Судья: Козлова С.В. Дело № 33а-169
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 января 2017 года город Саратов
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Поляниной О.А.,
судей Бугаевой Е.М., Литвиновой М.В.,
при секретаре Тугушевой М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Поляковой Т.А., Поляковой Т.А., Поляковой Т.А., Поляковой Т.А., Поляковой Т.А., Поляковой Т.А., Поляковой Т.А., Поляковой Т.А., Поляковой Т.А. к администрации Вольского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления по апелляционной жалобе Администрации Вольского муниципального района Саратовской области на решение Вольского районного суда Саратовской области от 07 октября 2016 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бугаевой Е.М., объяснения представителя административного истца Хилько О.Д. - Кочеткова И.Н., возражавшего против удовлетворения жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражения на нее, судебная коллегия
установила:
Белов А.Н., Подобед О.Я., Подобед М.Л., Полякова Т.А., Хилько О.Д., Калиненко Н.В., Калиненко О.В., Исаева С.А., Садовец О.В. обратились с вышеуказанным иском, в котором с учетом уточнения заявленных требований просили суд признать незаконным бездействие администрации Вольского муниципального района Саратовской области, выразившееся в отказе в оказании муниципальной услуги по рассмотрению коллективного заявления граждан Белова А.Н., Подобед О.Я., Подобед М.Л., Поляковой Т.А., Хилько О.Д., Калиненко Н.В., Калиненко О.В., Исаевой С.А., Садовец О.В. о признании жилых помещений №, расположенных по адресу: <адрес>, непригодными для проживания и многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу, обязать администрацию Вольского муниципального района <адрес> рассмотреть по существу вышеуказанное заявление.
В обоснование заявленных требований указано, что <дата> административные истцы, являясь нанимателями и собственниками жилых помещений №, расположенных по адресу: <адрес>, обратились в администрацию Вольского муниципального района <адрес> с заявлением о признании указанных выше квартир непригодными для проживания, а многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу. К заявлению административными истцами были приложены все необходимые документы, в том числе и копия технического заключения ООО «Институт «Саратовоблпроект», согласно которому техническое состояние строительных конструкций жилого дома в габаритах квартир № характеризуется потерей несущей способности строительных конструкций и снижением эксплуатационных характеристик обследуемых квартир. Все несущие и ограждающие элементы обследуемых квартир отслужили свой нормативный срок и в настоящее время находятся в ветхом состоянии с аварийным состоянием части конструкций дома. Однако в ответ на обращение административный ответчик сообщил, что не имеет возможности рассмотреть поданное административными истцами заявление по существу в связи с не предоставлением заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения. Вместе с тем никакой технической и правовой необходимости в предоставлении заключения проектно-изыскательской организации не имелось, административный ответчик имел возможность рассмотреть заявление истцов на основании технического заключения ООО «Институт «Саратовоблпроект». В силу пункта 46 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 (далее – Положение), комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 указанного Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения. В ходе работы комиссия вправе назначить дополнительные обследования и испытания, результаты которых приобщаются к документам, ранее представленным на рассмотрение комиссии. В связи с тем, что к заявлению истцов не было приложено заключение проектно-изыскательской организации, то комиссия должна была уведомить заявителей о необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации и продлить срок рассмотрения заявления на 30 дней, уведомив об этом заявителей. Данную процедуру административный ответчик не исполнил, тем самым нарушил права административных истцов.
Рассмотрев спор, суд признал незаконным бездействие администрации Вольского муниципального района Саратовской области, выразившееся в отказе в оказании муниципальной услуги по рассмотрению коллективного заявления граждан Белова А.Н., Подобед О.Я., Подобед М.Л., Поляковой Т.А., Хилько О.Д., Калиненко Н.В., Калиненко О.В., Исаевой С.А., Садовец О.В. о признании жилых помещений №, расположенных по адресу: <адрес>, непригодными для проживания и многоквартирного жилого <адрес> аварийным и подлежащим сносу. На администрацию Вольского муниципального района <адрес> возложена обязанность рассмотреть по существу вышеуказанное заявление.
В апелляционной жалобе администрация Вольского муниципального района <адрес> просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права, и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований административных истцов. Автор жалобы указывает на то, что административными истцами в администрацию Вольского муниципального района <адрес> была предоставлена незаверенная копия технического заключения по обследованию конструкций здания жилого <адрес> <адрес>, в габаритах квартир №, изготовленная ООО «Институт «Саратовоблпроект» в мае-июне 2016 года, когда как оригинал документа административному ответчику не предоставлен. Установить подлинное содержание технического заключения у администрации Вольского муниципального района <адрес> не было возможности. По мнению автора жалобы, представленное истцами техническое заключение относится к заключению по техническому состоянию указанных выше квартир, но не всего многоквартирного жилого дома.
В возражениях на апелляционную жалобу Хилько О.Д. просит решение суда от 28 сентября 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), судебная коллегия полагает, что оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.
В соответствии с частью 4 статьи 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанного предписания постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение), которое устанавливает требования к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, а многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 1 Положения).
В силу прямого указания, содержащегося в пункте 2 Положения, его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации непригодными для проживания (пункт 6 статьи 13 ЖК РФ).
Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований; изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
В соответствии с пунктами 42, 47 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
В соответствии с административным регламентом предоставления муниципальной услуги «Признание помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции», утвержденным постановлением администрации Вольского муниципального района от 21 августа 2015 года № 2512 (далее – Регламент), признание помещений пригодными (непригодными) для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции является муниципальной услугой, предоставляемой управлением муниципального хозяйства администрации Вольского муниципального района Саратовской области.
Пунктом 2.6 Регламента предусмотрен исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, аналогичный перечню, предусмотренному пунктом 45 Положения.
Согласно пункту 2.8 Регламента гражданину может быть отказано в выдаче заключения об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Положением, в случае предоставления заявителем неполного пакета документов.
Предоставление муниципальной услуги включает в себя: прием и рассмотрение заявления, работу комиссии по оценке и обследованию помещений в целях признания помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу, направление (выдачу) заявителю заключения такой комиссии (пункт 3 Регламента).
Как следует из материалов дела, административные истцы, являясь нанимателями и собственниками жилых помещений №, расположенных по адресу: <адрес>, <дата> обратились в администрацию Вольского муниципального района <адрес> с заявлением о признании принадлежащих им жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирного жилого дома, в котором они находятся, аварийным и подлежащим сносу. К данному заявлению приложили копии правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на квартиры и копию технического заключения ООО «Институт «Саратовоблпроект» от <дата> г.
<дата> администрацией Вольского муниципального района <адрес> в адрес заявителей направлено письмо, в котором содержался ответ на заявление истцов, согласно которому рассмотреть вопрос о признании жилых помещений №, расположенных по адресу: <адрес>, непригодными для проживания не представляется возможным в связи с тем, что заявителями не представлено заключение проектно-изыскательной организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения.
Согласно техническому заключению ООО «Институт «Саратовоблпроект» техническое состояние строительных конструкций жилого дома в габаритах квартир №, расположенных по адресу: <адрес>, характеризуется потерей несущей способности строительных конструкций и снижением эксплуатационных характеристик обследуемых квартир. Все несущие и ограждающие элементы обследуемых квартир отслужили свой нормативный срок и в настоящее время находятся в ветхом состоянии с аварийным состоянием части конструкций дома. С учетом пунктов 23, 33, 34 Положения обследуемый жилой дом, в том числе в габаритах квартир №, не пригоден для проживания в связи с реальной угрозой безопасности жизни и здоровья граждан.
Удовлетворяя требования административных истцов, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административному ответчику представлен полный пакет документов для рассмотрения поданного ими заявления.
Для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным в соответствии с пунктом 45 Положения заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
а) заявление о признании помещения жилым помещением или жилого помещения непригодным для проживания и (или) многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
б) копии правоустанавливающих документов на жилое помещение, право на которое не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
в) в отношении нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением - проект реконструкции нежилого помещения;
г) заключение специализированной организации, проводившей обследование многоквартирного дома, - в случае постановки вопроса о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
д) заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения - в случае, если в соответствии с абзацем третьим пункта 44 настоящего Положения предоставление такого заключения является необходимым для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
е) заявления, письма, жалобы граждан на неудовлетворительные условия проживания - по усмотрению заявителя.
В силу пункта 4.1.1. Положения о межведомственной комиссии по оценке и обследованию помещений в целях признании помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирных домов в целях признания их аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, утвержденного постановлением администрации Вольского муниципального района Саратовской области № 1840 от 16 мая 2015 года, комиссия определяет перечень дополнительных документов, необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным требованиям и предлагает заявителю предоставить их в комиссию (заключение проектно-изыскательной организации) либо запрашивает документы самостоятельно.
В силу пункта 46 Положения комиссия рассматривает заявление в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования.
Такое решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения (форма которого дана в приложении к Положению).
С учетом изложенных правовых норм и установленных судом обстоятельств суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что решение вопроса о необходимости предоставления заключения проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения относится исключительно к компетенции межведомственной комиссии, однако такого решения межведомственной комиссией администрации Вольского муниципального района Саратовской области в установленной законом форме не принималось.
Доводы жалобы о том, что административными истцами не представлен оригинал технического заключения, не может быт принят во внимание, поскольку данное обстоятельство не является основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги, принимая во внимание полномочия комиссии по истребованию дополнительных документов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в отказе оказания административным истцам муниципальной услуги по рассмотрению коллективного заявления о признании принадлежащих им жилых помещений непригодными для проживания, а многоквартирного жилого дома, в котором они находятся, аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, у административного ответчика в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.
Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, представленным доказательствам, мотивированы ссылкой на нормы Положения.
Доводы апелляционной жалобы по существу повторяют позицию, изложенную административным ответчиком в возражениях на заявленные требования в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Каких-либо нарушений, влекущих отмену или изменение состоявшегося по делу решения, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Вольского районного суда Саратовской области от 07 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Вольского муниципального района Саратовской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: