Дело № 2-2857/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Вологда 26 апреля 2018 г.
Вологодский городской суд Вологодской области в составе судьи Юкиной Т.Л., при секретаре Розовой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Афанасьева А. Н. к Администрации города Вологды о предоставлении жилого помещения,
установил:
Афанасьев А.Н. проживает по адресу: <адрес>, согласно лицевому счёту № занимает общую площадь 13,15 кв.м.
Решением Вологодского городского суда Вологодской области от 24 июня 2014 г. по гражданскому делу № Афанасьев А.Н. включён в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания, и ремонту или реконструкции не подлежат.
Указанным решением суда установлено, что заключением от 08 июля 2013 г. № жилое помещение по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания.
Жилое помещение по адресу: <адрес> включено в Перечень непригодных для проживания муниципальных жилых помещений, подлежащих расселению, утверждённый Постановлением Администрации города Вологды от 03 февраля 2011 г. № 413.
Мотивируя тем, что до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, истец Афанасьев А.Н. обратился в суд с иском, в котором просил обязать Жилищное управление Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды предоставить ему благоустроенное жилое помещение по договору социального найма равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
В процессе рассмотрения дела произведена замена ответчика Жилищного управления Департамента имущественных отношений Администрации города Вологды на Администрацию города Вологды. Представитель истца по доверенности Бороздина Н.В. исковые требования изменила: просила обязать Администрацию города Вологды предоставить истцу вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению.
В судебном заседании истец Афанасьев А.Н. не присутствовал, о дне, времени и месте судебного разбирательства извещён надлежащим образом. Его представитель по доверенности Бороздина Н.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объёме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика по доверенности Васютина Н.С. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях, в которых указано, что жилые помещения предоставляются только гражданам, состоящим на учёте в отдельном списке внеочередников, исходя из даты включения их в отдельный список, жилое помещение истца признано непригодным для проживания 08 июля 2013 г., истец поставлен на учёт малоимущих граждан в качестве нуждающихся в 2014 г. Удовлетворение требований о немедленном предоставлении жилого помещения приведёт к ущемлению прав граждан, которые поставлены на учёт до истца, и дома которых ранее были признаны непригодными для проживания. Просила в удовлетворении иска отказать ввиду отсутствия нарушения прав истца действиями (бездействием) ответчика.
Частью 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
На основании части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Частью 2 той же статьи предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со статьёй 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населённого пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населённого пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учёте, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире. Жилое помещение, предоставляемое гражданину, выселяемому в судебном порядке, должно быть указано в решении суда о выселении.
Исходя из вышеизложенных норм права, предоставляемое жилое помещение взамен ранее занимаемого аварийного жилья должно быть благоустроенным, отвечать установленным требованиям, быть равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению и находиться в черте данного населённого пункта.
При этом закон не связывает обязанность предоставления такого жилья с размером жилой площади ранее занимаемого помещения.
В силу закона равнозначность предоставляемого жилого помещения взамен аварийного предполагает учёт его общей, а не жилой площади.
В соответствии с определениями Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 2008 г. № 554-О-О и от 28 мая 2009 г. № 605-О-О положения части 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, гарантирующие обеспечение другими жилыми помещениями граждан, переселяемых из признанных непригодными для проживания жилых помещений, обусловливают исключительно компенсационный характер такого обеспечения, поскольку очевидно, что целью законодателя в данном случае было не улучшение жилищных условий по количественным показателям, а сохранение как минимум имеющейся обеспеченности граждан жильём (чтобы права граждан при выселении не были ущемлены) с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что по общему правилу, если иное не предусмотрено федеральным законом, предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения (статья 87 Жилищного кодекса Российской Федерации) носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.
Кроме того, реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации) предполагает обязанность судов при применении положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.
Иное толкование положений статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации позволяет ухудшать жилищные условия граждан, что недопустимо с учётом компенсационного характера жилого помещения, предоставляемого в связи со сносом дома.
Из объяснений представителя истца следует, что Афанасьев А.Н. занимает комнату площадью 16,2 кв.м. Из содержания копии лицевого счёта № от 30 января 2018 г. следует, что квартира по адресу: <адрес> состоит из трёх комнат, имеет общую площадь 52,6 кв.м., в данном жилом помещении проживают четыре человека. Следовательно, размер общей площади, занимаемой истцом в жилом доме, с учётом права на места общего пользования составляет 13,15 кв.м. (52,6 кв.м. / 4).
Принимая во внимание, что Афанасьев А.Н. состоит на учёте граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включён в список граждан, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат, суд приходит к выводу о том, что у ответчика возникла обязанность по предоставлению истцу жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства, отвечающего установленным требованиям, равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, то есть состоящее не менее чем из одной комнаты общей площадью не менее 13,15 кв.м.
При таких обстоятельствах исковые требования Афанасьева А.Н. подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ 13,15 ░░.░).
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 28 ░░░░░░ 2018 ░.