Дело № 33а-3492/2021
№33а-22/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Курган 19 января 2022 г.
Судебная коллегия по административным делам Курганского областного суда в составе:
председательствующего Пшеничникова Д.В.
судей Дьяченко Ю.Л., Волосникова С.В.
при секретаре Губиной С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Шадринска Курганской области на решение Шадринского районного суда <адрес> от 24 сентября 2021 г. по административному делу № по административному исковому заявлению Курганского транспортного прокурора к администрации г. Шадринска Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Пшеничникова Д.В., представителя Курганской транспортной прокуроры М.А., судебная коллегия
установила:
Курганский транспортный прокурор обратился в суд с административным иском к администрации г. Шадринска Курганской области, в котором (с учетом его уточнения) просил признать незаконным бездействие администрации <адрес> в вопросе определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, возложить на администрацию <адрес> обязанность разработать и принять муниципальный правовой акт, определяющий границы прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 2220 «Об утверждении правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания» (далее Правила).
В обоснование требований указал, что на территории города Шадринска действует Постановление администрации муниципального образования город Шадринск от 10 июня 2014 г. № 1376 (далее Постановление № 1376) «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования – город Шадринск», которым утвержден перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования город Шадринск в границах 20 метров; в данный перечень в числе прочих включен санаторий «<...>».
Как было установлено прокурором, АО «<...>» имеет лицензию на осуществление медицинской деятельности и лицензию на осуществление деятельности по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в санатории «<...>».
При этом, санаторий «<...>» состоит из трех корпусов (два лечебных - «А» и «В» и один спальный - «С»), розничная продажа алкогольной продукции осуществляется в корпусе «С», в котором не осуществляется медицинская деятельность и лечение отдыхающих, отсутствуют спортивные сооружения. При этом санаторий «<...>» имеет обособленную территорию, границы которой обозначены забором.
Постановлением № 1376 не урегулированы отношения, когда алкогольная продукция на законных основаниях реализуется внутри обособленной территории.
Само Постановление № 1376 принято на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1425, которое утратило силу с 1 января 2021 г. в связи с вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 2220, утвердившим новые Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Полагает, что администрация г. Шадринска, имея потребность в урегулировании вопроса определения границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, не приступила к разработке нового муниципального правового акта, что нарушает права субъектов предпринимательской деятельности, в том числе санатория «<...>», на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с требованиями изменившегося законодательства.
Судом постановлено решение об удовлетворении административного иска прокурора в полном объеме.
В апелляционной жалобе администрация г. Шадринска просит отменить решение суда первой инстанции и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В обоснование приводит доводы о том, что постановление Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 2220 не налагает на органы местного самоуправления обязанности изменять либо отменять правовые акты, принятые до вступления его в силу, а также не налагает обязанности принимать новые правовые акты, определяющие границы прилегающих территорий, взамен ранее принятых в случае отсутствия необходимости установления новых или увеличения границ прилегающих территорий, отмена ранее установленных или уменьшении границ прилегающих территорий.
Постановлением администрации г. Шадринска от 10 июня 2014 г. № 1376 границы прилегающих территорий установлены, данное постановление продолжает применяться на территории муниципального образования - город Шадринск, так как решение об установлении новых, увеличении, отмены или уменьшении границ прилегающих территорий для организаций и объектов, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 2220, администрацией г. Шадринска не принималось.
В возражениях на апелляционную жалобу Курганский транспортный прокурор просит оставить ее без удовлетворения, решение суда первой инстанции – без изменения.
Представитель Курганской транспортной прокуроры по доверенности М.А. поддержала возражения на апелляционную жалобу по доводам, в нем изложенным.
Представители администрации г. Шадринска и заинтересованного лица - АО «<...>» в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещались посредством размещения информации на официальном сайте Курганского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направления судебного извещения, что подтверждается скриншотом информации по делу и уведомлением о вручении судебного извещения.
В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, явка которых не признана обязательной.
Проверив письменные материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отношения по государственному регулированию ограничения потребления (распития) алкогольной продукции, регламентируются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее - Федеральный закон № 171-ФЗ).
Согласно абз. 4 подп. 1 п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171 – ФЗ, розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 настоящей статьи, не допускаются в зданиях, строениях, сооружениях, помещениях, находящихся во владении, распоряжении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно - правовой формы, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также юридических лиц независимо от организационно – правовой формы, осуществляющих наряду c основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Подпунктом 10 п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171 - ФЗ розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации; к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке.
Согласно п. 8 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ границы прилегающих территорий, указанных в подпункте 10 пункта 2, абзаце первом пункта 4.1 настоящей статьи, определяются с учетом результатов общественных обсуждений органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в соответствии с правилами, установленными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Администрации муниципального образования г. Шадринска от 10 июня 2014 г. г. № 1376 «Об определении границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования - город Шадринск» (далее также Постановление № 1376) утвержден перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории муниципального образования город Шадринск (согласно приложению к постановлению) в границах 20 метров.
В указанный приложением к постановлению перечень под № включен филиал АО «<...>» Санаторий «<...>».
В апреле 2021 г. Курганской транспортной прокуратурой по обращению гражданина проведена проверка исполнения требований законодательства о государственном регулировании оборота алкогольной продукции, в отношении филиала АО «<...>» санатория «<...>», в ходе которой установлено, что на территории санатория в двух стационарных торговых объектах, расположенных на первом (магазин) и втором (коктейль-бар «<...>») этажах спального корпуса «С» осуществляется лицензируемый вид деятельности - розничная продажа алкогольной продукции.
Территория санатория «<...>» огорожена, в пределах огороженной территории находятся три обособленных корпуса («А», «В» - лечебные, «С» - спальный), право собственности на каждый из которых зарегистрировано как на самостоятельный объект.
При этом, как установлено прокурором, положениями Постановления № 1376, принятым в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. № 1425, которое утратило силу с 1 января 2021 г. в связи с принятием Правительством РФ Постановления от 23 декабря 2020 г. № 2220, остаются неурегулированными случаи, когда алкогольная продукция на законных основаниях реализуется внутри обособленной территории предприятия.
Полагая, что с введением Постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2020 г. № 2220 новых Правил администрации г. Шадринска следовало принять новый муниципальный правовой акт, заменяющий Постановление № 1376, однако администрация г. Шадринска противоправно бездействует, Курганский транспортный прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.
Разрешая административный спор и удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что администрация г. Шадринска не приступила к разработке нового муниципального правового акта, регулирующего вопросы определения границ прилегающих территорий в связи с принятием Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. № 2220, что нарушает права субъектов предпринимательской деятельности на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в соответствии с изменившимися требованиями федерального законодательства.
Судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ).
Постановлением Правительства от 23 декабря 2020 г. № 2220 утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, вступившие в силу с 1 января 2021г.
Границы прилегающих территорий устанавливаются муниципальным правовым актом с учетом требований настоящих Правил и результатов общественного обсуждения (п. 2 Правил).
В случае принятия органом местного самоуправления решения о необходимости разработки проекта муниципального правового акта, в соответствии с которым планируется увеличение границ прилегающих территорий, орган местного самоуправления направляет проект муниципального правового акта в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование в сферах торговой деятельности, культуры, образования и охраны здоровья, и уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации для их рассмотрения (п. 3 Правил).
Согласно п. 4 Правил, в случае принятия органом местного самоуправления решения о необходимости разработки проекта муниципального правового акта, в соответствии с которым планируется отмена ранее установленных или уменьшение границ прилегающих территорий, орган местного самоуправления направляет проект муниципального правового акта в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющие регулирование в сферах торговой деятельности, культуры, образования и охраны здоровья, и уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации для их рассмотрения.
Муниципальные правовые акты органов местного самоуправления, принятые до вступления в силу настоящих Правил, продолжают применяться до принятия соответствующими органами местного самоуправления решения об установлении новых границ прилегающих территорий в порядке, предусмотренном настоящими Правилами (п. 9 Правил).
Как установлено судом, администрацией г. Шадринска решение об установлении новых границ прилегающих территорий не принималось.
На территории муниципального образования - город Шадринск продолжает действовать постановление Администрации г. Шадринска от 10 июня 2014 г. № 1376, которое в установленном законом порядке (гл. 21 КАС РФ) недействующим, в том числе в связи с изменением федерального законодательства, не признано.
Постановление Правительства от 23 декабря 2020 г. № 2220 и утвержденные им Правила не содержат обязательных к исполнению предписаний, требующих от органов местного самоуправления отмены ранее принятых ими муниципальных правовых актов в данной сфере и обязывающих их принять меры к пересмотру и установлению новых границ прилегающих территорий.
В связи с отсутствием в федеральном законодательстве, регулирующим спорные правоотношения, положений, обязывающих органы местного самоуправления совершить определенные действия, в том числе посредством восполнения правовой неурегулированности публичных правоотношений, у суда первой инстанции отсутствовали основания для вывода о признании бездействия администрации г. Шадринска незаконным и удовлетворении административного иска прокурора на том лишь основании, что орган местного самоуправления мог, но не воспользовался своим правом изменить существующее нормативное регулирование, сохраняя действие ранее принятого муниципального правового акта.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, с вынесением по делу нового решения об отказе прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Шадринского районного суда <адрес> от 24 сентября 2021 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного иска Курганского транспортного прокурора о признании незаконным бездействия администрации г. Шадринска, возложении обязанности, отказать.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы, представления через Шадринский районный суд Курганской области.
Апелляционное определение в полном объеме изготовлено 28 января 2022 г.
Председательствующий
Судьи