Дело № 12-101/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе по делу об административном правонарушении
10 июня 2022 года г. Челябинск
Судья Металлургического районного суда г. Челябинска Губаева З.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора муниципального унитарного предприятия «Коммет» (далее – МУП «Коммет») Л.С.В. на постановление № № от 31 марта 2022 года государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области Х.М.О. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП «Коммет» Л.С.В.,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области Х.М.О. № № от 31 марта 2022 года директор МУП «Коммет» Л.С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 6 000 рублей.
Л.С.В. обратился с жалобой, в которой просит указанное постановление изменить, назначить наказание в виде предупреждения.
В обоснование доводов жалобы указал, что 01.09.2021 г. между МУП «Коммет» и Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска заключено соглашение №№ о внесении изменений и дополнений в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Коммет» № № от 13.02.2002 г., согласно которому в хозяйственное ведение МУП «Коммет» переданы объекты – котельные, расположенные по адресам: ..., ул. ..., ул. ..., .... Выявленное нарушение заключается в непредставлении сведений о замене юридического лица, осуществляющего хозяйственную деятельность на объектах НВОС в целях актуализации данных, содержащихся в Министерстве экологии Челябинской области. Заявителем в адрес Министерства экологии Челябинской области (до вынесения решения о проведении проверки 26.01.2022 г.) направлены заявки об актуализации данных через портал по установленной форме 14 января 2022 г., 21.01.2022 г., с последующим представлением на бумажном носителе. Однако в нарушение положений п.10 ст. 69,2 ФЗ «об охране окружающей среды» свидетельство об актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, в срок не более 10 дней со дня подачи им документов, заявителю не выданы, свидетельства об актуализации данных представлены в уполномоченный орган 16.02.2022 г. после их получения. Рассматриваемым правонарушением не был причине вред и не возникла угроза его причинения жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, нарушение совершено впервые. Просит с учетом этих обстоятельств применить наказание в виде предупреждения.
Заявитель жалобы Л.С.В.., должностное лицо Министерства экологии Челябинской области в судебное заседание не явились, извещение о времени и месте рассмотрения жалобы получили.
На основании пунктов 2, 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Статьей 8.46 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией. Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.
Согласно п. 6 ст. 69.2 вышеуказанного федерального закона сведения об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежат актуализации в связи с предоставлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями сведений: о замене юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, реорганизации юридического лица в форме преобразования, об изменении его наименования, адреса (места нахождения), а также об изменении фамилии, имени, отчества (при наличии), места жительства индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность; об изменении места нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду; об изменении характеристик технологических процессов основных производств, источников загрязнения окружающей среды; об изменении характеристик технических средств по обезвреживанию выбросов, сбросов загрязняющих веществ, технологий использования, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления.
В соответствии с п. 35 Постановления Правительства РФ от 23 июня 2016 N 572 "Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду" заявку о постановке объекта на учет, сведения и документы, представляемые для актуализации учетных сведений об объекте или снятия объекта с государственного учета, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте, направляют в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования посредством почтового отправления с описью вложения и уведомлением о получении или в электронном виде посредством заполнения электронного средства формирования заявки с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" или официального сайта Службы в сети "Интернет".
Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Челябинска проведена проверка исполнения законодательства об охране окружающей среды и атмосферного воздуха при эксплуатации котельных, расположенных по адресам: ..., ул. ..., ул. ..., ул. ...., по результатам которой установлено, директор МУП «Коммет» Л.С.В.., в нарушение пп. 1, 2 ст. 69, п. 6 ст. 69.2 ФЗ "Об охране окружающей среды", своевременно не выполнил обязанность по подаче заявки на актуализацию сведений в государственном учете объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в связи с чем, актуализированные свидетельства о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которое должно быть подано в течение тридцати дней со дня государственной регистрации соглашения от 01.09.2021 г. №№ о внесении дополнений и изменений в договор о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения № П-№ от 13.02.2002 (дата регистрации - 27.10.2021), а именно до 26.11.2021 г. не предоставлены в Министерство экологии Челябинской области, заявления о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объектах НВОС, содержащихся в региональном государственном реестре поданы 14.01.2022 г., 20.01.2022 г.
Факт совершения директором МУП «Коммет» Л.С.В. административного правонарушения установлен и подтверждается материалами дела: постановлением государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области о назначении административного наказания №№ от 31.03.2022 г., заявлениями о предоставлении сведений и документов для актуализации сведений об объектах НВОС, содержащихся в региональном государственном реестре, поданными в Министерство экологии Челябинской области 14.01.2022 г., 20.01.2022 г., свидетельствами об актуализации сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду, представленных в Минэкологии Челябинской области 16.02.2022 г., представлением прокурора г. Челябинска об устранении нарушений природоохранного законодательства.
Доказательства, имеющиеся в материалах дела, судья признает относимыми, допустимыми, а в совокупности достаточными для вывода о виновности Л.С.В. во вменяемом ему административном правонарушении.
Действия директора МУП «Коммет» Л.С.В. правильно квалифицированы по ст. 8.46 КоАП РФ.
Каких-либо существенных противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность выводов должностного лица о доказанности вины Л.С.В. в совершении вменяемого административного правонарушения, материалы дела не содержат.
Наказание назначено Л.С.В. в пределах санкции ст. 8.46 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела и характера совершенного правонарушения, в минимальном размере.
Оснований для применения статьи 2.9 КОАП РФ в данном случае не усматриваю.
Между тем, считаю возможным применение положения части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции от 08 декабря 2020 года) некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Как следует из части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
В силу части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, руководствуясь конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания, принимая во внимание, что должностное лицо ранее к административной ответственности не привлекалось (доказательств обратного суду не представлено), отсутствие доказательств причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствия имущественного ущерба, прихожу к выводу, что цель административного наказания в виде предотвращения совершения новых правонарушений в данном конкретном случае может быть достигнута путем вынесения предупреждения.
По мнению судьи, назначение наказания в виде административного штрафа в данном конкретном случае не будет соответствовать конституционными принципами соразмерности и справедливости при назначении наказания.
С учетом изложенного прихожу к выводу, что административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Челябинской области в области охраны окружающей среды Министерства экологии Челябинской области №№ от 31 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МУП «Коммет» Л.С.В., изменить, назначить ему наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения в Челябинский областной суд через Металлургический районный суд г. Челябинска.
Судья З.Н. Губаева