УИД 36RS0029-01-2021-000512-86
Дело №2-302/2021
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Город Поворино 15 сентября 2021 года
Воронежская область
Поворинский районный суд Воронежской области в составепредседательствующего судьи Вороновой Г.П.при секретаре Кистановой С.А.,с участием представителя истцы Подболотова Д.Н.представителя ответчика Глебовой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Поповой Ольги Владимировны к Бюджетному учреждению здравоохранения Воронежской области «Поворинская районная больница» о признании незаконными действий учреждения, взыскании стимулирующих выплат и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Попова О.В. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждениюздравоохранения Воронежской области «Поворинская районная больница» овзыскании стимулирующих выплат за март - декабрь 2015 года, 2016, 2017, 2018, 2019 годы, январь - май 2021 года в размере 881763,06 рубля и компенсации морального вреда в размере 100 000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований Попова О.В. указала, что с 2008 она занимала должность санитарки отделения лучевой диагностики БУЗ ВО «Поворинская РБ». За указанный в иске период работодатель необоснованно не производил ей выплаты стимулирующего характера, являющиеся частью ее зарплаты. Заработная плата выплачивается работнику в соответствии с трудовым договором и действующими у работодателя системами оплаты труда. Согласно Положениям об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и условиями заключенного с ней трудового договора, оплата ее труда включает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера, выплаты стимулирующего характера. Для стимулирования труда работников работодатель должен обеспечить наличие показателей и критериев оценки качества труда, чего не было сделано по занимаемой ею должности. Соответственно, не производились оценка ее деятельности и выплаты стимулирующего характера. Также указала, что в результате незаконных действий работодателя ей причинен моральный вред, который она оценивает в 100 000 рублей.
Представитель истицы Подболотов Д.Н. в судебном заседании исковое заявление поддержал по основаниям, в нем изложенным. Пояснил, что выплаты, которые указаны в расчетных листках истицы как стимулирующие, таковыми не являются. Это выплаты, производимые в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 в целях повышения размера заработной платы, в том числе младшего медицинского персонала, до уровня средней заработной платы в регионе, доведение до так называемой «линейки» заработной платы, о чем также имеется ссылка в протоколах заседания комиссии по начислению стимулирующих выплат. Вместе с тем, стимулирующие выплаты в порядке, предусмотренном Положением об оплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ», не начислялись, поскольку критерии оценки качества труда истицы не разрабатывались, на комиссии не обсуждались, выплаты производились всем работникам одной категории в равном размере. Размер стимулирующих выплат в нарушение требований закона в трудовом договоре истицы и дополнительных соглашения к нему не конкретизирован, поэтому просит взыскать в пользу Поповой О.В. стимулирующие выплаты за указанный в иске период в соответствии с представленным расчетом, который стороной ответчика не опровергнут. В результате длительной невыплаты истице заработной платы в полном объеме ей причинены нравственные страдания, полагают справедливой компенсацию ей морального вреда в размере 100 000 рублей.
Представитель ответчика - БУЗ ВО «Поворинская РБ» Глебова Е.О. в судебном заседании с иском не согласилась по доводам, приведенным в письменных возражениях, пояснила, что приказом № 155 от 03.09.2018 были утверждены показатели и критерии оценки эффективности деятельности отдельных работников с учетом специфики их трудовой деятельности для установления выплат стимулирующего характера, с этой же целью были созданы комиссии 1 и 2 уровня. Приказом №106 от 30.04.2019 также были созданы комиссии по оценке эффективности деятельности работников учреждения и установлению выплат стимулирующего характера. Критерии оценки эффективности деятельности по должности санитарки Поповой О.В. не разрабатывались. Вместе с тем, ей выплачивались стимулирующие выплаты по результатам выполнения должностных обязанностей, по представлению заведующего отделением или старшей медсестры. Вопрос о праве на получение Поповой О.В. стимулирующих выплат, их размере обсуждался на заседании соответствующей комиссии, размер выплат определяется с учетом фонда оплаты труда.
Представитель третьего лица - Департамента здравоохранения Воронежской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени судебного разбирательства, возражений на исковое заявление не представил.
Суд, выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что с 22.04.2008 Попова О.В. работала в БУЗ ВО«Поворинская РБ» в должности санитарки отделения лучевой диагностики,которая относится к младшему медицинскому персоналу.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающей основания возникновения трудовых отношений, трудовыеотношения возникают между работником и работодателем на основании трудовогодоговора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и всоответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципамиправового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных сними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого работника насвоевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы,обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, ине ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод,включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных иколлективных трудовых споров (абзацы седьмой, пятнадцатый, шестнадцатый статьиТрудового кодекса Российской Федерации),
Работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработнойплаты в соответствии со своей квалификацией, количеством и качествомвыполненной работы (абзац пятый части 1 статьи 21 Трудового кодекса РоссийскойФедерации).
Этому праву работника в силу абзаца седьмого части 2 статьи 22 Трудовогокодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателявыплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату вустановленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовоезаконодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора итрудового договора.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, чтозаработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение затруд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества иусловий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты инадбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях,отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях итерриториях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплатыкомпенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавкистимулирующего характера, премии иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная платакаждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы,количества и качества затраченного груда и максимальным размером неограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях совершенствования государственной социальной политики УказомПрезидента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях пореализации государственной социальной политики» (далее - Указ от 07 мая 2012 г. №597) постановлено принять до 1 декабря 2012 г. программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектораэкономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к2018 году средней заработной платы социальных работников, включая социальныхработников медицинских организаций, младшего медицинского персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг),среднего медицинского (фармацевтического) персонала (персонала, обеспечивающего условия для предоставления медицинских услуг) - до 100% отсредней заработной платы в соответствующем регионе; работников медицинскихорганизаций, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшееобразование, предоставляющих медицинские услуги (обеспечивающихпредоставление медицинских услуг), врачей - до 200% от средней заработной платы всоответствующем регионе (подпункт «е» пункта 1 Указа).
В развитие Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 597распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2190-рутверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда вгосударственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, которойпредусмотрен комплекс мер, направленных на повышение эффективности работыгосударственных (муниципальных) учреждений, а также ряд других мероприятий,которые позволят обеспечить равномерную динамику повышения оплаты трудакатегорий работников, определенных Указом Президента. Совершенствование системоплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений должнообеспечивать дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работыразличной сложности, в том числе и в зависимости от категории работников.
С целью более тесной увязки роста заработной платы с повышениемэффективности деятельности учреждений, качества, доступности услуг принятыотраслевые «дорожные карты», в том числе в сфере здравоохранения.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. №2599-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения вотраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективностиздравоохранения» установлено, что целью «дорожной карты» «Изменения в отрасляхсоциальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения»является повышение качества медицинской помощи на основе повышенияэффективности деятельности медицинских организаций и их работников.Результатом успешной реализации «дорожной карты» является выполнение целевыхпоказателей структурных преобразований системы оказания медицинской помощи,основных показателей здоровья населения и уровня заработной платы работниковмедицинских организаций, предусмотренных Указом Президента РоссийскойФедерации от 07 мая 2012 года № 597.
Выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять ввиде выплат стимулирующего характера.
Приказами Департамента здравоохранения Воронежской области от 29.12.2017№ 2637, 29.12.2018 № 2687, 30.12.2019 № 2606 на руководителей государственныхмедицинских организаций Воронежской области возложена обязанность обеспечитьисчерпывающие меры по недопущению снижения темпов роста уровня заработнойплаты отдельных категорий работников бюджетной сферы, достигнутых приреализации, в том числе Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N597, а также определен уровень заработной платы, в том числе по категорииработников «младший медицинский персонал», соответственно на 2018, 2019, 2020годы.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерациизаработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии сдействующими у данной работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов(должностных оклад доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе заработу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавокстимулирующего характера и системы премирования устанавливаютсяколлективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актамисоответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовымиактами, содержащими нормы трудового права (п. 2 ст. 135 Трудового кодексаРоссийской Федерации).
Как следует из материалов дела, 01.03.2015 в БУЗ ВО «Поворинская РБ»утверждено Положение об оплате труда работников.
Согласно п. 2.1 данного Положения оплата труда работников учреждениявключает в себя оклад (должностной оклад), выплаты компенсационного характера,выплаты стимулирующего характера.
Пунктом 5.1 Положения установлено, что в целях стимулирования работниковучреждений к качественному результату труда, а также их поощрения завыполненную работу работникам учреждений могут устанавливаться выплатыстимулирующего характера. Размеры и условия их осуществления устанавливаютсяколлективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами впределах фонда оплаты труда.
Из пунктов 1.9, 1.9.1, 1.9.2 Положения следует, что при установлении системоплаты труда работников учреждения работодатель обеспечивает наличиепоказателей и критериев для стимулирования труда работников в зависимости отрезультатов и качества работы, а также заинтересованности в эффективномфункционировании структурных подразделений и учреждений в целом; применениедемократических процедур при оценке эффективности работы различных категорийработников при принятии решения об установлении им выплат стимулирующегохарактера (создание соответствующей комиссии с участием представительногооргана работников).
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характерапредусматриваются в трудовом договоре с работником (п. 5.10 Положения об оплатетруда).
Приказом от 25 июля 2019 г. №161 в БУЗ ВО «Поворинская РБ» утвержденоПоложение об оплате труда работников учреждения, которое помимовышеприведенных содержит следующие положения.
Пунктом 5.1.2 Положения (Приложение № 5) предусмотрено комиссионноераспределение стимулирующих выплат работникам структурных подразделений,включая заведующих, и общебольничный персонал.
Пунктом 5.9 Положения предусмотрено, что выплаты стимулирующегохарактера не носят постоянный и фиксированный характер и зависят от уровнявыполненных количественных и качественных критериев работы и показателей,разрабатываемых и утверждаемых учреждением.
Определение размера средств, направляемых на выплаты стимулирующегохарактера, в том числе на выплаты за качество труда, осуществляются учреждениямисамостоятельно на основе анализа данных о плановом фонде оплаты труда (в томчисле по соответствующим источникам финансирования). При этом определяетсясумма экономии фонда оплаты труда нарастающим итогом с начала года с учетомрезерва средств на предстоящую оплату отпусков и иных выплат в соответствии сзаконодательством (п. 5.13 Положения).
В Приложениях №12 и №13 приведены критерии оценки работы,адаптированные к специфике деятельности подразделений и отдельных должностейработников учреждения (п. 5.18 Положения).
Таким образом, надлежит признать, что подобное закрепление в Положениях обоплате труда работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» порядка и условийстимулирующих выплат как части их заработной платы явилось следствиемреализации Указа от 07 мая 2012 г. № 597, приказа Министерства здравоохраненияРоссийской Федерации № 421 от 28.06.2013, и обусловлено переходом учреждения наэффективный контракт и совершенствованием системы оплаты труда.
При этом, согласно вышеприведенным нормативным актам достижение целевыхзначений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплатытруда которых предусмотрено указами 11резидента Российской Федерации от 07 мая2012 г. № 597, должно быть обеспечено к 2018 г.
В дополнительном соглашении к трудовому договору, заключенном ответчикомс Поповой О.В. 15.05.2017, предусмотрены стимулирующие выплаты, которыеежемесячно устанавливает комиссия учреждения в соответствии с Положением обоплате труда БУЗ ВО «Поворинская РБ» за достижение целевых показателей икритериев эффективности деятельности работника в переделах фонда оплаты труда.Иные выплаты стимулирующего характера трудовым договором не предусмотрены.Как установлено в судебном заседании, комиссия по оценке эффективностидеятельности работников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и установлению выплат стимулирующего характера была создана 03.09.2018 на основании приказаучреждения № 155.
В ходе судебного разбирательства установлено, что критерии оценкиэффективности работы по должности санитарки Поповой О.В. учреждением небыли разработаны. Данное обстоятельство в судебном заседании представительответчика подтвердил.
Вместе с тем, в ходе судебного разбирательства установлено также, что в период с сентября 2018 по июнь 2021 вопрос о стимулирующих выплатах истице ежемесячнорассматривался на заседаниях комиссии по оценке эффективности деятельностиработников БУЗ ВО «Поворинская РБ» и установлению выплат стимулирующегохарактера, что следует из соответствующих протоколов стимулирующие выплатыпроизведены на основании приказа руководителя учреждения и рапортов,подписанных комиссионно.
Из анализа положений, предусмотренных ч. 1 ст. 3, ст. 391 ТК РоссийскойФедерации следует, что при рассмотрении судами индивидуальных трудовых споровзащите подлежат нарушенные трудовые права работника.
Таким образом, при разрешении настоящего спора надлежит установить, имелоли место нарушение права Поповой О.В. на выплату заработной платы в полномобъеме.
Исходя из определения, данного в статье 129 Трудового кодекса РоссийскойФедерации, стимулирующие выплаты - эго специальная дополнительная оплата,которая производится работникам в составе заработной платы, для того, чтобыповысить мотивационную составляющую и стимулировать сотрудников кпрофессиональным достижениям.
Заработная плата с учетом системы оплаты труда в БУЗ ВО «Поворинская РБ»состоит из трех частей: постоянной, переменной, нерегулярных дополнительныхвыплат.
Базовым элементом постоянной части заработной платы Поповой О.В.служит должностной оклад.
Выплаты стимулирующего характера направлены на поощрение работника задобросовестное исполнение возложенных на него трудовых обязанностей,локальными нормативными актами и трудовым договором не предусмотренобязательный, регулярный характер их выплаты, размер стимулирующих выплат неявляется фиксированным, их выплата является правом работодателя, которое можетбыть реализовано в бюджетном учреждении наличием средств в пределах фондаоплаты труда и зависит от финансирования.
Из представленных в материалы дела финансово-статистических документовБУЗ ВО «Поворинская РБ» и пояснений представителя ответчика в ходе судебногоразбирательства следует, что стимулирующие выплаты Поповой О.В. каксанитарке отделения анестезиологии-реанимации, производились за счетсобственных средств больницы, поступаемых от оказания платных услуг и страховыхорганизаций в системе ОМС. Средства фонда заработной платы использовались 7 исключительно на указанные цели. Сложившаяся экономия по заработной плате наконец года в спорный период включалась в состав расходов по статье «заработнаяплата» в план финансово-хозяйственной деятельности на следующий год, которыйподлежал утверждению Департаментом здравоохранения Воронежской области.Также установлено, что выплаты стимулирующего характера производились взависимости от финансовой ситуации, сложившейся в учреждении, распределялисьсоответствующей комиссией. И даже если не были оформлены какие-либодокументы, связанные со стимулирующими выплатами, это никак не отразилось направильности их начисления и размере.
Стимулирующие выплаты Поповой О.В. в указанный в исковом заявлениипериод произведены, что следует из её расчетных листков, вопрос о выплатеПоповой О.В. стимулирующих надбавок в спорный период обсуждался насоответствующих заседаниях комиссии.
Определенный комиссией размер стимулирующих выплат Поповой О.В. вуказанный период не противоречит п. 5.2 Положения об оплате труда работниковБУЗ ВО «Поворинская РБ», утвержденного приказом № 328 от 10.12.2014, и п. 5.13Положения об оплате труда, утвержденного приказом БУЗ ВО «Поворинская РБ» от25 июля 2019 г. №161.
Из представленных справок, штатного расписания учреждения, сведений очисленности и оплате труда работников сферы здравоохранения по категориямперсонала, предоставляемым в целях федерального статистического наблюдения имониторинга заработной платы следует, что денежные средства из фонда заработнойплаты использовались на цели оплаты труда работников учреждения, годовыепоказатели выплаты заработной плазы младшему медицинскому персоналу в связи сего повышением в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07мая 2012 № 597 и приказов Департамент здравоохранения Воронежской области, в2018 г. выполнены на 99,8%, в 2019 г. - на 91,9 %, в 2020 - на 100,7 %, по состояниюна июль 2021 - на 96, 9 %.
Проанализировав расчетные листки по заработной плате Поповой О.В.,содержащиеся в них суммы выплаченных ей симулирующих надбавок за 2018 - июнь2021 г., количество отработанного ею времени в указанные периоды, судомустановлено, что общий размер выплат стимулирующего характера за спорныйпериод превысил 100% оклада по должности истицы, что соответствует критериямоценки работы по аналогичной должности - санитарки в поликлиническом отделении,которые приведены в Приложении № 13 11оложсния об оплате труда работников БУЗВО «Поворинская РБ», утвержденного приказом от 25 июля 2019 г. № 161.
Кроме того суд принимает во внимание, что стимулирующие выплатыпроизводились Поповой О.В. в том же размере, что и остальным работникам покатегории «младший медицинский персонал», в том числе, и работникам, подолжностям которых были разработаны критерии эффективности их деятельности.Изложенное позволяет сделать вывод, что отсутствие таких критериев не повлияло наразмер произведенных истице стимулирующих надбавок.
Доказательств того, что стимулирующие выплаты Поповой О.В. должныбыли производиться в спорный период из расчета 200% от оклада, истцом внарушение положений ч,1 ст. 56 ГПК Российской Федерации не представлено.
При изложенных обстоятельствах, суд не усматривает нарушений ответчикомправ истицы, наличия у нее права на иной размер стимулирующих выплат.
В соответствии со ст. 237 ТК Российской Федерации моральный вред,причиненный работнику неправомерными действиями или бездействиемработодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемыхсоглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора фактпричинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяютсясудом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Исходя из фактических обстоятельств, положений ст. 237 ТК РоссийскойФедерации, не подлежит удовлетворению и производное от основного требованиеистца о компенсации морального вреда.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 24 ░░░░░░░░ 2021 ░░░░.