УИД 61RS0025-01-2020-001910-22 Дело № 2-19/21
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 февраля 2021 года ст. Багаевская Ростовской области
Багаевский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Шкуратова Д.С.,
при секретаре Лазаревой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании в зале Багаевского районного суда Ростовской области гражданское дело по иску Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) к Администрации Багаевского района Ростовской области, ФИО3 с участием третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования Министерства природных ресурсов и экологии по Ростовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, филиала «ФГБУ Росреестра» по Ростовской области о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности, признании отсутствующим права аренды, снятии с кадастрового учета,
установил:
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) обратилось в суд с указанными исковыми требованиями, ссылаясь на то, что органом регистрации прав выявлено наличие пересечений границ Семикаракорского лесничества с границами земельного участка иной категории с кадастровым номером № (Уведомление ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
В целях проведения проверки выявленного органом регистрации прав пересечения, территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства (Департаментом лесного хозяйства по Южному федеральному округу) направлено обращение в ФГБУ «Рослесинфорг» о сверке графических данных путем привязки границ спорного земельного участка к картографическим материалам лесоустройства.
Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границы земельного участка с кадастровым номером 61:03:№, установленных по координатам из ЕГРН, подтверждено, что указанный земельный участок иной категории, в границах части выдела 18 квартала 15 ФИО1 участкового лесничества, имеет пересечение (наложение) с границами земель лесного фонда (леса) и частично расположен на земельном участке лесного фонда (леса) с кадастровыми номером № (далее лесной участок), входящим в состав Семикаракорского лесничества.
Право собственности на лесной участок было зарегистрировано на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес> (далее - Свидетельство), данные о котором были внесены в ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № разрешенное использование лесного участка: для ФИО1 лесничества Семикаракорского лесхоза, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», площадью 7536238 кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл, р-н Багаевский.
Лесной участок, с которым пересекается земельный участок иной категории с кадастровым номером 61:03:№, является собственностью Российской Федерации на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации. То есть, федеральная собственность на лесной участок признана в силу закона, а не зарегистрированного права собственности Российской Федерации, следовательно, правом распоряжаться лесным участком действующим законодательством закреплено за Российском Федерацией даже в случае отсутствия государственной регистрации права собственности на земли лесного фонда.
Согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесному фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь пересечения составила 216 кв.м.
В соответствии с положениями Устава ФГБУ «Рослесинфорг» (далее – Учреждение) основными целями и предметом Учреждения является обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Рослесхоза в области лесных отношений (п. 3.1. Устава, размещенного в открытом источнике - официальном сайте Учреждения https://roslesinforg.ru/).
Одним из основных видов деятельности (работ, услуг), осуществляемых Учреждением за счет средств субсидий федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации, в рамках государственного задания является обеспечение установления границ лесничеств (лесопарков) (п. 3.2.3. Устава Учреждения).
Форма заключения о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий (далее - Заключение) утверждена Приказом Рослесхоза от 01.02.2018 № 41 «Об организации работы по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке» (вместе с «Регламентом работы центрального аппарата Рослесхоза и территориальных органов Рослесхоза по организации осуществления от имени Российской Федерации защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений в судебном порядке в случае выявления фактов пересечения (наложения) земельного участка с иной категорией земель на земли лесного фонда»), содержит сведения об исполнителе с указанием его должности, место для подписи и указание на расшифровку подписи (Ф.И.О.). Подписывается заключение Директором филиала ФГБУ «Рослесинфорг» и удостоверяется печатью.
Координаты характерных точек определяются картометрическим способом, согласно приказу Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90 «Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения». Земельные участки, отнесенные к землям лесного фонда, землям водного фонда и землям запаса имеют среднюю квадратичную погрешность местоположения характерных точек, не более 5 метров.
Таким образом, применение ФГБУ «Рослесинфорг» картометрического метода допустимо в соответствии с действующим законодательством, а само Заключение носит экспертный характер.
В целях же проверки достоверности, заключение ФГБУ «Рослесинфорг» может быть сопоставлено с другими доказательствами (в частности, выпиской из ГЛР, публичной кадастровой картой, таксационным описанием, Актом натурного обследования фактического использования земельного участка лесного фонда).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок с кадастровым номером 61:№ (далее - спорный земельный участок) поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ:
категория земель - «земли особо охраняемых территорий и объектов»;
разрешенное использование - «для базы отдыха»;
сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные»;
площадь 377+/-170 кв.м;
адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Багаевский, в районе острова «Буян»;
данные о правообладателе отсутствуют.
На объект недвижимости (спорный земельный участок) установлено обременение - аренда.
Основанием государственной регистрации обременения является:
договор уступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор уступки);
договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Договору аренды (выписка из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ №) ФИО1 <адрес> передала, ФИО2 принял в аренду земельный участок площадью 377 кв.м с кадастровым номером 61:№, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Багаевский, в районе острова «Буян».
Срок аренды 27 лет с момента передачи участка. Размер и форма арендной платы: годовой размер арендной платы 24350 руб., вносится ежеквартально равными частями не позднее 20-го числа последнего месяца квартала путем перечисления на счет.
Согласно Договору уступки ФИО2 передал в аренду ФИО3 права и обязанности, предусмотренные Договором аренды с согласия Арендодателя.
Государственная регистрация обременения осуществлена ДД.ММ.ГГГГ за №.
В пределах спорного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 61:03:№ Согласно актуальной информации, размещенной на официальном сайте htpps://rosreestr.ru/ тип (ОКС) — сооружение (3) сооружения гидротехнические, причал металлический). Ввод в эксплуатацию 1980.
На основании статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имуществу принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим. Правовое регулирование отношений, связанных с использованием лесных ресурсов, основывается на принципе приоритета публичности интересов и предполагает, в частности, обеспечение сохранности лесного фонда, его рациональное использование и эффективное воспроизводство. Данная позиция закреплена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ) от ДД.ММ.ГГГГ №-Пи от ДД.ММ.ГГГГ №-П, определении КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О, определении КС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Часть 2 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что категория земель указывается в актах органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков; договорах, предметом которых являются земельные участки; государственном кадастре недвижимости; документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; иных документах в случаях, установленных, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Между тем по смыслу части 2 этой же статьи данные документы лишь фиксируют категорию земель, но не определяют ее. Содержащиеся в названных документах сведения о категории земельного участка в случае возникновения соответствующего спора могут быть изменены.
При этом следует руководствоваться частью 5 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее - Федеральный закон № 172-ФЗ), согласно которой земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Местоположение, границы земель лесного фонда, отдельных лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 - 69 Лесного кодекса Российской Федерации), которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства. Земельный участок делает лесным определенная совокупность древесно-кустарниковой растительности, произрастающей на нем. Исходя из определения «лесного участка», данного в статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки не образуются вне лесничеств и лесопарков.
Специфика лесных участков по сравнению с земельными участками подтверждена Верховным Судом Российской Федерации (далее - ВС РФ), который признал необоснованным мнение о том, что земельный и лесной участки различаются лишь по порядку формирования, а по своему правовому режиму равнозначны (Решение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ГКПИ07-936). ВС РФ отметил, что правовая природа этих участков не тождественна. Лесные участки являются самостоятельными природными объектами, имеющими специальный правовой режим, определяемый лесным законодательством, ввиду жизненно важной многофункциональной роли лесов и их значимости для общества в целом. Лесное законодательство базируется на других основных принципах, чем земельное законодательство.
Согласно части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
При проведении лесоустройства определяется местоположение границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков (статья 68 Лесного кодекса Российской Федерации), в том числе на местности специальными лесоустроительными знаками, а также проводится таксация лесов для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов (статья 69.1 Лесного кодекса Российской Федерации).
При таксации лесов, проводимой в границах лесных участков, лесничеств, лесопарков, осуществляются установление границ лесотаксационных выделов, определение преобладающих и сопутствующих лесных пород, диаметра, высоты и объема древесины, лесорастительных условий и т.д.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесений документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Учитывая изложенное, доказательством, подтверждающим отнесение спорного земельного участка в части пересечения к землям лесного фонда, является информация из государственного лесного реестра (далее - ГЛР).
Согласно выписке из ГЛР от ДД.ММ.ГГГГ № выдел 18 квартала 15 ФИО1 участкового лесничества входят в состав Семикаракорского лесничества.
Выписка подписана первым заместителем министра природных ресурсов и экологии, имеет печать и содержит сведения о выделах и кварталах, относящихся к землям лесного фонда, о видах разрешенного использования, категории защитности.
Акт натурного обследования фактического использования земельного участка является документом, который уточняет материалы лесоустройства и составляется при техническом обследовании запрашиваемого участка лесного массива.
Составляют Акт уполномоченные должностные лица территориального органа Федерального агентства лесного хозяйства в составе РФ по поручению руководителя (приказ Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Порядка подготовки и утверждения акта натурного технического обследования участка лесного фонда»).
Согласно Акту № натурного обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером 61:03:0600004:831 от ДД.ММ.ГГГГ «часть земельного участка кроме западной части, расположена на землях государственного лесного фонда, имеет пересечение площадью 216 м2 с частью выдела 18, который представлен насаждениями вяза тополя черного и ивы белой, возраст насаждений 55 лет. Признаки самовольной рубки в квартале 15 ФИО1 участкового лесничества Семикаракорского лесничества отсутствуют. В границах указанного земельного участка лесопользователи отсутствуют».
«Признаки фактического использования территории отсутствуют».
«На основании визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером 61:03:№ установлен факт наличия строений», «наличия ограждений».
Фотографические материалы (Фототаблица №) явствуют о том, что спорный участок иной категории, в части пересечения, представлен многолетними лесными насаждениями.
Согласно статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту (статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Одним из основных принципов земельного законодательства, установленных в статье 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии со статьей 94 ранее действовавшего Земельного кодекса РСФСР, утвержденного постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, землями лесного фонда считались земли, покрытые лесом, а также не покрытые лесом, но предоставленные для нужд лесного хозяйства и лесной промышленности.
Согласно статье 2 действовавших ранее Основ лесного законодательства Российской Федерации, утвержденных постановлением Верховного Совета РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, все леса и предоставленные для ведения лесного хозяйства земли образовывали лесной фонд Российской Федерации. В состав земель лесного фонда входили лесные земли (покрытые лесом, а также не покрытые лесом - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и нелесные земли (болота, дороги, квартальные просеки и другие).
Аналогичное положение предусмотрено и пунктом 1 статьи 101 действующего в настоящее время Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством.
Таксационное описание - это своего рода ведомость, составляемая на лесной квартал, содержащая детальную характеристику каждого таксационного выдела и намечаемые в нем хозяйственные мероприятия, а также обобщенную характеристику особенностей лесных насаждений и других категорий земель лесного квартала в целом, и является подтверждением использования данного земельного участка (определенной территории) для ведения лесного хозяйства. Таксация леса производится при инвентаризации (учете) лесного фонда во время лесоустройства. Таксационное описание всех участков леса служит основанием для составления плана ведения лесного хозяйства.
Согласно таксационному описанию, часть выдела 18 квартала 15 ФИО1 участкового лесничества Семикаракорского лесничества, включенная в границы земельного участка с кадастровым номером 61:№, относится к защитным лесам с категорией защитности - леса, расположенные в водоохранных зонах: к лесным землям (квартал 15 выдел 18 насаждения).
Часть выдела 18 квартала 15 ФИО1 участкового лесничества Семикаракорского лесничества в порядке, установленном Федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводилась.
Разграничение государственной собственности представляет собой установленный федеральными законами порядок закрепления земель в федеральную собственность, собственность субъектов РФ и муниципальных образований.
Согласно пункту 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью), осуществляет Российская Федерация. Субъекты Российской Федерации согласно пункту 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальное собственности, осуществляются органами местного самоуправления.
Системное толкование положений законодательства указывает на то, что разграничению подлежат земли, в отношении которых отсутствуют сведения о правах собственности в ЕГРН, либо земли, которые передаются Российской Федерацией в собственность субъектов РФ или муниципальных образований.
Спорный земельный участок иной категории в части пересечения относится к землям лесного фонда, находящимся в собственности Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Арендодателями могут быть также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (статья 608 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Органы местного самоуправления полномочиями по распоряжений федеральным имуществом, в том числе лесными насаждениями, произрастающими на землях лесного фонда, в соответствии с действующим законодательством, не наделены.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 61:№ на момент его постановки на кадастровый учет, был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка нарушающая требования закона или иного нормативного акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, признается ничтожной.
Формирование спорного земельного участка за счет земель лесного фонда и предоставление спорного земельного участка Ответчиком 1 в аренду, регистрация права аренды Ответчиком 2 на спорный земельный участок иной категории (в части наложений (пересечения)) нарушает принадлежащие Российской Федерации законные права титульного владельца.
На основании статьи 304 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
На основании подпункта 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации, действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 1223 Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, дополнено пунктом 5.20(3), согласно которому Рослесхоз осуществляет от имени Российской Федерации защиту, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 11, 12, 304 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 6, 7, 8 Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральное агентство лесного хозяйства, истец просит суд:
Признать недействительной постановку на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 61№, площадью 377+/-170 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл, р-н Багаевский, в районе острова «Буян».
Признать недействительным договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ (Дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Номер регистрации: №) и договор уступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (Дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ. Номер регистрации: №4) с кадастровым номером 61:№, площадью 377+/-170 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл, р-н Багаевский, в районе острова «Буян».
Признать отсутствующим право аренды ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером 61№, площадью 377+/-170 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл, р-н Багаевский, в районе острова «Буян».
Снять с кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 61:№, площадью 377+/-170 кв.м, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл, р-н Багаевский, в районе острова «Буян».
В судебное заседание ФИО1 истца, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представили в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, исковые требования поддерживают в полном объеме.
ФИО1 <адрес> РО в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
ФИО1 третьих лиц - Министерства природных ресурсов и экологии РО, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, филиала «ФГБУ Росреестра» по <адрес> в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил в суд своего ФИО1 – ФИО5, который просил в иске отказать, указывая, что спорный земельный участок не пересекается с землями лесного фонда.
Дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав в судебном заседании ФИО1 ответчика, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1, 2, 3 ст. 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом, каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Нормы статей 3, 4 и ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, закрепляющие основные положения, относящиеся к праву на обращение в суд и возбуждению гражданского дела в суде, а также обязывающие суд принимать решение по заявленным истцом требованиям, ставят возможность удовлетворения требований заинтересованного лица, обратившегося за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса, в зависимость от установления судом того, что права и свободы, о защите которых просит лицо, ему принадлежат, указанные права и свободы были нарушены или существует реальная угроза их нарушения.
Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 1 ст. 12 ГПК РФ).
Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (ст. 7 ЛК РФ).
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статья 8 Лесного кодекса Российской Федерации устанавливает, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со статьей 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 201-ФЗ), лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Согласно части 4 статьи 6.1 Лесного кодекса Российской Федерации границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
В судебном заседании установлено, что согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости (выписка из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №), земельный участок с кадастровым номером 61:03№ (далее - спорный земельный участок) поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ:
категория земель - «земли особо охраняемых территорий и объектов»;
разрешенное использование - «для базы отдыха»;
сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные»;
площадь 377+/-170 кв.м;
адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, р-н Багаевский, в районе острова «Буян»;
данные о правообладателе отсутствуют.
На объект недвижимости (спорный земельный участок) установлено обременение - аренда.
Основанием государственной регистрации обременения является:
договор уступки права аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Договор уступки);
договор аренды земельного участка, находящегося в государственной собственности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Договору аренды (выписка из ЕГРН о содержании правоустанавливающих документов от ДД.ММ.ГГГГ №) ФИО1 <адрес> передала, ФИО2 принял в аренду земельный участок площадью 377 кв.м с кадастровым номером 61:№, расположенный по адресу: <адрес>, р-н Багаевский, в районе острова «Буян».
Срок аренды 27 лет с момента передачи участка. Размер и форма арендной платы: годовой размер арендной платы 24350 руб., вносится ежеквартально равными частями не позднее 20-го числа последнего месяца квартала путем перечисления на счет.
Согласно Договору уступки ФИО2 передал в аренду ФИО3 права и обязанности, предусмотренные Договором аренды с согласия Арендодателя.
Государственная регистрация обременения осуществлена ДД.ММ.ГГГГ за №.
В пределах спорного земельного участка расположен объект недвижимости с кадастровым номером 61:№. Согласно актуальной информации, размещенной на официальном сайте https://rosreestr.ru/ тип (ОКС) — сооружение (3) сооружения гидротехнические, причал металлический). Ввод в эксплуатацию 1980.
Как указывает истец, органом регистрации прав выявлено наличие пересечений границ Семикаракорского лесничества с границами земельного участка иной категории с кадастровым номером № (Уведомление ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
В целях проведения проверки выявленного органом регистрации прав пересечения, территориальным органом Федерального агентства лесного хозяйства (Департаментом лесного хозяйства по Южному федеральному округу) направлено обращение в ФГБУ «Рослесинфорг» о сверке графических данных путем привязки границ спорного земельного участка к картографическим материалам лесоустройства.
Филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект», в результате сопоставления рабочих планово-картографических материалов лесоустройства, определяющих границы земель лесного фонда и местоположения границы земельного участка с кадастровым номером №, установленных по координатам из ЕГРН, подтверждено, что указанный земельный участок иной категории, в границах части выдела 18 квартала 15 ФИО1 участкового лесничества, имеет пересечение (наложение) с границами земель лесного фонда (леса) и частично расположен на земельном участке лесного фонда (леса) с кадастровыми номером 61:№, входящим в состав Семикаракорского лесничества.
Право собственности на лесной участок было зарегистрировано на основании свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ серия <адрес>, данные о котором были внесены в ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № разрешенное использование лесного участка: для ФИО1 лесничества Семикаракорского лесхоза, сведения об объекте недвижимости имеют статус «актуальные, ранее учтенные», площадью 7536238 кв.м, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Ростовская обл, р-н Багаевский, является собственностью Российской Федерации на основании статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации.
Согласно заключению филиала ФГБУ «Рослесинфорг» «Воронежлеспроект» о пересечении (наложении) земельного участка с иной категорией земель на земли лесному фонда № от ДД.ММ.ГГГГ, площадь пересечения составила 216 кв.м.
Согласно представленному Акту № натурного обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ «часть земельного участка кроме западной части, расположена на землях государственного лесного фонда, имеет пересечение площадью 216 м2 с частью выдела 18, который представлен насаждениями вяза тополя черного и ивы белой, возраст насаждений 55 лет. Признаки самовольной рубки в квартале 15 ФИО1 участкового лесничества Семикаракорского лесничества отсутствуют. В границах указанного земельного участка лесопользователи отсутствуют».
«Признаки фактического использования территории отсутствуют».
«На основании визуального осмотра земельного участка с кадастровым номером № установлен факт наличия строений», «наличия ограждений».
Истец также указывает, что Согласно таксационному описанию, часть выдела 18 квартала 15 ФИО1 участкового лесничества Семикаракорского лесничества, включенная в границы земельного участка с кадастровым номером №, относится к защитным лесам с категорией защитности - леса, расположенные в водоохранных зонах: к лесным землям (квартал 15 выдел 18 насаждения).
Часть выдела 18 квартала 15 ФИО1 участкового лесничества Семикаракорского лесничества в порядке, установленном Федеральным законодательством, в земли иных категорий не переводилась.
Таким образом, истец считает, что земельный участок с кадастровым номером № на момент его постановки на кадастровый учет, был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда.
Определением ФИО1 районного суда РО от ДД.ММ.ГГГГ по делу назначена судебная землеустроительная экспертиза.
Согласно выводов заключения экспертов № от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что после проведения сравнительного анализа прохождения поворотных точек кадастровой границы земельного участка с кадастровым номером 161:03:0600004:831, сведения о которых, имеются в ЕГРН и поворотных точек фактической границы и межевых знаков, имеющихся на местности, на момент проведения исследования, получены данные о незначительных расхождениях фактических координат межевых знаков относительно кадастровой границы в пределах допустимых значений.
Исходя из местоположения исследуемых земельных участков с кадастровым номером № и кадастровым номером №, имеющимся в ЕГРН, анализа границ смежных земельных участков поставленных на кадастровый учёт в исследуемом квартале №, данных инструментальных измерений фактических границ, а так же учитывая данные инвентаризации земельных участков, указанные на картографической основе, данные землеустроительного дело №, эксперты приходят к выводу, что фактическое местоположение поворотных точек границ земельного участка с кадастровым номером № соответствует сведениям, содержащимся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании и не расположены в пределах лесного участка выдел 18 квартал 15 ФИО1 участкового лесничества Семикаракорское лесничество (т. 2 л.д. 1-31).
Экспертами также установлено, что Земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:831 был сформирован в пределах ранее предоставленного земельного участка с кадастровым номером № (<адрес> на территории о. Буян (бывшая пристань)). Договором аренды № от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок был передан в аренду с правом выкупа гр. ФИО2. По данным межевания от августа 2005 года предоставленный земельный участок со стороны реки Дон имеет протяжённость границы 36,07 метров (см рис 4-5). Согласно сведениям, имеющимся в ЕГРН, протяжённость кадастровой границы земельного участка с кадастровым номером № составляет 36,07 метров, что совпадает с данными, при образовании земельного участка.
Эксперты отмечают, что исходя из ситуационного плана (л.д.191) земельный участок предоставлен со стороны реки Дон от имеющегося обрыва, фактически на земельном участке с кадастровым номером № расположена подпорная стена, край которой совпадает с границами земельного участка и с линией существующего обрыва.
Контурными или площадными условными знаками изображают те объекты, которые можно отобразить в соответствии с масштабом карты и занимающие определенную площадь. Контура чертят тонкой сплошной линией, прерывистой или изображают в виде точечного пунктира. Образованный контур заполняют условными обозначениями. Пояснительные подписи используются, для указания дополнительной характеристики изображенных объектов. Исходя из графической ситуации чертежа, земельный участок с кадастровым номером 61:03:0600004:831 сформирован с включением в его площадь территории, ранее предоставленный гр. ФИО2
Земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к землям особо охраняемых территорий, при его формировании не включён в пределы земельного участка ФИО1 участкового лесничества, квартал 15, выдел 18.
В составе землеустроительного дела № имеется справка (л.д.201) за подписью директора Семикаракорского лесхоза с указанием:
«... Дана ФИО2 о том, что земельный участок под ему принадлежащим рестораном «Махачкала» площадью 0,191 Га не входит в состав Голесфонда».
Эксперты так же обращают внимание, что на кадастровом учёте имеется сформированный смежный земельный участок с кадастровым номером №, относящийся к землям лесного фонда, в состав которого, при его образовании, включены выделы №, №, № и №, расположенные в квартале № ФИО1 участкового лесничества, при этом между смежными Земельными участками с кадастровыми номерами № (Истец) и с кадастровым номером № (Ответчик) не пересекаются (отсутствие накладки) между собой.
Подлинность заключения экспертов никем в судебном заседании не отрицалась и не оспаривалась, а потому оно признается судом достоверным и соответствующим действительности, может быть положен в основу доказательств по настоящему делу.
Заключение судебной экспертизы отвечает требованиям, установленным ст. 86 ГПК РФ, ст. 25 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», содержит недвусмысленные ответы на поставленные судом вопросы, исключающие их двоякое истолкование, основаны на представленных документах.
Представленный суду Акт № натурного обследования фактического использования земельного участка с кадастровым номером № от ДД.ММ.ГГГГ не свидетельствует о том, что спорный земельный участок пересекает границы Семикаракорского лесничества.
Таким образом, учитывая выводы судебной экспертизы, доводы истца о том, что земельный участок с кадастровым номером № на момент его постановки на кадастровый учет, был незаконно сформирован за счет земель лесного фонда, суд находит необоснованными, а исковые требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 192-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) к ФИО1 <адрес>, ФИО3 с участием третьих лиц не заявляющих самостоятельные требования Министерства природных ресурсов и экологии по <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, филиала «ФГБУ Росреестра» по <адрес> о признании недействительной постановки на кадастровый учет земельного участка, признании недействительным договора аренды земельного участка находящегося в государственной собственности, признании отсутствующим права аренды, снятии с кадастрового учета – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Багаевский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Полное (мотивированное) решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Шкуратов Д.С.