УИД 34RS0019-01-2021-001468-29
Дело № 2а-836/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2021 г. г. Камышин
Камышинский городской суд Волгоградской области в составе:
председательствующего Раптановой М.А.,
при секретаре судебного заседания Поповой А.С.,
с участием прокурора Сусликова А.В.,
представителя административного истца Смицкой С.А., административного ответчика Шаповалова А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств видео-конференцсвязи административное дело по административному исковому заявлению Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 24 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области к Шаповалову Александру Ивановичу об установлении административного надзора,
УСТАНОВИЛ:
ФКУ ИК-24 УФСИН России по Волгоградской области обратилось в суд с административным иском к Шаповалову А.И. об установлении административного надзора, указав, что последний прибыл в исправительное учреждение 23 апреля 2020 г. Он осужден приговором Таганрогского городского суда Ростовской области от 20 января 2020 г. по ч. 1 ст. 161, ч. 2 ст. 69 УК РФ (2 эпизода) к 1 году 4 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Ранее Шаповалов А.И. был осужден приговором Таганрогского городского суда Ростовской области от 29 июня 2016 г. по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В приговоре суда у Шаповалова А.И. установлен особо опасный рецидив преступлений, в связи с чем решением Красноармейского районного суда Саратовской области от 11 июня 2019 г. в отношении него был установлен административный надзор сроком на 6 лет. Шаповалов А.И. освобожден по отбытии наказания 20 сентября 2019 г.
Преступления по приговору Таганрогского городского суда Ростовской области от 20 января 2020 г. совершены административным ответчиком в период нахождения под административным надзором. Освобождаясь из мест лишения свободы, он имеет непогашенную и неснятую судимость за тяжкое преступление при особо опасном рецидиве преступлений.
По месту отбывания наказания административный ответчик характеризуется отрицательно, имеет ряд взысканий, поощрений нет.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства и положения ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный истец просит установить в отношении осужденного Шаповалова Александра Ивановича, освобождающегося 24 июня 2021 г. по отбытии срока наказания, административный надзор сроком на 6 лет, до 20 сентября 2027 г., с установлением административных ограничений в виде обязательной явки 3 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
В судебном заседании представитель административного истца требования административного иска поддержала.
Административный ответчик не возражал против удовлетворения иска, просил снизить количество явок. Указал, что после освобождения планирует проживать на территории ...., регистрации по месту жительства не имеет.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, личное дело Шаповалова А.И., заслушав заключение прокурора, указавшего на обоснованность административного иска, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого из мест лишения свободы, если это лицо отбывало наказание за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, либо за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, либо за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части второй статьи 105, пунктом «е» части второй статьи 111, пунктом «з» части второй статьи 117, частью четвертой статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 Уголовного кодекса Российской Федерации, либо за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания, судом устанавливается административный надзор в соответствии с федеральным законом.
В данном случае таким Федеральным законом является закон № 64-ФЗ от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре), согласно положениям которого, административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 2 ст. 3 Закона об административном надзоре предусмотрено, что в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи), административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 данной статьи.
При рассмотрении дела судом установлено, что приговором Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 июня 2016 г. Шаповалов А.И. был осужден по п. «з» ч. 2 ст. 111 УК РФ к 3 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. В приговоре суда в действиях Шаповалова А.И. признан особо опасный рецидив преступлений.
Решением Красноармейского районного суда Саратовской области от 11 июня 2019 г. в отношении Шаповалова А.И. установлен административный надзор сроком на 8 лет с рядом административных ограничений.
Согласно информации, предоставленной ФКУ ИК-7 УФСИН России по Саратовской области, Шаповалов А.И. освобожден по отбытии наказания 20 сентября 2019 г.
Приговором Таганрогского городского суда Ростовской области от 20 января 2020 г., оставленным без изменения апелляционным определением Ростовского областного суда от 12 марта 2020 г., Шаповалов А.И. осужден за совершение 03 и 22 ноября 2019 г. преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 161 УК РФ, с применением положений ч. 2 ст. 69 УК РФ, к 1 году 7 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. В приговоре суда в действиях Шаповалова А.И. признан рецидив преступлений.
При изложенном административный надзор, установленный в отношении Шаповалова А.И. решением Красноармейского районного суда Саратовской области от 11 июня 2019 г., прекращен в силу п. 3 ч. 1 ст. 9 Закона об административном надзор, в связи с осуждением последнего к лишению свободы.
Согласно статье 15 УК РФ (в редакции, действующей на момент совершения преступлений) преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы; тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до десяти лет.
Таким образом, Шаповалов А.И. является лицом, отбывающим наказание за совершение преступлений средней тяжести в период нахождения под административным надзором, а также имеет непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления при особо опасном рецидиве преступлений.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона об административном надзоре, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
В соответствии с п. «в, г» ч. 3 ст. 86 УК РФ, в действующей ее редакции на момент совершения преступлений, судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания; в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении восьми лет после отбытия наказания.
Из разъяснений, содержащихся в п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» следует, что в случае, когда лицо, освобождаемое или освобожденное из мест лишения свободы, имеет неснятую или непогашенную судимость за совершение преступлений различных категорий, срок административного надзора определяется исходя из срока для погашения судимости только за то преступление, в связи с совершением которого назначается административный надзор (часть 1 статьи 5 Закона, статья 86 УК РФ).
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Закона).
В данном случае судимость у Шаповалова А.И. за совершение преступлений по приговору Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 июня 2016 г. погашается 20 сентября 2027 г., а по приговору Таганрогского городского суда Ростовской области от 20 января 2020 г. г. – не позднее 24 июня 2024 г., поскольку последний подлежит освобождению 24 июня 2021 г.
Учитывая изложенное, административный надзор в отношении Шаповалова А.И. должен быть установлен сроком на восемь лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, то есть до 20 сентября 2027 г.
Следуя требованиям ч. 3 ст. 273 КАС РФ, разрешая вопросы о продолжительности срока административного надзора и видах административных ограничений, которые следует установить в отношении ответчика, суд учитывает сведения, характеризующие поведение ответчика в период отбывания, характер совершенных им деяний и иные значимые обстоятельства.
Согласно ст. 4 Закона об административном надзоре в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Установление судом административного ограничения в виде обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, а также запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства и пребывания, выезда за установленные судом пределы территории является обязательным.
Как разъяснено в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
С учетом образа жизни лица, обстоятельств совершения им преступления, поведения лица в период и после отбытия наказания суд вправе установить административное ограничение в виде запрещения пребывания в определенных местах. Так, если лицо совершило преступление в состоянии алкогольного опьянения, суд вправе рассмотреть вопрос о запрете посещения мест общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков.
По представленной администрацией исправительного учреждения характеристике за отбытый период наказания Шаповалов А.И. требования УИК РФ и Правил внутреннего распорядка не исполняет, мероприятия воспитательного характера посещает, но необходим контроль со стороны администрации учреждения. Из проводимых с ним бесед выводы для себя делает не всегда правильные. По прибытии в колонию трудоустроен не был в виду отсутствия вакантных мест. Принимал участие в работах на добровольной основе без оплаты труда. В настоящее время не трудоустроен, участие в работах на добровольной основе без оплаты труда не принимает. С 07 мая 2020 г. состоит на профилактическом учете как склонный к суициду и членовредительству. За время отбывания наказания поощрений не имеет, имеет 3 непогашенных и неснятых взысканий, последнее из которых совершено 14 апреля 2020 г.
Не доверять сведениям, указанным в характеристике, у суда оснований не имеется, так как они полностью согласуются с материалами личного дела осужденного.
Учитывая данные, характеризующие личность Шаповалова А.И., его поведение в период отбывания наказания, характер и степень общественной опасности совершенных им преступлений, в целях обеспечения надлежащего контроля органом внутренних дел за его поведением, суд приходит к выводу о том, что профилактическое воздействие на Шаповалова А.И. может быть обеспечено его обязательной явкой 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещением его пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрет на выезд за пределы ...., поскольку материалами дела не подтверждено, что ответчик имеет постоянное место жительства и (или) пребывания. Положительный ответ о возможности его проживания в .... не поступил, возможность проживания в .... ответчик опроверг, поскольку решением суда он признан утратившим право пользования домовладением № .... по улице ..... Учитывая, что ответчик по месту отбывания наказания характеризуется посредственно, судом ему вменено дополнительное ограничение в виде запрета выезда за пределы ...., то, по мнению суда, учитывая оставшийся срок надзора (до 20 сентября 2027 года) в целях профилактического воздействия достаточно двух обязательных явок в месяц в ОВД.
Указанные административные ограничения в своем сочетании достигнут основной задачи, изложенной в ст. 2 Закона об административном надзоре, и будут направлены на предупреждение совершения Шаповаловым А.И. новых преступлений и правонарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения Исправительная колония № .... Управления Федеральной службы исполнения наказания по Волгоградской области к Шаповалову Александру Ивановичу об установлении административного надзора - удовлетворить.
Установить административный надзор за Шаповаловым Александром Ивановичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем ...., сроком на 8 (восемь) лет, до 20 сентября 2027 года, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Шаповалова Александра Ивановича на срок административного надзора административное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения пребывания в местах общественного питания, в которых осуществляется продажа спиртных напитков; запрет на выезд за пределы .....
Наблюдение за соблюдением Шаповаловым Александром Ивановичем установленных судом административного ограничения возложить на орган внутренних дел по месту его жительства, пребывания или фактического нахождения.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет Шаповалова Александра Ивановича в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Шаповалову Александра Ивановича, что согласно п. 1 ст. 10 Закона об административном надзоре поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Волгоградского областного суда через Камышинский городской суд Волгоградской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда.
Председательствующий М.А. Раптанова
Мотивированное решение составлено 12 мая 2021 года
Председательствующий М.А. Раптанова