Решение от 29.07.2024 по делу № 33-2805/2024 от 01.07.2024

УИД 48RS0022-02-2023-000366-92

ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Лазарева О.В., №2-А386/2023

Докладчик Наставшева О.А. №33-2805/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

Председательствующего Москаленко Т.П.,

судей Наставшевой О.А., Мясниковой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Живутской Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Малютиной Натальи Ивановны на заочное решение Елецкого районного суда Липецкой области от 19 декабря 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Измалковского района Липецкой области, действующего в интересах администрации Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации, о признании недействительным распоряжений главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Малютиной Натальи Ивановны в бюджет неосновательное обогащение в размере 109253 руб. (сто девять тысяч и двести пятьдесят три рубля)».

Заслушав доклад судьи Наставшевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Измалковского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования - администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области к Малютиной Н.И. о признании недействительными распоряжений главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района, взыскании неосновательного обогащения. В обоснование требований указывал, что с 20 октября 2017 года Малютина Н.И. занимала должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района Липецкой области со сроком полномочий 5-ть лет. В период с 2020 года по 2022 год на основании распоряжений Малютиной Н.И. как главы сельского поселения: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ей произведены выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Премии ответчик назначала к выплате сама себе. Общий размер выплаченных премий на основании указанных распоряжений составил 109 253 руб. Распоряжения о поощрении главы администрации выносились ответчиком самостоятельно. Полагал распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, поскольку вопрос о премировании Малютиной Н.И. мог быть решен только соответствующим представительным органом; указал, что глава сельского поселения подконтролен и подотчетен Совету депутатов сельского поселения. Оценка деятельности ответчика для премирования Советом депутатов не давалась. Ссылаясь на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления и мерах по материальному и социальному обеспечению должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального образования Липецкой области», нормы статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил суд признать недействительными распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалкового района, взыскать с Малютиной Н.И. как неосновательное обогащение незаконно полученные денежные средства в сумме 109253 руб. в доход Афанасьевского сельского поселения.

В ходе рассмотрения гражданского дела прокурор Измалковского района Липецкой области уточнил исковые требования в связи с образованием Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации, указав, что действует в интересах данного муниципального образования; просил суд удовлетворить требования в интересах Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Патраман С.Д. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске с учетом уточнений.

Ответчик Малютина Н.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании и в письменных возражениях возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации по доверенности Турбаевский С.В. в судебном заседании полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Указал, что порядок оплаты труда выборного должностного лица определяется решением представительного органа; решением представительного органа такой порядок был определен. Полагал, что отсутствие указания на критерии выплат спорных сумм, не свидетельствует о незаконности действий ответчика. Указал, что в случае удовлетворения требований прокурора денежные средства подлежат взысканию в бюджет Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации, поскольку администрация сельского поселения Афанасьевский сельсовет находится в процессе присоединения к Измалковскому муниципальному округу, бюджет уже передан округу.

Представитель администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд первой инстанции постановил заочное решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Малютина Н.И. просит заочное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Просит принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Измалковского района Липецкой области полагал решение суда законным, обоснованным.

В судебное заседание представитель администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав ответчика Малютину Н.И., поддержавшую доводы жалобы, представителя третьего лица Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации по доверенности Турбаевского С.В., не возражавшего против удовлетворения жалобы ответчика, прокурора Кровопускову Ю.А., возражавшую против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Из части 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пунктам 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Частью 11 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно части 11.1 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Правовой статус главы местной администрации определен статьей 37 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В силу части 6.1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 4.1, части 5 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает право органов местного самоуправления на самостоятельное определение размеров и условий оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц, местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. При этом в статье 34 данного кодекса закрепляется принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно статье 2 Закона Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления и мерах по материальному и социальному обеспечению должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального образования Липецкой области» (в редакции на 25.12.2020 г., 15.11.2021 г., 25.07.2022 г.) оплата труда выборного должностного лица включает: ежемесячное денежное вознаграждение и ежемесячное денежное поощрение; премии по итогам работы за полугодие; премию по итогам работы за год; материальную помощь; единовременную выплату при предоставлении отпуска; денежное вознаграждение за выполнение особо важных и сложных заданий.

Размеры и условия оплаты труда выборного должностного лица устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Липецкой области.

