Решение по делу № 2-729/2024 (2-7247/2023;) от 20.09.2023

54RS0010-01-2023-008831-65

Дело № 2-729/2024

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 января 2024 года                                                        <адрес>

Центральный районный суд <адрес> в составе

Председательствующего судьи                                                       Постоялко С.А.,

При секретаре                                                                                   Задорожной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> дополнительного образования «Дом детского творчества «Центральный», департаменту образования мэрии <адрес> о признании бездействия незаконным, возложении обязанности обеспечить охрану дошкольного учреждения, возложении обязанности обеспечить финансирование,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к МБУ ДО «ДДТ «Центральный», департаменту образования мэрии <адрес> и просил признать незаконным бездействие МБУ ДО «ДДТ «Центральный», выразившееся в непринятии мер по обеспечению охраны объекта (территории) образовательного учреждения силами охранной организации, имеющей лицензию, выданной уполномоченным органом, обязать департамент образования мэрии <адрес> обеспечить финансирование расходов по обеспечению охраны МБУ ДО «ДДТ «Центральный» по адресу: <адрес>, силами охранной организации, имеющей лицензию, выданной уполномоченным органом в течение 9 месяцев со дня вступления решения в законную силу, обязать МБУ ДО «ДДТ «Центральный» обеспечить охрану дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес>, силами охранной организации, имеющей лицензию, выданную уполномоченным органом, – в течение 6 месяцев с даты поступления финансирования.

В обоснование требований прокурор указал, что была проведена проверка соблюдения МБУ ДО «ДДТ «Центральный» законодательства об антитеррористической защищенности образовательных организаций, в ходе которой установлены нарушения требований закона. МБУ ДО «ДДТ «Центральный» является объектом 3 категории опасности, охрана дошкольного образовательного учреждения не обеспечена сотрудниками организации, имеющей право осуществлять охранную деятельность на территории Российской Федерации, как того требуют положения п.п. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ . По факту выявленных нарушений было выдано представление об устранении нарушений требований законодательства в адрес директора МБУ ДО «ДДТ «Центральный», однако до настоящего время нарушения требований законодательства не устранены.

Департамент образования мэрии <адрес> осуществляет полномочия в сфере образования на территории <адрес>, является главным распорядителем средств бюджета <адрес> в пределах утвержденных бюджетных ассигнований. Следовательно, необеспечение охраны дошкольного образовательного учреждения силами охранной организации, имеющей лицензию на осуществление охранной деятельности, является бездействием как со стороны МБУ ДО «ДДТ «Центральный», так и со стороны департамента образования мэрии <адрес>.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства процессуальный, истец обратился в суд с иском.

Представитель истца Проскурякова О.Е. в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика МБУ ДО «ДДТ «Центральный» Морозова Е.М., в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, дала соответствующие пояснения.

Представитель ответчика департамента образования мэрии <адрес> Чудинова Н.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала относительно заявленных требований, дала соответствующие пояснения.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

Федеральный закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа (п. 7.1 ст. 16); организацию предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях (п. 13 ст. 16).

В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 35-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций.

Судом установлено, что МБУ ДО «ДДТ «Центральный» является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность.

Учредителем учреждения является муниципальное образование – <адрес>, функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляет мэрия <адрес>, от имени которой функции и полномочия учредителя в отношении учреждения осуществляют Главное управление образования мэрии <адрес> и департамент земельных и имущественных отношений мэрии <адрес>, что следует из Устава МБУ ДО «ДДТ «Центральный» (л.д. 17-29).

Указом Президента Российской Федерации N 215 от ДД.ММ.ГГГГ Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации, к компетенции которого отнесены дошкольные и общеобразовательные учреждения, и в Министерство науки Российской Федерации, в ведение которого входят высшие учебные заведения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

Указанные Требования с момента введения их в действие распространяются на объект образования - МБУ ДО «ДДТ «Центральный».

Пунктом 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, предусмотрено в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (подпункт "б" пункта 25 приведенных Требований).

Пунктом 32 Требований контроль за выполнением Требований осуществляется, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в виде плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) в целях:

а) проверки выполнения на объектах (территориях) требований к их антитеррористической защищенности, а также разработанных в соответствии с ними организационно-распорядительных документов органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий);

б) оценки эффективности использования систем обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) и реализации требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий);

в) выработки и реализации мер по устранению выявленных в ходе проведения проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий) недостатков.

Таким образом, Требованиями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, прямо предусмотрена обязанность органов местного самоуправления по контролю и принятию мер соответствия объектов учреждений дошкольного и среднего образования требованиям законодательства к их террористической защищенности.

Из материалов дела следует, что МБУ ДО «ДДТ «Центральный» является объектом 3 категории опасности.

Вместе с тем, охрана дошкольного образовательного учреждения не обеспечена в соответствии с пп. «б» п. 25 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) от ДД.ММ.ГГГГ , что является нарушением законодательства об антитеррористической деятельности.

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд полагает необходимым возложить на МБУ ДО «ДДТ «Центральный» обязанность обеспечить охрану дошкольного образовательного учреждения по адресу: <адрес>, силами охранной организации, имеющей лицензию на ведение соответствующего вида деятельности, выданную уполномоченным органом.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> было направлено директору МБУ ДО «ДДТ «Центральный» представление об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической защищенности, в котором прокурор просил принять меры по устранению допущенных нарушений закона при обустройстве охраны МБУ ДО «ДДТ «Центральный» (л.д.7-8).

В ответ на данное представление директором МБУ ДО «ДДТ «Центральный» был дан ответ о направлении соответствующего письма начальнику департамента образования мэрии <адрес> о выделении лимитов бюджетных обязательств на соответствующую КОСГУ 226 статью расходов, для обслуживания МБУ ДО «ДДТ «Центральный» сотрудниками частного охранного предприятия (л.д.9-10).

В ответе департамента образования мэрии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ на обращение прокурора <адрес> указано, что 12 объектам дошкольных учреждений <адрес> присвоена 3 категория опасности. Отсутствие охраны сотрудниками частных охранных организаций в дошкольных учреждениях образования, имеющих 3 категорию, связано с недостаточным бюджетным финансированием. Для организации охраны дошкольных учреждений департаментом образования выделены финансовые средства для содержания сторожа и вахтера в штатных расписаниях. Данные должности введены в штат всех дошкольных учреждениях образования со 100 % ставкой (л.д.16).

В ходе рассмотрения гражданского дела, в письменных возражениях на заявленные требования, представитель ответчика департамента образования мэрии <адрес> указал, что в отношении МБУ ДО «ДДТ «Центральный» произведено категорирование в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , составлен акт обследования и категорирования, утвержден паспорт безопасности. Таким образом, террористическая защищенность объекта круглосуточно осуществляется с использованием системы видеонаблюдения, системы охранного теленаблюдения, тревожно-вызывной сигнализации и осуществлением физической охраны объекта вахтером.

К указанным возражениям представителем ответчика, представлен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ заключенный между МБУ ДО «ДДТ «Центральный» и Пильчик Н.М., по условиям которого Пильчик Н.М. принята на должность вахтера (л.д.51-53), трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.57-59), дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого работодатель предоставляет работнику Заика Е.П. работу по должности вахтер (л.д.55), дополнительное соглашение к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.54), должностная инструкция вахтера, утвержденная директором МБУ ДО «ДДТ «Центральный» ДД.ММ.ГГГГ (л.д.48-50), контракт монтаж системы охранного теленаблюдения от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д.60-68), контракт на техническое обслуживание системы видеонаблюдения от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69-72), контракт на оказание услуг по централизованному наблюдению за техническими средствами охраны от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.73-77), контракт «об экстренном вызове вневедомственной охраны на объект, в случае срабатывания средств тревожной сигнализации (л.д.78-81), акт приема в эксплуатацию тревожной сигнализации по договорам , от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82).

Доводы ответчиков о том, что охрана МБУ ДО «ДДТ «Центральный» обеспечена силами сотрудников МБУ ДО «ДДТ «Центральный», системой охранного теленаблюдения, тревожно-вызывной сигнализации, суд отклоняет.

