Судья Бахорина М.А. № 33-3849/2020
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 декабря 2020 г. г. Петрозаводск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Степановой Т.Г.,
судей Маловой Н.Б., Никитиной А.В.
при ведении протокола помощником судьи Головановой А.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-634/2020 по апелляционной жалобе истца на решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 23 сентября 2020 года по гражданскому делу по иску Кюроева А. Д. к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия об установлении границ земельного участка.
Заслушав доклад судьи Маловой Н.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Кюроев А.Д. обратился в суд с иском по тем основаниям, что он является собственником (...) доли в праве общей собственности жилого дома с кадастровым номером №, находящегося по адресу: (.....). Иные доли принадлежат: Лендяшеву А.С. - (...), Ксенчину А.И. - (...). Жилой дом ХХ.ХХ.ХХ года постройки и вспомогательные постройки (сарай, баня, летняя кухня) расположены на земельном участке с кадастровым номером №, земельный участок ранее учтенный, право собственности не зарегистрировано. При обращении к кадастровому инженеру был составлен межевой план, согласно которому земельный участок является многоконтурным и определены координаты его характерных точек, указанный план согласован с Государственным комитетом по управлению государственным имуществом и организации закупок, однако уточнить границы земельного участка в Государственном кадастре недвижимости и оформить его в долевую собственность не представилось возможным. Ссылаясь на ст. 64, 68, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, истец с учетом уточнения предмета иска, просил суд установить факт существования земельного участка с кадастровым номером №, площадью (...) кв.м., расположенного при домовладении (.....), согласно координатам характерных точек, имеющих следующее значение: (...).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Управление Росреестра по Республике Карелия, Ксенчин А. И., Лендяшев А. С., кадастровый инженер Шепелева Л. В., администрация Янишпольского сельского поселения.
Протокольным определением суда от ХХ.ХХ.ХХ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Вишневский М. В., Овчинникова Н. П. и Богданова В. И..
Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе представитель истца Синько И.М., действующий на основании доверенности, просит постановленное по делу решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на доводы, аналогичные приведенным в исковом заявлении. Указывает, что судом неправильно применены нормы материального права. Выражает несогласие с выводами суда о ненадлежащем способе защиты нарушенного права. Полагает, что дата постройки жилого дома и факт постановки земельного участка на кадастровый учет с достоверностью подтверждают существование земельного участка на местности более пятнадцати лет. Отмечает, что давность владения не является аргументом истца, его права на земельный участок корреспондируются титулом собственника. Используя жилой дом, он фактически является владельцем обозначенного в иске земельного участка. Считает, что в рассматриваемом деле не имеется спора о праве на земельный участок.
Лица, участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обозрев технический паспорт на здание № по (.....), обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст.3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
В силу ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации суд осуществляет защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части (ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Как указано в ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ, при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Порядок согласования границ земельного участка урегулирован положениями ст. 39-40 Федеральный закон от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». Согласно ч. 5 ст. 40 которого споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Исходя из требований п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные споры рассматриваются в судебном порядке. В частности, к таким спорам относятся споры смежных землепользователей о границах земельного участка.
В силу ст.60 Земельного кодекса Российской Федерации действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Из материалов дела следует, что Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером №, местоположение определено как: (.....), категория земель - (...), разрешенное использование – (...), площадь – (...) кв.м. Сведения о зарегистрированных правах, ограничениях (обременениях) прав на указанный земельный участок в ЕГРН отсутствуют, граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями действующего законодательства. На земельном участке расположено здание (жилой дом) с кадастровым №, адрес: (.....), дата постройки – ХХ.ХХ.ХХ, находится в долевой собственности у Кюроева А.Д. ((...) доли в праве (договор дарения от ХХ.ХХ.ХХ), Лендяшева А.С. – (...) доля в праве (договор дарения от ХХ.ХХ.ХХ) и Ксенчина А.И. - (...) доли в праве (договор дарения от ХХ.ХХ.ХХ).
В ЕГРН сведения о земельном участке были внесены ХХ.ХХ.ХХ на основании инвентаризационной описи (перечня вновь выявленных земельных участков в границах кадастрового квартала № по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ), переданной (...) в соответствии с п. 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра от ХХ.ХХ.ХХ.
В указанном перечне указано, что площадь участка составляет (...) кв.м., источник информации – списки налогоплательщиков.
Пунктом 3.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Росземкадастра № от ХХ.ХХ.ХХ, п.п. 1.3, 1.4 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках №, утвержденных Росземкадастром ХХ.ХХ.ХХ указано, что внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществляется только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью, состоящей из перечня ранее учтенных земельных участков, инвентаризационного плана (схемы, чертежа) земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, скомплектованных в отдельное инвентаризационное дело.
Согласно п. 3.1. Указаний для создания инвентаризационного плана земельных участков в квартале используются документы, которые содержат графическое описание земельного участка. Если графические описания земельного участка содержатся в нескольких документах, устанавливается следующая последовательность приоритетности применения документов:
- правоудостоверяющие документы;
- правоустанавливающие документы;
- дежурная кадастровая карта (план) (в бумажном или электронном виде);
- межевые дела;
- землеустроительные дела;
- материалы изысканий и обследований.
Согласно п. 2.2. Указаний для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках: поземельные книги; журналы учета кадастровых номеров; списки плательщиков земельного налога и арендной платы по состоянию на дату инвентаризации сведений с подтверждением осуществления указанных платежей.
Согласно п. 2.3. Указаний при составлении перечня используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра: во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах); во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков.
В соответствии с п. 2.4. Указаний в качестве дополнительных источников сведений о ранее учтенных земельных участках используются: утвержденные материалы инвентаризации земель; сведения земельно - информационных систем территориальных органов Росземкадастра.
Таким образом, судебная коллегия полагает необходимым указать, что в отношении спорного участка отсутствовали иные документы, кроме списков налогоплательщиков, что в соответствии с приведенными правовыми актами не позволяло внести сведения о таком участке в ЕГРН ввиду отсутствия описания такого участка, документов, подтверждающих закрепление его за конкретными лицами в установленном порядке или доказательств нахождения его в собственности конкретных лиц, предоставления и прав на него.
При этом ХХ.ХХ.ХХ Кюроев А.Д. обращался в адрес Комитета с заявлением о согласовании границ и площади земельного участка с кадастровым номером №, ХХ.ХХ.ХХ Комитет, осуществляющий полномочия собственника по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, вернул Кюроеву А.Д. подписанный акт согласования местоположения границ земельного участка.
Кюроев А.Д. обращался к ответчику с заявлением ХХ.ХХ.ХХ о предоставлении земельного участка с кадастровым №, без проведения торгов в аренду, ему было отказано со ссылкой на п. 24 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Заключением кадастрового инженера Шепелевой Л.В. определено, что местоположение земельного участка устанавливалось в соответствии с ч. 10 ст. 22 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» с учетом фактического землепользования, естественных границ земельного участка, сложившихся на местности более пятнадцати лет и закрепленных с использованием объектов искусственного происхождения, позволяющих определить их местоположение на местности. Земельный участок состоит из трех контуров, границы контуров земельного участка находятся в двух кадастровых кварталах (№ и №). Участок расположен в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами, площадь земельного участка, уточненная в результате кадастровых работ, не превышает площадь, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер, установленный «Правилами землепользования и застройки (...)».
ХХ.ХХ.ХХ истцу отказано в осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым № по тем основаниям, что межевой план земельного участка в нарушение ст. 22 Закона о регистрации и п. 70 Требований при выполнении кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка подготовлен кадастровым инженером не на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН и карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Как указано в ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Кроме того, в соответствии с ч. 13 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», приказом Минэкономразвития РФ от ХХ.ХХ.ХХ. № «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» (далее — Требования) утверждена форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке.
В соответствии с пунктом 70 Требований выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите «1» раздела «Исходные данные». В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом содержания утвержденного в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке проекта межевания территории. При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет. При этом наименование и реквизиты таких документов приводятся в разделе «Исходные данные», указанные документы или их копии в состав Приложения не включаются. В разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка, содержащее, например, описание конкретных объектов искусственного происхождения, которыми закреплены на местности границы земельного участка (вид объекта, например кирпичное ограждение, стена здания); сведения, обосновывающие существование границы земельного участка на местности пятнадцать и более лет (например, дата создания садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, дата карты (плана), фотопланов местности, с использованием которых определялись границы земельного участка).
Таким образом, кадастровый инженер не может указывать в разделе «Заключение кадастрового инженера» информацию о том, местоположение земельного участка определялось исходя из границ, существующих на местности пятнадцать и более лет, поскольку подтвердить такое существование границ возможно только на основании карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности.
В силу ч. 5 ст. 40 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
Таким образом, установление границ указанного участка при отсутствии картографического материала возможно только в судебном порядке и по фактическому пользованию. Однако такие требования могут быть заявлены только правообладателем земельного участка. Однако истец таковым не является.
Решением Кондопожского городского суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ удовлетворено заявление прокурора, (...), расположенная (...) по адресу: (.....) признана самовольной постройкой, суд обязан ФИО1 снести указанную постройку.
Кассационным определением Верховного суда Республики Карелия от ХХ.ХХ.ХХ решение отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. Из указанного определения следует, что ФИО1 является собственником (...) доли жилого дома в (.....). Право собственности возникло по праву наследования по закону после смерти отца ФИО2, умершего ХХ.ХХ.ХХ. Согласно лицевому счету № в пользовании у наследодателя ФИО2 находилось (...) земли, в том числе под постройками (...), на земельном участке располагались: (...). Однако указанным решением вопрос о правах на спорный участок не разрешен. Не оформлены права истца на спорный земельный участок и в настоящее время.
Разрешая спор, учитывая, что земельный участок использовался наследодателем ФИО3, при жизни наследодатель не оформил прав на него в соответствии с требованиями ранее действовавшего законодательства, правоустанавливающие документы на спорный земельный участок отсутствуют, а Кюроев А.Д. на основании договора дарения от ХХ.ХХ.ХХ между стал правообладателем (...) долей в праве общей собственности на жилой дом № по адресу: (.....), суд пришел к обоснованному выводу о том, что права Кюроева А.Д. не могут быть восстановлены путем установления границ земельного участка, правообладателем которого он не является и посредством установления фата существования участка в определенных границах.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда и полагает необходимым отметить следующее.
Согласно сведениям технического паспорта на жилой дом (инв. №), по итогам инвентаризации в ХХ.ХХ.ХХ отсутствовала постройка летняя кухня, внесенная в технический паспорт дома только по результатам инвентаризации в ХХ.ХХ.ХХ. Так же отсутствуют сведения, что используемый земельный участок когда-либо являлся многоконтурным (единым землепользованием), с образованием его частей в береговой полосе водного объекта, приватизация которого запрещена Земельным кодексом Российской Федерации, что также означает запрет на уточнение местоположения границ участка в береговую полосу после введения указанных норм.
Согласно ст. 44 Земельного кодекса РСФСР 1970 года земли сельскохозяйственного назначения предоставлялись в бессрочное пользование гражданам - для ведения личного хозяйства без применения наемного труда.
Согласно ст. 12 указанного кодекса предоставление земельных участков в пользование осуществлялось в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики, либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей.
Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается (ст. 17).
Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверялось государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов народных депутатов (ст. 18).
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 49 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о недвижимости) государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании в том числе выдаваемой органом местного самоуправления выписки из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства).
Форма выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок утверждена приказом (...) от ХХ.ХХ.ХХ № (далее - Форма), согласно которой выписка из похозяйственной книги содержит в том числе реквизиты похозяйственной книги (номер, дату начала и окончания ведения книги, наименование органа, осуществлявшего ведение похозяйственной книги).
Постановлением (...) от ХХ.ХХ.ХХ № были утверждены Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов (далее - Указания), согласно которым похозяйственные книги являлись документами первичного учета хозяйств и закладка таких похозяйственных книг и алфавитных книг хозяйств производилась сельскими Советами один раз в пять лет по состоянию на ХХ.ХХ.ХХ.
В соответствии с Порядком ведения похозяйственных книг, утвержденным приказом (...) от ХХ.ХХ.ХХ № (далее - Порядок): похозяйственная книга закладывается на пять лет на основании правового акта руководителя органа местного самоуправления; по истечении пятилетнего периода руководитель органа местного самоуправления издает правовой акт о перезакладке книг; завершенные книги хранятся в органе местного самоуправления до их передачи в государственные и муниципальные архивы в течение (...) лет.
Согласно пункту 34 Порядка любой член хозяйства вправе получить выписку из похозяйственной книги в любом объеме, по любому перечню сведений и для любых целей; выписка из похозяйственной книги может составляться в произвольной форме, форме листов похозяйственной книги или по форме выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок; выписка из похозяйственной книги должна быть зарегистрирована в органе местного самоуправления и выдана члену хозяйства по предъявлении документа, удостоверяющего личность, под личную подпись.
Одновременно следует отметить, что согласно Указаниям в похозяйственную книгу данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписывались из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг; данные о землях, выделенных крестьянским хозяйствам, выписывали из государственного акта, удостоверяющего право владения землей, или решения районного Совета народных депутатов, либо зарегистрированного местным Советом народных депутатов договора аренды земли.
В соответствии с пунктом 24 Порядка в похозяйственной книге, заполняя сведения о правах на землю, в свободных строках следует указывать номер документа, подтверждающего право на земельный участок, его категорию и размер; если документы на земельный участок оформлены не только на главу хозяйства, то в похозяйственной книге следует указать, на кого из членов хозяйства оформлен конкретный участок.
В архивном экземпляре на жилой дом имеется копия страниц похозяйственной книги №, л.л.№, лицевой счет №, согласно которой в пользовании хозяйства ФИО2 в (.....) на ХХ.ХХ.ХХ находился земельный участок площадью всего 0(...), в том числе занятый постройками и др. – (...). При этом также отсутствуют сведения о правах на указанный участок и основаниях его предоставления, что препятствуют оформлению такого права на основании выписки из похозяйственной книги.
Основания возникновения гражданских прав и обязанностей установлены в п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно положениям которого гражданские права и обязанности могут возникать из договоров и иных сделок, а также из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Таким образом, право собственности граждан на земельные участки не возникает автоматически только лишь исходя из намерения пользоваться земельным участком либо на основании факта использования земельного участка.
В связи с изложенным, судебная коллегия приходит к выводу о том, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно. Обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных в материалы дела доказательств, оценка которым дана судом первой инстанции с соблюдением требований, предъявляемых гражданским процессуальным законодательством (ст. ст. 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), и подробно изложена в мотивировочной части решения суда. Оснований не согласиться с такой оценкой не имеется.
В обоснование своей позиции истец ссылается на положения ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Действительно, согласно ч.1 ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Согласно п.5 указанной статьи для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них совместно обращаются в уполномоченный орган.
Из положений п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, и при отсутствии таких оснований, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю.
Таким образом, обязанность заключить с собственником расположенных на земельном участке строений договор купли-продажи этого участка или договор аренды, по общему правилу, возникает у уполномоченного органа с момента обращения такого собственника с соответствующим заявлением.
При таких обстоятельствах, право истца на оформление земельного участка, необходимого для обслуживания принадлежащего ему дома участвующими в деле лицами не оспаривается. Однако в настоящее время право такое не оформлено, а соответственно отсутствуют основания для уточнения характеристик спорного земельного участка по инициативе истца.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции, их переоценке и иному толкованию действующего законодательства, не содержат ссылок на новые обстоятельства, которые не были предметом исследования или опровергали бы выводы судебного решения, а также на наличие оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, а также безусловно влекущих за собой отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кондопожского городского суда Республики Карелия от 23сентября 2020 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение трех месяцев со дня их вступления в законную силу в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий
Судьи