Законом Липецкой области от 29 сентября 2022 года № 188-ОЗ внесены изменения в Закон Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления и мерах по материальному и социальному обеспечению должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального образования Липецкой области», в абзаце седьмом части 1 статьи 2 слова «денежное вознаграждение» заменено словом «премию».

Статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, которое без установленных законом иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возместить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество - неосновательное обогащение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Судом установлено и следует из материалов дела, общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Афанасьевское сельское поселение Измалковского муниципального района Липецкой области определены Уставом данного муниципального образования, принятого решением Совета депутатов от 14 апреля 2020 года.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Афанасьевского сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования – Совет депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области; глава сельского поселения; местная администрация – администрация Афанасьевского сельсовета Измалковского района; контрольно-счетная комиссия Афанасьевского сельсовета Измалковского района.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов муниципального образования.

Статьей 30 Устава установлено, что Совет депутатов сельского поселения является представительным органом местного самоуправления сельского поселения, в исключительной компетенции Совета депутатов сельского поселения находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности сельского поселения. Совет депутатов сельского поселения заслушивает ежегодные отчеты главы сельского поселения о результатах его деятельности.

Как следует из статьи 35 Устава, глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, исполняет полномочия на постоянной основе, возглавляет администрацию сельского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами Липецкой области. Глава сельского поселения представляет Совету депутатов сельского поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации сельского поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов сельского поселения. Глава сельского поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов сельского поселения. Глава сельского поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Оплата труда главы сельского поселения осуществляется в соответствии в Законом Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления и мерах по материальному и социальному обеспечению должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального образования Липецкой области».

В соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года «О вступлении Малютиной Н.И. в должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района Липецкой области Российской Федерации» Малютина Н.И. с 20 октября 2017 года вступила в должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области.

В соответствии с решениями Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района» и «О вступлении Малютиной Н.И. в должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области» Малютина Н.И. вступила в должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области 25 декабря 2022 года со сроком полномочий 5 -ть лет.

Решением Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области Малютиной Н.И.» прекращены полномочия главы сельского поселения Малютиной Н.И. досрочно в связи с отставкой по собственному желанию 22 апреля 2023 года.

В период с 2020 года по 2022 год на основании распоряжений главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области Малютиной Н.И.: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ответчику произведены выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий как главе сельского поселения. Общая сумма выплаченных премий составила 109 253 руб.

Основанием выплаты премий в распоряжениях значится решение Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах предоставления гарантий осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе».

В соответствии с частью 1 статьи 1 указанного Решения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) оплата выборного должностного лица включает также: денежное вознаграждение за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 100% ежемесячного денежного вознаграждения с учетом ежемесячного денежного поощрения.

Указано, что денежное вознаграждение за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается выборным должностным лицам не позднее 25 декабря.

ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Решение , согласно которым денежное вознаграждение за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается не позднее дня прекращения полномочий за фактически отработанное время, включая период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Согласно информации администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ , в 2020,2021,2022 годах предоставлялись отчеты о деятельности главы сельского поселения.

Отчеты утверждены, деятельность главы признана удовлетворительной. Отчеты утверждались в 2021,2022,2023 годах по итогам отчетного периода.

Статьей 2 решения Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при формировании фонда оплаты труда выборного должностного лица предусматриваются средства на выплату (в расчете на год): ежемесячного денежного вознаграждения – в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений, ежемесячного денежного поощрения – в размере 6 ежемесячных денежных вознаграждений; премий по итогам работы за полугодие – в размере 2 ежемесячных денежных вознаграждений, премий по итогам работы за год – в размере 1 ежемесячного денежного вознаграждения, материальной помощи – в размере 1 ежемесячного денежного вознаграждения, единовременной выплаты при предоставлении отпуска – в размере 2 ежемесячных денежных вознаграждений, денежного вознаграждения за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере 1 ежемесячного денежного вознаграждения с учетом ежемесячного денежного поощрения.

Свидетель Свидетель №1 показала, что являлась председателем Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области до момента реорганизации данного сельсовета. Совет депутатов данного сельского поселения принимал решения о денежном вознаграждении главы. Решения по премированию Малютиной Н.И. Советом не принимались.

Решением Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ принят регламент Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области.

Согласно статье 18 указанного Регламента, в основные направления деятельности профильных постоянных комиссий входит вопрос оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления поселения. Постоянные комиссии вправе вносить предложения по повестке дня сессии, осуществлять контроль за соблюдением и исполнением принятых Советом депутатов решений Совета депутатов (статья 17).

Разрешая заявленные исковые требования, районный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Судом установлено, что порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий Советом депутатов установлен не был, распоряжения о поощрении главы администрации выносились Малютиной Н.И. самостоятельно без участия Совета депутатов, а также без дачи оценки ее деятельности представительным органом на дату издания распоряжений.

Суд установил, что выплата за выполнение особо важных и сложных заданий является поощрительной выплатой, Малютина Н.И. не вправе была самостоятельно давать оценку своей деятельности для реализации права на спорные выплаты, принимать решения о выплате поощрительных выплат самой себе. Суд пришел к выводу, что исходя из общих принципов местного самоуправления, данный вопрос мог быть разрешен только соответствующим представительным органом муниципального образования с учетом оценки деятельности и результатов работы Малютиной Н.И.; действия ответчика по премированию самой себя нарушают интересы муниципального образования, учитывая также противодействие коррупции.

Суд признал доводы ответчика о законности спорной выплаты несостоятельными, учитывая совокупность доказательств по делу и правовое регулирование местного самоуправления.

Районный суд пришел к выводу о незаконности распоряжений главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, о незаконности выплаты в сумме 109253 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на исследованных в полном соответствии с правилами ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации доказательствах.

Районным судом верно определен круг юридически значимых обстоятельств, представленные доказательства проанализированы, им дана оценка, выводы суда изложены в оспариваемом решении, мотивированы.

Доводы апелляционной жалобы ответчика по существу повторяют позицию при разбирательстве дела в суде первой инстанций, являлись предметом всесторонней проверки, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору.

Оснований для переоценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

Как установлено материалами дела, спорная выплата была произведена на основании распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, которые издавались самой Малютиной Н.И. до истечении текущего года. В данных распоряжениях четко указано на премирование за выполнение особо важных и сложных заданий, в чем заключались особо важные и сложные задания не указано.

При неясности порядка и оснований выплаты Малютина Н.И. не была лишена возможности обратиться в соответствующую комиссию.

Последующая оценка деятельности итогов работы ответчика за 2020,2021,2022 годы не содержит указаний на выполнение особо важных и сложных заданий в отчетные периоды, не свидетельствует о законности распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

Поскольку материалами дела установлена недобросовестность Малютиной Н.И. в получении спорных выплат, нормы пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат применению.

Нарушений норм процессуального права районным судом не допущено.

Разрешая заявленные исковые требования прокурора, районный суд в резолютивной части решения не указал номера и даты распоряжений, а также муниципальное образование в бюджет которого произвел взыскание с Малютиной Н.И. неосновательного обогащения в размере 109253 руб., идентификатор ответчика.

Судебная коллегия, учитывая принцип исполнимости судебного акта, полагает необходимым изменить решение суда, изложив резолютивную часть заочного решения суда в следующей редакции: «Исковые требования прокурора Измалковского района Липецкой области, действующего в интересах администрации Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации, о признании недействительными распоряжений главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района Липецкой области Малютиной Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Малютиной Натальи Ивановны () в бюджет Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации неосновательное обогащение в размере 109253 руб. (сто девять тысяч двести пятьдесят три рубля)».

Существенных нарушений норм материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется. Жалоба ответчика удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Заочное решение Елецкого районного суда Липецкой области от 19 декабря 2023 изменить, изложив резолютивную части заочного решения суда в следующей редакции: «Исковые требования прокурора Измалковского района Липецкой области, действующего в интересах администрации Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации, о признании недействительными распоряжений главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района Липецкой области Малютиной Н.И. от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Малютиной Натальи Ивановны () в бюджет Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации неосновательное обогащение в размере 109253 руб. (сто девять тысяч двести пятьдесят три рубля)».

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 5 августа 2024 года.

УИД 48RS0022-02-2023-000366-92 ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Лазарева О.В., №2-А386/2023

Докладчик Наставшева О.А. №33-2805/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 июля 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:

Председательствующего Москаленко Т.П.,

судей Наставшевой О.А., Мясниковой Н.В.,

при ведении протокола помощником судьи Живутской Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке дело по апелляционной жалобе ответчика Малютиной Натальи Ивановны на заочное решение Елецкого районного суда Липецкой области от 19 декабря 2023 года, которым постановлено:

«Исковые требования прокурора Измалковского района Липецкой области, действующего в интересах администрации Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации, о признании недействительным распоряжений главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района о взыскании неосновательного обогащения удовлетворить.

Взыскать с Малютиной Натальи Ивановны в бюджет неосновательное обогащение в размере 109253 руб. (сто девять тысяч и двести пятьдесят три рубля)».

Заслушав доклад судьи Наставшевой О.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Измалковского района Липецкой области обратился в суд с иском в интересах муниципального образования - администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области к Малютиной Н.И. о признании недействительными распоряжений главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района, взыскании неосновательного обогащения. В обоснование требований указывал, что с 20 октября 2017 года Малютина Н.И. занимала должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района Липецкой области со сроком полномочий 5-ть лет. В период с 2020 года по 2022 год на основании распоряжений Малютиной Н.И. как главы сельского поселения: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ей произведены выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Премии ответчик назначала к выплате сама себе. Общий размер выплаченных премий на основании указанных распоряжений составил 109 253 руб. Распоряжения о поощрении главы администрации выносились ответчиком самостоятельно. Полагал распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ незаконными, поскольку вопрос о премировании Малютиной Н.И. мог быть решен только соответствующим представительным органом; указал, что глава сельского поселения подконтролен и подотчетен Совету депутатов сельского поселения. Оценка деятельности ответчика для премирования Советом депутатов не давалась. Ссылаясь на положения Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления и мерах по материальному и социальному обеспечению должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального образования Липецкой области», нормы статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, просил суд признать недействительными распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалкового района, взыскать с Малютиной Н.И. как неосновательное обогащение незаконно полученные денежные средства в сумме 109253 руб. в доход Афанасьевского сельского поселения.

В ходе рассмотрения гражданского дела прокурор Измалковского района Липецкой области уточнил исковые требования в связи с образованием Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации, указав, что действует в интересах данного муниципального образования; просил суд удовлетворить требования в интересах Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации.

В судебном заседании прокурор Патраман С.Д. исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в иске с учетом уточнений.

Ответчик Малютина Н.И. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. Ранее, в судебном заседании и в письменных возражениях возражала против удовлетворения исковых требований.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации по доверенности Турбаевский С.В. в судебном заседании полагал, что исковые требования не подлежат удовлетворению. Указал, что порядок оплаты труда выборного должностного лица определяется решением представительного органа; решением представительного органа такой порядок был определен. Полагал, что отсутствие указания на критерии выплат спорных сумм, не свидетельствует о незаконности действий ответчика. Указал, что в случае удовлетворения требований прокурора денежные средства подлежат взысканию в бюджет Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации, поскольку администрация сельского поселения Афанасьевский сельсовет находится в процессе присоединения к Измалковскому муниципальному округу, бюджет уже передан округу.

Представитель администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Суд первой инстанции постановил заочное решение, резолютивная часть которого изложена выше.

В апелляционной жалобе ответчик Малютина Н.И. просит заочное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Просит принять новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Измалковского района Липецкой области полагал решение суда законным, обоснованным.

В судебное заседание представитель администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, в соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.

Заслушав ответчика Малютину Н.И., поддержавшую доводы жалобы, представителя третьего лица Измалковского муниципального округа Липецкой области Российской Федерации по доверенности Турбаевского С.В., не возражавшего против удовлетворения жалобы ответчика, прокурора Кровопускову Ю.А., возражавшую против доводов жалобы, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения, материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему:

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Согласно пункту «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится, в том числе установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления.

Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления установлены Федеральным законом Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - это форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральным законами, а в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Из части 1 статьи 34 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно пунктам 2, 8, 9 части 10 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, в том числе находятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления, контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения.

Частью 11 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Согласно части 11.1 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчеты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Правовой статус главы местной администрации определен статьей 37 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Местной администрацией руководит глава местной администрации на принципах единоначалия.

В силу части 6.1 статьи 37 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава местной администрации, осуществляющий свои полномочия на основе контракта: подконтролен и подотчетен представительному органу муниципального образования; представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчеты о результатах своей деятельности и деятельности местной администрации, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования; обеспечивает осуществление местной администрацией полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 статьи 35 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы определения порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно части 4.1, части 5 статьи 36 Федерального закона Российской Федерации от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены, в том числе, Федеральным законом Российской Федерации от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Пункт 4 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает право органов местного самоуправления на самостоятельное определение размеров и условий оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц, местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных учреждений с соблюдением требований, установленных настоящим Кодексом. При этом в статье 34 данного кодекса закрепляется принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Согласно статье 2 Закона Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления и мерах по материальному и социальному обеспечению должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального образования Липецкой области» (в редакции на 25.12.2020 г., 15.11.2021 г., 25.07.2022 г.) оплата труда выборного должностного лица включает: ежемесячное денежное вознаграждение и ежемесячное денежное поощрение; премии по итогам работы за полугодие; премию по итогам работы за год; материальную помощь; единовременную выплату при предоставлении отпуска; денежное вознаграждение за выполнение особо важных и сложных заданий.

Размеры и условия оплаты труда выборного должностного лица устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований Липецкой области.

Законом Липецкой области от 29 сентября 2022 года № 188-ОЗ внесены изменения в Закон Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления и мерах по материальному и социальному обеспечению должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального образования Липецкой области», в абзаце седьмом части 1 статьи 2 слова «денежное вознаграждение» заменено словом «премию».

Статья 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что лицо, которое без установленных законом иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возместить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество - неосновательное обогащение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Судом установлено и следует из материалов дела, общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в муниципальном образовании Афанасьевское сельское поселение Измалковского муниципального района Липецкой области определены Уставом данного муниципального образования, принятого решением Совета депутатов от 14 апреля 2020 года.

Структуру органов местного самоуправления муниципального образования Афанасьевского сельского поселения составляют: представительный орган муниципального образования – Совет депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области; глава сельского поселения; местная администрация – администрация Афанасьевского сельсовета Измалковского района; контрольно-счетная комиссия Афанасьевского сельсовета Измалковского района.

Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, в своей деятельности подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов муниципального образования.

Статьей 30 Устава установлено, что Совет депутатов сельского поселения является представительным органом местного самоуправления сельского поселения, в исключительной компетенции Совета депутатов сельского поселения находятся: определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности сельского поселения. Совет депутатов сельского поселения заслушивает ежегодные отчеты главы сельского поселения о результатах его деятельности.

Как следует из статьи 35 Устава, глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения, исполняет полномочия на постоянной основе, возглавляет администрацию сельского поселения и наделяется настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, осуществляет иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами Липецкой области. Глава сельского поселения представляет Совету депутатов сельского поселения ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, деятельности администрации сельского поселения, в том числе о решении вопросов, поставленных Советом депутатов сельского поселения. Глава сельского поселения подконтролен и подотчетен населению и Совету депутатов сельского поселения. Глава сельского поселения должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».

Оплата труда главы сельского поселения осуществляется в соответствии в Законом Липецкой области от 7 июня 2016 года № 537-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления и мерах по материальному и социальному обеспечению должностных лиц контрольно-счетного органа муниципального образования Липецкой области».

В соответствии с решением Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ года «О вступлении Малютиной Н.И. в должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского района Липецкой области Российской Федерации» Малютина Н.И. с 20 октября 2017 года вступила в должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области.

В соответствии с решениями Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «Об избрании главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района» и «О вступлении Малютиной Н.И. в должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области» Малютина Н.И. вступила в должность главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области 25 декабря 2022 года со сроком полномочий 5 -ть лет.

Решением Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «О досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области Малютиной Н.И.» прекращены полномочия главы сельского поселения Малютиной Н.И. досрочно в связи с отставкой по собственному желанию 22 апреля 2023 года.

В период с 2020 года по 2022 год на основании распоряжений главы сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области Малютиной Н.И.: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ ответчику произведены выплаты премий за выполнение особо важных и сложных заданий как главе сельского поселения. Общая сумма выплаченных премий составила 109 253 руб.

Основанием выплаты премий в распоряжениях значится решение Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ «Об отдельных вопросах предоставления гарантий осуществления полномочий выборного должностного лица местного самоуправления сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области, осуществляющего свои полномочия на постоянной основе».

В соответствии с частью 1 статьи 1 указанного Решения (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) оплата выборного должностного лица включает также: денежное вознаграждение за выполнение особо важных и сложных заданий в размере 100% ежемесячного денежного вознаграждения с учетом ежемесячного денежного поощрения.

Указано, что денежное вознаграждение за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается выборным должностным лицам не позднее 25 декабря.

ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Решение , согласно которым денежное вознаграждение за выполнение особо важных и сложных заданий выплачивается не позднее дня прекращения полномочий за фактически отработанное время, включая период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске.

Согласно информации администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ , в 2020,2021,2022 годах предоставлялись отчеты о деятельности главы сельского поселения.

Отчеты утверждены, деятельность главы признана удовлетворительной. Отчеты утверждались в 2021,2022,2023 годах по итогам отчетного периода.

Статьей 2 решения Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что при формировании фонда оплаты труда выборного должностного лица предусматриваются средства на выплату (в расчете на год): ежемесячного денежного вознаграждения – в размере 12 ежемесячных денежных вознаграждений, ежемесячного денежного поощрения – в размере 6 ежемесячных денежных вознаграждений; премий по итогам работы за полугодие – в размере 2 ежемесячных денежных вознаграждений, премий по итогам работы за год – в размере 1 ежемесячного денежного вознаграждения, материальной помощи – в размере 1 ежемесячного денежного вознаграждения, единовременной выплаты при предоставлении отпуска – в размере 2 ежемесячных денежных вознаграждений, денежного вознаграждения за выполнение особо важных и сложных заданий – в размере 1 ежемесячного денежного вознаграждения с учетом ежемесячного денежного поощрения.

Свидетель Свидетель №1 показала, что являлась председателем Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области до момента реорганизации данного сельсовета. Совет депутатов данного сельского поселения принимал решения о денежном вознаграждении главы. Решения по премированию Малютиной Н.И. Советом не принимались.

Решением Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ принят регламент Совета депутатов сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области.

Согласно статье 18 указанного Регламента, в основные направления деятельности профильных постоянных комиссий входит вопрос оплаты труда выборных должностных лиц местного самоуправления поселения. Постоянные комиссии вправе вносить предложения по повестке дня сессии, осуществлять контроль за соблюдением и исполнением принятых Советом депутатов решений Совета депутатов (статья 17).

Разрешая заявленные исковые требования, районный суд, проанализировав предоставленные в материалы дела доказательства, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

Судом установлено, что порядок выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий Советом депутатов установлен не был, распоряжения о поощрении главы администрации выносились Малютиной Н.И. самостоятельно без участия Совета депутатов, а также без дачи оценки ее деятельности представительным органом на дату издания распоряжений.

Суд установил, что выплата за выполнение особо важных и сложных заданий является поощрительной выплатой, Малютина Н.И. не вправе была самостоятельно давать оценку своей деятельности для реализации права на спорные выплаты, принимать решения о выплате поощрительных выплат самой себе. Суд пришел к выводу, что исходя из общих принципов местного самоуправления, данный вопрос мог быть разрешен только соответствующим представительным органом муниципального образования с учетом оценки деятельности и результатов работы Малютиной Н.И.; действия ответчика по премированию самой себя нарушают интересы муниципального образования, учитывая также противодействие коррупции.

Суд признал доводы ответчика о законности спорной выплаты несостоятельными, учитывая совокупность доказательств по делу и правовое регулирование местного самоуправления.

Районный суд пришел к выводу о незаконности распоряжений главы администрации сельского поселения Афанасьевский сельсовет Измалковского муниципального района Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, о незаконности выплаты в сумме 109253 руб.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, поскольку они основаны на исследованных в полном соответствии с правилами ст. ст. 56, 67 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации доказательствах.

Районным судом верно определен круг юридически значимых обстоятельств, представленные доказательства проанализированы, им дана оценка, выводы суда изложены в оспариваемом решении, мотивированы.

░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░, ░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 2020,2021,2022 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 1109 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 109253 ░░░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ () ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 109253 ░░░. (░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░)».

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 328, 329, 330 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 19 ░░░░░░░ 2023 ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░: «░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░, ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ () ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 109253 ░░░. (░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░)».

░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:

░░░░░:

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 5 ░░░░░░░ 2024 ░░░░.

33-2805/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Измалковского района Липецкой бласти
Ответчики
Малютина Наталья Ивановна
Другие
администрация Измалковского округа
Турбаевский Сергей Владимирович
Суд
Липецкий областной суд
Судья
Наставшева О.А.
Дело на сайте суда
oblsud.lpk.sudrf.ru
29.07.2024Судебное заседание
27.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.08.2024Передано в экспедицию
29.07.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее