ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88-1371/2024
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Кемерово 1 февраля 2024 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В.,
судей Новожиловой И.А., Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-368/2023 (УИД 75RS0001-02-2022-008577-34) по исковому заявлению прокурора Нерчинского района в интересах Зыковой Натальи Михайловны к Министерству здравоохранения Забайкальского края о возложении обязанности предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке,
по кассационной жалобе Зыковой Натальи Михайловны на решение Центрального районного суда г. Читы от 15 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2023 г.,
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А., выслушав объяснения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Рубана А.В.,
судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Нерчинского района в интересах Зыковой Натальи Михайловны (далее по тексту – Зыкова Н.М.) обратился в Центральный районный суд г. Читы с иском к Министерству здравоохранения Забайкальского края (далее по тексту - Министерство, ответчик) об обязании организовать и предоставить бесплатную медицинскую услугу по транспортировке Зыковой Н.М. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, для прохождения <данные изъяты> в пгт. Первомайский Шилкинского района Забайкальского края и обратно в соответствии с графиком лечения.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 9 декабря 2022 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение здравоохранения «Нерчинская центральная районная больница» (далее по тексту ГУЗ - «Нерчинская центральная районная больница»), Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 6 февраля 2023 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение здравоохранения «Краевая больница № 3» (далее по тексту ГУЗ - «Краевая больница № 3»), общество с ограниченной ответственностью «Байкальская Медицинская Компания» (далее по тексту – ООО «БМК»).
Решением Центрального районного суда г. Читы от 15 марта 2023 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2023 г., в удовлетворении исковых требований отказано.
Зыкова Н.М. обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой просит решение Центрального районного суда г. Читы от 15 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2023 г. отменить, исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов кассационной жалобы Зыкова Н.М. указала на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. Судами не учтено, что междугородное сообщение между г. Нерчинск и пгт. Первомайский отсутствует, в связи с чем у нее отсутствует возможность использования общественного транспорта, а также отсутствует возможность проживания в пгт. Первомайский. Вывод суда апелляционной инстанции об организации доставки пациентов ООО «БМК», является несостоятельным, так как данная организация ее транспортировку от места жительства до места проведения <данные изъяты> не осуществляет. Обращение за компенсацией расходов для инвалидов, страдающих заболеваниями <данные изъяты>, является правом граждан, а не их обязанностью. В силу состояния здоровья она лишена возможности передвигаться на общественном транспорте трижды в неделю для прохождения жизненно необходимой процедуры. Она, как и все граждане, получающие <данные изъяты>, в силу тяжести заболевания признана инвалидом <данные изъяты> группы. В соответствии с ИПРА инвалида у нее имеется 3 степень ограничения способности к самообслуживанию, к передвижению, к ориентации. Имеется ряд заболеваний, в числе которых: <данные изъяты>. Влияние <данные изъяты> на организм пациента подробно описано в отзыве ООО «БМК», из которого следует, что после медицинской процедуры реакция организма человека может быть не предсказуемой, это и <данные изъяты> и т.д. При таких обстоятельствах компенсация расходов на проезд не будет способствовать реализации принципа доступности оказания медицинской помощи, в особенности с учетом экономической обстановки в регионе. Подробно доводы приведены в кассационной жалобе.
Неявка неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Зыкова Н.М. является инвалидом <данные изъяты> группы, страдает <данные изъяты>, в связи с чем получает медицинскую услугу по проведению <данные изъяты> в филиале ООО «БМК», расположенном на базе ГУЗ «Краевая больница №3» в пгт. Первомайском Шилкинского района, на значительном расстоянии от места проживания в г. Нерчинске.
Ввиду отсутствия организации транспортировки к месту проведения <данные изъяты>, Зыкова Н.М. добирается самостоятельно, частично перевозку пациентов организует ООО «БМК».
В связи с отсутствием организации перевозки пациентов, нуждающихся в проведении <данные изъяты>, которая охватывается понятием специализированной медицинской помощи, и организация которой отнесена к полномочиям органов государственной власти Забайкальского края, прокурор обратился в интересах Зыковой Н.М. в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 4, 9, 10, 16, 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», статей 13, 26.3 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 29 декабря 2021 г. № 551, постановления Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 178 «Об утверждении Порядка выплаты компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, <данные изъяты>, и определения ее размера», исходил из того, что в пределах предоставленных Забайкальскому краю полномочий, как субъекту Российской Федерации, компетентные органы власти вправе определять конкретный механизм организации, включая финансирование, оказания населению специализированной медицинской помощи, в том числе обеспечение возможности реализации права на получение <данные изъяты>. Материальная помощь в виде затрат на возмещение расходов по проезду в целях получения <данные изъяты> является принятым в рамках компетенции субъекта Российской Федерации конкретным механизмом организации оказания населению указанной специализированной медицинской помощи, что не противоречит нормативному регулированию предоставления медицинской помощи, а также специфики самой <данные изъяты>. В Забайкальском крае предусмотрена обязанность Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края при документальном подтверждении компенсировать расходы граждан по проезду к месту проведения <данные изъяты>, причем не только на общественном, но и на иных видах автомобильного транспорта. По информации Государственного казенного учреждения «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края Зыкова Н.М. за получением компенсации стоимости проезда к месту получения медицинской услуги по <данные изъяты> не обращалась. Доказательств того, что Зыкова Н.М. самостоятельно без посторонней помощи не может воспользоваться ни личным, ни общественным транспортом в целях получения <данные изъяты> суду не представлено.
Проверив законность решения суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции с выводами суда согласился, и дополнительно указал, что Зыкова Н.М. является получателем компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно с 1 июня 2018 г., несмотря на наличие заболевания, требующего проведение <данные изъяты>, Зыкова Н.М. передвигается самостоятельно, от места жительства до места проведения лечения транспортировку организует ООО «БМК», согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида, представленной суду апелляционной инстанции, Зыкова Н.М. имеет степень ограничения к самообслуживанию - 3 из 3, к передвижению - 3 из 3, к трудовой деятельности - 3 из 3, имеет умеренные нарушения функций <данные изъяты>, нуждается в социально-средовой реабилитации или абилитации, не нуждается в технических средствах и услугах по реабилитации или абилитации, доказательств, подтверждающих, что Зыкова Н.М. в силу состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний не может самостоятельно следовать к месту проведения <данные изъяты> и обратно, материалы дела не содержат, ее нуждаемость в перевозке специализированным транспортом имеющимися в материалах дела доказательствами не подтверждена, Правительством Забайкальского края предусмотрен механизм реализации оказания специализированной медицинской помощи в форме возмещения понесенных пациентом затрат, что исключает возможность возложения обязанности на ответчика обеспечить реализацию данного права в иных формах с учетом конкретных обстоятельств дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В Российской Федерации, являющейся социальным государством, охраняется труд и здоровье людей (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Положениями пункта 6 статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определен один из основных принципов охраны здоровья - доступность медицинской помощи.
Доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются: 1) организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; 2) наличием необходимого количества медицинских работников и уровнем их квалификации; 3) возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с настоящим Федеральным законом; 4) применением порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и стандартов медицинской помощи; 5) предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 6) установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения; 7) транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения; 8) возможностью беспрепятственного и бесплатного использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих его жизни и здоровью; 9) оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья; 10) применением телемедицинских технологий (статья 10 Федерального закона Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» установлено, что диализ является основным методом заместительного лечения почечной недостаточности, обеспечивающим спасение жизни больных и значительное увеличение ее продолжительности и повышение качества, производится пациентам с терминальной стадией хронической болезни почек, то есть является жизненно важной процедурой.
Согласно пункту 2 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «нефрология», утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18 января 2012 г. № 17н, медицинская помощь взрослому населению по данному профилю оказывается в рамках, в том числе, специализированной медицинской помощи.
Положением об организации деятельности отделения диализа, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13 августа 2002 г. № 254 «О совершенствовании организации оказания диализной помощи населению Российской Федерации» определено, что отделение диализа является структурным подразделением лечебно-профилактического учреждения (стационара), оказывающим специализированную медицинскую помощь больным, нуждающимся в проведении почечной заместительной терапии методами гемо - и перитонеального диализа.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится, в том числе, организация оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» специализированная медицинская помощь оказывается врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.
Специализированная медицинская помощь оказывается в стационарных условиях и в условиях дневного стационара (часть 2 статьи 34 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: 1) целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 2) перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; 3) порядок и условия предоставления медицинской помощи, в том числе сроки ожидания медицинской помощи, оказываемой в плановом порядке; 4) порядок реализации установленного законодательством Российской Федерации права внеочередного оказания медицинской помощи отдельным категориям граждан в медицинских организациях, находящихся на территории субъекта Российской Федерации; 5) перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»; 6) перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 7) объем медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; 8) объем медицинской помощи в расчете на одного жителя, стоимость объема медицинской помощи с учетом условий ее оказания, подушевой норматив финансирования; 9) перечень мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни, осуществляемых в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; 10) порядок и размеры возмещения расходов, связанных с оказанием гражданам медицинской помощи в экстренной форме (часть 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Частью 2 статьи 83 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовое обеспечение оказания гражданам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи осуществляется за счет: 1) средств обязательного медицинского страхования; 2) бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, выделяемых в рамках территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (в части медицинской помощи, не включенной в территориальные программы обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в территориальных программах обязательного медицинского страхования); 3) бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых медицинским организациям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти (в части медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также расходов, не включенных в структуру тарифов на оплату медицинской помощи, предусмотренную в базовой программе обязательного медицинского страхования); 3.1) бюджетных ассигнований бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями, функции и полномочия учредителя которых осуществляют федеральные органы исполнительной власти; 3.2) бюджетных ассигнований федерального бюджета на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования. Порядок софинансирования указанных в настоящем пункте расходов субъектов Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации; 4) иных источников в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 28 декабря 2021 г. № 2505 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
Разделом V Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи, которая оказывается методом заместительной почечной терапии и обратно.
В соответствии с частью 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2021 г. № 2505 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов», в целях оказания гарантированного объема медицинской помощи населению Забайкальского края, Правительство Забайкальского края постановлением от 29 декабря 2021 г. № 551 утвердило Территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.
В пункте 33 Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Забайкальского края на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджета Забайкальского края может осуществляться финансовое обеспечение транспортировки пациентов, страдающих хронической почечной недостаточностью, от места их фактического проживания до места получения медицинской помощи методом заместительной почечной терапии и обратно.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 9 апреля 2014 г. № 178 в соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, статьей 6(1) Закона Забайкальского края от 29 мая 2009 г. № 181-ЗЗК «О социальной защите инвалидов в Забайкальском крае», в целях устранения ограничения прав инвалидов, обеспечения доступности транспорта к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек, нуждающимся в процедурах гемодиализа, проживающим на территории Забайкальского края, был утвержден Порядок выплаты компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, и определения ее размера (далее по тексту - Порядок).
Согласно пункту 2 указанного Порядка право на получение компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно (далее - компенсация) имеют инвалиды, страдающие заболеваниями почек и нуждающиеся в процедурах гемодиализа, проживающие в Забайкальском крае.
В пункте 3 Порядка определено, что предоставление компенсации осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края (далее - уполномоченный орган) и производится в виде ежемесячной денежной выплаты по заявлению гражданина в размере фактических расходов, подтвержденных соответствующими документами, но не более 1000 рублей за один проезд к месту лечения и обратно.
Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 г. 502 утверждено Положение о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, в котором в пункте 12.13.25 указано, что Министерство осуществляет выплату компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, и определяет ее размер.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края от 9 июля 2019 г. № 887 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги «Осуществление выплаты компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа, и определение ее размера».
Административным регламентом установлено, что государственную услугу предоставляет Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края (пункт 1.3.1); организацией, участвующей в предоставлении государственной услуги, является государственное казенное учреждение «Краевой центр социальной защиты населения» Забайкальского края (далее - ГКУ «КЦСЗН») (пункт 1.3.2); организациями, участвующими в предоставлении государственной услуги, являются государственные учреждения социального обслуживания на территориях муниципальных районов и (или) городских округов Забайкальского края (далее - ГУСО) (пункт 1.3.3).
Согласно пункту 2.3.1 административного регламента результатом предоставления государственной услуги является принятие решения о предоставлении компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно инвалидам, страдающим заболеваниями почек и нуждающимся в процедурах гемодиализа (об отказе в ее предоставлении). Решение о предоставлении ежемесячной компенсации (об отказе в ее предоставлении) направляется заявителю способом, выбранным им при подаче заявления, в том числе может быть предоставлено в форме электронного документа.
Срок предоставления государственной услуги не должен превышать 23 рабочих дня со дня регистрации в отделе ГКУ «КЦСЗН» документов, необходимых для предоставления государственной услуги. Далее выплата компенсации гражданам осуществляется ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем (пункт 2.4.1 административного регламента).
Пунктом 2.6.1 административного регламента установлено, что для получения государственной услуги заявитель представляет следующие документы: заявление (приложение № 1 к административному регламенту); документ, удостоверяющий личность заявителя; справку из медицинской организации, в которой заявитель получает медицинскую помощь (процедуры гемодиализа), подтверждающую наличие заболевания хронической почечной недостаточностью и нуждаемость в гемодиализе; проездные документы, подтверждающие факт проезда гражданина к месту лечения и обратно на железнодорожном в междугородном сообщении или автомобильном транспорте, осуществляющем регулярные перевозки в междугородном сообщении, либо документ, подтверждающий произведенные расходы на горюче-смазочные материалы (счета, квитанции, кассовые чеки), в случае, если гражданин воспользовался личным автомобильным транспортом; доверенность, оформленную в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, в случае подачи заявления лицом, действующим от имени заявителя; в случае, если заявитель относится к категории лиц, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и являющихся работниками организаций, расположенных в указанных местностях и финансируемых из бюджета Забайкальского края, дополнительно: а) справку, выдаваемую организацией, расположенной в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, об оплате проезда к месту лечения и обратно; б) копию трудовой книжки или сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства, в отсутствие в материалах дела доказательств, свидетельствующих о невозможности Зыковой Н.М. следовать к месту <данные изъяты> и обратно, нуждаемости ее в транспортировке от места фактического проживания до места получения медицинской помощи <данные изъяты> и обратно, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что на территории Забайкальского края механизм реализации оказания специализированной медицинской помощи гражданам, страдающих <данные изъяты> к месту проведения <данные изъяты> и обратно определен в форме возмещения понесенных пациентом затрат, Зыкова Н.М. является получателем компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно, и отсутствия оснований для возложении на Министерство здравоохранения Забайкальского края обязанности по транспортировке Зыковой Н.М. от места жительства к месту проведения <данные изъяты> и обратно.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что судами первой и апелляционной инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, оценка всех доказательств, представленных сторонами, была произведена полно и всесторонне, нормы материального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы Зыковой Н.М. сводятся к несогласию с произведенной судами оценкой доказательств и установленными обстоятельствами дела, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основаниями для отмены обжалуемых судебных постановлений, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 15 марта 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 28 сентября 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Зыковой Натальи Михайловны - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
Т.В. Леонтьева