Дело № 2-72/2018
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 апреля 2018 года с. Красный Чикой
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе: председательствующего судьи Добрынина В.А.,
при секретаре Кузаковой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьминой Елены Юрьевны к Государственному учреждению здравоохранения «Красночикойская центральная районная больница», Министерству здравоохранения Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, компенсации морального вреда, возложении обязанности выплачивать заработную плату не ниже МРОТ, установленного на территории РФ, с начислением к ней районного коэффициента и надбавки за стаж работы, возмещении судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьмина Е.Ю. обратилась в суд с вышеуказанными исковыми требованиями, ссылаясь на следующее.
Она работает в ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» с ДД.ММ.ГГГГ г. в должности <данные изъяты> -1,0 ставки. Размер должностного оклада согласно трудовому договору № от ДД.ММ.ГГГГ составляет ДД.ММ.ГГГГ рублей. Согласно дополнительному соглашению к данному трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ оклад за 1 ставку составляет <данные изъяты> рублей. Также по указанной должности ей выплачивается надбавка за медицинский стаж - 30%, районный коэффициент - 40 %, за непрерывный стаж работы - 30 %. Размер заработной платы по должности <данные изъяты> ниже минимального размера оплаты труда. Кроме того, согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ она выполняет работу по внутреннему совместительству по должности <данные изъяты> с оплатой в пределах 30 часов в неделю за фактически отработанное время исходя из оплаты: <данные изъяты> рублей- оклад, надбавка за медицинский стаж - 30%, районный коэффициент - 40 %, за непрерывный стаж работы - 30 %. Таким образом, размер начисленной и выплаченной ей заработной платы без учета районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (30%) является ниже минимального размера оплаты труда (с ДД.ММ.ГГГГ - 5205 рублей), установленного на всей территории Российской Федерации. Полагает, что установление ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» величины заработной платы, искусственно приравненной к величине МРОТ, путем включения районного коэффициента и процентной надбавки в размер заработной платы, которая изначально не превышает МРОТ, является противоречащим действующему трудовому законодательству. Тем самым нарушаются ее трудовые права, предусмотренные ст. 132, 133, 146, 147, 148 Трудовым кодексом РФ, ст. 10, 11 Закона РФ от 19.02.1993 г. № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Исходя из правовой взаимосвязи, закрепленной в ст.ст. 129,146, 147, 148 ТК РФ. полагаю, что установление повышенной оплаты труда, а именно районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате является компенсацией за труд в местностях с особыми климатическими условиями, и не связано с качеством и количеством выполняемых работником трудовых обязанностей. Считает, что районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате (Забайкальский коэффициент) должны выплачиваться сверх вознаграждения за труд, равного МРОТ, а не применяться как средства доведения размера всей заработной платы до величины равной МРОТ.
С 01.01.2013 г. Федеральным законом от 03.12.2013 г. № 232-Ф3 минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5205 рублей в месяц.
В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации может устанавливаться для работников, работающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, за исключением работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.
Согласно Приказу № от ДД.ММ.ГГГГ размер МРОТ по ГУЗ«Красночикойская ЦРБ» установлен в размере <данные изъяты> рублей с ДД.ММ.ГГГГ на основании регионального соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно, общий размер начисленной заработной платы за 1,0 ставку по должности санитарки терапевтического отделения с учетом 40 % районного коэффициента, 30 % надбавки за непрерывный стаж работы составлять: (<данные изъяты>
В соответствии со ст. 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
На момент подачи настоящего искового заявления ей выплачена заработная плата за: август и октябрь 2013 г. в размере меньшем, чем в размере подлежащем выплате, с учетом позиции Верховного Суда РФ.
Таким образом, за ДД.ММ.ГГГГ г. согласно представленного расчета ответчик не доначислил и не выплатил ей заработную плату в размере <данные изъяты>. С ДД.ММ.ГГГГ она находилась в ежегодном оплачиваемом отпуске, недоначисленная и невыплаченная заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ г. составляет <данные изъяты>. Учитывая, что заработная плата за август должна быт выплачена в большем размере, размер отпускных также должен быть пересчитан ответчиком в сторону увеличения с учетом увеличения среднего заработка.
