Дело № 2-185/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 апреля 2022 года с. Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Софроновой Татьяны Николаевны к администрации МО «Улаганский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о постановке на учет с первоначальной даты подачи заявления в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Софронова Т.Н. обратилась в суд с иском к администрации МО «Улаганский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о постановке на учет с первоначальной даты подачи заявления в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты с 29 ноября 2011 года.
Заявленные требования мотивированы тем, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2012 г. № 765 истец поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в категорию «пенсионеры» с датой постановки на учет с 10.01.2012 года. Заявление и заявление (рапорт) о постановке на учет по данной программе истцом подано 29.11.2011 года. Администрация МО «Улаганский район» объясняла причину поздней постановки на учет вынесением представления и.о. прокурора Улаганского района от 15.12.2009 года №7-4-2009 о прекращении постановки на учет граждан относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей до решения данного вопроса Правительством Республики Алтай. Истец с датой постановки на учет с 10.01.2012 года не согласна, поскольку имеет право на постановку на учет с первоначальной даты подачи заявления, т.е. с 29.11.2011 года.
Истец Софронова Т.Н. просила о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика Министерства регионального развития Республики Алтай, направив возражение, просила о рассмотрении дела без её участия.
Представители ответчика администрации МО «Улаганский район» и третьего лица ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Минстроя России, третье лицо Софронов И.Н. в суд не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, причины неявки суду неизвестна.
Исследовав материалы дела и учетное дело, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьями 1, 3 ФЗ от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (в ред. ФЗ от 25.10.2002 г.) установлено, что жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, осуществляется по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2, 3 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002 года № 879 (в ред. постановления от 14.11.2007 г. № 780) было предусмотрено, что регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов РФ по месту их постоянного проживания; органы исполнительной власти субъектов РФ могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Согласно п.9, 12 вышеуказанного Положения (в ред. постановления от 14.11.2007 г. № 780) для регистрации и постановки на учет гражданин, имеющий право на получение социальной выплаты для приобретения жилья, представляет в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления) следующие документы: а) заявление; б) заверенные копии документов, удостоверяющих личность заявителя и проживающих с ним членов семьи; в) справка о составе семьи заявителя и занимаемом жилом помещении; г) заверенные копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; д) заверенная копия пенсионного удостоверения - для пенсионеров. Решение о постановке на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, или об отказе в постановке на учет принимается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органами местного самоуправления) в 15-дневный срок с даты регистрации заявлений граждан.
В материалах учетного дела имеется заявление Софроновой Т.Н. в произвольной форме от 29.11.2011 г. о постановке на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (вх. № 34 от 10.01.2012 г.).
В заявлении (рапорте) от 29.11.2011 г. о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Софронова Т.Н. указала, что в соответствии с Постановлением Правительства №153 от 21.03.2006 г. относится к категории «пенсионеры», состав семьи: сын Софронов И.Н.
В заявлении (рапорте) в качестве приложений указаны: копии паспортов, свидетельств о рождении и о заключении брака, копия трудовой книжки, справка ПФР, копия пенсионного удостоверения, справка МСЭ, справки о составе семьи и о наличии жилья, справка БТИ.
Суд приходит к выводу, что к заявлению от 29.11.2011 г. Софроновой Т.Н. приложены все необходимые документы, предусмотренные п.9 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
На основании заявления и приложенных документов постановлением администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2012 г. № 765 Софронова Т.Н. поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, в категорию «пенсионеры» с 10.01.2012 г.
В обоснование доводов об отсутствии оснований для постановки истца на учет с 29.11.2011 г. ответчиками представлено постановление администрации МО «Улаганский район» № 04 от 13.01.2010 г., которым на основании представления и.о прокурора Улаганского района от 15.12.2009 г. №7-4-2009 постановка на учет граждан, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, была прекращена до решения данного вопроса Правительством Республики Алтай.
Как установлено в судебном заседании, органы местного самоуправления на территории Республики Алтай наделены отдельными государственными полномочиями по постановке на учет и учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий, на основании статей 1, 2 Закона Республики Алтай от 04.06.2012 г. № 31-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай по постановке на учет и учету граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений», вступившего в силу 22.06.2012 года.
Оценивая доводы ответчиков об отсутствии полномочий по постановке на учет, суд принимает во внимание, что несмотря на прекращение администрацией МО «Улаганский район» деятельности по постановке на учет граждан в 2010-2011 гг., исполнительный орган государственной власти Республики Алтай в указанный период прием таких заявлений и постановку на учет также не осуществлял, что свидетельствует о нарушении прав граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Суд отклоняет доводы ответчиков об отсутствии в 2011 году полномочий по постановке на учет, поскольку абз.1 п.19 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153, начиная с 13.04.2006 г., было предусмотрено, что для участия в основном мероприятии граждане подают в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат) следующие документы: заявление (рапорт) об участии в основном мероприятии, документы о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных с приложением следующих документов: документы, подтверждающие факт прибытия в районы Крайнего Севера или приравненные к ним местности до 1 января 1992 г.; выписка из решения органа по учету граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; копии документов, подтверждающих трудовой стаж в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (за исключением пенсионеров); копия пенсионного удостоверения и справка из территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях - для пенсионеров и иные документы.
Материалы учетного дела подтверждают соблюдение истцом СофроновойТ.Н. при обращении в уполномоченный орган местного самоуправления условий, предусмотренных абз.1 п.19 Правил, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 г. № 153.
Кроме того, согласно п.2.1 Положения о жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район», утвержденного 28.04.2011 г., к компетенции жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» отнесено формирование списков на получение государственных жилищных сертификатов.
На основании вышеизложенного, суд признает несостоятельными доводы ответчиков об отсутствии у органа местного самоуправления полномочий по регистрации и учету граждан до принятия закона Республики Алтай от 04.06.2012 г. №31-РЗ, поскольку с 13.04.2006 года федеральным законодателем полномочия по приему заявления (рапорта) об участии в основном мероприятии возложены на органы местного самоуправления.
Таким образом, администрация МО «Улаганский район» обладала полномочиями по постановке на учет граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». При этом орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании пункта 29 Правил утверждал единый список граждан, имеющих право на получение социальных выплат, формировал сводный список граждан, изъявивших желание получить сертификат на планируемый год, а также сводный список граждан-получателей сертификатов в планируемом году.
В соответствии с п.20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879 (в ред. постановления от 14.11.2007 г. № 780), очередность предоставления социальных выплат определяется в зависимости номера и даты подачи заявления о постановке на учет.
Истец Софронова Т.Н. указывает, что 29.11.2011 года все необходимые документы сданы в администрацию МО «Улаганский район», доказательства обратного ответчиками не представлены.
Из протокола заседания жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» от 17.12.2012 г. № 16 установлено, что 13.01.2010 г. издано постановление администрации МО «Улаганский район» «О прекращении постановки на учет граждан относящихся к районам Крайнего Севера». В течение 2 лет граждане подавали заявления, но в книгу регистрации заявлений граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, записи не были внесены. С 10.01.2012 года начали принимать заявления, т.к. ответственные за программу работники Минрегиона Республики Алтай в устном порядке дали разрешение, 10.01.2012 года зарегистрировано 62 заявления (заявление Софроновой Т.Н. указано под номером 34).
Сводный список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры» по Республике Алтай, исследованный судом, подтверждает, что и до принятия закона Республики Алтай от 04.06.2012 г. № 31-РЗ администрации муниципальных районов фактически осуществляли постановку граждан на учет, формировали учетные дела, содержащие все документы, подтверждающие наличие оснований для постановки граждан на учет, о чем было известно органам исполнительной власти Республики Алтай, в том числе Министерству регионального развития Республики Алтай.
Таким образом, оценивая в совокупности доказательства, суд приходит к выводу, что 29.11.2011 года Софронова Т.Н. обратилась в орган местного самоуправления с заявлением о постановке на учет, приложив все необходимые документы.
Вместе с тем, постановлением администрации МО «Улаганский район» от 21.12.2012 г. № 765 Софронова Т.Н. поставлена на учет граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, с 10.01.2012 г., что свидетельствует о несоблюдении требований п.12, 20 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.12.2002 № 879.
Ненадлежащее исполнение обязанностей должностными лицами ответчиков и отсутствие у гражданина возможности реализовать свое право непосредственно в органе исполнительной власти Республики Алтай привело к постановке на учет истца с 10.01.2012 года, что не может являться основанием для ограничения, предусмотренного Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» права истца на получение жилищной субсидии при соблюдении ею предусмотренных законом условий, с даты подачи заявления, то есть с 29.11.2011 года.
При рассмотрении дела доводы истца нашли свое подтверждение, ответчиками доказательства обратного не представлены. При таких обстоятельствах, исковые требования о постановке на учет с первоначальной даты подачи заявления в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Софроновой Татьяны Николаевны к администрации МО «Улаганский район», Министерству регионального развития Республики Алтай о постановке на учет с первоначальной даты подачи заявления в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Улаганский район», Министерство регионального развития Республики Алтай поставить на учет Софронову Татьяну Николаевну с первоначальной даты подачи заявления с 29 ноября 2011 года в сводных списках граждан, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение жилья в категорию «пенсионеры» по Республике Алтай.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы через Улаганский районный суд Республики Алтай.
Решение суда в окончательной форме принято 08 апреля 2022 года.
Председательствующий Е.В. Айманова