№ 21-541/2024
РЕШЕНИЕ
25 сентября 2024 года г. Оренбург
Судья Оренбургского областного суда Хлынина Е.В., при секретаре Герасимовой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица ФИО5 на постановление старшего государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № от 25 января 2024 года и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 10 июля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гирс-Сервис»,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № от 25 января 2024 года общество с ограниченной ответственностью «Гирс-Сервис» (далее - ООО «Гирс-Сервис», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Решением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 10 июля 2024 года постановление должностного лица от 25 января 2024 года изменено, уточнено место совершения административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Оренбургский областной суд, законный представитель общества просит об отмене вынесенных актов, приводя доводы об их незаконности.
Законный представитель ООО «Гирс-Сервис», должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении не заявили, в связи с чем жалоба подлежит рассмотрению в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, выслушав защитника Рахимова И.И., поддержавшего доводы жалобы, прихожу к следующему.
Часть 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность, в том числе, для владельца (собственника) за движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину более 10, но не более 20 сантиметров либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов без специального разрешения, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 12.21.5 настоящего Кодекса.
Пунктом 23.5 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее - Правила дорожного движения), установлено, что движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, осуществляется с учетом требований Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ) пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на десять процентов превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, транспортных средств органов федеральной службы безопасности, а также специальных транспортных средств, оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов и используемых для осуществления деятельности пожарной охраны, аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в целях оперативного реагирования, предупреждения чрезвычайных ситуаций и для ликвидации их последствий, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу пункта 6 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200 (далее - Правила перевозок грузов автомобильным транспортом), под тяжеловесным транспортным средством понимается транспортное средство, масса которого с грузом или без груза превышает допустимую массу транспортного средства и (или) нагрузка на ось которого превышает допустимую нагрузку на ось транспортного средства. При этом под допустимой массой транспортного средства или допустимой нагрузкой на ось транспортного средства соответственно понимаются масса транспортного средства согласно приложению № 1 или нагрузка на ось транспортного средства согласно приложению № 2 либо масса транспортного средства или нагрузка на ось транспортного средства, значения которых установлены в отношении отдельной автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) владельцем этой автомобильной дороги при соблюдении следующих условий, в числе иного указанные значения массы транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 1 к этим Правилам, и (или) указанные значения нагрузки на ось транспортного средства превышают значения, предусмотренные приложением № 2 к данным Правилам.
При этом под нагрузкой на ось понимается для групп сближенных сдвоенных и строенных осей - допустимая нагрузка на группу осей (приложение №3 к Правилам перевозки грузов автомобильным транспортом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года №2200; далее - Правила перевозки грузов).
Положениями части 1 статьи 2.6.1 КоАП РФ установлено, что к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.
Как следует из материалов дела 06 января 2024 года в 10 часов 38 минут 44 секунды на 103 км 960 м автодороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск Оренбургской области, водитель, управляя тяжеловесным транспортным средством 43118-10, государственный регистрационный знак *** (в составе 3-осного одиночного транспортного средства) осуществлял перевозку тяжеловесного груза без специального разрешения с превышением предельно допустимых показателей по нагрузке на группу осей одиночного транспортного средства на 19,40 % (1,940 т) на группу осей № 1 (оси 2-3) (погрешность изменения 5,00%), двигаясь с нагрузкой 11,940 т на группу осей № 1 (оси 2-3) при допустимой нагрузке 10.000 т. на группу осей.
Собственником данного транспортного средства в соответствии со свидетельством о регистрации транспортного средства на момент фиксации нарушения являлось ООО «Гирс-Сервис».
Административное правонарушение зафиксировано работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством - СВК-2-Р(М)ВС, заводской номер 70448, поверенным до 12 сентября 2024 года, свидетельство о поверке С-БН/13-09-2023/284812268.
Согласно приказу ГУ «Главное управление дорожного хозяйства Оренбургской области» максимально допустимая для автомобильной дороги осевой нагрузке транспортного средства от 17 февраля 2023 года № 28 на участке автомобильной дороги Бугульма-Бугуруслан-Бузулук-Уральск Оренбургской области составляет 6 тонн.
С учетом таблицы, указанной в Приложении № 3, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2020 года № 2200, для автомобильной дороги, рассчитанной на нормативную нагрузку 6 т на ось, для группы сближенных сдвоенных осей с межосевым расстоянием от 1,3 до 1,8 м с односкатными колесами допустимая нагрузка на группу осей составляет 10,000 т.
Приведенные обстоятельства подтверждены фотоматериалом, полученным с применением работающего в автоматическом режиме технического средства, паспортом системы дорожного весового и габаритного контроля, актом измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов от 06 января 2024 года № 11834066, актами технического обслуживания и инструментального контроля, имеющимися в материалах дела и иными собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.
Достоверность показаний работающего в автоматическом режиме специального технического средства, которым было зафиксировано превышение допустимой нагрузки группу осей транспортного средства, сомнений не вызывает.
Данные, свидетельствующие о нарушении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, о недостоверности полученных результатов измерения весовых параметров транспортного средства, в материалах дела отсутствуют, и заявителем не представлены.
Оснований сомневаться в правильности результатов измерения Системы дорожные весового и габаритного контроля «СВК» не установлено, поскольку данное специальное техническое средство прошло поверку и является пригодным для измерения.
Из акта планового технического обслуживания Системы СВК (заводской номер 70448), проводимого в рамках государственного контракта в декабре 2023 года, подписанного должностными лицами ГУ «ГУДХОО» и ООО «Интехно» (проводившим техническое обслуживание системы СВК) следует, что имеет место соответствие данных измерений СВК заявленным метрологическим характеристикам, глубина колеи дороги в пределах допустимого.
Система СВК была как комплекс поверена на момент выявления правонарушения ФБУ «Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Нижегородской области» и выдано свидетельство о поверке С-БН/14-09-2023/284812268, действительное до 12 сентября 2024 года включительно.
Учитывая изложенное, ставить под сомнение результаты изменения специального технического средства, которым было зафиксировано превышение допустимой нагрузки на ось транспортного средства, в том числе с учетом доводов жалобы не имеется.
Вместе с тем, согласно описанию типа средства измерений Системы дорожного весового и габаритного контроля «СВК» (регистрационный № 42677-14), утвержденном приказом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии от 18 февраля 2022 года № 413, в разделе «Метрологические и технические характеристики» для параметра «Пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевой нагрузки и нагрузки от группы осей транспортного средства» установлено значение ± 10%.
В паспорте Системы дорожного весового и габаритного контроля «СВК» (модификация СВК-2-Р(М)ВС, заводской номер 70448) также указано, что пределы допускаемой относительной погрешности измерений осевой нагрузки транспортного средства и нагрузки от группы осей транспортного средства составляют ± 10%.
По настоящему делу должностным лицом в постановлении по делу об административном правонарушении от 25 января 2024 года установлено, что транспортное средство двигалось с превышением предельно допустимого показателя на группу осей на 19,40% (1,940 т) (оси 2-3), а именно двигалось с нагрузкой 11,940 т на группу осей №1 (оси 2-3) при предельно допустимой нагрузке 10,000 т. на группу осей. При измерении нагрузки от группы осей транспортного средства применена погрешность ± 5%, что не соответствует установленному значению погрешности в описании типа средства изменений.
Допущенная в акте неточность при расчете параметров осевых нагрузок с учетом погрешности 5 %, вместо установленной в описании типа средств измерений - 10 % основанием для отмены постановления и решения судьи районного суда не являются в связи со следующим.
Как следует из акта измерения и проверки автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов от 06 января 2024 года № 11834066, совокупная общая нагрузка на группу осей № 1 транспортного средства, измеренная СВК в момент прохождения транспортного средства через измерительный участок весогабаритного контроля, составила 12,57 т., (ось № 2 – 6,05 тонн, ось № 3 – 6,52 тонн), нагрузка на первую группу осей (оси 2 и 3) с учетом допускаемой погрешности измерения 10% нагрузка на группу осей составила 11,32 т (12,57 т - 10% = 11,32 т), то есть выше установленного значения допустимой нагрузки на группу осей транспортного средства на 1,32 т.
Превышение нагрузки на группу осей, исчисленное в процентном соотношении составило 13,2 % (1,32 т*100%)/10,000 т = 13,2 %), в связи с чем оспариваемые акты в этой части подлежат изменению.
Вместе с тем, действия ООО «Гирс-Сервис» были правильно квалифицированы по части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ, поскольку на основе совокупности имеющихся доказательств было достоверно установлено, что общество, допустило движение транспортного средства с превышением допустимой нагрузки на группу осей транспортного средства на величину более 10, но не более 20 процентов в отсутствии специального разрешения.
Данный вывод основан на положениях названного Кодекса, Закона № 257-ФЗ, Правил перевозок грузов автомобильным транспортом и совокупности собранных по делу доказательств, оснований не согласиться с ним не имеется.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ выполнены, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Вопреки доводу жалобы оснований для признания административного правонарушения малозначительным не установлено, поскольку характер данного административного правонарушения, связанный с нарушением правил движения тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, посягает на безопасность дорожного движения и создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания данного правонарушения малозначительным или применения положений статьи 4.1.1 данного Кодекса, не имеется, так как отсутствуют исключительные признаки, необходимость наличия которых предусмотрена указанными нормами.
Доводы жалобы о несогласии с оценкой судьей районного суда собранных по делу доказательств, основанием к отмене вынесенных актов по делу не являются и сводятся к изложению обстоятельств, являющихся предметом исследования и оценки судьи районного суда, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, в соответствии с положениями статьи 26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенных по делу актов.
Санкция части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ составляет для юридических лиц 250 000 рублей.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
Применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 КоАП РФ общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного, требований частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела, с учетом того, что за короткий период времени в отношении общества было вынесено несколько постановлений о привлечении к административной ответственности с назначением наказаний в виде штрафов, ООО «Гирс-сервис» является малым предприятием, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица, назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей подлежит снижению до ниже низшего предела, но не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 2 статьи 12.21.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
Порядок и срок давности привлечения юридического лица к административной ответственности не нарушены и соблюдены.
Нарушений норм процессуального закона не допущено, нормы материального права применены правильно.
При таких обстоятельствах вынесенные акты по делу сомнений в своей законности и обоснованности не вызывают, оснований для их отмены не усматривается.
Руководствуясь статьями 30.7 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление старшего государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № от 25 января 2024 года, измененное решением судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 10 июля 2024 года и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 10 июля 2024 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Гирс-Сервис» изменить указав, что:
нагрузка на группу осей транспортного средства составила 11,32 т, то есть выше установленного значения допустимой нагрузки на группу осей транспортного средства на 1,32 т. (погрешность измерения 10%), в процентном соотношении превышение составило 13,2 %;
снизить размер штрафа с 250 000 рублей до 125 000 рублей, в остальном постановление старшего государственного инспектора МТУ Ространснадзора по ЦФО № 10673621240185178954 от 25 января 2024 года и решение судьи Бугурусланского районного суда Оренбургской области от 10 июля 2024 года, оставить без изменения, жалобу заявителя - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано и (или) опротестовано в порядке, предусмотренном статьями 30.12 - 30.14 КоАП РФ, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Оренбургского
областного суда Е.В. Хлынина