№ 2-395/2022 мотивированное решение
изготовлено 25.04.2022
Решение
Именем Российской Федерации
18 апреля 2022 года г. Кандалакша
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Шевердовой Н.А.
при секретаре Чакиной А.С.,
с участием:
помощника прокурора г. Кандалакша Горбунова С.В.,
представителя истца Тихончук Ю.В., доверенность <номер> от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в Кандалакшском районном суде гражданское дело по исковому заявлению
прокурора города Кандалакши в защиту интересов субъекта Российской Федерации – Мурманской области, в лице Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Кандалакша, к Лаптеву Г.В. о взыскании единовременной финансовой помощи на создание собственного дела,
установил:
прокурор г. Кандалакши обратился в суд в защиту интересов субъекта Российской Федерации – Мурманской области, в лице Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Кандалакша (далее - ЦЗН), к Лаптеву Г.В. о взыскании единовременной финансовой помощи на создание собственного дела, мотивируя свои требования тем, что ответчик <дата> обратился в ЦЗН с заявлением на предоставление единовременной финансовой помощи в сумме <данные изъяты> руб. на создание (организацию) собственного дела в сфере розничной торговли одеждой. Между ним и ЦЗН был заключен договор <номер> о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела согласно бизнес-плану проекта «Магазин «Одежда», и <дата> была выплачена единовременная финансовая помощь в размере <данные изъяты> руб. В связи с тем, что Лаптев Г.В. прекратил свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя ранее истечения <данные изъяты> месяцев с момента регистрации предпринимательской деятельности, в соответствии с условиями договора о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела, а также статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, прокурор просит суд взыскать с ответчика в пользу ЦЗН денежные средства в размере 82755 руб.
В судебном заседании помощник прокурора Горбунов С.В., представитель ЦЗН Тихончук Ю.В. поддержали заявленные требования по основаниям, изложенным в иске.
Лаптев Г.В. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте заседания уведомлен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. В представленном отзыве просил отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что все обязательства по договору им выполнены, за полученные денежные средства он отчитался, представив документы, подтверждающие произведенные расходы на организацию собственного дела в соответствии с бизнес-планом. Отметил, что действовал добросовестно, закупил необходимое оборудование у предпринимателей на внутреннем рынке по сниженным ценам. Также указал, что не закрыл предпринимательскую деятельность, а приостановил ее в связи со сложившимися обстоятельствами, а именно второй волной коронавирусной инфекции, в связи с чем были нарушены все экономические связи, люди находились дома в связи с введенными карантинными мерами, что свидетельствует о наличии обстоятельств, предусмотренных п. 3.2 (п.п. б, в) договора. Отметил, что в <данные изъяты> повторно заболел коронавирусом, в связи с чем применим пункт 3.3. договора о временной нетрудоспособности на период, в данном случае, окончания эпидемии и вакцинации. Отметил, что в устной форме предупредил ЦЗН о невозможности дальнейшего исполнения договора и его приостановлении, просьбой продлить договор в связи с коронавирусной инфекцией или заморозить его на <данные изъяты> года. Просил учесть, что в момент закрытия деятельности на его счета был наложен арест судебным приставом-исполнителем по задолженности по кредиту, в связи с чем был вынужден прекратить предпринимательство, чтобы не допустить наложение ареста на имущество, приобретенное для открытия собственного дела. После решения вопроса с кредиторами намерен возобновить предпринимательскую деятельность.
Заслушав прокурора, представителя ЦЗН, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости) безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу части 1 статьи 22 Закона о занятости мероприятия по социальной поддержке безработных граждан, предусмотренные настоящим законом, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации вправе предусматривать в порядке, установленном бюджетным законодательством, средства в федеральном бюджете в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на: снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации и развитие рынка труда в субъектах Российской Федерации; оказание содействия в трудоустройстве многодетных родителей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, незанятых инвалидов на оборудованные (оснащенные) для них рабочие места; софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов субъектов российской федерации, включенных в перечень, утвержденный правительством российской федерации.
