61RS0003-01-2024-000278-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 марта 2024г. г.Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Бабаковой А. В.
при секретаре Смаглиеве Д. А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Побегайло ФИО16 к ТСЖ «Малюгиной 220», третьи лица: Побегайло ФИО17, Побегайло ФИО18 и Побегайло ФИО19 в лице законного представителя Побегайло Ю.Г. о признании акта от 23.05.2023г. незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Побегайло Ю.Г. обратилась в Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону с исковым заявлением к ТСЖ «Малюгиной 220», указав, что в Кировском районном суде на рассмотрении находится гражданское дело №, судья Полищук Л.И., по иску Побегайло А.А. к Побегайло Ю.Г. о прекращении права собственности, признании права собственности, выкупе доли в квартире, находящейся по адресу: г<адрес> 04 декабря 2023 г. в ходе судебного заседания Побегайло А.А. приобщил к материалам дела акт от ДД.ММ.ГГГГ, составленный Товарищество собственников недвижимости (ТСЖ) «Малюгиной 220» об установлении количества граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении по адрес: <адрес>. С данным актом истец не согласен ввиду следующего, нарушение порядка проведения осмотра жилого помещения: в соответствии с имеющейся Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, собственниками квартиры, находящейся по адресу <адрес>, являются: Побегайло ФИО20 - 7/10 доли; Побегайло ФИО21 - 1/10 доли; Побегайло ФИО22 - 1/10 доли; Побегайло ФИО23- 1/10 доли. В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, управляющие организации вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. В акте указываются дата и время, фамилия, имя, отчество собственника жилого помещения либо постоянно проживающего потребителя, адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а при возможности дата начала их проживания. Акт должен быть подписан представителем управляющей организации и потребителем, в случае его отказа от подписи — не менее чем 2 потребителями, проживающими в других квартирах, а также другими представителями органов управления домом. Истец отмечает, что в акте отсутствует отметка о получении (отказа от получения) акта собственником жилого помещения, акту не присвоен номер, отсутствуют сведения о передаче данного акта гарантирующему поставщику, в акте отсутствует информация об обстоятельствах, в связи с которыми проводится проверка. Постановлением Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № установлено в п. 85.1 указанные в пунктах 62, 81.11, 82 и 85 настоящих Правил акты составляются исполнителем, а в случаях, предусмотренных пунктом 80.1 настоящих Правил, гарантирующим поставщиком, немедленно после окончания соответствующих проверок. Акты подписываются представителем исполнителя, а в случаях, предусмотренных пунктом 80.1 настоящих Правил, - гарантирующим поставщиком, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), а в случаях, предусмотренных пунктом 80.1 настоящих Правил, - гарантирующего поставщика, потребителя (его представителя) д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением. Согласно п. 85.2 Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом. В случаях, предусмотренных пунктом 80.1 настоящих Правил, при отсутствии исполнителя при составлении указанного акта гарантирующий поставщик передает один экземпляр акта исполнителю для применения при начислении размера платы за коммунальную услугу электроснабжению. Однако ТСЖ «Малюгиной 220», зная, что в квартире несколько собственников, не направил уведомление о проведении осмотра собственнику, Побегайло ФИО25 а также не вручил второму собственнику его экземпляр акта об установлении количества граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении по адресу: <адрес>. Чем нарушен п.85 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 М 354 (ред. от 28.11.2023) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". Более того, данным актом установлено, что в квартире проживает 0 человек, в то время как в квартире проживала Побегайло, ФИО26. Осмотр жилого помещения проводился ДД.ММ.ГГГГ (вторник) в 15:05, данный день является рабочим, время так же выбрано рабочее, ФИО27 находилась на работе, в виду чего подтвердить факт своего проживания не могла. Не знала о самом факте составления данного акта. К акту об установлении количества граждан, проживающих в жилом помещении по адресу: <адрес>, приложен акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования фактических показаний водомеров <адрес>, который не содержит следующих сведений: а какой именно квартире за номером 52 составлен акт, не указан полный адрес обследуемого объекта, отсутствует подпись сантехника. Также отсутствуют сведения об уведомлении. собственников жилья о проведении данного обследования. Истец обращает внимание, что между Побегайло Ю.Г. и Побегайло А.А. в период с 31.08.2022г. по 17.10.2023г. шел продолжительный судебный спор, дело № (2-3864/2022;) об определении места жительства несовершеннолетних детей. У Побегайло А.А. была возможность сообщить о предстоящем осмотре жилого помещения. Ввиду не соблюдения порядка проведения осмотра жилого помещения, а также не соблюдения порядка оформления, указанного выше акта, можно сделать вывод о формальности составленного акта.
