25RS0032-01-202-001341-27 дело №2-463/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
4 декабря 2020 года с.Хороль
Хорольский районный суд Приморского края
в составе: председательствующего судьи Рыпчука О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Богатыревой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Гончаренко Елены Владимировны
к администрации Ярославского городского поселения, Борисовой Екатерине Константиновне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю
о признании договора недействительным и снятии земельного участка с кадастрового учета,
при участии: Гончаренко Е.В.,
УСТАНОВИЛ:
Гончаренко Е.В. обратился в суд с иском о признании недействительным договора от 30.07.2019 №36/2019-га безвозмездного пользования земельными участком, заключенного между администрацией Ярославского городского поселения и Борисовой Е.К. Также в иске поставлен вопрос о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №, переданного Борисовой Е.К. в безвозмездное пользование на основании оспариваемого договора. Исковые требования основаны на положении п.7 ст.9 Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В обоснование иска указано, что по договору купли-продажи от 08.05.2013 истица приобрела в собственность земельный участок площадью 1600кв.м. кадастровый № для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный примерно в 25м. по направлению на юг от ориентира жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: <адрес>. При внесении в ЕГРН сведений о границах земельного участка № выяснилось, что имеет место наложение их границ с границами земельного участка с кадастровым номером №, предоставленным администрацией поселения ответчику Борисовой Е.К. по оспариваемому договору.
В судебном заседании истица Гончаренко Е.В. поддержала свои иск по изложенным в нем основаниям в полном объеме, представила светокопии фотографий, на которых с ее слов, запечатлен ее земельный участок, огороженный забором, и земельный участок с кадастровым номером №, на котором посторонним лицом возведен незаконченный строительством объект. Гончаренко Е.В. известно, что Борисова Е.К. утратила интерес к данному земельному участку. В то же время ей, как собственнику земельного участка № со стороны Дальэнерго поступают претензии.
Ответчики, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, явку компетентных представителей не обеспечили, с ходатайствами об отложении рассмотрения дела не обращались, что не препятствует рассмотреть дело по существу в их отсутствие.
Исследовав в порядке ст.67 ГПК РФ представленные в материалы дела доказательства, заслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что иск не подлежит удовлетворению в силу следующего.
Из разъяснений, изложенных в п.1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», следует, что положения ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права, подлежат истолкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства.
В соответствии с п.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц (п.3 ст.209 ГК РФ).
В п.2 ст.3.3 Федеральный закон от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» установлено, что предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения.
Отношения, связанные с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории, в том числе Приморского гражданам Российской Федерации, урегулированы положениями Федерального закона от 01.05.2016 №119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Как следует из материалов дела, 17.07.2019 Борисова Е.К. обратилась в администрацию Ярославского городского поселения с заявлением о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка общей площадью 1822кв.м. В качестве основания для предоставления земельного участка сделана ссылка на Федеральный закон от 01.05.2016 №119-ФЗ. К заявлению была приложена копия размещения земельного участка.
Постановлением администрации Ярославского городского поселения №287 от 18.07.2019 утверждена схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте в кадастровом квартале №, площадью 1822кв.м. Местоположение примерно 65м. на юг относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир жилой дом. Почтовый адрес ориентира: <адрес>. Территориальная зона Ж-1 (зона индивидуальной жилой застройки с приусадебными участками). Разрешенное использование: ведение личного подсобного хозяйства. Категория земель: земли населенных пунктов. В преамбуле постановления указано, что оно вынесено на основании обращения Борисовой Е.К. Границы земельного участка установлены в соответствии со схемой размещения земельного участка на публичной кадастровой карте.
Между администрацией Ярославского городского поселения и Борисовой Е.К. заключен договор №36/2019-га от 30.07.2019 безвозмездного срочного пользования земельным участком площадью 1822кв.м. кадастровый номер № из земель населенных пунктов. Договор, заключенный на срок по 29.07.2024, прошел государственную регистрацию.
Приведенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что договор безвозмездного пользования заключен администрацией ЯГП, в рамках полномочий, предусмотренных в п.2 ст.3.3 Федерального закона от 25.10.2001 №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» по правилам, установленным Федеральным законом от 01.05.2016 №119-ФЗ.
Согласно свидетельству серии РФ-II ПК-21-10-0445 №144334 на праве собственности на землю в собственность Степанец Л.А. передан земельный участок площадью 0,16га. по адресу <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства. Право собственности зарегистрировано 17.03.1999. По договору купли-продажи от 17.03.1999 земельный участок с кадастровым номером РФ-II ПК-21-10-0445 по <адрес> был приобретён Ожереловой Н.А. По договору купли-продажи от 25.04.2013 земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1600кв.м. адрес места нахождения: местоположение примерно в 25м. по направлению на юг от ориентира жилой дом, расположенного за переделами участка адрес ориентира: <адрес> был приобретён в собственность Гончаренко Е.В. у Ожереловой Н.А. Право собственности Гончаренко Е.В. на названный земельный прошло государственную регистрацию.
Согласно п.3 ст.6 ЗК РФ земельный участок, как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю, является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 №218-ФЗ. В соответствии с п.2 ст.8 названного Федерального закона к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков. Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (п.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ). Аналогичные положения содержит Федеральный закон от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (п.3 ч.1 ст.7 и ч.7 ст.38).
По смыслу приведенных выше норм права, описание границ земельного участка в установленном порядке и его постановка на кадастровый учет подтверждают существование такого земельного участка с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи; кадастровый учет по единым правилам, позволяет установить их точное количество, местоположение, границы, площадь, исключить наложение, предотвратить или разрешить споры о правах и границах, обеспечить надлежащее предоставление земельных участков из публичных земель под разрешенные законодательством цели использования.
В п.10 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ указано, что при отсутствии сведений о земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Для уточнения местоположения земельного участка с кадастровым номером № Гончаренко Е.В. обратилась в уполномоченный орган с заявлением о государственной регистрации его границ. Уведомлениями от 06.07.2020 Управление Росреестра по Приморскому краю приостановило кадастровый учет, так как заявленные границы земельного участка с кадастровым номером № пересекают границы земельного участка с кадастровым номером №, сведения о котором в ЕГРН содержатся.
Пунктом 2 ст.168 ГК РФ определено, что сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки. Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (п.1 ст.167 ГК РФ).
Согласно п.1 ст.166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки вправе предъявить сторона сделки, а в предусмотренных законом случаях также иное лицо (п.3 ст.166 ГК РФ).
В п.78 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что исходя из системного толкования п.1 ст.1, п.3 ст.166 и п.2 ст.168 ГК РФ иск лица, не являющегося стороной ничтожной сделки, о применении последствий ее недействительности может также быть удовлетворен, если гражданским законодательством не установлен иной способ защиты права этого лица и его защита возможна лишь путем применения последствий недействительности ничтожной сделки. В иске такого лица должно быть указано право (законный интерес), защита которого будет обеспечена в результате возврата каждой из сторон всего полученного по сделке.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст.60 ГПК РФ).
Применительно к настоящему спору истице, следует представить доказательства нарушения права ее частной собственности на земельный участок с кадастровым номером №. Обстоятельством, имеющим существенное значение для рассмотрения настоящего дела, является выяснение вопроса о наложении земельного участка № на земельный участок истицы. Наличие у Гончаренко Е.В. прав на судебную защиту, как собственника ранее учтенного земельного участка, не освобождает ее от выполнения процессуальных обязанностей.
Доказательственная деятельность, в первую очередь, связана с поведением сторон, процессуальная активность которых по доказыванию ограничена процессуальными правилами об относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств. В случае процессуального бездействия стороны в части представления в обоснование своих требований и возражений доказательств, отвечающих требованиям процессуального закона, такая сторона самостоятельно несет неблагоприятные последствия своего пассивного поведения (ст.ст.56, 59, 67 ГПК РФ).
Оценив представленные в материалы дела и их совокупности и взаимосвязи, суд не считает их допустимыми и достаточными для бесспорного вывода о наложении границ спорных земельных участков.
Так, на момент формирования земельного участка с кадастровым номером № и постановке его на кадастровый учет (июль 2019 года), сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН отсутствовали. Предполагаемые границы земельного участка истицы были сформированы и заявлены к постановке на кадастровый учет лишь в июле 2020 года. В то де время представленные в материалы дела документы не содержат сведений о границах земельного участка истицы, позволяющих в судебном заседании определить их границы в привязке к объектам искусственного и естественного происхождения.
Истица не была лишена возможности ходатайствовать о назначении судебной землеустроительной экспертизы в учреждении, компетентном применять методики определения границ ранее учётных земельных участков на местности, о чем суд неоднократно обращал внимание истицы. Соответствующего волеизъявления от истицы не последовало.
Предел защиты права истицы в рамках настоящего дела ограничен правами и законными интересами ответчиков. Однако, Гончаренко Е.В., как собственник ранее учтенного земельного участка, обращаясь в суд с настоящим иском к ответчикам, имеющим возражения по существу заявленных требований, не обладала достаточными доказательствами, для защиты своих права. За содействием в их истребовании истица к суду не обращался. Собственная инициатива суда по сбору доказательств в интересах одной из сторон является нарушением принципа равноправия и состязательности сторон (ч.3 ст.123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГПК РФ).
Добросовестность ответчиков, презюмируемая ч.5 ст.10 ГК РФ, при заключении договора безвозмездного пользования истицей не опровергнута. Довод о том, что Борисова Е.К. утратила интерес к земельному участку, является голословным и опровергается фотографией с размещенным на ней незавершенным строительством объектом.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ 04.12.2020. ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09.12.2020.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░