Порядок предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий устанавливается правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2008 № 1089 (ред. от 25.05.2016) «О предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» определен порядок предоставления субсидий на софинансирование региональных программ, в том числе на содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 7.1.1. Закона о занятости к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области содействия занятости населения относятся: содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
Согласно статье 19 Приказа Минтруда России от 24 декабря 2013 г. N773н государственная услуга в части оказания гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, финансовой помощи предоставляется в соответствии с установленным органами государственной власти субъекта Российской Федерации порядком.
В соответствии с ч. 2 ст. 7.1.1 Закона о занятости органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок, условия предоставления и размер единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости.
Постановлением Правительства Мурманской области от <дата> <номер> утверждено Положение о предоставлении гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными, прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика на профессиональный доход (далее - Положение).
Настоящее Положение регулирует отношения между государственными областными бюджетными учреждениями центрами занятости населения Мурманской области (далее - Центры занятости) и гражданами при оказании государственной услуги «Содействие началу осуществления предпринимательской деятельности безработных граждан, включая оказание гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и гражданам, признанным в установленном порядке безработными и прошедшим профессиональное обучение или получившим дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости, единовременной финансовой помощи при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, государственной регистрации создаваемого юридического лица, государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства, постановке на учет физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход» (п.1.2 Положения).
Согласно разделу 2 Положения (в редакции от <дата>) единовременная финансовая помощь предоставляется гражданам центрами занятости однократно. Единовременная финансовая помощь предоставляется на безвозмездной основе. Повторное предоставление единовременной финансовой помощи гражданам не допускается. Гражданам предоставляется единовременная финансовая помощь (далее - единовременная финансовая помощь на организацию собственного дела) в размере <данные изъяты> рублей. Единовременная финансовая помощь на организацию собственного дела предоставляется гражданам, в том числе инвалидам, признанным в установленном порядке безработными и достигшим <данные изъяты>-летнего возраста на момент подачи заявления о предоставлении финансовой помощи, заключившим с Центром занятости договор о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела.
Согласно п.п. 3.1., 3.1.1 Положения для получения единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела гражданин представляет в центр занятости по месту жительства следующие документы: копию паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего (с предъявлением оригинала); бизнес-план на организацию предпринимательской деятельности (технико-экономическое обоснование выбранного вида предпринимательской деятельности).
Для рассмотрения представленного бизнес-плана и принятия решения о соответствии его содержания и формы установленным требованиям в центрах занятости создаются экспертные комиссии (п. 3.2. Положения).
Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении гражданину единовременной финансовой помощи принимается Центром занятости в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня приема документов, указанных в пункте 3.1 настоящего Положения, и оформляется приказом центра занятости (п. 3.3. Положения).
В течение 10 рабочих дней со дня принятия решения о предоставлении гражданину единовременной финансовой помощи между гражданином и центром занятости заключается договор о предоставлении единовременной финансовой помощи (п. 3.4. Положения)
Пунктом 3.4.2. Положения установлены условия, которые должны быть отражены в договоре о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела, в том числе: размер единовременной финансовой помощи; обязательство гражданина осуществлять предпринимательскую деятельность либо деятельность в качестве плательщика налога на профессиональный доход в течение года; обязательство гражданина по целевому использованию единовременной финансовой помощи; обязательство гражданина по возврату средств единовременной финансовой помощи, использованной не по целевому назначению и (или) не использованной в течение установленного договором срока, и в иных случаях, предусмотренных настоящим положением; порядок возврата единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела.
В силу п. 3.10. Положения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданином условий договора перечисленные финансовые средства возвращаются (в добровольном порядке либо по решению суда) в областной бюджет. Единовременная финансовая помощь подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в случаях:
- прекращения деятельности юридического лица либо индивидуального предпринимателя до истечения 12 месяцев с даты внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
- непредставления в центр занятости отчета об использовании финансовой помощи в сроки, установленные договором о предоставлении единовременной финансовой помощи, в полном объеме.
Единовременная финансовая помощь не подлежит возврату в областной бюджет в случае прекращения деятельности юридического лица либо индивидуального предпринимателя до истечения 12 месяцев с даты внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц или единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, снятия с учета в качестве плательщика налога на профессиональный доход по причине:
- смерти получателя финансовой помощи - при представлении наследником получателя финансовой помощи копии свидетельства о смерти;
- тяжелого заболевания, повлекшего длительную временную нетрудоспособность гражданина продолжительностью более четырех месяцев, стойкую утрату трудоспособности гражданина, подтвержденные результатами медико-социальной экспертизы;
- стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации - при представлении гражданином, заключившим договор о предоставлении единовременной финансовой помощи, документов, выданных уполномоченными органами и организациями, подтверждающих факт произошедшего стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации.
Согласно пунктам 1, 2 и 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридическое лица свободны в заключении договора; стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Судом установлено, что приказом ЦЗН г. Кандалакша от <дата> <номер> Лаптев Г.В. признан безработным, назначено пособие по безработице.
<дата> Лаптев Г.В. обратился в экспертную комиссию МГОБУ ЦЗН с заявлением о рассмотрении его бизнес-плана на экспертной комиссии по выделению финансовой поддержки на организацию собственного дела и представил в экспертную комиссию ЦЗН бизнес-план на организацию собственного дела – открытие магазина одежды.
<дата> и.о. директора ЦЗН в соответствии с Положением и на основании заключения экспертной комиссии по рассмотрению бизнес-планов принято решение <номер> о предоставлении безработным гражданам, в том числе Лаптеву Г.В., единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела.
<дата> между ЦЗН и Лаптевым Г.В. в соответствии с Постановлением Правительства Мурманской области от <дата> <номер> «О реализации мер по содействию занятости населения на территории Мурманской области» заключен Договор <номер> о предоставлении единовременной финансовой помощи на организацию собственного дела (далее – договор).
Согласно условиям договора ЦЗН обязался предоставить Лаптеву Г.В. единовременную финансовую помощь на организацию собственного дела в размере <данные изъяты> руб. (пункт 2.2.1 договора), а Лаптев Г.В. принял на себя обязательства в течение 30 дней со дня заключения договора зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2.1.1 договора), осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2.1.2 договора).
При этом в соответствии с подпунктом «б» пункта 3.1 договора Лаптев Г.В. обязался в случае прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации возвратить сумму единовременной финансовой помощи в полном размере в течение 1 месяца с даты получения уведомления о возврате. Прекращением предпринимательской деятельности стороны договорились считать дату внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей о прекращении деятельности.
В соответствии с п. 3.2. договора, единовременная финансовая помощь не подлежит возврату в следующих случаях: смерти получателя единовременной финансовой помощи (пп. а); тяжелого заболевания, повлекшего длительную временную нетрудоспособность гражданина продолжительностью более четырех месяцев, стойкую утрату трудоспособности гражданина, подтвержденные результатом медико-социальной экспертизы (пп. б); стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации – при предоставлении гражданином, заключившим договор о предоставлении единовременной финансовой помощи, документов, выданных уполномоченными органами и организациями, подтверждающих факт произошедшего стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации (пп. в).
В силу п. 3.3. договора в случае временной нетрудоспособности получателем единовременной финансовой помощи (несчастный случай, беременность и роды), срок выполнения договорных обязательств будет продлен на период временной нетрудоспособности, подтвержденной представленным получателем помощи листком нетрудоспособности.
Согласно п. 3.7. договора в случае неисполнения обязательств, предусмотренных п. 2.1.2., 2.1.5, 2.1.6. договора и отказа от добровольного возврата единовременной финансовой помощи, денежные средства с безработного взыскиваются в судебном порядке.
На основании приказа ЦЗН от <дата> <номер> «Об оказании единовременной финансовой помощи при предоставлении государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан» Лаптеву Г.В. платежным поручением от <дата> <номер> была выплачена единовременная финансовая помощь в сумме <данные изъяты> руб.
Согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) Лаптев Г.В. <дата> зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
<дата> Лаптев Г.В.предоставил в ЦЗН отчет об использовании выделенных средств по целевому назначению, согласно которому им приобретено оборудование и производственный инвентарь на сумму <данные изъяты> руб. и товарно-материальные ценности на сумму <данные изъяты> руб.
Согласно выписке из ЕГРИП от <дата> Лаптев В.Г. прекратил предпринимательскую деятельность с <дата> (т.е. до истечения 12 месяцев с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), вследствие чего ЦЗН предприняты действия по взысканию с Лаптева Г.В. выделенной ему единовременной помощи.
Лаптеву Г.В. в соответствии с условиями заключенного договора было предложено добровольно возвратить полученную субсидию в связи с нарушением условий договора (письмо от <дата> исх. <номер>). Требование было получено Лаптевым Г.В. <дата>, однако до настоящего времени денежные средства Лаптевым Г.В.не возвращены.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспаривались сторонами в судебном заседании.
В силу положений ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (ст. 9 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменений его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Принятое Лаптевым Г.В. на себя обязательство в связи с получением единовременной финансовой помощи в сумме <данные изъяты> рублей, заключающегося в осуществлении предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, не исполнено.
Выплаченная Лаптеву Г.В. сумма, по своему характеру и назначению является формой государственной финансовой поддержки, то есть целевой выплатой, и не относится к денежным суммам, предоставляемым в качестве средства к существованию, возврат которых запрещен п. 3 ст. 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, учитывая, что в нарушение условий договора и требований закона предпринимательская деятельность прекращена Лаптевым Г.В. до истечения 12 месяцев с момента регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, единовременная финансовая выплата ответчиком в добровольном порядке не возвращена, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы ответчика о том, что предпринимательская деятельность им не прекращена, а приостановлена, опровергаются материалами дела, поскольку в сведениях ЕГРИП указано именно на прекращение деятельности в связи с принятием индивидуальным предпринимателем соответствующего решения.
Также не влечет отказ в удовлетворении иска обстоятельства того, что предпринимательская деятельность, согласно пояснениям ответчика, прекращена им с целью недопущения наложения ареста на имущество, приобретенное на выделенные денежные средства, Ни договор, ни вышеприведенные правовые акты не содержат каких-либо оговорок, освобождающих гражданина от возврата выделенной субсидии при прекращении им предпринимательской деятельности до истечения одного года по указанным обстоятельствам. При этом суд учитывает, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Более того, прекращение предпринимательской деятельности не влечет невозможность наложения ареста и обращения взыскания на имущество должника, в том числе приобретенное им для занятия предпринимательской деятельностью.
Ссылку ответчика на наличие обстоятельств, в силу пункта 3.3. договора свидетельствующих о продлении срока выполнения договорных обязательств ввиду временной нетрудоспособности получателя денежных средств, а также на отсутствие оснований для возврата финансовой помощи ввиду наличия тяжелого заболевания, повлекшего длительную нетрудоспособность продолжительностью более четырех месяцев (п.п. «б» п. 3.2) суд отклоняет, поскольку согласно информации ГОБУЗ «Кандалакшская ЦРБ» от <дата> <номер> Лаптев Г.В. в период с <данные изъяты> по настоящее время за медицинской помощью в стационар ГОБУЗ КЦРБ не обращался. Представленные ответчиком документы - сведения о его вакцинации <дата>, <дата> и <дата> от <данные изъяты>, иммуноферментный анализ от <дата>, осмотры участкового терапевта от <дата> с диагнозом – <данные изъяты> и от <дата> с установленным диагнозом – <данные изъяты>, выздоровление, к труду – с <дата>, также не свидетельствуют о наличии установленных договором вышеперечисленных оснований для невозвращения единовременной финансовой помощи, либо приостановлении срока действия договора до окончания эпидемии коронавируса.
Пунктом 2.1.4 договора предусмотрено, что изменение сроков и (или) целей использования единовременной финансовой помощи, установленных бизнес-планом, допускается при достижении обоюдного согласия сторон (через заявление) и оформляется дополнительным соглашением, которое является неотъемлемой частью указанного ранее договора. Ответчик ссылается на то, что устно обращался в ЦЗН о приостановлении, продлении срока договора, однако представитель ЦЗН это отрицает, в письменном виде заявление о приостановлении действия договора направлено ответчиком в ЦЗН только <дата>, т.е. в ходе рассмотрения дела в суде, по истечении более года со дня прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Также суд отклоняет доводы ответчика о том, что предпринимательская деятельность им прекращена досрочно по объективным обстоятельствам в связи с наличием чрезвычайной ситуации – распространением коронавирусной инфекции, в связи с чем в силу пп. «в» п. 3.2 договора единовременная финансовая помощь не подлежит возврату.
В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» в силу пункта 3 статьи 401 ГК РФ для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер. Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях. Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий. Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей. Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Кредитор не лишен права отказаться от договора, если вследствие просрочки, возникшей в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, он утратил интерес в исполнении. При этом должник не отвечает перед кредитором за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательств вследствие наступления обстоятельств непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в Мурманской области был введен режим повышенной готовности. В частности, издано постановление Губернатора Мурманской области от <дата> <номер> (ред. от <дата>) «О мерах по противодействию распространению на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (вместе с «Перечнем заболеваний, требующих соблюдения режима самоизоляции»), которое действовало с <дата> по <дата>, и постановление Правительства Мурманской области от <дата> <номер> (ред. от <дата>) «О введении ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, и утверждении правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» вместе с «Правилами поведения, обязательными для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения на территории Мурманской области новой коронавирусной инфекции (COVID-19)»
Верховный Суд РФ в «Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) <номер>» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ <дата>) указал, что признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).
Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.
При этом следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).
Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать: а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы; б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств; в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы; г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.
При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.
Вместе с тем, ответчик в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представил суду доказательства наличия обстоятельств, являющихся по смыслу п. 3 ст. 401 ГК РФ чрезвычайными и непредотвратимыми, которые могут служить основанием для освобождения его от ответственности за нарушение обязательства в части осуществлении им предпринимательской деятельности не менее 12 месяцев со дня регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с учетом сферы его деятельности.
При этом суд учитывает, что с заявлениями о рассмотрении бизнес-плана по открытию магазина одежды и о предоставлении единовременной финансовой помощи на создание собственного дела Лаптев Г.В. обратился в ЦНЗ <дата>, т.е. уже в период введенных на территории Мурманской области ограничительных мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Таким образом, анализируя вышеизложенное, установив юридически значимые по делу обстоятельства, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, установив нарушение ответчиком принятых на себя обязательств по договору <номер> от <дата>, суд находит исковые требования прокурора к Лаптеву Г.В. о взыскании единовременной финансовой помощи подлежащими удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию 82755 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в соответствующий бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Учитывая, что исковые требования удовлетворены полностью, прокурор от уплаты государственной пошлины освобожден, с Лаптева Г.В. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2683 руб.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования прокурора города Кандалакши в защиту интересов субъекта Российской Федерации – Мурманской области, в лице Межтерриториального государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения города Кандалакша, к Лаптеву Г.В. о взыскании единовременной финансовой помощи на создание собственного дела, удовлетворить.
Взыскать с Лаптева Г.В. в пользу Государственного областного бюджетного учреждения Центр занятости населения г. Кандалакша полученную им единовременную финансовую помощь на организацию собственного дела в размере 82755 руб.
Взыскать с Лаптева Г.В. государственную пошлину в размере 2683 руб. в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение суда может быть обжаловано в Мурманский областной суд подачей апелляционной жалобы через Кандалакшский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.А. Шевердова