Выплата ответчиком заработной платы в мизерном размере, ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, причиняет ей постоянные нравственные страдания, моральный вред оценивает в <данные изъяты> рублей.
С учетом уточнений просила взыскать с государственного учреждения здравоохранения «Красночикойская центральная районная больница» в ее пользу недоначисленную и невыплаченную заработную плату ДД.ММ.ГГГГ с учетом МРОТ, установленного федеральным законодательством, в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Обязать государственное учреждение здравоохранения «Красночикойская центральная районная больница» произвести перерасчет отпускных за период нахождения в отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Возложить на государственное учреждение здравоохранения «Красночикойская центральная районная больница» обязанность выплачивать истице при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении нормы труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением к ней районного коэффициента и надбавки за стаж работы.
Определением Красночикойского районного суда от 27 ноября 2013 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство здравоохранения Забайкальского края (л.д.1-4).
Решением Красночикойского районного суда от 13 декабря 2013 года исковые требования удовлетворены частично.
Определением Красночикойского районного суда от 05.04.2017 года решение Красночикойского районного суда от 13 декабря 2015 года отменено по новым обстоятельствам.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 14 июня 2017 г. определение Красночикойского районного суда от 05 апреля 2017 г. оставлено без изменения.
Решением Красночикойского районного суда от 07 августа 2017 года в удовлетворении исковых требований Кузьминой Е.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 18 октября 2017 г. решение Красночикойского районного суда от 07 августа 2017 г. оставлено без изменения.
Определением Красночикойского районного суда от 31 января 2018 года решение суда от 07 августа 2017 года отменено по новым обстоятельствам.
Согласно ч. 3 ст. 397 ГПК РФ в случае отмены судебного постановления дело рассматривается судом по правилам, установленным настоящим Кодексом.
В судебное заседание истец Кузьмина Е.Ю. не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело без ее участия без её участия. Кроме того, уточнила исковые требования в части требований, просила возложить на ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» обязанность выплачивать ей при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением к ней районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате рабочих и служащих за непрерывный стаж работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, расположенных в южных районах Дальнего Востока, Бурятской АССР и Читинской области. В остальной части исковые требования оставила без изменения.
Представитель ответчика ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, возражений суду не представили, об отложении рассмотрения дела не просили.
Министерство здравоохранения <адрес> своего представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежаще, возражений по заявленным требованиям не представило, об отложении судебного заседания не просило.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных не явившихся истца и представителей ответчиков ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» и Министерства здравоохранения <адрес>.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
Часть 1 ст.129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7, часть 2 Конституции Российской Федерации); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.
При этом согласно ст. 2 ТК РФ обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7 ТК РФ).
Установление работнику справедливой заработной платы обеспечивается положениями Трудового кодекса РФ, предусматривающими обязанность работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности (статья 22), зависимость заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда, запрещение какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132); основные государственные гарантии по оплате труда работника (статья 130); повышенную оплату труда работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями (статья 146).
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1, 2 ст. 135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст.ст. 146, 148 ТК РФ).
Из этого следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен установить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность. В соответствии с международными нормами и требованиями российского трудового законодательства не допускается установление заработной платы в одинаковом размере работникам, выполняющим работу по одной и той же профессии, специальности или должности (тарифицированную по одному разряду) в различных условиях.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 130, 132, 135, 146, 148 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в местностях с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Таким образом, при установлении системы оплаты труда в организациях, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, неблагоприятные факторы, связанные с работой в этих условиях, должны быть компенсированы специальными коэффициентом и надбавкой к заработной плате. Это означает, что заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 7 декабря 2017 г. N 38-П по делу о проверке конституционности положений статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан В.С.Григорьевой, О.Л.Дейдей, Н.А.Капуриной и И.Я.Кураш признал взаимосвязанные положения статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой, второй, третьей, четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации) районных коэффициентов (коэффициентов) и процентных надбавок, начисляемых в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом в пункте 4.2 названного постановления указано, в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (статья 37, часть 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, т.е. без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. В противном случае месячная заработная плата работников, полностью отработавших норму рабочего времени в местностях с особыми климатическими условиями, могла бы по своему размеру не отличаться от оплаты труда лиц, работающих в регионах с благоприятным климатом. Таким образом, гарантия повышенной оплаты труда в связи с работой в особых климатических условиях утрачивала бы реальное содержание, превращаясь в фикцию, а право граждан на компенсацию повышенных затрат, обусловленных работой и проживанием в неблагоприятных условиях, оказалось бы нарушенным. Нарушались бы и конституционные принципы равенства и справедливости, из которых вытекает обязанность государства установить такое правовое регулирование в сфере оплаты труда, которое обеспечивает основанную на объективных критериях, включая учет природно-климатических условий осуществления трудовой деятельности, заработную плату всем работающим и не допускает применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.