Анализируя содержание Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1006, суд приходит к выводу о необходимости именно физического присутствия сотрудников охранных организаций в здании МБУ ДО «ДДТ «Центральный» с учетом его категории опасности. Иные, не требующие физического присутствия сотрудников охранных организаций мероприятия, указаны в п. 24 указанного Постановления, а мероприятия, указанные в п. 25 данного Постановления, являются дополнительными; необходимость их осуществления обусловлена особым статусом образовательных учреждений и необходимостью обеспечения их большей антитеррористической защищенности.

При этом в силу пункта 17 Постановления антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).

Из приведенных выше положений следует, что объекты (территории) третьей категории опасности, к каким отнесено МБУ ДО «ДДТ «Центральный», должны быть оборудованы не только системами передачи тревожных сообщений, но и непосредственной, а не дистанционной охраной сотрудниками вышеуказанных сторонних для охраняемого объекта организаций.

Согласно статье 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

Согласно Положению о департаменте образования мэрии <адрес>, утвержденному решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , к основным функциям департамента образования относятся: содействие в создании безопасных условий обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 3.6 Положения); обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий (п. 3.7 Положения).

Таким образом, именно департамент образования мэрии <адрес> должен обеспечить финансирование расходов на обеспечение охраны МБУ ДО «ДДТ «Центральный» силами охранной организации.

При этом суд учитывает, что принятие решения в части возложения обязанности по обеспечению финансирования мероприятий по организации охраны МБУ ДО «ДДТ «Центральный» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями вневедомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих прав на создание ведомственной охраны, само по себе не свидетельствует о вмешательстве судебных органов в бюджетный процесс, так как указанным решением не возлагается обязанность по осуществлению финансирования с нарушением норм бюджетного законодательства, в то же время принятие судебного решения, возлагающего указанную обязанность на орган исполнительной власти, в силу части 2 статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для разрешения вопроса о финансировании необходимых мероприятий в порядке, установленном законом, в том числе нормами бюджетного законодательства.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ предусмотрено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Поскольку для обеспечения охраны МБУ ДО «ДДТ «Центральный» силами охранной организации необходимо соблюдение установленной законом процедуры, выделение соответствующего финансирования, суд полагает возможным установить департаменту образования мэрии <адрес> срок для обеспечения МБУ ДО «ДДТ «Центральный» финансированием для проведения вышеуказанных мероприятий срок - в течение 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МБУ ДО «ДДТ «Центральный» установить срок для обеспечения охраны дошкольного учреждения силами охранной организации – в течение 6 (шести) месяцев с даты поступления финансирования. Суд полагает, что указанного срока будет достаточно для осуществления соответствующих мероприятий.

На основании изложенного, исковые требования прокурора <адрес> подлежат удовлетворению.

    Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд,

    решил :

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения <адрес> дополнительного образования «Дом детского творчества «Центральный» (ИНН 5406141259), выразившееся в непринятии мер по обеспечению охраны объекта (территории) дошкольного образовательного учреждения силами охранной организации, имеющей лицензию, выданной уполномоченным органом.

Обязать департамент образования мэрии <адрес> обеспечить муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению <адрес> дополнительного образования «Дом детского творчества «Центральный» по адресу: <адрес>, финансирование проведения вышеуказанных мероприятий по обеспечению охраны дошкольного образовательного учреждения – в течение 9 (девяти) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение <адрес> дополнительного образования «Дом детского творчества «Центральный» обеспечить охрану дошкольного учреждения по адресу: <адрес>, силами частной охранной организации, имеющей лицензию на ведение соответствующего вида деятельности, выданную уполномоченным органом, в течение 6 (шести) месяцев с даты поступления финансирования.

    Разъяснить сторонам, что настоящее решение может быть обжаловано ими в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Новосибирский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд, вынесший решение.

Судья                                                                                С.А.Постоялко

Мотивированное решение изготовлено 30.01.2024

2-729/2024 (2-7247/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Центрального района города Новосибирска
Ответчики
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска дополнительного образования "Дом детского творчества "Центральны"
Департамент образования мэрии города Новосибирска
Суд
Центральный районный суд г. Новосибирск
Дело на сайте суда
centralny.nsk.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
27.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.09.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.11.2023Предварительное судебное заседание
16.11.2023Судебное заседание
15.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2024Дело оформлено
23.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее