Решение по делу № 2-976/2022 от 14.02.2022

УИД 79RS0002-01-2022-001204-31

Дело № 2-976/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 апреля 2022 года г. Биробиджан

Биробиджанский районный суда Еврейской автономной области в составе

судьи Сладковой Е.Г.,

с участием прокурора Рогаль С.Г.,

истца Лапицкой Т.В.,

представителя третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущева В.А.,

при секретаре Завражиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Биробиджане гражданское дело по иску заместителя прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Лапицкой Татьяны Владимировны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда, –

У С ТА Н О В И Л:

Заместитель прокурора г. Биробиджана ЕАО в интересах Лапицкой Т.В. обратился в суд с исковым заявлением к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности организовать обеспечение лекарственными препаратами, взыскании компенсации морального вреда. Свои требования мотивировали тем, что прокуратурой г. Биробиджана проведена проверка по обращению Лапицкой Т.В. по вопросу обеспечения необходимыми лекарственными средствами. Согласно информации ГП ЕАО «Фармация» Лапицокй Т.В. предъявлены рецептурные бланки от 17.11.2021 на лекарственный препарат «Тест -полости д/глюклметра Акку-чек актив тест-полоски д/глюкометра № 50». По состоянию на 12.01.2022 рецепты не обслужены. Просит суд обязать департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области организовать обеспечение Лапицкой Т.В. лекарственным препаратом «Тест-полоски д/глюкометра Акку-чек актив тест-полоски д/глюкометра №50» в соответствии с рецептурным бланком от 17.11.2021; взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Лапицкой Т.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей.

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Рогаль С.Г. от исковых требований в части обеспечения лекарственным средством «Тест-полоски д/глюкометра Акку чек актив тест-полоски д/глюкометра № 50» по рецепту от 17.11.2021 отказалась, в связи с чем, просила в данной части прекратить производство по делу. Последствия отказа от исковых требований в части, предусмотренные ст. ст. 221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны. Исковые требования о взыскании компенсации морального вреда поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Материальный истец Лапицкая Т.В. в судебном заседании от исковых требований в части обеспечения лекарственным средством «Тест-полоски д/глюкометра Акку чек актив тест-полоски д/глюкометра № 50» по рецепту от 17.11.2021 отказалась, в связи с чем, просила в данной части прекратить производство по делу. Последствия отказа от исковых требований в части, предусмотренные ст. ст. 221 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны. Требования о взыскании компенсации морального вреда поддержала, пояснив, что в связи с невыдачей ей тест-полосок в аптеке по рецептам, она вынуждена была приобретать данные тест-полоски за свой счет. Если она не измеряла уровень сахара в крови, она переживала за состояние своего здоровья, поскольку у нее ухудшалось состояние, а она не могла определить дозу лекарственного препарата для понижения уровня сахара, ей становилось плохо.

