаты удовлетворить частично.
Взыскать с Пацыной Екатерины Олеговны в пользу Министерства здравоохранения Челябинской области часть единовременной компенсационной выплаты в размере 556650 рублей 25 копеек.
В остальной части иска Министерству здравоохранения Челябинской области отказать.
Взыскать с Пацыной Екатерины Олеговны в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 8766 рубля 50 копеек.
Решение может быть обжаловано путем подачи в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме апелляционной жалобы в Челябинский областной суд через Троицкий городской суд.
Председательствующий: