Дело № 2-407/2024 УИД 53RS0022-01-2023-007338-53
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 февраля 2024 года г. Великий Новгород
Новгородский районный суд Новгородской области в составе:
председательствующего судьи Галкиной Н.А.
при секретаре Ивановой А.А.,
с участием старшего помощника прокурора Клюевой Н.В., представителя ответчика ГОКУ «Новгородавтодор» Авраменко Е.Н., представителя третьего лица ФКУ УПРДОР «Россия» Тимофеева М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Окуловского района Новгородской области в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГОКУ «Новгородавтодор» об обязании совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Прокурор Окуловского района Новгородской области, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГОКУ «Новгородавтодор» (далее – ГОКУ «Новгородавтодор», Учреждение), указав, что 26.06.2023 прокуратурой совместно с ОГИБДД ОМВД России по Окуловскому району проведено обследование автомобильной дороги «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино, в ходе которого выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги. Данная дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования межмуниципального значения Новгородской области и передана в оперативное управление ГОКУ «Новгородавтодор». В нарушение требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Учреждением не исполнена обязанность по надлежащему содержанию и ремонту автомобильной дороги. Тем самым нарушено право неопределенного круга лиц на безопасные условия передвижения по дороге, создается риск увеличения аварийных ситуаций и причинения ущерба владельцам транспортных средств.
На основании ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», с учетом уточненных 01.02.2024 исковых требований, прокурор Окуловского района просит обязать Учреждение в срок до 01.11.2024 выполнить следующие действия по приведению автомобильной дороги «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино в соответствии с установленными требованиями:
устранить дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде выбоин и выпучивания, на участках км 0+020 - км 0+190, км 0+240 - км 0+400, км 0+600 - км 0+610, км 1+020 - км 1+120 в соответствии с п.5.2.4 ГОСТ Р50597-2017;
обустроить пешеходные дорожки на участках км 0+098 - км 0+195 (с обеих сторон проезжей части), км 0+239 - км 0+564 (с одной стороны проезжей части), км 0+564 - км 0+710 (с обеих сторон проезжей части), км 0+534 - км 0+662 (с одной стороны проезжей части) в соответствие с п.4.5.1.2 ГОСТ Р52766-2007;
установить дорожные знаки приоритета 2.1 и 2.4 перед каждым перекрестком, расположенным на км 0+211, км 0+610, км 0+706, км 1+075 в соответствии с п.5.1.9, п.5.3.1, п.5.3.2 и п.5.3.6 ГОСТ Р52289-2019;
нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14 «зебра» на участке км 0+562 - км 0+566 в соответствии с п.6.2.17 ГОСТ Р52289-2019.
Определением суда от 15.01.2024 по ходатайству прокурора к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФКУ Упрдор «Россия».
Определением суда от 19.02.2024 производство по делу в части исковых требований прокурора к ФКУ Упрдор «Россия» прекращено в связи с отказом от иска к данному ответчику.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новгородской области, Министерство финансов Новгородской области, Министерство строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области, ОГИБДД ОМВД России по Окуловскому району, ФКУ Упрдор «Россия», ООО «Солид».
Лица, участвующие в деле, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель истца Клюева Н.В. уточненные исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Авраменко Е.Н. иск не признала, поддержала письменные возражения на заявленные требования.
Представитель третьего лица ФКУ УПРДОР «Россия» Тимофеев М.А. разрешение иска оставил на усмотрение суда, представил письменную позицию по заявленным требованиям.
В судебном заседании 12.02.2024 объявлялся перерыв до 19.02.2024.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1005 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Пунктом 3 ст. 6 Закона № 196-ФЗ установлено, что к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
Согласно ч. 2 ст. 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 8.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог (п. 6), к владельцам автомобильных дорог относятся, в том числе, юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 7).
Частью 1 ст. 17 Закона № 257-ФЗ установлено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемые высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (ч.5 ст.6 Закона № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета министров – Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090, должностные лица и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать эти объекты в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктом 8, подп. «а» п. 13.2 ст. 3 «ТР ТС 014/2011. Технический регламент Таможенного союза. Безопасность автомобильных дорог», принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 827, определено, что безопасность автомобильных дорог и дорожных сооружений на них, а также связанных с ними процессов проектирования (включая изыскания), строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации обеспечивается посредством установления и соблюдения соответствующих требований безопасности проектных значений параметров, в т.ч. допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, а также показателей прочности, надежности и устойчивости элементов в течение всего срока службы.
Автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности: на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения или дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешенной скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц. Предельно допустимые значения повреждений и сроки ликвидации факторов, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной скоростью, устанавливаются в международных и региональных стандартах, а в случае их отсутствия - национальных (государственных) стандартах государств - членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза.
Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения установлены Государственным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденным и введенным в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26.09.2017 № 1245-ст (далее - ГОСТ Р 50597-2017).
Пунктом 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017 установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов, в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин, проломов не должны превышать по длине 15 см, по глубине - 5 см, и иметь площадь, равную и более 0,06 м2 (таблица 5.3 ГОСТа Р 50597-2017).
В соответствии с п.5.1.9, п.5.3.1, п.5.3.2 и п.5.3.6 ГОСТ Р52289-2019 знаки устанавливают непосредственно перед перекрестком, пересечением проезжих частей, местом разворота, объектом сервиса и т.д., а при необходимости - на расстоянии не более 25 м в населенных пунктах и 50 м - вне населенных пунктов перед ними, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом. Знаки, вводящие ограничения и режимы, устанавливают в начале участков, где это необходимо, а отменяющие ограничения и режимы - в конце, кроме случаев, оговоренных настоящим стандартом. Знаки приоритета применяют для указания очередности проезда перекрестков, пересечений отдельных проезжих частей, а также узких участков дорог.
Знак 2.1 «Главная дорога» устанавливают в начале участка дороги с преимущественным правом проезда нерегулируемых перекрестков. В населенных пунктах знак устанавливают перед каждым перекрестком на главной дороге.
Знак 2.4 «Уступите дорогу» применяют для указания того, что водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по пересекаемой дороге, а при наличии таблички 8.13 - транспортным средствам, движущимся по главной дороге.
В соответствии с п. 6.2.17 ГОСТ Р52289-2019 разметку 1.14.1 и 1.14.2 применяют для обозначения мест, выделенных для пересечения проезжей части пешеходами. Ширину размечаемого пешеходного перехода определяют по интенсивности пешеходного движения из расчета 1 м на каждые 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
Перечисленные выше требования ТР ТС 014/2011 и ГОСТов являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.
Как видно из материалов дела, 27.06.2023 ОМВД России по Окуловскому району в адрес прокуратуры Окуловского района направлено информационное письмо № 5550 о принятии мер реагирования в целях приведения автомобильной дороги «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино в соответствие с установленными требованиями.
28.09.2023 прокуратурой совместно с сотрудниками ОГИБДД ОМВД России по Окуловскому району проведено обследование улично-дорожной сети на территории д.Шуркино Окуловского района Новгородской области, по результатам которого оформлены представленные в материалы дела фотоматериалы.
Судом установлено, что автомобильная дорога «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Новгородской области.
Данная автомобильная дорога находится в оперативном управлении ГОКУ «Новгородавтодор», что не оспаривалось ответчиком и подтверждается приказом Министерства строительства, архитектуры и имущественных отношений Новгородской области от 25.03.2021 №665.
13.12.2022 между ГОКУ «Новгородавтодор» (заказчик) и ООО «Солид» (подрядчик) заключен государственный контракт №0150200003922001137, согласно которому подрядчик обязался выполнить комплекс работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, в том числе в Окуловском муниципальном районе Новгородской области. Срок завершения работ ООО «Солид» - 30.06.2024.
08.02.2024 заказчиком ГОКУ «Новгородавтодор» выдано ООО «Солид» предписание №24 об установке в срок до 01.05.2024 на автомобильной дороге «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино дорожных знаков приоритета 2.1 «главная дорога» и 2.4 «уступите дорогу».
Данное предписание на дату рассмотрения дела не исполнено.
Вместе с тем, сама по себе выдача предписания не свидетельствует об исполнении ответчиком возложенных не него полномочий по надлежащему содержанию автомобильной дороги.
Требование прокурора об обязании ответчика нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14 «зебра» на участке км 0+562 - км 0+566 обозначенной выше автомобильной дороги ответчиком не оспаривались.
Установка дорожных знаков и нанесение дорожной разметки предусмотрено Проектом организации дорожного движения.
С учетом обстоятельств дела, требования прокурора об обязании ГОКУ «Новгородавтодор» установить дорожные знаки приоритета 2.1 и 2.4 в соответствии с п.5.1.9, п.5.3.1, п.5.3.2 и п.5.3.6 ГОСТ Р52289-2019 и нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14 «зебра» на участке км 0+562 - км 0+566 и соответствует с п.6.2.17 ГОСТ Р52289-2019, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Разрешая иск прокурора в части требований об обязании ответчика обустроить пешеходные дорожки на участках км 0+098 - км 0+195, км 0+239 - км 0+564, км 0+564 - км 0+710 «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино в границах населенного пункта д.Шуркино, суд приходит к следующему.
В силу п. 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Кроме того, пешеходные дорожки устраивают на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 м., а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств; от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Представленные прокурором фотоматериалы, свидетельствуют о соблюдении указанных выше условий и наличии оснований для возложения на ГОКУ «Новгородавтодор» обязанности по обустройству пешеходных дорожек на участках км 0+098 - км 0+195, км 0+239 - км 0+564, км 0+564 - км 0+710 в соответствии с п.4.5.1.1 ГОСТ Р52766-2007.
Доводы ответчика об отсутствии технической возможности обустроить пешеходные дорожки материалами дела не подтверждаются.
Вместе с тем, суд не усматривает оснований для удовлетворения требований прокурора в части понуждении ответчика устранить дефекты асфальтобетонного покрытия в виде выбоин и выпучивания на участках км 0+020 - км 0+190, км 0+240 - км 0+400, км 0+600 - км 0+610, км 1+020-км 1+120, поскольку в июле-октябре 2023 года ООО «Солид» выполнен ямочный ремонт автомобильной дороги «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино, что подтверждается сведениями журнала производства работ, а также сведениями системы Глонасс о работе передвижной техники.
В соответствии с п. 2.1 Устава ГОКУ «Новгородавтодор» предметом деятельности Учреждения является осуществление полномочий исполнительных органов государственной власти Новгородской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них на территории Новгородской области и осуществления на них дорожной деятельности, а так же содействие в повышении безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах Новгородской области.
В силу п. 2.2 Устава ГОКУ «Новгородавтодор» одной из целей деятельности Учреждения является организация выполнения работ по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог за счет и в пределах выделенных на эти цели финансовых средств.
Согласно п. 2 Правил организации и проведения работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, утвержденных постановлением Администрации Новгородской области от 29.10.2010 N 520, организация работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог включает следующие мероприятия: оценка технического состояния автомобильных дорог; разработка проектов работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - проекты) или сметных расчетов стоимости работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - сметные расчеты); разработка документации о закупках, проектов государственных контрактов на осуществление работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог (далее - контракты); осуществление контроля за исполнением подрядными организациями условий контрактов; приемка работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п. 3 вышеназванных Правил организацию работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог осуществляет государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».
Таким образом, на ГОКУ «Новгородавтодор» лежит обязанность по ремонту и содержанию переданных в оперативное управление Учреждения автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, являющихся собственностью Новгородской области.
С учетом изложенного, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению в части требований о возложении на Учреждение обязанности организовать выполнение работ по надлежащему содержанию автомобильной дороги «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино, а именно: обустроить пешеходные дорожки на участках км 0+098 - км 0+195, км 0+239 - км 0+564, км 0+564 - км 0+710 в соответствии с п.4.5.1.1 ГОСТ Р52766-2007; установить дорожные знаки приоритета 2.1 и 2.4 перед каждым из перекрестков, расположенных на км 0+211, км 0+610, км 0+706, км 1+075 в соответствии с п.5.1.9, п.5.3.1, п.5.3.2 и п.5.3.6 ГОСТ Р52289-2019; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14 «зебра» на участке км 0+562 - км 0+566 в соответствии с п. 6.2.17 ГОСТ Р52289-2019. Оснований для удовлетворения иска в остальной части не имеется.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Разрешая вопрос о сроке организации ответчиком ГОКУ «Новгородавтодор» работ по устранению недостатков в содержании автомобильных дорог, суд, учитывая период времени, необходимый для обеспечения финансирования работ, специфику работ, в том числе их сезонный характер, полагает необходимым установить данный срок – до 01.11.2024.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск прокурора Окуловского Новгородской области удовлетворить частично.
Обязать ГОКУ «Новгородавтодор» в срок до 01.11.2024 организовать выполнение работ по надлежащему содержанию автомобильной дороги «А-114 - Устюжна - Крестцы - Яжелбицы - Великие Луки - Невель» - Шуркино, а именно:
обустроить пешеходные дорожки на участках км 0+098 - км 0+195, км 0+239 - км 0+564, км 0+564 - км 0+710 в соответствии с п.4.5.1.1 ГОСТ Р52766-2007; установить дорожные знаки приоритета 2.1 и 2.4 перед каждым из перекрестков, расположенных на км 0+211, км 0+610, км 0+706, км 1+075 в соответствии с п.5.1.9, п.5.3.1, п.5.3.2 и п.5.3.6 ГОСТ Р52289-2019; нанести горизонтальную дорожную разметку 1.14 «зебра» на участке км 0+562 - км 0+566 в соответствии с п. 6.2.17 ГОСТ Р52289-2019.
В удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.
На решение лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором - принесено апелляционное представление в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий Н.А. Галкина
Мотивированное решение составлено: 04 марта 2024 года.