Представитель ответчика департамента здравоохранения правительства ЕАО в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В суд представила свои возражения, в которых указала, что исковые требования не признает, поскольку обязательства выполнены, Лапицкая Т.В. обеспечена лекарственным средством 11.01.2022 в соответствии с рецептурным бланком от 18.10.2021. Департамент не бездействовал, меры по обеспечению истца предпринимались, тест-полоски были отпущены по государственному контракту от 18.11.2021, который был заключен с единственным поставщиком. Поставка данного изделия медицинского назначения была произведена в период с 15.12.2021 по 31.12.2021. Кроме того, с января 2021 года по июнь 2021 года лекарственные препараты закупались ГП ЕАО «Фармация», а с июля 2021 года департамент занимается закупочными процедурами совместно с ОГКУЗ «Центр государственных закупок Еврейской автономной области». Требования о компенсации морального вреда за несвоевременное получение тест-полосок не признает в полном объеме, поскольку тест-полоски для глюкометра не входят в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2021 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.10.2019 №2406-р. Помимо этого, считает, что рецепт обслужен не вовремя по не зависящим от департамента обстоятельствам - недостаток денежных средств. Данные фактические обстоятельства не зависят от воли ответчика и не могут свидетельствовать о виновном действии (бездействии) ответчика. Считаю, что виновные действия департамента, либо виновное бездействие по обеспечению истца изделием медицинского назначения в соответствии с рецептурным бланком от 17.11.2021 отсутствуют, поскольку департамент предпринял все возможные меры для обеспечения истца указанным изделием медицинского назначения. Вины департамента нет. Истцом не представлены доказательства того, что департамент своими действиями причинил ей моральный вред. За помощью к психологу, психиатру истец не обращалась, физических страданий ей причинено не было. Поэтому сумма морального вреда не обоснована, а также отсутствует причинно-следственная связь между вредом и действиями департамента. Просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель третьего лица ГП ЕАО «Фармация» Лаврущев В.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что с сентября 2021 года департамент здравоохранения правительства ЕАО денежные средства на приобретение лекарственных препаратов и медицинских изделий льготным категориям граждан ЕАО не выделяет, приобретением лекарственных препаратов и медицинских изделий занимается самостоятельно, в связи с чем, вины ГП ЕАО «Фармация» в несвоевременном обеспечении истца тест-полосками, не имеется.

Представители третьих лиц правительства ЕАО и ОГБУЗ «Областная больница» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены.

Суд, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» органы государственной власти и органы местного самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных законодательством Российской Федерации.

Статьей 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что Лапицкая Т.В. находится на лечении в ОГБУЗ «Областная больница». Из пояснений истца, данных в судебном заседании установлено, что она страдает <данные изъяты>

ОГБУЗ «Областная больница» выписан Лапицкой Т.В. рецепт от 17.11.2021 серии ах на лекарственный препарат «Тест-полоски д/глюкометра Акку-чек актив тест-полоски д/глюкометра № 50» 1 уп.

Из реестра рецептов следует, что рецепты от 17.11.2021 обслужен в начале 2022, то есть с нарушением установленного срока.

Приказом Минтруда России № 929н, Минздрава России № 1345н от 21.12.2020 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Пунктом 14 указанного Порядка предусмотрено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) (далее - медицинский работник) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт на бумажном носителе за своей подписью и (или) с согласия пациента или его законного представителя рецепт в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника в соответствии с порядком назначения лекарственных препаратов, медицинских изделий, формами рецептурных бланков на лекарственные препараты, медицинские изделия, порядком оформления этих бланков, их учета и хранения, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.В случае временного отсутствия в аптечной организации указанного в рецепте лекарственного препарата, медицинского изделия или специализированного продукта лечебного питания для детей-инвалидов рецепт принимается на отсроченное обслуживание с даты обращения пациента в аптечную организацию в сроки, установленные правилами отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 19 Порядка).

Подпунктом 21 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации.

Разрешение вопросов организации обеспечения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями при оказании медицинской помощи пунктом 21.1 части 1 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области, урегулированы Законом ЕАО от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области».

Согласно ст. 3 данного Закона обеспечение лекарственными средствами, препаратами и (или) изделиями медицинского назначения по рецептам врачей (фельдшеров) при амбулаторном лечении осуществляется в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, в рамках Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации в области медицинской помощи в порядке, установленном правительством области.

Постановлением правительства ЕАО от 16.07.2013 № 339-пп определено, что департамент здравоохранения правительства ЕАО является уполномоченным органом исполнительной власти Еврейской автономной области по реализации закона Еврейской автономной области от 18.07.2012 № 122-ОЗ «Об отдельных вопросах охраны здоровья граждан на территории Еврейской автономной области» в части предоставления мер социальной поддержки отдельным группам населения по льготному обеспечению лекарственными препаратами и (или) изделиями медицинского назначения.

В соответствии с Постановлением правительства ЕАО от 17.04.2012 № 152-пп «О департаменте здравоохранения правительства Еврейской автономной области», департамент здравоохранения правительства Еврейской автономной области является органом исполнительной власти, формируемым правительством Еврейской автономной области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья населения и руководство системой здравоохранения области в целях обеспечения государственных гарантий по предоставлению населению медицинской и лекарственной помощи, сохранению и улучшению здоровья людей.

Таким образом, организация обеспечения определенных категорий граждан лекарственными средствами, медицинскими изделиями на территории ЕАО возложена на департамент здравоохранения правительства ЕАО.

Действующим законодательством гражданам больным <данные изъяты> установлены гарантии вне зависимости от присвоения им инвалидности.

Так, <данные изъяты> входит в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»).

Согласно указанному нормативно-правовому акту граждане больные <данные изъяты> обеспечиваются средства диагностики по рецептам врачей бесплатно.

Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что департамент здравоохранения правительства ЕАО возложенную на него обязанность в отношении Лапицкой Т.В., своевременно не исполнил. Лекарственный препарат «Тест-полоски д/глюкометра Акку -чек актив тест-полоски д/глюкометра № 50» обслужен департаментом здравоохранения правительства ЕАО только 04.01.2022.

Рассматривая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В нарушение установленного Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, рецепт Лапицкой Т.В. обслужен с нарушением установленного срока.

Необеспечение Лапицкой Т.В. в срок необходимыми изделиями медицинского назначения прямо противоречит принципу охраны здоровья граждан, нарушает право гражданина на качественную, своевременную медицинскую помощь в условиях, соответствующих установленным нормам и требованиям.

В соответствии с частью 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Доказательства отсутствия вины департамента здравоохранения в причинение истцу морального вреда, в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, суду не представлены.

Учитывая вышеизложенное, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, заболевание истицы, её возраст, период, в течение которого она, в нарушение установленного законом срока, не была обеспечена изделиями медицинского назначения, степень вины ответчика, суд приходит к выводу, что заявленный истцом размер компенсации морального вреда завышен, и с учетом требований разумности и справедливости, полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 5 000 рублей.

Статьей 39 ГПК РФ предусмотрено, что истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут закончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

Стороной истца в судебное заседание представлено заявление об отказе от иска, заявленного к департаменту здравоохранения правительства ЕАО в части возложения обязанности обеспечения лекарственным препаратом.

Суд принимает отказ истца от иска в части, поскольку он не нарушает права и интересы иных лиц, закону не противоречит.

Согласно ст. 220 ГПК РФ суд прекращает производство по делу в случае, если истец отказался от иска и отказ принят судом.

В соответствие со ст. 221 ГПК РФ повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается. Данное требование закона сторонам разъяснено и понятно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ, суд –

Р Е Ш И Л:

Исковые требования заместителя прокурора города Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Лапицкой Татьяны Владимировны к департаменту здравоохранения правительства Еврейской автономной области о взыскании компенсации морального вреда - удовлетворить частично.

Взыскать с департамента здравоохранения правительства Еврейской автономной области в пользу Лапицкой Татьяны Владимировны компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Прекратить производство по исковым требованиям заместителя прокурора г. Биробиджана Еврейской автономной области в интересах Лапицкой Татьяны Владимировны к департаменту здравоохранения правительства ЕАО о возложении обязанности обеспечить лекарственным средством в связи с отказом истца от данных требований.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

Решение может быть обжаловано в суд Еврейской автономной области через Биробиджанский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья              Е.Г. Сладкова

Мотивированное решение изготовлено

в окончательной форме 20.04.2022.

2-976/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Лапицкая Татьяна Владимировна
Прокурор г. Биробиджана ЕАО
Ответчики
Департамент здравоохранения правительства ЕАО
Другие
Фармация, ГП ЕАО
Правительство ЕАО
Областная больница, ОГБУЗ
Суд
Биробиджанский районный суд Еврейской автономной области
Судья
Сладкова Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
birobidzhansky.brb.sudrf.ru
14.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.02.2022Передача материалов судье
17.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.03.2022Подготовка дела (собеседование)
18.03.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.04.2022Судебное заседание
20.04.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.07.2022Дело оформлено
22.07.2022Дело передано в архив
13.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее