Дело № 2а-46/2021
(УИД № 44RS0001-01-2020-002418-98)
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Комиссаровой Е.А., при секретаре Приказчиковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заявление УФНС России по Костромской области к Кононенко А.А. о взыскании задолженности по налогам,
у с т а н о в и л:
Административный истец обратился в суд с указанным иском, требования мотивированы тем, что Кононенко А.А. в соответствии со ст. 357 НК РФ является плательщиком транспортного налога, по сведениям ГИБДД у него в собственности находится транспортное средство ..., дата регистрации <дата>, расчет транспортного налога производится по формуле: сумма налога = налоговая база * доля в праве собственности * налоговая ставка (руб.) * количество месяцев пользования объектом. Законом Костромской области от 28.11.2002 № 305-5-ЗКО «О транспортном налоге» определены размеры ставок налога. Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Пенями признается установленная ст. 75 НК РФ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. В связи с неуплатой (несвоевременной уплатой) налога за 2015 - 2016 годы ответчику начислены пени 259.00 руб.,из которых: 2014 год-47.95 руб.; 2015 - 64.20 руб., 2016 г. - 70.90 руб.; 2017 г. - 75.95 руб. В соответствии со ст. 400 НК РФ Кононенко А.А. являлся плательщиком налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений. Согласно данным регистрирующего органа об объектах недвижимости ответчик в 2014 - 2016 годах обладал объектами недвижимости, расположенными в Чухломском муниципальном районе. В соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика направлены налоговые уведомления 621770 от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, № от <дата>, требование об уплате № от <дата>. Первоначально налоговый орган обращался за взысканием данной задолженности в порядке приказного производства. Вынесен судебный приказ №А- 144/2020 от <дата>, который отменен определением суда от <дата>.
Административный истец просит взыскать с Кононенко А.А. пени, начисленные за неуплату транспортного налога с физических лиц - 259.00 руб.; налога на имущество физических лиц, взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах сельских поселений, -38680.95 руб., всего-38939.93 руб..
В связи с реорганизацией ИФНС России по г. Костроме путем присоединения к УФНС России по Костромской области судом произведена замена истца на УФНС России по Костромской области.
Определением суда от 16.04.2021 года судом принят отказ административного истца от части требований, производство по делу в части требований о взыскании задолженности по налогам в сумме 10374,93 руб. прекращено.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Административный ответчик Кононенко А.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
На основании п.п. 1 и 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В соответствии со ст. ст. 357, 358, 363 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения - автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.
В соответствии со ст. 400 НК РФ ответчик является плательщиком налога на имущество физических лиц взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, поскольку имеет в собственности объекты недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В силу п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (п. 2).
Статьей 48 НК РФ предусмотрено, что в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Как установлено судом и стороной административного ответчика в судебном заседании не оспаривалось, за Кононенко А.А. в органах ГИБДД зарегистрировано транспортное средство, по сведениям Росреестра по Костромской области за Кононенко А.А. зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости.
В связи с чем он является плательщиком транспортного налога, налога на имущество физических лиц взимаемого по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, земельного налога, поэтому налоговым органом произведен расчет транспортного налога, земельного налога и налога на имущество физических лиц, за несвоевременную уплату указанных налогов налоговым органом начислены пени.
Из материалов дела усматривается, что вступившим в законную силу решением Свердловского районного суда г. Костромы от 06.03.2020 года с Кононенко А.А. в пользу ИФНС России по г. Костроме взысканы пени по транспортному налогу в размере 93,18 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 12 932,79 руб.
Ответчиком уплачены пени: по транспортному налогу за 2016 год - 39,46 руб., за 2017 год 75,95 руб., всего 115,44 руб., налога на имущество физических лиц за 2014 год - 7615,12 руб., за 2016 год - 2 644,37 руб., всего 10 374,93 руб. Отказ истца от взыскания данной суммы принят судом.
Разрешая требования административного истца о взыскании с Кононенко А.А. пени по налогам за 2014, 2015, 2016 гг. суд приходит к следующему.
Из материалов исполнительного производства №-ИП сумма долга по транспортному налогу за 2016 год, задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016 год ответчиком уплачена в период с 8 по <дата>, в связи с чем начисление пеней с <дата> по указанным налогам произведено налоговым органом необоснованно и составляет размер за 2016 год по транспортному налогу 22,74 руб., по налогу на имущество 281,40 руб. Во взыскании указанных сумм как излишне начисленных следует отказать.
Статьей 44 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается в том числе и с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Как следует из разъяснений, данных в п. 5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016), согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.
Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в том числе в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.
Согласно п. 1 ст.48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов.
Вместе с тем, административным истцом не представлено доказательств о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015 гг. и налогу на имущество за 2015 год и возможности взыскания указанной задолженности.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что налоговый орган утратил возможность взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015 гг. и налогу на имущество за 2015 год.
На основании анализа правовых норм, содержащихся в статьях 46 и 75 Налогового кодекса Российской Федерации, уплату пеней следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, страхового взноса, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога, страхового взноса либо после исполнения последней.
Исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога, страхового взноса.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью.
Начисление и взыскание пеней на недоимку по транспортному налогу противоречит правовому содержанию института пеней, который является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате транспортного налога, то есть является дополнительным обязательством по отношению к обязанности по уплате транспортного налога.
Поскольку возможность взыскания задолженности по транспортному налогу за 2014, 2015 гг., по налогу на имущество за 2015 год УФНС России по Костромской области утрачена, требования УФНС России по Костромской области о взыскании пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015 гг., и пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество за 2015 год не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного исковые требования в части взыскания суммы пени всего в размере 28565 руб. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявление УФНС России по Костромской области к Кононенко А.А. о взыскании задолженности по неустойке начисленной на недоимку по транспортному налогу за 2014, 2015, 2016 гг. и пеней, начисленных на недоимку по налогу на имущество за 2015, 2016 гг. отказать.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья