Решение по делу № 3а-407/2021 от 26.04.2021

КОПИЯ

Дело № 3а-407/2021

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Нижний Новгород                      11 августа 2021 года

Нижегородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Буруновой С.В.,

при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>», об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости (земельного участка с кадастровым номером [номер]) в размере его рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «<данные изъяты>» обратилось в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 9399 кв.м., расположенного по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости, равной 6 280 000 (шесть миллионов двести восемьдесят тысяч) рублей по состоянию на 01 ноября 2013 года.

В обоснование заявленных требований ООО «<данные изъяты>» указано следующее:

ООО «<данные изъяты>» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером [номер] категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автозаправочной станции, площадью 9399 кв.м., расположенный по адресу: [адрес].

Согласно сведения из ЕГРН кадастровая стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], определенная на дату 01.11.2013, составляет 24214925,67 руб.

Кадастровая стоимость утверждена постановлением Правительства Нижегородской области от 10.12.2014 г. № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области».

Ссылаясь на положения Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а также на то, что кадастровая стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер] - существенно выше его рыночной стоимости, которая согласно отчета об оценке оценщика ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» от 17.12.2020 № 20870 составляет 6280000 рублей, административный истец считает, что его кадастровая должна быть установлена равной рыночной стоимости, указанной в отчете об оценке.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ).

Административным ответчиком Правительством Нижегородской области и заинтересованными лицами - ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» представлены письменные отзывы на административное исковое заявление.

Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело без участия не явившихся лиц.

Изучив материалы административного дела, обсудив доводы и требования административного искового заявления и отзывов на него, оценив представленные доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.

Защита гражданских прав осуществляется способами, перечисленными в статье 12 Гражданского кодекса РФ, а также иными способами, предусмотренными в законе.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения. Способ защиты права должен соответствовать характеру и последствиям правонарушения и обеспечивать восстановление нарушенных прав.

В силу требований ст. 62 КАС РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с п.3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 14 КАС РФ, закрепляющих принцип состязательности административного судопроизводства и принцип равноправия сторон, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен КАС РФ.

В силу ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Согласно п.1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 2 ст. 3 КАС РФ защите в суде подлежат нарушенные или оспариваемые права и законные интересы. Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 8 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», вступившего в силу с 01.01.2017 года, в кадастр недвижимости (реестр объектов недвижимости) вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости. На основании пункта 5 части 2 статьи 14 указанного выше Федерального закона основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно пунктам 1, 2, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В силу положений статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельного участка проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Кроме того, в Нижегородской области принят Закон Нижегородской области от 05.11.2014 года №140-З «О применении с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения».

Статьей 1 данного Закона Нижегородской области установлено, что в соответствии с главой 32 части второй Налогового кодекса Российской Федерации с 01 января 2015 года на территории Нижегородской области применяется порядок определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из приведенных норм права следует, что требование лица об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть удовлетворено в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права и обязанности такого лица.

Из материалов дела следует, что ООО «<данные изъяты>» на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автозаправочной станции, площадью 9399 кв.м., расположенный по адресу: [адрес]

Следовательно, ООО «<данные изъяты>», права и обязанности которого, как плательщика земельного налога затрагиваются оспариваемой кадастровой стоимостью земельного участка с кадастровым номером [номер], является в силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения его кадастровой стоимости.

По делу установлено, что спорный объект недвижимости включен в Перечень объектов недвижимости (за исключением земельных участков), подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01 ноября 2013 года, который утвержден постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 «Об утверждении результатов государственной кадастровой стоимости земельных участков в составе населенных пунктов Нижегородской области» (Приложение № 1). Его кадастровая стоимость определена в размере 24214925,67 руб.

Из чего следует, что юридически значимой датой, на которую в рамках настоящего дела подлежит установлению кадастровая стоимость спорного объекта недвижимости, является 01 ноября 2013 года.

Суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для рассмотрения административного искового заявления <данные изъяты> по существу и для восстановления предусмотренный частью 3 статьи 245 КАС РФ, частью десятой статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» срока для подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, исходя из следующего.

Согласно ч. 3 ст. 245 КАС РФ: «Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости».

Из разъяснений, данных в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» следует, что: «Согласно абз. 1 статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, ч. 5 ст. 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда».

Материалами дела установлено, что утвержденные Постановлением Правительства Нижегородской области от 10 декабря 2014 года № 863 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Нижегородской области» результаты государственной кадастровой оценки принадлежащего административному истцу земельного участка по состоянию на 01 ноября 2013 года на момент его обращения 22 декабря 2020 года в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области, являлись действующими.

Пунктом 7 ст. 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из ч. 1 ст. 24.12 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» слова «и не реже чем один раз в течение пяти лет» были исключены.

В связи с изменением закона очередная (по истечении 5 лет с даты, по состоянию на которую была проведена последняя государственная кадастровая оценка) оценка кадастровой стоимости принадлежащего административному истцу земельного участка до его обращения с административным иском в суд не проводилась.

Принимая во внимание тот факт, что в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения ч. 1 ст.24.12 Закона об оценочной деятельности, предусматривающие обязательность проведения государственной кадастровой оценки не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка, и учитывая, что не были утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки земель, оспариваемая кадастровая стоимость являлась действующей и подлежала применению в правоотношениях с участием административного истца.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Закон об оценочной деятельности) для целей настоящего Федерального закона под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Согласно статье 11 Закона об оценочной деятельности итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки. Отчет составляется в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости, административный истец представил в суд отчет об оценке оценщика ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» от 17.12.2020 [номер], в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] составляет 6820000 рублей (по состоянию на 01.11.2013 г.).

По ходатайству стороны административного истца по делу была назначена экспертиза на предмет установления рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] по состоянию на 01.11.2013 г.

Согласно заключению эксперта ООО «Агентство оценки» ФИО1 от 21.07.2021 г. [номер]-Э рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], общей площадью 9399 кв.м., расположенного по адресу: [адрес] по состоянию на 01.11.2013 г. составляет 5827000 рублей.

На основании части 1 статьи 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

Согласно положений статьи 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств (часть 1), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (часть 2), суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности (часть 3).

Исследовав представленный в суд отчет об определении рыночной стоимости земельного участка и экспертное заключение, суд полагает, что кадастровая стоимость земельных участков должна быть установлена с учетом результатов, указанных в заключении эксперта. При этом суд исходит из следующего.

Исследовав представленное в суд экспертное заключение эксперта ООО «Агентство оценки» ФИО1 от 21.07.2021 г. [номер]-Э суд принимает во внимание, что рыночная стоимость объектов оценки определялась экспертом с учетом требований Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», положений Федерального стандарта оценки №1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО №1)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №297; Федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО №2)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №298; Федерального стандарта оценки «Требования к отчету об оценке (ФСО № 3)», утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года №299; Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости (ФСО №7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года № 611.

Целью и задачей экспертной оценки являлось определение рыночной стоимости земельного участка для пересмотра его кадастровой стоимости в соответствии с определением суда о назначении экспертизы.

При рассмотрении данного дела суд учитывает, что экспертом обозначены допущения и ограничительные условия, использованные при экспертной оценке. Приведен перечень используемых при проведении экспертной оценки источников информации и использованной литературы.

Экспертом дано подробное описание объекта экспертной оценки.

Проведен анализ наиболее эффективного использования объекта оценки, анализ рынка объекта экспертизы, ценообразующих факторов, а также наличие внешних факторов, влияющих на его стоимость.

Анализ рынка объектов недвижимости в соответствии с пунктом 11 ФСО № 7, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014г № 611, приведен за период, предшествующий дате экспертной оценки – 01.11.2013 г.

Установлен сегмент рынка, к которому может быть отнесен оцениваемый земельный участок – сегмент земель под застройку объектами придорожного сервиса, а именно объектами автобинеса.

Экспертное заключение содержит анализ фактических данных о ценах предложений с объектами, подобными объекту экспертной оценки. Приведены 10 объявлений о продаже земельных участков под размещение объектов различного коммерческого назначения. Обоснован выбор аналогов.

Согласно главе V «Анализ рынка» Федерального стандарта оценки «Оценка недвижимости» (ФСО N7), утвержденного приказом Минэкономразвития России от 25.09.2014 года №611, объем исследований определялся экспертом исходя из принципа достаточности. Доказательств нарушения данного принципа при составлении экспертного заключения, повлекшего за собой неверные выводы относительно установления экспертом рыночной стоимости спорных земельных участков, суду не представлено.

Экспертная оценка земельного участка экспертом проведена с применением сравнительного подхода к оценке.

При определении рыночной стоимости объекта экспертной оценки с использованием сравнительного подхода эксперт применил метод прямого сравнения продаж. Подобрано 6 объектов-аналогов из сегмента рынка, к которому относится земельный участок - объект экспертной оценки. К объектам-аналогам применены поправки, приводящие объекты-аналоги к наибольшей схожести с объектом экспертной оценки.

Таким образом, экспертом приведена информация по всем ценообразующим факторам, оказывающим влияние на стоимость объекта экспертной оценки, и использовавшимся при определении стоимости земельного участка.

Суд находит, что в установленном процессуальным законом порядке указанные экспертом сведения о рыночной стоимости спорного земельного участка участвующими в деле лицами не опровергнуты. Само экспертное заключение, в котором определена величина рыночной стоимости земельного участка, является допустимым и надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта экспертной оценки. Выводы эксперта аргументированы, подтверждены собранными материалами. Ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы лицами, участвующими в деле, не заявлено, суд также не усматривает оснований для ее назначения.

Эксперт ФИО1 является членом саморегулируемой организации оценщиков – ассоциации «Русское общество оценщиков», регистрационный номер [номер] от 31.07.2007 г., имеет специальное образование в оценочной деятельности; проходила профессиональную подготовку; получен квалификационный аттестат в области оценочной деятельности от 02.02.2018 года [номер] по направлению оценочной деятельности «Оценка недвижимости»; ответственность оценщика застрахована в СПАО «РЕСО-Гарантия».

Сведений о том, что эксперт ФИО1 является лицом, имеющим имущественный интерес в объекте оценки, а также сведений об иных обстоятельствах, перечисленных в статье 33 КАС РФ, суду не представлено и судом не установлено.

Эксперт ФИО1 предупреждена судом об уголовной ответственности по статье 307 УК РФ за дачу заведомо ложного экспертного заключения. Сомнений в правильности заключения судебного эксперта по вопросу, поставленному ей для разрешения, у суда не имеется.

Суд не может принять в качестве доказательства рыночной стоимости земельных участков отчет об оценке ООО «Приволжский центр финансового консалтинга и оценки» от 17.12.2020 [номер].

Согласно пункту 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» законодательство о налогах и сборах предполагает установление налогов, имеющих экономическое основание. В связи с этим суд на основании имеющихся в деле доказательств вправе установить рыночную стоимость в ином размере, чем указано в заявлении об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, в том числе при наличии возражений заявителя относительно представленных доказательств об иной рыночной стоимости объекта недвижимости.

Оценив представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленное по настоящему делу требование административного истца ООО «<данные изъяты> в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автозаправочной станции, площадью 9399 кв.м., расположенный по адресу: [адрес], в размере его рыночной стоимости 5827000 рублей по состоянию на 11 ноября 2013 года.

Суд полагает, что не может повлечь отказ в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости доводы административного ответчика и заинтересованного лица. В данном случае основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости – земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (статья 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), при определении которой кадастровая стоимость земельного участка устанавливается равной этой рыночной стоимости.

В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснено, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления. Законом об оценочной деятельности для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления установлен обязательный досудебный порядок урегулирования спора, в связи с этим датой подачи заявления для указанных лиц является дата обращения в Комиссию. Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровым номером [номер] необходимо считать 22.12.2021 г. (обращение с заявлением в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области).

В соответствии с абзацем вторым пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие установления его рыночной стоимости сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.

ООО «<данные изъяты>» по настоящему административному делу оспаривает кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], установленную по состоянию на 01 ноября 2013 года.

В рамках проведения очередной государственной кадастровой оценки земельные участки вошли в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Нижегородской области, сформированный по состоянию на 01.01.2020 г.

Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] утверждена Приказом министерства имущественных и земельных отношений Нижегородской области №326-13-566703/20 от 21.10.2020 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (земель сельскохозяйственного назначения, земель населенных пунктов, земель промышленности и иного специального назначения, земель лесного фонда, земель запаса) на территории Нижегородской области по состоянию на 01.01.2020 г.» в размере 7157714,46 руб.

В таком случае оспариваемая кадастровая стоимость данного объекта недвижимости, определенная по состоянию на 01.11.2013 г., является архивной.

Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» установлено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения). Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Поскольку новая кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер] применяется с 01 января 2021 года, то оспариваемая ООО «<данные изъяты>» архивная кадастровая стоимость затрагивает права административного истца, связанные с налогообложением за прошедшие периоды, и у административного истца сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.

Таким образом, установленная настоящим решением кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером [номер], ставшая архивной, подлежит применению для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с даты начала применения кадастровой стоимости по 31 декабря 2020 года включительно.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Нижегородский областной суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление ООО «<данные изъяты>» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка – удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость объекта недвижимости – земельного участка с кадастровым номером [номер], категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации автозаправочной станции, площадью 9399 кв.м., расположенный по адресу: [адрес] равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.11.2013 г. в размере 5827000 (пять миллионов восемьсот двадцать семь тысяч) рублей.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер], установленной настоящим решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на период с даты начала применения кадастровой стоимости по 31.12.2020 года.

Датой обращения с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером [номер] считать 22 декабря 2020 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через суд первой инстанции.

П.П. Судья Бурунова С.В.: подпись

Решение в окончательной форме принято 16 августа 2021 года.

Судья Бурунова С.В.: подпись

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья                                    С.В. Бурунова

3а-407/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "ЛУКОЙЛ-Центрнефтепродукт"
Ответчики
Правительство Нижегородской области
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Нижегородской области
Другие
Ваганов Эдуард Николаевич
Администрация города Дзержинска Нижегородской области
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»
Суд
Нижегородский областной суд
Судья
Бурунова Светлана Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.nnov.sudrf.ru
26.04.2021Регистрация административного искового заявления
28.04.2021Передача материалов судье
28.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
28.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.04.2021Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
26.05.2021Предварительное судебное заседание
02.06.2021Предварительное судебное заседание
27.07.2021Производство по делу возобновлено
27.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.08.2021Судебное заседание
16.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2021Дело оформлено
11.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее