Дело № 2-874/2024
УИД 61RS0025-01-2024-001819-68
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
п. Веселый 09.12.2024
Багаевский районный суд Ростовской области
в составе судьи Рябининой Г.П.,
с участием пом. прокурора Леуса Р.С.,
при секретаре Платон Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Веселовского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района Ростовской области об обязаниисоздать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Веселовского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с иском к Администрации Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района Ростовской области об обязаниисоздать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
Требования обосновывает тем, что прокуратурой Веселовского района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ от 07.12.2007 № 195 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», а также поручения прокуратуры области № 07/1-26670-24 от 25.10.2024 проведена проверка по созданию маневренного жилищного фонда для предоставления жилых помещений гражданам.
Маневренный жилищный фонд в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относится к специализированным жилым помещениям.
Согласно ч. 3.1. ст. 95 ЖК Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
Вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относится к компетенции исполнительного органа местного самоуправления.
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в нарушении п. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области", п. 3,6,8 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1,9 ст. 14 ЖК Российской Федерации установлено, что на территории Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района Ростовской области не имеется помещений маневренного фонда.
Системное толкование приведенных выше положений ЖК Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обосновывает вывод о необходимости возложения обязанностей по созданию маневренного жилищного фонда на администрацию Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района как на собственника муниципальной собственности поселения.
По результатам проведенной проверки, прокуратурой района в адрес главы администрации Краснооктябрьского сельского поселения 25.10.2024 внесено представление «Об устранении нарушений жилищного законодательства», которое рассмотрено и удовлетворено. Однако до настоящего времени нарушения, указанные в нем, не устранены.
Указанные нарушения также подтверждаются ответом главы администрации Краснооктябрьского сельского поселения от 30.10.2024, актом проверки и другими материалами дела.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 ЖК Российской Федерации.
В судебном заседании пом. прокурора Веселовского района Леус Р.С. заявленные требования поддержал в полном обьеме, просит их удовлетворить. Дал пояснения, аналогичные изложенным в иске.
Ответчик Администрация Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района Ростовской областив судебное заседание не прибыли, извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав доводы явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В силу ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно ч.2 ст. 19 ЖК Российской Федерации муниципальный жилищный фонд представляет собой совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Согласно содержанию частей 1,9 ст. 14 ЖК Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учет муниципального жилищного фонда и осуществление контроля за его использованием и сохранностью. Кроме того, к компетенции органов местного самоуправления относится определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Согласно ст. 86 ЖК Российской Федерации если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно ст. 87 ЖК Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в определении от 5 марта 2009 г. N 376-0-П, в случае признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции, обязанность оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившихся жилища и не имеющим возможности обеспечить себя жильем самостоятельно, лежит на государстве в лице органов государственной и муниципальной власти.
Маневренный жилищный фонд в соответствии с п.3 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ относится к специализированным жилым помещениям.
Согласно ч. 3.1. ст. 95 ЖК Российской Федерации жилые помещения маневренного фонда предназначены для временного проживания: граждан, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; граждан в связи с капитальным ремонтом или реконструкцией дома, в котором находятся жилые помещения, занимаемые ими по договорам социального найма;граждан, утративших жилые помещения в результате обращения взыскания на эти жилые помещения, которые были приобретены за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, предоставленного юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложены в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными; граждан, у которых единственные жилые помещения стали непригодными для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств; иных граждан в случаях, предусмотренных законодательством.
В соответствии с п. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области" к вопросам местного значения сельского поселения также относятся вопросы, в части обеспечения проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организации строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создания условий для жилищного строительства.
Исходя из положений п. 3,6,8 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов.
Согласно положениям ЖК Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание маневренного жилищного фонда на конкретной территории муниципального образования относится к ведению исполнительных органов местного самоуправления для целей предотвращения нарушений жилищных прав граждан, оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Провозглашенные в Конституции Российской Федерации цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16 декабря 1997 года № 20-П, Определение от 15 февраля 2005 года № 17-0). В свою очередь, человек, если в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере, распространяются также на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень.
Вопросы создания маневренного жилищного фонда, порядок предоставления жилых помещений этого фонда относится к компетенции исполнительного органа местного самоуправления.
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой проверкой установлено, что ответчиком нарушенытребованияп. 1.1 ст. 12 Областного закона Ростовской области от 28.12.2005 N 436-ЗС "О местном самоуправлении в Ростовской области", п. 3,6,8 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 1,9 ст. 14 ЖК Российской Федерации.Установлено, что на территории Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района Ростовской области не имеется помещений маневренного фонда.
Системное толкование приведенных выше положений ЖК Российской Федерации и Федерального закона от 6 октября 2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обосновывает вывод о необходимости возложения обязанностей по созданию маневренного жилищного фонда на администрацию Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района как на собственника муниципальной собственности поселения.
Указанные нарушения также подтверждаются ответом главы администрации Краснооктябрьского сельского поселения от 30.10.2024(л.д.7-8), актом проверки и другими материалами дела.
Отсутствие маневренного жилищного фонда на территории Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района создает угрозу нарушения прав граждан, проживающих на территории поселения и оказавшихся в ситуации, когда в силу определенных обстоятельств они становятся нуждающимися во внеочередном предоставлении жилого помещения по правилам, предусмотренным статьей 95 ЖК Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Веселовского района удовлетворить.
Обязать Администрацию Краснооктябрьского сельского поселения Веселовского района Ростовской области в течение 1 года с момента
вступления решения в законную силу создать маневренный жилищный фонд для предоставления жилых помещений гражданам.
Решение может быть обжаловано сторонами в Ростовский областной суд в течение одного месяца с момента вынесения решения через Багаевский районный суд.
Судья: Г.П.Рябинина