На основании вышеизложенного истец просит суд: признать акт от ДД.ММ.ГГГГ об установлении количества граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении по адресу: <адрес> незаконным.
Истец в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Представитель истца по доверенности Тальянская Е. А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика по доверенности Карасева А.В. возражала против удовлетворения исковых требований, просила суд отказать в удовлетворении исковых требований.
Третьи лица в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав явившихся лиц, исследовав представленные доказательства и материалы гражданского дела суд приходит к следующему.
Квартира № в многоквартирном <адрес> в <адрес> находится в общей долевой собственности Побегайло ФИО28 7/10 долей, Побегайло ФИО31 1/10 долей, Побегайло ФИО30 1/10 долей, Побегайло ФИО29 1/10 долей.
Управление многоквартирным домом № по <адрес> в <адрес> осуществляет ТСН (ТСЖ) «Малюгиной 220».
ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт об установлении количества граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении по адресу: <адрес>, согласно которому комиссия в составе представителя исполнителя, оказывающего коммунальные услуги ФИО8, председателя правления товарищества ФИО9, собственника/потребителя, проживающего в <адрес> ФИО32 <адрес> ФИО11, <адрес> ФИО12 установили, что в <адрес> фактически проживает 0 (ноль) человек. Во время составления акта собственник помещения присутствовал в жилом помещении.
При проверке оспариваемого акта об установлении количества граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении суд исходит из того, что он является основанием для расчетов и начислений за потребленные коммунальные услуги, а не является документом, устанавливающим проживание или не проживание собственника в квартире.
Согласно ч. 1.1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом положений части 9 настоящей статьи. Указанные правила должны предусматривать в том числе порядок определения размера платы за тепловую энергию (мощность) в многоквартирных домах, которые оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета тепловой энергии и в которых не все помещения оснащены индивидуальными и (или) общими (для коммунальных квартир) приборами учета тепловой энергии, с учетом показаний индивидуальных и (или) общих (для коммунальных квартир) приборов учета тепловой энергии.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 354 (далее – Правила №).
Согласно п. 2 Правил № "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; "потребитель" - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
Согласно представленным в материалы дела платежным документам на оплату ЖКУ исполнителем, предоставляющим потребителю коммунальные услуги в спорных правоотношениях, является ТСЖ «Малюгиной 220». Собственники квартиры Побегайло А. А., Побегайло Ю. Г., Побегайло В. А., Побегайло Е. А. являются потребителями.
Истец Побегайло Ю. Г. зарегистрирована по месту жительства по адресу <адрес>.
В соответствии со статьей 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация по месту жительства — это постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Под местом жительства понимается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из муниципальных образований (по выбору данного гражданина), в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По смыслу приведенных положений в их системной взаимосвязи граждане РФ вправе выбирать место пребывания или место своего жительства в пределах РФ, и на них возложена обязанность регистрироваться по месту жительства или по месту пребывания. При этом регистрация является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или по месту пребывания.
Таким образом, регистрация по месту жительства является необходимым и достаточным основанием для определения места проживания, при отсутствии обратного. Оснований для указания фактически проживающими 0 человек у ответчика не имелось, доказательств в материалы гражданского дела не представлено.
Постоянно проживающими в жилом помещении являются граждане, которые зарегистрированы в указанном жилом помещении по месту жительства. В соответствии с абзацем вторым пункта 3 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 713 (далее - Правила N 713), местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания граждан и др.) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Таким образом, количество постоянно проживающих в жилом помещении граждан равняется количеству граждан, зарегистрированных в указанном жилом помещении по месту жительства (регистрация по месту жительства является бессрочной, постоянной).
Из содержания пунктов 56 - 58 Правил предоставления коммунальных услуг, регламентирующих вопросы начисления коммунальных услуг на лиц, временно проживающих в жилом помещении, не оборудованном приборами учета потребления коммунальных ресурсов, усматривается, что число постоянно или временно проживающих граждан в таком жилом помещении предполагается идентичным числу зарегистрированных граждан.
В том случае, когда эти числа не совпадают, Правила предусматривают 2 способа их определения: на основании заявления, указанного в подпункте "б" пункта 57 Правил, и (или) на основании составленного уполномоченным органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.15 КоАП РФ (пункт 58 Правил).
Один из способов указан в пункте 56(1) Правил, согласно п. 56.1 Правил № в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа и исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания, исполнитель вправе составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и членом совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией. В этом акте указываются дата и время его составления, фамилия, имя и отчество собственника жилого помещения (постоянно проживающего потребителя), адрес, место его жительства, сведения о количестве временно проживающих потребителей, а также при наличии возможности определения даты начала их проживания и при условии подписания акта собственником жилого помещения (постоянно проживающим потребителем) указывается дата начала их проживания. В случае если собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отказывается подписывать акт или собственник жилого помещения (постоянно проживающий потребитель) отсутствует в жилом помещении во время составления акта, в этом акте делается соответствующая отметка. Исполнитель обязан передать 1 экземпляр акта собственнику жилого помещения (постоянно проживающему потребителю), а при отказе в получении такого акта делается отметка. Указанный акт в течение 3 дней со дня его составления направляется исполнителем в органы внутренних дел.
В случае составления предусмотренного п. 85 настоящих Правил акта об отказе в допуске к прибору учета по истечении 3 расчетных периодов с даты составления такого акта исполнитель вправе производить расчет платы за коммунальные услуги исходя из норматива потребления коммунальных услуг с учетом количества постоянно и временно проживающих в жилом помещении лиц, в том числе указанного в акте, составленном в соответствии с п. 56(1), а также с учетом повышающего коэффициента начиная с 1-го числа месяца, в котором такой акт составлен. Величина повышающего коэффициента принимается равной 1,5. При отсутствии информации о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах объем коммунальных услуг в указанных случаях рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения (п. 85(3) Правил N 354).
Однако собственники <адрес> не отказывали в допуске к прибору учета, что опровергается материалами дела, 24.05.2023г. было проведено обследование фактических показаний водомеров.
Суд установил, что <адрес> оборудована индивидуальными приборами учета ГВС, ХВС, электроэнергии, показания по ним принимаются к учету ответчиком, по ним происходят начисления, что подтверждается платежными документам и не оспаривалось сторонами. При необходимости ответчик имеет допуск к данным приборам учета, и сверяет показания начисленные и фактические, доказательств недопуска представителей ответчик к ИПУ в <адрес> материалы дела не представлено.
Отсутствие ИПУ отопления в квартире в силу п. 56.1 Правил № (как указано в оспариваемом акте) не является основанием для составления оспариваемого акта, ИПУ водоотведения не существует и при начислении потребленных коммунальных услуг не применяется.
В силу п. 56.1 Правил № оспариваемый акт составляется, когда квартира не оборудована индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, однако в <адрес> таких условий не было, составление акта было неправомерным.
При принятии решения суд также учитывает, что ответчик после составления оспариваемого акта продолжил указывать в платёжных документах на оплату ЖКУ количество проживающих в размере 4 чел.
Ответчик в оспариваемом акте устанавливал проживающих как временно, так и постоянно проживающих в квартире, что в силу п. 56.1 Правил № недопустимо, так как исполнитель может установить количество граждан, только временно проживающих в жилом помещении.
Кроме того, несмотря на вышеуказанные выводы о не легитимности составления акта в принципе, заслуживают внимания доводы истца о нарушении ответчиком Постановления Правительства № от ДД.ММ.ГГГГ, п.56 р несвоевременности направления спорного акта, и отсутствие подтверждения не проживания истца в квартире согласно решения Кировского районного суда г.Ростова-на-Дону от 12.01.2024г., имеющего преюдициальное значение в силу ст.61 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Побегайло ФИО33 (<данные изъяты> к ТСН (ТСЖ) «Малюгиной 220» (№) удовлетворить.
Признать акт от ДД.ММ.ГГГГ об установлении количества граждан, проживающих (в том числе временно) в жилом помещении по адресу: <адрес> незаконным.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья: Бабакова А.В.
Мотивированное решение изготовлено 25.03.2024г.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>