Решение по делу № 2-1136/2021 от 05.07.2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Тулун                                       27 августа 2021 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи – Татаринцевой Е.В.,

при секретаре – Пласкеевой Е.Л.,

с участием:

ответчика – Трифачева Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1136/2021 по иску Муниципального учреждения «Администрация г. Тулуна» к Трифачеву Б.А. об обязании разобрать остатки дома и вывезти строительный и бытовой мусор,

установил:

Муниципальное учреждение «Администрация г. Тулуна» (далее также администрация) обратилось в суд с исковым заявлением к Трифачеву Б.А. об обязании разобрать остатки дома и вывезти строительный и бытовой мусор.

В обоснование заявленных исковых требований администрация указала, что Трифачеву Б.А. на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ****. В результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, жилой дом и постройки, находящиеся по указанному адресу, были повреждены и признаны непригодными для использования по назначению. Ответчиком получена компенсация за утраченное имущество в полном объёме.

В соответствии с п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации на ответчике как на землепользователе лежит обязанность по очистке земельного участка от строительных отходов.

Неосуществление действий по очистке земельного участка от мусора в течение года указывает на виновные действия, нарушающие земельное, градостроительное законодательство, законодательство о технических регламентах.

Просила: обязать Трифачева Б.А., родившегося ......, являющегося собственником жилого дома, расположенного по адресу: ****, разобрать остатки дома и вывезти строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.

Представитель истца, надлежащим образом извещённого о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд находит возможным рассмотреть дело в соответствии с ч. 5 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Ответчик Трифачев Б.А. в судебном заседании исковые требования не признал, пояснив, что его дети купили жилые дома, и он просит предоставить срок до ......, чтобы разобрать пострадавший в наводнение дом для строительства хозяйственных построек. Указание, что дом находился по **** – это ошибка, дом находится по ****.

Выслушав ответчика Трифачева Б.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 35 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В соответствии со ст. 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.

Термин «лишен» означает принудительный характер прекращения права частной собственности и владения жилищем и предполагает наличие спора, что в обязательном порядке требует судебного контроля.

Европейский Суд по правам человека исходит из того, что каждый имеет право на беспрепятственное пользование и владение своим имуществом, в том числе в рамках осуществления вещных прав, также подлежащих защите на основании Протокола № 1 от 20 марта 1952 г. к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной в г. Риме 4 ноября 1950 г. (решения от 23 сентября 1982 г. по делу «Спорронг и Леннрот против Швеции», от 21 февраля 1986 г. по делу «Джеймс и другие против Соединенного Королевства», от 30 мая 2000 г. по делу «Карбонара и Вентура против Италии»).

Согласно п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

В кассационном определении от 9 сентября 2020 г. № 48-КАД20-4-К7 Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации указала, что согласно п. 1 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации основанием прекращения права собственности на вещь является, в том числе, гибель или уничтожение этой вещи, влекущие полную и безвозвратную утрату такого имущества, то есть право на вещь не может существовать в отсутствие самой вещи.

Частью 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что эксплуатация зданий, сооружений прекращается после их вывода из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами, а также в случае случайной гибели, сноса зданий, сооружений.

Согласно п. 14.4 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства – ликвидация объекта капитального строительства путем его разрушения (за исключением разрушения вследствие природных явлений либо противоправных действий третьих лиц), разборки и (или) демонтажа объекта капитального строительства, в том числе его частей.

Таким образом, разбор объекта капитального строительства относится к его сносу.

В силу ч. 1 ст. 55.30 Градостроительного кодекса Российской Федерации снос объекта капитального строительства осуществляется на основании решения собственника объекта капитального строительства или застройщика либо в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, на основании решения суда или органа местного самоуправления.

Из договора от ...... следует, что Ф. подарила Трифачеву Б.А. жилой дом по адресу: ****, общей площадью .......... кв.м. Данный договор ...... был зарегистрирован в БТИ (л.д. ..........).

Согласно выписке из ЕГРН от ......*** сведения о зарегистрированных правах на земельный участок по адресу: ****, в ЕГРН отсутствуют (л.д. ..........).

Вместе с тем из инвентарного дела на жилой дом, расположенный по адресу: **** (ранее ****, усматривается, что ...... между Отделом коммунального хозяйства исполкома Тулунского городского Совета депутатов трудящихся и П. был заключен договора о предоставлении в бессрочное пользование участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности. Основанием для заключения договора послужило решение исполнительного комитета Тулунского городского Совета трудящихся (далее – исполком) от ...... (л.д. ..........).

Согласно решению исполкома ...... *** П. был отведён земельный участок для строительства нового деревянно-рубленного дома, размером .......... м в **** площадью .......... кв.м (п. *** раздела ***) (л.д. ..........).

В соответствии с Земельным кодексом РСФСР 1922 г. все земли, в чьем бы они ведении не состояли, составляли собственность Рабоче-Крестьянского Государства (п. 2 Основных положений) и могли быть предоставлены в трудовое пользование (п. 14 часть 1 раздел I).

Земельным кодексом РСФСР 1970 г. было также установлено, что земля является государственной собственностью (ст. 3) и предоставляется в пользование (ст. 9).

Решением исполкома от ...... *** **** был переименован в ****, а **** в **** (п. п. .......... Приложения к решению исполкома).

Решением исполкома от ...... *** выстроенный П. жилой дом по ****, **** был принят в эксплуатацию (л.д. ..........).

На основании договора от ...... П. продала жилой дом по адресу: ****, С. (л.д. ..........).

Как указывалось выше, С. подарила в дальнейшем жилой дом по **** в **** Трифачеву Б.А.

Согласно информации отдела архитектуры и градостроительства Комитета по строительству и городскому хозяйству МУ «Администрация г. Тулуна» от ...... в соответствии с перечнем наименований улиц ****, утвержденным постановлением мэра **** от ...... ***, **** числится в муниципальном образовании – «г. Тулун» в центральном районе. Наименования **** в перечне улиц отсутствует.

В судебном заседании Трифачев Б.А. пояснил, что указание, что дом находился по **** – это ошибка, дом находится по **** в ****.

Частью 2 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется.

Таким образом, к Трифачеву Б.А. одновременно с жилым домом, расположенным по ****, перешло право пользования земельным участком под ним.

Постановлением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от 29 июня 2019 г. № 1047 (с изм. от 15 ноября 2019 г. № 5114) была утверждена зона чрезвычайной ситуации, сложившейся на территории муниципального образования – «город Тулун» в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г., в которую включены все дома по **** в **** 100% (л.д..........).

Заключением межведомственной комиссии об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом от ...... *** были выявлены основания для признания жилого дома по адресу: ****, непригодным для проживания (л.д. ..........).

Постановлением администрации городского округа муниципального образования – «город Тулун» от ...... *** жилое помещение, расположенное по адресу: ****, было признано непригодным для проживания (л.д. ..........).

В данном случае основанием для принятия решения о признании жилого дома непригодным для проживания явилась чрезвычайная ситуация – наводнение на территории **** 28 – 29 июня 2019 г., которое указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. № 316 «О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области» было признано чрезвычайной ситуацией федерального характера (п. 1).

Нормы Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Правил предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. № 916, не содержат положений о судьбе жилья, пришедшего в непригодное для проживания состояние.

17 июля 2019 г. постановлением Правительства Иркутской области № 556-пп было утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне – июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее – Положение).

Постановлением Правительства Иркутской области от 20 декабря 2019 г. № 1110-пп, вступившим в законную силу 1 января 2020 г., данное Положение дополнено п. 7 (1), которым предусмотрено, что условием предоставления социальной выплаты гражданину, являвшемуся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственником (сособственником) утраченного жилого помещения без установленных обременений или имеющему документы, является данное им обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения (жилого помещения и земельного участка, на котором оно расположено) в собственность Иркутской области или муниципальную собственность.

Исполнение указанных обязательств осуществляется в течение двух месяцев со дня регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием социальной выплаты.

Доказательств того, что Трифачевым Б.А. органу местного самоуправления было дано указанное обязательство, истцом в суд не предоставлено.

Согласно информации Областного государственного учреждения «Управление социальной защиты населения по г. Тулуну и Тулунскому району» от ...... *** Трифачеву Б.А., проживавшему в жилом помещении по адресу: ****, на средства социальный выплаты, предоставленные пострадавшим в результате паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г., было приобретено жилое помещение по адресу: **** (л.д. ..........).

...... МУ «Администрация г. Тулуна» Трифачеву Б.А. было направлено письмо исх. ***, в котором органом местного самоуправления собственнику жилого дома предложено в срок до ...... произвести снос жилого помещения по адресу: **** (л.д. ..........).

В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (с п. 2 ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Как указано в ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 21 декабря 19934 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к обязанностям граждан относится соблюдение требований пожарной безопасности.

Пунктом 67 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479, установлено, что правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана.

Нарушением требований пожарной безопасности, согласно ст. 1 Федерального закона «О пожарной безопасности», является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

К первичным мерам пожарной безопасности относится реализация полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового обеспечения пожарной безопасности муниципального образования (п. 1 ст. 63 Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»).

Из акта визуального осмотра помещения от ...... усматривается, что на участке по адресу: ****, расположено жилое помещение, в котором длительное время никто не проживает, окна повреждены, двери демонтированы, на участке имеется строительный и бытовой мусор, доступ для третьих лиц не ограничен (л.д. ..........). Данные акта подтверждаются фотографиями строения и земельного участка (л.д. ..........).

В силу ч. 1 ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. При этом каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Поскольку на Трифачеве Б.А. как пользователе земельного участка по адресу: ****, лежит обязанность по своевременной уборке мусора, наличие которого на земельном участке подтверждается актом визуального осмотра помещения и фотографиями, то исковые требования МУ «Администрация г. Тулуна» в части обязания Трифачева Б.А. вывезти строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, подлежат удовлетворению.

Вместе с тем истцом доказательств факта полной и безвозвратной утраты спорного дома, в суд не представлено, как не представлено и акта обследования утраты объекта недвижимого имущества, подготовленного кадастровым инженером на основании ч. 1 ст. 23 Закона о регистрации.

Пунктом 2 ст. 235 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что принудительное изъятие у собственника имущества, не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производятся:

1) обращение взыскания на имущество по обязательствам (статья 237);

2) отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (статья 238);

3) отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием земельного участка ввиду его ненадлежащего использования (статья 239);

3.1) отчуждение объекта незавершенного строительства в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (статья 239.1);

3.2) отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2);

4) выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, домашних животных (статьи 240 и 241);

5) реквизиция (статья 242);

6) конфискация (статья 243);

7) отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей 239.2, пунктом 4 статьи 252, пунктом 2 статьи 272, статьями 282, 285, 293, пунктами 4 и 5 статьи 1252 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) обращение по решению суда в доход Российской Федерации имущества, в отношении которого не представлены в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции доказательства его приобретения на законные доходы;

9) обращение по решению суда в доход Российской Федерации денег, ценностей, иного имущества и доходов от них, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии терроризму лицом не представлены сведения, подтверждающие законность их приобретения.

В соответствии со ст. 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

Согласно ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд (ч. 1).

Собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством (ч. 4).

Если собственник жилого помещения не заключил в порядке, установленном земельным законодательством, соглашение об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него жилого помещения, допускается принудительное изъятие жилого помещения на основании решения суда. Соответствующий иск может быть предъявлен в течение срока действия решения об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее, чем до истечения трех месяцев со дня получения собственником жилого помещения проекта соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (ч. 9).

Признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок (ч. 10).

При этом истцом как органом местного самоуправления не представлено в суд доказательств принятия решения о сносе жилого дома, принадлежащего ответчикам, а также соблюдения процедуры изъятия жилого помещения.

Таким образом, исковые требования МУ «Администрация г. Тулуна» в части возложения на Трифачева Б.А. обязанности разобрать остатки дома, расположенного по адресу: ****, не подлежат удовлетворению.

В силу ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Орган местного самоуправления освобождён от уплаты государственной пошлины на основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Следовательно, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

решил:

    исковые требования Муниципального учреждения «Администрация г. Тулуна» к Трифачеву Б.А. об обязании разобрать остатки дома и вывезти строительный и бытовой мусор удовлетворить частично.

Обязать Трифачева Б.А., родившегося ......, вывезти строительный и бытовой мусор, образовавшийся в результате наводнения, произошедшего в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области, на земельном участке по адресу: ****.

В удовлетворении исковых требований Муниципального учреждения «Администрация г. Тулуна» об обязании Трифачева Б.А., родившегося ......, являющегося собственником жилого дома, расположенного по адресу: ****, разобрать остатки дома отказать.

Взыскать с Трифачева Б.А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Тулунский городской суд Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий                        Е.В. Татаринцева

Решение принято судом в окончательной форме 30 августа 2021 г.

2-1136/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
МУ "Администрация городского округа муниципального образования "город Тулун"
Ответчики
Трифачев Борис Александрович
Суд
Тулунский городской суд Иркутской области
Судья
Татаринцева Елена Васильевна
Дело на сайте суда
tulunsky.irk.sudrf.ru
05.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.07.2021Передача материалов судье
05.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.07.2021Судебное заседание
12.08.2021Судебное заседание
27.08.2021Судебное заседание
30.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.09.2021Дело оформлено
27.08.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее