Дело № 3а-48/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 мая 2021 года г. Чебоксары
Верховный Суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Шумилова А.А.,
при секретаре судебного заседания Молоковой А.Г.
с участием представителя бюджетного учреждения Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Артемьевой А.В.,
представителя администрации города Чебоксары Чувашской Республики Ахрамеева А.А.,
представителя Кабинета Министров Чувашской Республики и Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Марковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «СУОР» к Кабинету Министров Чувашской Республики, Министерству экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики, Бюджетному учреждению Чувашской Республики «Чуваштехинвентаризация» Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером ..., равного его рыночной стоимости,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «СУОР» (далее – ООО «СУОР», общество) обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка общей площадью 224274 кв.м, +/- 165 кв.м. с кадастровым номером: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ..., в размере его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2019 – 63 132083 руб.
С указанным заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости ООО «СУОР» обратилось в суд 21 декабря 2020 года через раздел «Подача процессуальных документов в электронном виде» модуля «Электронное правосудие» подсистемы «Интернет-портал» ГАС «Правосудие».
Административный иск мотивирован тем, что обществу на праве собственности принадлежит данный земельный участок. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости кадастровая стоимость указанного земельного участка установлена по состоянию на 01.01.2019 в размере 229454729,4 руб. Однако согласно отчету ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы» № О-0677/2020 от 21.09.2020 рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01.09.2019 составляет 63132083 руб.
Полагая, что установленная кадастровая стоимость значительно превышает рыночную стоимость земельного участка, что создает для административного истца бремя чрезмерной фискальной нагрузки, влечет значительное нарушение его прав и законных интересов, истец просил установить кадастровую стоимость в размере, определенном согласно отчету ООО «Региональный центр профессиональной оценки и экспертизы» № О-0677/2020 от 21.09.2020.
В судебном заседании представитель ответчика БУ «Чуваштехинвентаризация» Артемьева А.В. возражала против удовлетворения требований истца, указав, что заключением проведенной экспертом оценочной компании ООО «Интер-Маркет» по назначению суда судебной оценочной экспертизы стоимость спорного земельного участка составила 94 419 400 руб., что значительно больше, чем та, что просил истец. Поэтому в удовлетворении иска об установлении кадастровой стоимости в размере 63132083 руб. следует отказать. При этом против стоимости, установленной заключением экспертизы, она не возражала.
Представитель администрации города Чебоксары Чувашской Республики Ахрамеев А.А. и представитель Кабинета Министров Чувашской Республики, Министерства экономического развития и имущественных отношений Чувашской Республики Маркова Е.В. придерживались той же позиции.
Представители истца, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике в судебное заседание не явились.
Суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Отношения, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки на территории Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее Федеральный закон № 237-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2017 года.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость объекта недвижимости - полученный на определенную дату результат оценки объекта недвижимости, определяемый на основе ценообразующих факторов в соответствии с настоящим Федеральным законом и методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Та же норма в редакции на дату определения кадастровой стоимости спорного объекта (на 01.01.2019) предусматривала, что кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 237-ФЗ кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
При этом Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 269-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон № 269-ФЗ) соответствующие изменения внесены и в Федеральный закон № 237-ФЗ.
В частности, ст. 22 Федерального закона № 237- ФЗ признается утратившей силу с 1 января 2023 года (ч. 4 ст. 7 Федерального закона № 269- ФЗ).
Федеральный закон № 237-ФЗ дополнен ст. 22.1, из ч. 1 которой следует, что кадастровая стоимость здания, помещения, сооружения, объекта незавершенного строительства, машино-места, земельного участка может быть установлена бюджетным учреждением в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению юридических и физических лиц, если кадастровая стоимость затрагивает права или обязанности этих лиц, а также органов государственной власти и органов местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных ст. 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ).
В связи с этими изменениями до 1 января 2023 года устанавливается переходный период применения статей 22, 22. 1 Федерального закона № 237-ФЗ с учетом, в том числе следующих особенностей:
1) в течение переходного периода высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации может быть принято решение о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости (далее-решение);
2) в течение переходного периода до дня, указанного в решении (в случае отсутствия принятого решения - до завершения переходного периода), в субъекте Российской Федерации положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не применяются;
3) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации применяются положения статьи 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
не применяются положения статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ;
рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со ст. 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» не осуществляется.
Рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со ст. 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» (п. 1, подп. « а» п. 2, подп. «а- в» п. 3 ч. 2, ч. 3 ст. 6 Федерального закона № 269-ФЗ).
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, является одним из оснований для пересмотра результатов определения его кадастровой стоимости. При этом, поскольку высшим исполнительным органом государственной власти Чувашской Республики решение о дате перехода к применению положений ст. 22.1 Федерального закона № 237-ФЗ не принято, то заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рассматривается судом.
Из материалов дела следует, что административный истец - ООО «СУОР» является собственником объекта недвижимости - земельного участка общей площадью 224274 кв.м, +/- 165 кв.м. с кадастровым номером: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ....
Право собственности ООО «СУОР» на указанный объект недвижимости зарегистрировано 02.05.2017.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 14.08.2020 на указанную дату (01.01.2019) кадастровая стоимость названного объекта недвижимости составляет 229454729,4 руб.
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 401 настоящего Кодекса.
Пунктом 1 ст. 402 НК РФ предусмотрено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Указанный порядок определения налоговой базы может быть установлен нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до 1 января 2020 года единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 1 Закона Чувашской Республики от 30 сентября 2015 года № 42 «Об установлении единой даты начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» установлена единая дата начала применения на территории Чувашской Республики порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения 01 января 2016 года.
Поскольку административный истец ООО «СУОР» является собственником указанного выше объекта недвижимости, а размер налога на имущество юридических лиц определяется в зависимости от кадастровой стоимости указанного земельного участка, то результаты кадастровой оценки затрагивают права и обязанности административного истца, в связи с чем он вправе обратиться в суд с заявленным требованием.
Для установления рыночной стоимости земельного участка с согласия сторон судом назначена судебная оценочная экспертиза.
Как следует из заключения судебной оценочной экспертизы, проведенной экспертом оценочной компании ООО «Интер-Маркет», стоимость спорного земельного участка на 01.01.2019 составила 94419400 руб.
У суда не имеется оснований не доверять выводам экспертизы, поскольку экспертиза проведена с согласия сторон, в учреждении, не заинтересованном в исходе дела в чью-либо пользу, находящемся в ином субъекте федерации, экспертом, обладающим специальными познаниями и достаточным стажем работы в области оценочной деятельности. Сама экспертиза была назначена в судебном заседании, проведенном с участием всех сторон. Стороны имели возможность заявлять отводы, обращать внимание эксперта на те или иные обстоятельства, представлять в его адрес письменные пояснения, ставить перед экспертом те или иные вопросы, против поставленных судом вопросов не возражали.
При этом суд учитывает, что экспертиза назначалась по ходатайству представителя администрации г. Чебоксары истца как раз для того, чтобы проверить доводы ответчика об необоснованности представленного истцом отчета об определении кадастровой стоимости земельного участка.
Принимая во внимание расхождение между кадастровой стоимостью объекта недвижимости, принадлежащего истцу, и его рыночной стоимостью, определенной судебной оценочной экспертизой, суд полагает административное исковое заявление ООО «СУОР» подлежащим частичному удовлетворению с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости – земельного участка общей площадью 224274 кв.м, +/- 165 кв.м. с кадастровым номером: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 94419400 (девяносто четыре миллиона четыреста девятнадцать тысяч четыреста) руб.
Ссылки ответчиков на необходимость отказа в иске об установлении кадастровой стоимости в изначально указанном в иске размере не основаны на процессуальном законе, позволяющем суду удовлетворить иск частично при наличии на это оснований.
Настоящее решение об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости, принадлежащего административному истцу, в размере его рыночной стоимости в силу закона является основанием для внесения сведений об изменении его кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости -земельного участка общей площадью 224274 кв.м, +/- 165 кв.м. с кадастровым номером: ..., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2019 года в размере 94419400 (девяносто четыре миллиона четыреста девятнадцать тысяч четыреста) руб.
Дата подачи административным истцом ООО «СУОР» заявления о пересмотре кадастровой стоимости – 21 декабря 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции (г. Нижний Новгород) через Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Шумилов
Мотивированное решение составлено 21 мая 2021 года.