№ 2-217/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2020 года                                                            г. Гусиноозерск

Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Сагаевой Б.В., при секретаре Бадмаевой В.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению

Восточно-Байкальского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к ООО «Бурятская горнорудная компания» об освобождении самовольно занятого земельного участка, устранении нарушений природоохранного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Восточно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации, обратился в суд с иском к ООО «Бурятская горнорудная компания», мотивируя нарушением ответчиком требований природоохранного и земельного законодательства.

В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Доржиев Б.А. исковые требования с учетом их уточнения поддержал по изложенным в иске основаниям, просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ООО «Бурятская горнорудная компания», представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Бурятия в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания уведомлены надлежащим образом, причины не явки суду не известны.

Суд, с согласия представителя истца, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 58 Конституции РФ каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Одним из принципов земельного законодательства, установленных ст. 1 ЗК РФ, является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды.

В ст. 12 ЗК РФ указано, что целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 ЗК РФ).

На основании п. 2 ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

В соответствии с пп. 1, 2 ст. 34 Федерального закона "Об охране окружающей среды" размещение, эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

В соответствии со ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Согласно пункту 2 статьи 18 Закона об отходах применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами (абзац 2 пункта 4 статьи 18 Закона об отходах).

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Согласно п. 1.4 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН) 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25.09.2007 N 74, настоящие санитарные правила устанавливают класс опасности промышленных объектов и производств, требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и/или их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы есть нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования (в том числе критерии безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания для человека, гигиенические и иные нормативы), несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Как следует из материалов дела, в ходе проведенной Восточно-байкальской природороохранной прокуратурой проверки в деятельности ООО «Бурятская горнорудная компания» выявлены факты нарушения законодательства об отходах производства и потребления, а также самовольного захвата земельного участка.

Так, согласно информации Забайкальского Управления Росприроднадзора ООО «Бурятская горнорудная компания» относится к объектам 1 категории опасности.

При этом, ООО «Бурятская горнорудная компания» проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в 2019 году на рассмотрение в органы Росприроднадзора не предоставлялся. Документ об утверждении данного проекта отсутствует, что является нарушением ч.2 ст.18 ФЗ « Об отходах производства потребления».

При осмотре производственных объектов ООО «Бурятская горнорудная компания» установлено, что на территории находится туалет без водонепроницаемого выгреба для сбора жидких бытовых отходов, возле гаражей на территории производственного объекта в 40-50метрах от боксов на открытом грунте ( на почве) размещены две емкости, в которых хранятся отработанные масла. Возле гаражей на почве находится остов агрегата, а также размещена передвижная электростанция, под которой находится пятно с признаками загрязнения нефтепродуктами. Частично имеют место признаки захламления территории производственного объекта отходами производства и потребления.

Факт незаконного самовольного захвата земельных участков, государственная собственность на которые на разграничена, под строительство пропускного пункта площадью 25 кв м, вагона-бытовки вс весовым контролем для производственных нужд компании, осуществляющей добычу бурого угля на <данные изъяты> месторождении бурого угля объектов подтверждается актом административного обследования земельных отношений Управления Россреестра по республике бурятия от ДД.ММ.ГГГГ с ситуационным планом, оъяснением ФИО3, приказом ООО «Бурятская горнорудная компания» от ДД.ММ.ГГГГ.

Наличие указанных нарушений ответчиком не оспорено, доказательств устранения нарушений не представлено.

В связи с изложенным, исковые требования подлежат удовлетворению.

Суд соглашается с доводами иска о том, что невыполнение ООО «Бурятская горнорудная компания» требований природоохранного и земельного законодательства существенным образом нарушает права и законные интересы в сфере благоприятно окружающей среды, обеспечения безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации как собственника земель.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В связи с чем, с ответчика ООО «Бурятская горнорудная компания» подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Селенгинский район» в размере 6000 руб.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░»:

- ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░;

-░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░;

-░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ 25 ░░ ░, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.10.2020.

░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000 ░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16.06.2020.

░░░░░                                                          ░.░.░░░░░░░

2-217/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Восточно-Байкальский межрайонный прокурор
Ответчики
ООО "Бурятская горнорудная компания"
Другие
Управление Росреестра по Республике Бурятия
Суд
Гусиноозерский городской суд Республики Бурятия
Судья
Ринчино Елена Николаевна
Дело на сайте суда
gusinoozersky.bur.sudrf.ru
16.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Подготовка дела (собеседование)
02.04.2020Производство по делу приостановлено
03.06.2020Производство по делу возобновлено
03.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.06.2020Судебное заседание
11.06.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее