Дело №а-525/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2020 года г. Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Курносова И.А.,
при секретаре Угловой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ковалева Сергея Николаевича и Бабынина Виталия Леонидовича к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,
УСТАНОВИЛ:
Ковалев С.Н. и Бабынин В.Л. обратились в суд с административным иском к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее ТУ Росимущества в Ростовской области) об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что им на праве собственности принадлежит объект недвижимости, расположенный на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>. Они обратились в ТУ Росимущества в Ростовской области с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка для последующего его предоставления путем продажи в общую долевую собственность без проведения торгов. Ими были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе» (далее - Требования) и Приказом Министерства экономического развития РФ от 12.01.2015 № 1 «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов».
Однако административный ответчик немотивированно отказал в утверждении предоставленной схемы.
С данным решением административные истцы не согласны, считают его незаконным и необоснованным. По мнению административных истцов, отказ уполномоченного органа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории нарушает их законное право на приобретение земельного участка в собственность, тем самым, они лишаются возможности на легальное использование и оформление фактически занимаемого земельного участка, что влечет наступление негативных последствий.
На основании изложенного, Ковалев С.Н. и Бабынин В.Л. просили суд признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Ростовской области от 08.07.2020 № 61-СВ-12/5172 и обязать ТУ Росимущества в Ростовской области принять положительное решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории в отношении образуемого земельного участка.
От представителя административного ответчика ТУ Росимущества в Ростовской области поступили письменные возражения на административное исковое заявление, в которых он просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что в нарушение п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ, заявителями не была предоставлена информация об отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образуемый в соответствии со схемой раздела земельного участка на кадастровом плане территории. Кроме того, в нарушение п. 4 Требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (утвержденных Приказом Министерства экономического развития РФ от 27.11.2014 № 762) (далее - Требования), сведения о местоположении зданий в границах образуемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером №, сохраненного в измененных границах, в соответствии с прилагаемой схемой, заявителями представлены не были. Также в нарушение п. 6 указанных Требований графическая информация схемы не содержит обозначения характерных точек границ исходного земельного участка. Представитель административного ответчика указывает, что в представленной на рассмотрение схеме имеется и нарушение п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ, а именно, образование земельного участка приводит к вкрапливанию, а также изломанности границ. Кроме того, из схемы не представляется возможным определить, как будет осуществляться доступ к образуемому земельному участку. При этом образование земельного участка приведет к невозможности использования образуемого земельного участка, так и исходного земельного участка в соответствии с их целевым назначением. С учетом изложенного, представитель административного ответчика полагал, что отказ ТУ Росимущества в Ростовской области основан на нормах действующего законодательства Российской Федерации и не нарушает права и законные интересы административных истцов.
В судебном заседании представитель административных истцов Мешкова Ю.В., действующая на основании доверенностей, поддержала административные исковые требования, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в административном исковом заявлении.
Административные истцы Ковалев С.Н. и Бабынин В.Л., представитель административного ответчика ТУ Росимущества в Ростовской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в соответствии со ст.150, ч.6 ст.226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя административных истцов, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих осуществляется в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия (бездействия) государственного, муниципального органа или должностного лица незаконным необходимо наличие двух условий одновременно: противоречия его закону и нарушения им прав, свобод и законных интересов административного истца.
В судебном заседании установлено, что административным истцам Ковалеву С.Н. и Бабынину В.Л. на праве общей долевой собственности принадлежит гараж, расположенный по адресу: <адрес>, что подтверждается копиями выписок из ЕГРН (л.д.10-14), выпиской из ЕГРН (л.д.28-33).
Указанный гараж находится на земельном участке площадью 5 836 кв.м, с кадастровым номером №, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – АЗС-71, расположенном по адресу: <адрес>, данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается копией выписки из ЕГРН (л.д.88-90).
8 июня 2020 года административные истцы Ковалев С.Н. и Бабынин В.Л. направили по почте в ТУ Росимущества в Ростовской области заявление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой плане территории в целях его образования путем раздела находящегося в федеральной собственности земельного участка для последующего предоставления административным истцам в собственность без проведения торгов, на которое получили ответ ТУ Росимущества в Ростовской области от 08.07.2020 № 61-СВ-12/5172 об отсутствии возможности утверждения схемы расположения земельного участка проектной площадью 739 кв.м., образуемого из земельного участка с кадастровым номером №, площадью 5836 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, со ссылкой на ранее направленные заявителям ответы на аналогичные их заявления, что подтверждается копией заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и копиями прилагаемых к нему документов (л.д.15-17, 43-67), копией описи вложения в почтовое отправление (л.д.18, 45), копией ответа ТУ Росимущества в Ростовской области (л.д.42).
Из предыдущих ответов ТУ Росимущества в Ростовской области на аналогичные заявления Ковалева С.Н. и Бабынина В.Л. следует, что в утверждении схемы расположения спорного земельного участка было отказано, в связи с тем, что: в нарушение п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ не предоставлена информация об отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образуемый в соответствии со схемой раздела земельного участка на кадастровом плане территории; в нарушение п.4 Требований не представлены сведения о местоположения зданий в границах образуемого земельного участка и исходного земельного участка с кадастровым номером №, сохраненного в измененных границах в соответствии с прилагаемой схемой; в нарушение п.6 Требований в схеме расположения земельного участка отсутствуют изображение границ исходного земельного участка; в нарушение п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка приводит к вкрапливанию и изломанности границ; из схемы не представляется возможным определить, как будет осуществляться доступ к образуемому земельному участку.
Данные обстоятельства подтверждаются, копиями предыдущих заявлений Ковалева С.Н. и Бабынина В.Л. об утверждении схемы расположения земельного участка и копиями ответов ТУ Росимущества в Ростовской области на эти заявления (л.д.68-84).
Согласно п.1 ст.39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ установлено, что без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных ст.39.1 настоящего Кодекса.
В соответствии с п.1 ст.39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса РФ и предусматривает, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка, заявление о предоставлении земельного участка подаются или направляются в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом по их выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, процедура предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения торгов начинается с подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Отказывая административным истцам в утверждении схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории ТУ Росимущества в Ростовской области указало, что:
- в нарушение п.1 ст.11.3 Земельного кодекса РФ не предоставлена информация об отсутствии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образуемый в соответствии со схемой раздела земельного участка на кадастровом плане территории;
- в нарушение п. 4 Требований сведения о местоположения зданий в границах образуемого земельного участка и земельного участка с кадастровым номером 61:35:0110102:9, сохраненного в измененных границах в соответствии с прилагаемой схемой, не представлены;
- в нарушение п.6 Требований в схеме расположения земельного участка отсутствуют изображение границ исходного земельного участка;
- в нарушение п.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельного участка приводит к вкрапливанию и изломанности границ;
- из схемы не представляется возможным определить, как будет осуществляться доступ к образуемому земельному участку.
Пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, а именно:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Таким образом, как установлено в судебном заседании, основанием для отказа административным истцам в утверждении схемы расположения земельного участка явилось:
- несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с п.12 ст.11.10 Земельного кодекса РФ;
- разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса РФ требований к образуемым земельным участкам.
Несоответствие схемы расположения земельного участка требованиям к ее подготовке заключалось в том, что в нарушение п.4 и п.6 Требований административными истцами не были представлены сведения о местоположения зданий в границах образуемого земельного участка и исходного земельного участка с кадастровым номером №, сохраненного в измененных границах в соответствии с прилагаемой схемой, а также в нарушение п.6 Требований в схеме расположения земельного участка отсутствуют изображение границ исходного земельного участка.
Нарушения же требований к образуемым земельным участкам заключалось в том, что в нарушение п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ образование спорного земельного участка в границах, указанных на представленной административными истцами схеме, приводило к вкрапливанию спорного земельного участка в исходный и к изломанности границ исходного земельного участка, поскольку спорный земельный участок охватывается исходным земельным участком.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются копией схемы расположения земельного участка, представленной на утверждение (л.д.46), выпиской из ЕГРН на здание гаража, принадлежащего административным истцам (л.д.28-33), копией выписки из ЕГРН исходного земельного участка (л.д.88-91).
В соответствии с п.1 ст.11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Комплексное по своей природе правовое регулирование земельных отношений основывается на ряде принципов, в том числе приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды, а также сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком (подпункты 2 и 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ).
Указанные принципы конкретизированы в ряде норм земельного законодательства. Так, пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные названным Кодексом, другими федеральными законами.
Соблюдение указанных принципов позволяет организовать рациональное использование земель в целях совершенствования их распределения в соответствии с перспективами развития экономики муниципального образования, улучшения организации территорий и определения иных направлений рационального использования земель (абзац первый статьи 14 Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве»).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Оспариваемый в рамках данного административного дела отказ ТУ Росимущества в Ростовской области содержит указания на конкретные недостатки вновь образуемого земельного участка, препятствующие рациональному использованию и охране земель.
Из схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории следует, что образуемый земельный участок охватывается исходным земельным участком стрех сторон, что приводит к вкрапливанию спорного земельного участка в исходный и к изломанности границ исходного земельного участка.
Нарушение вышеприведенных положений Земельного кодекса РФ нашло свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, что исключает возможность образования спорного земельного участка в результате перераспределения и препятствует утверждению схемы его границ.
Доводы представителя административных истцов о том, что к заявлению об утверждении схемы расположения земельного участка была приложена новая схема с устраненными недостатками, суд отклоняет, поскольку представленная на утверждение схема расположения спорного земельного участка имеет те же недостатки, что и предыдущие.
Анализируя применительно к изложенному поведение административного ответчика в рассматриваемых правоотношениях, оснований полагать, что оно не соответствовало закону, нарушало права административных истцов, равно как административным ответчиком допущено незаконное бездействие при решении вопроса об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории в порядке, установленном ст. 11.10 Земельного кодекса РФ, не имеется; доводы административных истцов и их представителя об обратном не нашли своего объективного подтверждения.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований Ковалева С.Н. и Бабынина В.Л., поскольку необходимая совокупность условий, предусмотренных п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, для удовлетворения требований административных истцов не установлена.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Ковалева Сергея Николаевича и Бабынина Виталия Леонидовича к Территориальному Управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области об оспаривании решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Курносов И.А.
Решение принято в окончательной форме 18 сентября 2020 года.