В соответствии с трудовым договором от ДД.ММ.ГГГГ, приказом № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина Е.Ю. работает в должности <данные изъяты> - 1 ставки с ДД.ММ.ГГГГ. Согласно дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ должностной оклад составляет ДД.ММ.ГГГГ рублей, на который начисляются Забайкальский коэффициент надбавка 30 %, районный коэффициент надбавка 40%, а также выплата за стаж работы в учреждениях здравоохранения в размере 30%.
Согласно приказа № от ДД.ММ.ГГГГ Кузьмина Е.Ю. принята на работу по внутреннему совместительству на должность <данные изъяты> с оплатой в пределах до 30 часов в неделю за фактически отработанное время, с окладом в размере ДД.ММ.ГГГГ рублей, надбавка за медицинский стаж -30%, районный коэффициент - 40 %, за непрерывный стаж работы - 30 %.
В соответствии с Федеральным законом «О минимальном размере оплаты труда» от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ) с 01 января 2013 года размер минимальной заработной платы в Российской Федерации равен 5205 рубля в месяц.
С учетом минимального размера оплаты труда в сумме 5205 рублей и полностью отработанной норме рабочего времени, заработная плата Кузьминой Е.Ю. за ДД.ММ.ГГГГ. должна составлять не менее 8848,50 рублей (5205 руб. х 40 % (районный коэффициент) х 30% (надбавка за непрерывный стаж).
Как видно из материалов дела, установленный размер оклада по занимаемым Кузьминой Е.Ю. должностям меньше МРОТ, установленного вышеуказанным федеральным законом.
Из расчетных листков за ДД.ММ.ГГГГ года, представленных ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» следует, что Кузьминой Е.Ю. за работу в должности <данные изъяты> начислено: в ДД.ММ.ГГГГ года <данные изъяты>
Таким образом, за ДД.ММ.ГГГГ года истцу начислялась и выплачивалась заработная плата в размере меньшем, чем предусмотрено законодательством.
Представленный истцом расчет недоначисленной заработной платы ответчиками не оспорен.
Всего истцу не доначислено и не выплачено <данные изъяты>.В указанной части исковые требования являются обоснованными. Однако взысканию с ответчика ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» данная сумма заработной платы не подлежит, поскольку решением Красночикойского районного суда от 13 декабря 2013 г. в пользу истца взыскана недоначисленная и невыплаченная заработная плата в сумме <данные изъяты>, компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей. Решение суда вступило в законную силу и исполнено ответчиком. Таким образом, оснований для повторного взыскания с ответчика ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» в пользу Кузьминой Е.Ю.недоначисленной заработной платы за август 2013г., октябрь 2013 года, компенсации морального вреда у суда не имеется. В удовлетворении исковых требований в данной части истцу следует отказать. По этим же мотивам суд не обсуждает вопрос о взыскании с ответчика государственной пошлины.
Поскольку судом установлен факт начисления и выплаты заработной платы истцу с нарушением трудового законодательства в меньшем размере, то устранить данное нарушение трудовых прав следует путем возложения на ответчика ГУЗ «Красночикойская ЦРБ» обязанности при полностью отработанной истцом норме рабочего времени (выполнении нормы труда (трудовых обязанностей)) производить ей ежемесячно начисление и выплату заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением на неё районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Кузьминой Елены Юрьевны удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение здравоохранения «Красночикойская центральная районная больница» производить начисление и выплату заработной платы Кузьминой Елене Юрьевне при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда в размере не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с начислением на неё районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы в <адрес>.
В остальной части в удовлетворении исковых требований отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Красночикойский районный суд Забайкальского края.
Решение суда принято в окончательной форме 13 апреля 2018 года.
Судья: Добрынин В.А.